Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Выступление министра занятости, труда и миграции области Н.Ю. Соколовой на Коллегии министерства

15.11.2013

Выступление министра занятости, труда и миграции области Н.Ю. Соколовой на Коллегии министерства

Уважаемые члены коллегии и приглашенные!

 

Вопросы обеспечения занятости населения, трудовых отношений, размещения производительных сил, трудовой миграции в последнее время находятся под пристальным вниманием не только на уровне Российской Федерации, но и на уровне всего мирового сообщества.

Об этом говорят состоявшиеся в последнее время крупнейшие мероприятия по данной проблематике, в числе которых проведение очередного заседания Большой двадцатки, которое проходило на российской площадке.  Впервые за всю историю «Группы двадцати» состоялась встреча министров труда и занятости с министрами финансов ведущих стран!

В числе основных обязательств, закрепленных в совместном Коммюнике  и итоговой декларации, обозначена реализация  интегрированных мер в части создания делового предпринимательского климата, снижения неформальной занятости, проведения политики, направленной на повышение экономической активности населения, повышения производительности труда, создания рабочих мест, инвестирования в человеческий капитал, формирования национальных комплексных планов по развитию занятости. Впервые был предложен интегрированный подход к формированию политики в отношении рынка труда. 

Необходимо отметить и проведение 319-ой сессии Административного совета Международной организации труда по теме: «Ситуация в сфере экономики и занятости в мире и политические решения», где также обсуждались вопросы усиления взаимосвязи между рынком труда и экономическим ростом.

Поэтому с уверенностью можно сказать, что развитие нашего социально-экономического института будет продолжено, возможно,  в новом качестве, при новых задачах и приоритетах, впереди нас ждут большие перспективы.

А теперь о дне сегодняшнем, мы подводим итоги работы Министерства за 9 месяцев и ставим задачи до конца текущего года. Необходимо отметить, что в целом мы планомерно подходим к реализации тех целей, которые были определены нашими полномочиями, областными целевыми программами, стратегическими документами и федеральными приоритетами и установками.

Во-первых, удалось сохранить достаточно стабильную ситуацию на рынке труда. На 1 октября  численность безработных составила 12,2 тыс. человек, что на 14,1% меньше, чем на начало года. При этом уровень безработицы снизился с 1,1% до 0,9% от численности экономически активного населения, что ниже, чем по РФ (1,2%). За последние 20 лет по данному показателю мы достигли исторического минимума.  Снижение безработицы продолжается, на сегодня численность безработных уменьшилась еще почти на 1000 человек (11,3 тыс. чел.).

Создание новых рабочих мест в результате реализации инвестпроектов, расширения существующих производств повлияло на рост количества вакансий, заявленных в службу занятости населения. По сравнению с 9 месяцами прошлого года рост составил 10%, при этом напряженность на рынке труда снизилась с 0,6 до 0,4 незанятых на вакансию. По данному показателю мы  в тройке лучших регионов ПФО и находимся на 17 месте в российском рейтинге.

Во-вторых,  по итогам 9 месяцев показатели долгосрочной областной целевой программы «Содействие занятости населения Саратовской области» на 2012-2014 годы либо стремятся к 100-процентному выполнению, либо уже  перевыполнены. Примеры вы можете видеть на слайде. Исключение составляет программа «Первое рабочее место» - 72% выполнения, это обусловлено основной причиной – отсутствием на учете выпускников необходимой категории. 

За последний год удалось снизить продолжительность безработицы в области с 5,7 до 5,5 месяцев.

Вместе с тем, если рассматривать ситуацию в разрезе районов, то 16 центров занятости населения (Новобурасский, Новоузенский, Балаковский, Энгельсский, Вольский, Лысогорский, Петровский, Дергачевский, Озинский, Питерский, Аркадакский, Аткарский, Саратовский, Екатериновский, Романовский, Татищевский) значительно превысили 9 месячный план  по всем 12 программным показателям. В то же время, центры занятости населения ЗАТО Шиханы,  Федоровского и Самойловского районов отстают от плана по 4 показателям, Советского - по 3 показателям.

В-третьих, благодаря мерам, принятым органами исполнительной власти области, местного самоуправления, надзора и контроля, работодателями и профсоюзами, за 9 месяцев текущего года удалось переломить тенденцию роста смертельных случаев на производстве как в организациях большинства видов экономической деятельности, так и в целом по области. Количество погибших на производстве сократилось в 2,3 раза, количество получивших тяжелые производственные травмы в 1,4 раза.

В-четвертых, Министерством были разработаны и утверждены Правительством области стратегические документы в сфере трудовой миграции. Это Концепция миграционной политики Саратовской области на период до 2025 года и программа Саратовской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 – 2015 годы.

Вместе с тем, ряд нерешенных проблем в сфере занятости, труда и миграции остается. Несмотря на относительную стабильность ситуации на рынке труда в 2013 году в целом по области, районные рынки труда характеризуются значительной дифференциацией по показателям уровня безработицы, доли граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, в общей численности населения в трудоспособном возрасте.

Так,  в 20 районах уровень безработицы превышает среднеобластной показатель. Наибольший уровень безработицы в Краснопартизанском, Федоровском и Духовницком районах.

В 11 районах доля граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, в общей численности населения в трудоспособном  возрасте, выше, чем в среднем по области (4%). Наибольшие доли отмечаются в г. Шиханы – 4,7%, в Духовницком районе и в г. Саратове – 4,6%, в Краснопартизанском районе и г. Энгельсе – 4,5%. Наименьшие – в Саратовской районе – 2,0%, в Самойловском районе – 2,2%, в Ртищевском и Ершовском районах – 2,3%.

С начала года с предприятий и организаций области было высвобождено 5,3 тыс. человек, что на 12% меньше аналогичного периода прошлого года и составляет  52 % от запланированных объемов. Тем не менее, несмотря на некоторое (на 4%) снижение по сравнению с прошлым годом, остается значительной доля граждан, высвобожденных из организаций бюджетной сферы – 41%. Среди них по-прежнему высока доля высвобождений из органов госуправления – каждый пятый, 14% приходится на органы образования, 7% - на здравоохранение.

До конца текущего года к высвобождению планируется еще 3,6 тыс. человек, что в 1,6 раза больше, чем год назад. В службу занятости населения могут обратиться 2,4 тыс. чел. или  65%. Структура высвобождений представлена на слайде. Отмечу только, что процессы оптимизации органов бюджетной сферы будут продолжены.

По-прежнему сохраняется проблема скрытой безработицы. На сегодняшний день в режиме неполной занятости работает 2,3 тыс. человек, что в 1,3 раза  превышает прошлогодний показатель.

В сложившейся ситуации говорить о том, что мы входим в кризис, преждевременно, скорее речь идет о некоторой стагнации экономики. Вместе с тем, обращаю внимание директоров центров занятости на необходимость тщательного и детального мониторинга ситуации на рынках труда района, чтобы вовремя предпринимать превентивные меры в случае ухудшения ситуации. 

Сохраняется проблема дисбаланса спроса и предложения рабочей  силы, как в целом по области, так и на локальных рынках труда, особенно в 75 сельских населенных пунктах, где практически отсутствуют работодатели.

Несмотря на снижение производственного травматизма в целом по всем отраслям, наиболее травмоопасной отраслью по-прежнему остается  сельское хозяйство, в организациях которого в текущем году в 1,6 раза возросло количество погибших на производстве и в 4 раза – количество работников, получивших тяжелые травмы. Более чем в 3,6 раза увеличилось количество работников, получивших тяжелые травмы в организациях строительного комплекса.

В сфере трудовой миграции проблемой является разрозненная законодательная база между субъектами Российской Федерации, что ограничивает процессы стимулирования привлечения в область квалифицированной рабочей силы.

Мероприятия по решению всех названных проблем отражены в государственной программе «Содействие занятости населения, совершенствование социально-трудовых отношений и регулирование трудовой миграции в Саратовской области до 2020 года». По своей сути, государственная программа – это новый инструмент  программно-целевого управления, призванный обеспечить переход органов власти к формированию программного формата бюджета, что позволит повысить прозрачность и эффективность расходования бюджетных средств. Общий объем финансирования Программы составляет более 5,3 млрд. рублей, из них около 80% - это средства федерального бюджета.

Программа разработана с учетом достигнутых результатов действующих областных целевых программ в сфере занятости, миграции и социально-трудовых отношений, в соответствии с основными стратегическими документами федерального и регионального уровней, а также с майскими Указами Президента РФ, реализация которых осуществляется и в этом году.

Неслучайно, текущий год Министерством был провозглашен Годом содействия повышению эффективности использования трудового  потенциала области. Одной из основных задач областной службы занятости населения является содействие развитию экономической активности незанятого населения, в том числе повышению уровня трудоустройства граждан, снижению средней продолжительности поиска работы.

Особое место в Указах, и соответственно в нашей работе по их реализации, уделяется мерам, способствующим повышению конкурентоспособности инвалидов и женщин, имеющих несовершеннолетних детей.

Учитывая высокую социальную значимость решения проблем этих категорий граждан,  Министерством разработан план, утверждающий комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и созданию условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью.

Вся работа по реализации Плана строится в тесном взаимодействии с нашими социальными партнерами – работодателями, профсоюзами,  Общественной палатой Саратовской области, что дало свои положительные результаты.

В этом году в 1,8 раза по сравнению с прошлым годом – до 4,3 тыс. единиц увеличилось количество вакансий с «гибкими формами» занятости, позволяющие женщинам совмещать обязанности по воспитанию детей с трудовой деятельностью.

В каждом втором коллективном договоре и практически в каждом отраслевом соглашении  (96% от общего количества)  предусмотрены льготы работающим мамам.

Такое повышенное внимание работодателей к работающим мамам позволило с  начала года при содействии нашей службы   трудоустроить 2,1 тыс. женщин, имеющих несовершеннолетних детей, 23 женщины данной категории открыли собственное дело. К обучению приступили 209 женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, что на 4% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Программный показатель выполнен на 130,6%. Наиболее активно программа реализуется в Саратове, Балаково, Энгельсе, Ртищево, Балашове.

В результате проводимой работы по итогам 10 месяцев текущего года численность безработных женщин, имеющих детей, сократилась по    сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 13,6%.

С целью расширения возможностей трудоустройства инвалидов в 2013 году Министерством реализуется областная целевая программа дополнительных мероприятий, в рамках которой предусмотрено оборудование (оснащение) 175 рабочих мест для трудоустройства инвалидов, что соответствует численности рабочих мест, оснащенных за все три предшествующих года реализации программы.

На сегодняшний день оборудовано 174 рабочих места, на которые трудоустроено 163 инвалида. Это уже способствовало тому, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года численность инвалидов, состоящих на учете в службе занятости населения, сократилась на 22%.

По результатам ежеквартального мониторинга, проводимого Министерством, уровень закрепляемости инвалидов на рабочих местах, организованных в 2012 и 2013 году составил 82,3% , в 2013 году - 94,1%. Всего с начала года был трудоустроено 848 инвалидов, из них каждый пятый - на рабочее место, оборудованное при финансовой поддержке нашей службы.

Это хороший результат, вместе с тем, Министерству совместно с  директорами центров занятости населения необходимо повысить эффективность проведения информационной кампании о мероприятиях в сфере содействия  их занятости, задача  - достучаться до каждого незанятого инвалида в трудоспособном возрасте и до членов его семьи, используя потенциал общественной палаты и общественных организаций инвалидов. 

С целью расширения возможностей трудоустройства граждан с инвалидностью и других неконкурентоспособных  категорий граждан, Министерством внесены изменения в областную целевую программу, предусматривающие ряд новых мероприятий:

первое из них - содействие трудоустройству инвалидов на рабочие места, выделенные работодателями сверх установленной квоты, с возмещением работодателям затрат на оплату труда трудоустроенных инвалидов. Реализация мероприятия началась в сентябре этого года. На 01.10.2013 года было трудоустроено 13 инвалидов (43,3% от программного показателя);

второе – это содействие трудоустройству граждан, освобожденных из мест лишения свободы, с возмещением затрат работодателям на оплату их труда. Реализация мероприятия началась в июне этого года. На 01.10.2013 года было трудоустроено 22 человека (73,3% от программного показателя);

далее - содействие трудоустройству многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов, на оборудованные (оснащенные) рабочие места. До конца года планировалось трудоустроить 7 граждан данных категорий. Вместе с тем, временные рамки прохождения согласования нормативной правовой базы по реализации данного мероприятия в Правительстве области, не позволят этого сделать. В связи  с этим, реализация данного мероприятия начнется в 2014 году, но уже в рамках государственной программы занятости;

и последнее - организация профессионального обучения незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность. До конца текущего года будет направлено не менее 40 граждан данной категории.

Одним из важных направлений работы по выполнению Указов Президента, является реализация федеральной Программы по совершенствованию систем оплаты труда работников бюджетной сферы.

Основные нормативные документы, которые должны быть приняты в текущем году, и  относящейся к зоне ответственности нашего министерства, органов местного самоуправления подготовлены и приняты. Ключевой задачей в ближайшей перспективе является их выполнение органами власти области. Это касается завершения работы по доработке показателей оценки эффективности деятельности подведомственных учреждений и их руководителей и заключению с ними трудовых договоров по новой форме.

Так же мы продолжаем координировать эту работу в администрациях районов.

В Государственной Думе  в первом чтении принят проект закона об увеличении минимального размера оплаты труда до 5554 руб. с 1 января 2014 года. Сейчас в Правительстве области прорабатывается возможность установления в области региональным соглашением минимальной заработной платы в более высоком размере.

Хотела бы обратить внимание представителей органов власти области и наших социальных партнёров, которые здесь присутствуют, на необходимость принятия мер по  обеспечению в 2014 году повышенного размера минимальной заработной платы в области.

В текущем году усилия Министерства, как и прежде, были сосредоточены на защите трудовых прав граждан. Министерством продолжалась реализация механизма социального партнерства, направленного на защиту трудовых прав граждан. В системе социального партнерства по итогам 9 месяцев текущего года действует 205 соглашений всех уровней и около 5,5 тысяч коллективных договор, которыми охвачено 71,6% от среднесписочной численности работающих по полному кругу предприятий или 495 тыс.чел.

В соответствии с Соглашением между Правительством области, объединениями работодателей и профсоюзов на 2013-2015 годы, ориентир по росту заработной платы, предусмотренный в областном трехстороннем соглашении, включен в 16 территориальных трехсторонних соглашений: г.Саратова, Аркадакского, Аткарского, Балтайского, Балашовского, Екатериновского, Краснопартизанского, Лысогорского, Новоузенского, Питерского, Ровенского, Романовского, Советского, Татищевского, Федоровского и Хвалынского муниципальных районов.

В отчетном периоде произошли существенные изменения при проведении уведомительной регистрации коллективных договоров. В соответствии с федеральным законодательством были внесены изменения в областной Закон «О социальном партнерстве в сфере труда», который закрепил проведение данной услуги за нашим министерством.

В связи с этим, перед комитетом по труду и администрациями муниципальных районов стоит важная задача – с наименьшими потерями перевести процесс регистрации коллективных договоров на новые рельсы, чтобы не потерять их количество и улучшить качественное содержание.

До конца года перед администрациями 18 муниципальных районов (вы их видите на слайде) стоит еще одна задача - должны быть заключены новые территориальные трехсторонние соглашения. В конце ноября прошу проекты соглашений представить на экспертизу в комитет по труду.

Актуальным для нашего Министерства остается вопрос предупреждения производственного травматизма и улучшения условий труда работающих. В декабре текущего года на заседании межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве области будут проанализированы предварительные результаты работы по предупреждению производственного травматизма в организациях сельского хозяйства и на предприятиях строительства, где в этом году зафиксирован значительный рост смертельного травматизма и намечены меры по дальнейшему предупреждению производственного травматизма со смертельным и тяжелым исходом.

Наши основные усилия должны быть направлены на профилактику производственного травматизма, активизацию межведомственного взаимодействия в вопросах безопасности труда, эффективное исполнение органами местного самоуправления полномочий по управлению охраной труда, распространение передового опыта по созданию здоровых и безопасных условий труда, информационное обеспечение и пропаганду охраны труда.

И конечно, мы рассчитываем на заинтересованное участие в решении проблемы снижения профессиональных рисков сторон социального партнерства в рамках областного трехстороннего соглашения. Уверена, что совместными усилиями мы сможем добиться дальнейшего повышения безопасности на производстве.

Особое внимание мы уделяем вопросам регулирования трудовой миграции, особенно в свете принятия стратегических документов, о которых я упомянула в начале своего выступления.  В соответствии с Планом по реализации региональной Концепции миграционной политики на период до 2025 года до конца текущего года и в 2014-2015 годах областной службе занятости необходимо будет усилить работу по направлениям трудовой миграции. В частности, расширить спектр оказания информационно-консультационных услуг гражданам и работодателям, в том числе привлекающим иностранную рабочую силу, активизировать работу по замещению рабочих мест, на которые планируется привлечение иностранных работников, гражданами России. Напомню, что в последние  3 года наша область планомерно сокращает цифры по привлечению гастарбайтеров.

С середины августа этого года началась реализация новой программы Саратовской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на   2013–2015 годы. Наша область первой в Российской Федерации утвердила Программу на уровне субъекта.

Регион готов продолжать успешную практику
по приему соотечественников, сложившуюся в 2010-2012 годах,
и в дальнейшем принимать не менее 2500 человек в год, обеспечив переселенцев возможностью обустройства, включая частичную оплату жилья в течение 3 месяцев для многодетных семей, и трудоустройства, в том числе переобучения по востребованным на рынке труда области специальностям.

Актуальными остаются вопросы развития электронного общества и создания электронного Правительства области. За 9 месяцев 2013 года центрами занятости населения было оказано 10,5 тыс. услуг в электронном виде (11 % от общего количества оказанных государственных услуг). По данному показателю наше Министерство находится на втором месте после Управления по делам ЗАГС Правительства Саратовской области.

В целях увеличения количества государственных услуг, создания комфортных условий при предоставлении  населению их в электронном виде,

Министерством введен в эксплуатацию программно-технический комплекс, оказывающий 5 государственных услуг в автоматическом режиме. Это позволило сократить время оказания государственной услуги в электронном виде с 7-ми суток по регламенту до 1-2 минут. За  месяц эксплуатации нового автоматического сервиса было оказано более 2 тыс. государственных услуг.

Кратко остановлюсь на задачах, которые нам необходимо выполнить до конца текущего года.

Первое. Директора центров занятости населения должны обеспечить выполнение всех показателей областных целевых и районных программ в сфере занятости населения, освоить финансовые средства  в полном объеме. Это позволит, несмотря на сезонный фактор, на рост объемов высвобождений, к концу текущего года не допустить роста уровня регистрируемой безработицы выше 1,1%, коэффициента напряженности на рынке труда – выше 0,5 незанятых на вакансию.

Второе. В социально-трудовой сфере необходимо обеспечить до конца года снижение уровня производственного травматизма в расчете на 1000 работников до 1,28 случаев, довести уровень охвата работников по полному кругу предприятий коллективно-договорными отношениями до 72%, подготовить предложения по внесению изменений в нормативную базу по оплате труда работников бюджетной сферы на следующий год.

Третье. В сфере трудовой миграции основной задачей является выполнение Плана мероприятий по реализации Концепции миграционной политики в Саратовской области на 2013 – 2015 годы, исполнение мероприятий информационной кампании в рамках Программы переселения соотечественников.

Более подробно задачи до конца 2013 года изложены в проекте решения.

В заключение  я хочу проинформировать Вас о том, что на прошлой неделе на базе Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова состоялась межрегиональная научно-практическая конференция – III Социальный форум «Рынок труда и политика занятости: состояние и перспективы развития».

Нам посчастливилось принять в нем участие наряду с ведущими политиками, учеными и практиками в области рынка труда.  На всех площадках Форума  отмечалось, что в настоящее время назрела острая необходимость построения новой архитектуры рынка труда в большой привязке к финансовой политике, ориентированной на  создание новых эффективных рабочих мест с достойным уровнем оплаты и охраны труда. Большая роль здесь  отводится работодателям – именно они должны «задавать планку» требований к обучению кадров, участвовать в их заказе, принимать активное участие в их подготовке и в оценке качества образования. Об этом мы подробно поговорим на коллегии по итогам года.

Также в рамках Форума состоялся семинар с руководителями органов, курирующих вопросы занятости и трудовых отношений, который проводила Сулягина Елена Алексеевна – и.о. руководителя Роструда.  В своем выступлении она отметила, что вновь возрастает интерес Федеральной службы к проблемам на  региональных рынках труда. В связи с этим в планах Роструда проведение  до двух раз в месяц всевозможных селекторных совещаний и  видеоконференций. Первое из них состоится 19 ноября текущего года по вопросам целесообразности изменения законодательства РФ в части, касающейся высвобождений работников и реализации  мер по содействию дальнейшему их трудоустройству. Мы ждем от вас своевременное предоставление предложений по обсуждаемому вопросу и темам, которые для вас являются наиболее актуальными.

Уважаемые коллеги, уверена, что скоординированные совместные действия, нацеленность на конечный результат, высокая ответственность работников нашей отрасли и наших партнеров, проверенная и подтвержденная временем, помогут нам достойно решить поставленные перед нами задачи, как до конца года, так и в перспективе.

Спасибо за внимание.

Возврат к списку

Поиск по сайту

схема проезда

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН



Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)


Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

 
Доступная среда