Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Выступление министра занятости, труда и миграции области Н.Ю. Соколовой на заседании Правительства области

28.11.2013

Выступление министра занятости, труда и миграции области Н.Ю. Соколовой на заседании Правительства области

Уважаемый Валерий Васильевич!

Уважаемые участники заседания!

 

Со следующего года все министерства переходят на реализацию своих полномочий в рамках государственных программ, поэтому 2013 год является завершающим для действия областных целевых программ, которые эффективно работали и  с помощью которых мы достигли определенных положительных результатов.

Во-первых, в области наблюдается положительная динамика по основным показателям рынка труда. Сегодня численность безработных составляет чуть более 11  тыс. человек, что почти на 22% меньше, чем на начало года. При этом уровень безработицы снизился до 0,9% от численности экономически активного населения, что ниже, чем по РФ (1,1%).

Вместе с тем, в 26 районах уровень безработицы превышает среднеобластной показатель. Наибольший уровень безработицы в Краснопартизанском, Федоровском и Духовницком районах.

Во-вторых, создание новых рабочих мест на предприятиях области повлияло на рост количества вакансий, заявленных в службу занятости населения. По сравнению с 10 месяцами прошлого года их количество выросло на  4%, при этом напряженность на рынке труда снизилась до 0,4 незанятых на вакансию. По данному показателю мы  в тройке лучших регионов ПФО и находимся на 17 месте в российском рейтинге.

В то же время, на рынке труда области, как и в целом по России, сохраняется проблема дисбаланса спроса и предложения рабочей  силы, особенно в 75 селах, где практически отсутствуют работодатели.

Продолжаются высвобождения с предприятий. С начала года было высвобождено 5,3 тыс. человек, что составляет  52 % от запланированных объемов. Тем не менее, до конца текущего года к высвобождению планируется еще 3,6 тыс. человек, что в 1,6 раза больше, чем год назад. В службу занятости населения могут обратиться 2,4 тыс. чел. или  65%. Структура высвобождений представлена на слайде.

В январе 2014 года к высвобождению планируется 1,2 тыс. человек, среди которых 47% приходится на центры социального обслуживания населения и больницы. Основная причина – оптимизация численности.

Около 42% приходится на работники предприятий по распределению электроэнергии, газа и воды (ОАО «Саратовэнерго», ООО «Саратовгазторг», Энгельсская и Балаковская ТЭЦ). Здесь основные причины высвобождений - ухудшение финансового положения и оптимизация производства.

В режиме неполной занятости работает 2,3 тыс. человек, что на 4,6%  превышает прошлогодний показатель.

Вместе с тем, в случае массовых высвобождений, мы готовы организовать консультационные пункты на предприятиях,  в которых будут проводиться прием и регистрация высвобожденных работников, оказываться консультации правового характера, профориентационные и профконсультационные услуги, предоставляться информация о вакансиях, которыми располагает служба занятости.

В-третьих, показатели областных целевых программ, реализуемых в сфере занятости,  либо стремятся к 100-процентному выполнению, либо уже  перевыполнены. Примеры вы можете видеть на слайде. Исключение составляет программа «Первое рабочее место» - около 80% выполнения. Причина – отсутствие на учете выпускников необходимой категории. 

В этом году участниками программы занятости стали около 126 тыс. человек, из них каждый третий трудоустроен на постоянное место работы, на общественные работы направлено 6,4 тыс. человек. 70% граждан трудоустроено в 10-дневный срок, т.е. до получения статуса безработного. Это хороший результат, которого мы добились, благодаря предоставлению широкого спектра услуг, реализации программ занятости.

По ряду показателей мы занимаем достойные места как  в ПФО, так и в России. По данным последнего мониторинга  Минтруда РФ, доля трудоустроенных граждан в числе обратившихся за содействием в поиске работы в нашу службу составила 77,2%, что выше, чем по РФ (62,8%). По данному показателю область занимает 7 место в России и 3 место по ПФО. Рейтинговое место по показателю «доля трудоустроенных на постоянное место работы» (у нас в области он составляет 68%  при средне-российском показателе 45%) еще выше - 4 место в России и 1 место по ПФО.

Наша область замыкает десятку российского рейтинга и лидирует среди регионов ПФО по показателю «доля численности получивших услуги по содействию  самозанятости безработных» - 3,9% против 1,9% по России.  

С учетом приоритетов, установленных в майских Указах Президента РФ, текущий год мы провозгласили Годом содействия повышению эффективности использования трудового  потенциала области. Особое внимание мы уделяем повышению конкурентоспособности инвалидов и женщин, имеющих несовершеннолетних детей.

В этом году в 1,8 раза по сравнению с прошлым годом – до 4,3 тыс. единиц увеличилось количество вакансий с «гибкими формами» занятости. В каждом втором коллективном договоре и практически в каждом отраслевом соглашении  предусмотрены льготы работающим мамам.

Такое повышенное внимание работодателей к работающим мамам позволило с  начала года при содействии нашей службы   трудоустроить 2,1 тыс. женщин, имеющих несовершеннолетних детей. В итоге, за 10 месяцев этого года их численность по  сравнению с 10 месяцами прошлого года сократилась на 13,6%.

В рамках  программы дополнительных мероприятий, на оборудованные при содействии нашей службы рабочие места было трудоустроено 175 инвалидов – столько же, сколько мы трудоустроили за 3 предшествующих года реализации данной программы. Всего с начала года трудоустроено 848 инвалидов, из них каждый пятый – в рамках программы допмер.

Это позволило сократить численность инвалидов, состоящих на учете в службе занятости, на 22%. Это хороший результат, вместе с тем, из общего количества работающих граждан через службу занятости проходят около 9 %. А у граждан с инвалидностью  он составляет 3,6 %. Мы видим эту проблему и работаем над повышением доверия к службе занятости среди граждан с инвалидностью и других неконкурентоспособных  категорий граждан.

Так, в этом году мы внесли изменения в действующую программу содействия занятости, предусматривающие ряд новых мероприятий.

Первое из них – содействие трудоустройству инвалидов на рабочие места, выделенные работодателями сверх установленной квоты, с возмещением работодателям затрат на оплату труда трудоустроенных инвалидов. Реализация мероприятия началась в сентябре этого года. Вместе с тем, уже трудоустроено 20 инвалидов (100% от программного показателя).

Вместе с тем, мы согласны с общественными организациями, что наша задача на ближайшую перспективу - повысить эффективность проведения информационной кампании о мероприятиях в сфере содействия  занятости инвалидов, используя потенциал общественной палаты и общественных организаций инвалидов. 

Второе  новое направление  – это содействие трудоустройству граждан, освобожденных из мест лишения свободы, с возмещением затрат работодателям на оплату их труда. На сегодняшний день трудоустроено 26 человек (104% от программного показателя).

Еще одно – содействие трудоустройству многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов, на оборудованные (оснащенные) рабочие места. До конца года планировалось трудоустроить 7 граждан данных категорий. Вместе с тем, временные рамки прохождения согласования нормативной правовой базы по реализации данного мероприятия в Правительстве области и в областной прокуратуре, не позволят этого сделать. В связи  с этим, реализация данного мероприятия начнется в 2014 году, но уже в рамках государственной программы занятости.

И последнее - организация профобучения граждан пенсионного возраста, которые стремятся возобновить трудовую деятельность. В этом году к обучению уже приступили 37 пенсионеров из 40 запланированных. 

К концу текущего года, несмотря на имеющиеся проблемы, все программные показатели будут выполнены, ситуация на рынке труда останется стабильной.

Вместе с тем, сейчас перед сферой занятости населения ставятся новые приоритеты. Акцент делается  на использовании интегрированного подхода при  формировании политики в отношении рынка труда. С одной стороны, это предполагает усиление  взаимосвязи между рынком труда и экономическим ростом, в первую очередь через создание новых рабочих мест и снижение барьеров для инвестиций в этой сфере, с другой стороны, социальная политика  должна быть направлена на обеспечение равных возможностей в сфере занятости для всех групп населения.

Частично этот вопрос мы попытались решить в рамках государственной программы «Содействие занятости населения, совершенствование социально-трудовых отношений и регулирование трудовой миграции в Саратовской области до 2020 года». Общий объем финансирования Программы составляет более 5,3 млрд. рублей, из них около 80% - это средства федерального бюджета. В Программе мы предусмотрели мероприятия, направленные на:

частичную компенсацию снижения численности занятых в экономике области за счет вовлечения в трудовую деятельность безработных граждан, женщин, воспитывающих детей  до 3-х лет, граждан, освободившихся из мест лишения свободы,  а также граждан, находящихся за пределами трудоспособного возраста;

обеспечение экономики области не менее 2,8 тыс. оборудованными рабочими местами для интеграции в трудовую деятельность инвалидов, многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов;

удовлетворение не обеспеченного внутренними ресурсами спроса экономики на рабочую силу за счёт внешней трудовой миграции.

При формировании государственной программы мы изначально увеличили (по сравнению с действующими областными программами занятости) показатели, доказавшие свою эффективность в сложившихся экономических условиях, такие как: уровень трудоустройства граждан;  трудоустройство незанятых инвалидов на оборудованные рабочие места; удельный вес квалифицированных специалистов в общей численности иностранной рабочей силы, привлекаемой на территорию области.

Еще одним инструментом синхронизации развития экономики и занятости,  является уже известный вам прогноз баланса трудовых ресурсов, с использованием данных которого министерство образования разрабатывает прогноз потребности экономики области в квалифицированных кадрах.

В перспективе будут использоваться и другие эффективные интегрированные инструменты. В настоящее время  на уровне Федерации разрабатывается программа «Новая занятость», которая предполагает серьёзное развитие мобильности трудовых ресурсов вплоть до вахтовых методов и стимулирование крупных работодателей для приёма на работу граждан (в первую очередь, с инвалидностью и молодежь) из 360–ти депрессивных районов Российской Федерации. При экономической и социальной эффективности данной программы есть надежда, что она будет распространена и по всей территории России.

Таким образом, впереди нас ждут новые ориентиры, новые задачи и планомерная работа по адаптации новых форм занятости.

Спасибо за внимание.

Возврат к списку

Поиск по сайту

схема проезда

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН



Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)


Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

 
Доступная среда