Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Выступление министра занятости, труда и миграции области Н.Ю. Соколовой на Коллегии министерства

04.03.2014

Выступление министра занятости, труда и миграции области Н.Ю. Соколовой на Коллегии министерства

Уважаемый Валерий Васильевич!

Уважаемые члены коллегии и приглашенные!

 

Сегодня мы подводим итоги работы Министерства за 2013 год  и ставим задачи на текущий год. Подробная информация о нашей деятельности представлена в раздаточном материале. Кратко об основных итогах.  

Во-первых, в прошедшем году мы добились положительной динамики по основным показателям рынка труда. Уровень безработицы снизился до 0,9% от численности ЭАН, напряженность на рынке труда - до 0,4 незанятых на вакансию. Это 3 место в ПФО и 11 место в РФ. На сегодняшний день уровень безработицы и напряженность на рынке труда области несколько увеличились – до 1,0% и 0,5 незанятых на вакансию, соответственно, что обусловлено  ежегодным влиянием сезонного фактора, характерного для региональных рынков труда  всей России.

Областные целевые программы занятости выполнены на 100%, а по многим показателям идет значительное перевыполнение. Безусловно, в достижении поставленных задач большая заслуга администраций муниципальных районов и директоров центров занятости.

Для повышения эффективности нашей деятельности мы постоянно ищем новые формы трудоустройства. Большой интерес у жителей г. Саратова вызвала ярмарка – презентация вакантных рабочих мест «Сочи -2014», которая состоялась 15 августа 2013 года в ФОК «Звездный». На ярмарке было представлено свыше 5000 вакансий,  более 300 резюме на замещение вакантных должностей было заполнено нашими жителями. И сейчас у нас есть приветственное слово от некоторых трудоустроенных счастливчиков из самого сердца Олимпийских игр.

В-вторых, благодаря мерам, принятым органами исполнительной власти области, местного самоуправления, надзора и контроля, работодателями и профсоюзами, в 2013 году  удалось переломить тенденцию роста смертельных случаев на производстве как в организациях большинства видов экономической деятельности, так и в целом по области. Количество погибших на производстве сократилось в 1,8 раза, количество получивших тяжелые производственные травмы в 1,2 раза.

В-третьих, были разработаны и утверждены стратегические документы – Концепция миграционной политики области на период до 2025 года и программа Саратовской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 – 2015 годы.

Несмотря на то, что реализация новой программы началась с июля 2013 года и первые соотечественники фактически начали прибывать с октября месяца, в области достигнут  миграционный прирост населения.

Вместе с тем, проблемы в сферах деятельности нашего министерства остаются и требуют межведомственного решения.

При внешней стабильной ситуации на рынке труда области, его функционирование в условиях инновационного развития экономики нельзя назвать эффективным. В области наблюдается дефицит высококвалифицированных кадров, нехватка специалистов рабочих профессий, работников сферы обслуживания, врачей, медсестер, инженеров и техников. В то же время на одну вакансию претендуют по 2 бухгалтера, экономиста, юриста, секретаря.

В 80% муниципальных районов есть населенные пункты, в которых практически отсутствуют работодатели. Трудно найти работу в Ал-Гайском и Духовницком районе, где на одну вакансию претендуют  3 безработных,  в Краснокутском, Краснопартизанском и Самойловском – 2 безработных.

Причин  разбалансированности рынка труда несколько:

сложившаяся ситуация говорит о неправильно заданном векторе развития профориентационной политики в области, о недостаточной информированности выпускников школ о состоянии и перспективах развития рынка труда, об отсутствии системы планирования профессиональной карьеры, развития умений и навыков, необходимых для трудоустройства;

дисбаланс усиливают демографические тенденции, влияющие на сокращение численности населения в трудоспособном возрасте,  а также миграционные процессы, связанные с оттоком части рабочей силы в другие регионы.  

Вместе с тем, проведение эффективной государственной политики в области развития трудовых ресурсов, занятости населения, профессионального образования и подготовки кадров на сегодняшний день является одним из национальных приоритетов. В связи с этим, основное внимание Министерства в этом году будет сосредоточено на вопросах синхронизации политики в сфере занятости с процессами, происходящими в экономике и образовании.  Неслучайно, 2014 год мы объявили Годом содействия сбалансированности областного рынка труда.

Мы продолжим разработку  прогноза баланса  трудовых ресурсов, показывающего, насколько сбалансировано потенциальное предложение и потенциальный спрос на рабочую силу. Продолжится реализация программ в «критических» зонах рынка труда, организация  профессионального обучения безработных, пенсионеров, желающих работать,  женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, соотечественников, переселяющихся в область, под востребованные на рынке труда профессии.

Нами  разработан и уже практически согласован в Правительстве области проект Концепции по профориентации молодежи. До 1  апреля предстоит разработать план по ее реализации. В своей деятельности центрам занятости населения необходимо предусмотреть мероприятия по повышению престижа рабочих  и инженерно-технических специальностей.

Также проходит согласование проект  Межведомственного плана мероприятий, направленных на создание на территории области условий для повышения удельного веса численности  высококвалифицированных работников, как в общей численности работающих, так и в структуре привлекаемой иностранной рабочей силы.  Основная задача, поставленная Минтруда РФ перед регионами, – довести долю высококвалифицированных кадров в общей численности работающих в целом по Российской Федерации до 31,3% к 2016 году. Сегодня она составляет 29,8%.

В настоящее время продолжаются высвобождения работников с предприятий и их перевод в режим неполной занятости. В целях проведения профилактических мер по сохранению кадрового состава предприятий, реализуется межведомственный План по содействию занятости высвобождаемых работников и подбору необходимых кадров на создаваемые рабочие места на предприятиях Саратовской области на 2014 год. В плане предусмотрены мероприятия как  для работников, находящихся под риском увольнения, так и незанятых граждан, чья численность напрямую влияет на уровень общей безработицы в области.

Уровень общей безработицы входит в перечень показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти области. По итогам рейтинга, сформированного Минрегионом России,  в 2012 году по данному показателю область заняла 26 место в РФ и 6 место в ПФО. Уровень безработицы составлял 5,4%, в 2013 году он снизился до 5,2%. С учетом положительной динамики и решения межведомственных задач, поставленных на одном из ПДС у Губернатора области В.В. Радаева, в текущем году мы прогнозируем снижение общей безработицы до 5,1%.

На рынке труда области по-прежнему существует проблема трудоустройства инвалидов, многодетных и  одиноких родителей, граждан, освобожденных из мест лишения свободы и других, наименее конкурентоспособных граждан.

Многое для повышения гибкости рынка труда нами уже сделано в рамках реализации майских Указов Президента, программы содействия занятости и программы допмероприятий.  Основные цифры вы видите на слайде. Отмечу, что проводимая работа позволила по итогам 2013 года на 21% сократить численность граждан с инвалидностью, состоящих на учете в службе занятости, на 7,7% - численность безработных женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов. Впервые мы обучили 51 пенсионера, желающего работать, из них каждый четвертый уже нашел работ, трудоустроили 26 граждан, освобожденных из мест лишения свободы с возмещением затрат работодателям на оплату их труда. Это тоже новое направление. 

В этом году работа будет продолжена. Мы усилим меры по обеспечению равных возможностей в трудоустройстве для различных групп населения. Появится новое мероприятие – трудоустройство многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов, на оборудованные (оснащенные) рабочие места.

Кроме того, перед регионами поставлена задача по увеличению втрое к 2016 году числа женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, прошедших профессиональное обучение.

Комитету по занятости населения необходимо пересмотреть программные показатели по обучению молодых мам, проанализировать, за счет оптимизации каких мероприятий мы можем усилить данное направление.

Что касается трудоустройства инвалидов на оснащенные (оборудованные) рабочие места, то  динамика заложена хорошая. К 2020 году показатель увеличится в 2,2 раза. Теперь основное внимание необходимо сосредоточить на качестве оснащаемых рабочих мест  и закрепляемости на них инвалидов. Это требование замминистра труда и соцзащиты России Татьяной Блиновой.

Информирую директоров центров занятости, что в этом месяце нас ожидает проверка Роструда по исполнению переданных полномочий. Прошу серьезно подготовиться к работе с поверяющими. Еще раз внимательно просмотреть все документы, касающиеся исполнения административного регламента по социальным выплатам безработным гражданам и финансовой отчетности. Наша задача – пройти проверку достойно, на должном уровне.

Сегодня федеральным центром перед регионами  ставится задача активизировать работу по легализации трудовых отношений, чтобы повысить доходную часть бюджетов и социальную защищенность малооплачиваемых категорий работников. В декабре 2013 года подписано региональное Соглашение о минимальной заработной плате в области, устанавливающее минимальную заработную плату в размере  6200 рублей для работников внебюджетного сектора экономики.

Сторонам социального партнерства необходимо обеспечить контроль за выполнением Соглашения, за проведением работодателями мероприятий по легализации трудовых отношений: обеспечение минимального размера оплаты труда, своевременность выплаты заработной платы, заключение трудовых договоров с работниками.

Нужно  активизировать информационную работу среди работодателей и населения по вопросам легализации заработной платы и необходимости оформления трудовых отношений.

В 2013 году произошли существенные изменения при проведении уведомительной регистрации коллективных договоров. Теперь данная услуга закреплена за нашим министерством, что, я считаю, будет  способствовать более качественному заключению и выполнению колдоговоров.

До конца года администрациям районов необходимо заключить территориальные трехсторонние соглашения на новый срок и включить в них обязательства работодателей по темпу роста заработной платы в 2014 году.

Должна отметить, что не смотря на положительную динамику, не теряет своей актуальности проблема производственного травматизма.  С января текущего года законодательство в области охраны труда радикально меняется. Вступил в силу Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»,  вносятся серьезные изменения в 13 федеральных законов, в ближайшее время будут приняты десятки нормативных правовых актов в сфере охраны труда.

Специальная оценка призвана заменить аттестацию рабочих мест и становится основным инструментом оценки фактических условий труда, основанием для предоставления компенсаций за работу во вредных и опасных условиях.  Вместо сертификации организации работ по охране труда вводится декларирование соответствия условий и охраны труда государственным нормативным требованиям.

Существенные изменения затрагивают пенсионное обеспечение лиц, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда. Усиливается административная и уголовная ответственность за нарушения трудового законодательства. Так, за нарушение требований охраны труда, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью, размер штрафа увеличивается в 2 раза – до 400 тыс. рублей.  С 1 января 2015 года в Кодекс об административных нарушениях вместо одной статьи, касающейся нарушения законодательства о труде и об охране труда, за разные виды административных правонарушений для работодателей вводится различная ответственность.

Изменения законодательства потребуют серьезной организационно- методической и разъяснительной работы с муниципальными властями, работодателями, специалистами по охране труда. Нам необходимо повысить эффективность реализации переданных полномочий за счет усиления контроля за их выполнением и оказания методической помощи специалистам районных администраций. Приоритетами должны стать усиление межведомственного взаимодействия в сфере охраны труда, гораздо более активное, заинтересованное и творческое информационное освещение и распространение передового опыта по созданию здоровых и безопасных условий труда.

Актуальным вопросом остается жесткий контроль за регулированием трудовой миграции. В связи с этим  основными задачами в этом году являются: реализация первого этапа Концепции миграционной политики на период до 2025 года;  развитие территориальной мобильности граждан, ищущих работу, и повышение эффективности подбора рабочей силы, необходимой для социально-экономического развития области; отработка нового механизма квотной кампании по привлечению на территорию области иностранной рабочей силы; активная реализация программы по оказанию содействия добровольному переселению в область соотечественников, проживающих за рубежом, которая ежегодно будет обеспечивать миграционный прирост в количестве 2,5 тыс. человек.

С 30 декабря 2013 года наше министерство является уполномоченным органом по проведению независимой системы оценки  качества работы государственных учреждений области, оказывающих социальные услуги. Реализация данного полномочия напрямую связана с исполнением майского Указа Президента по совершенствованию систем оплаты труда работников бюджетной сферы.

В прошедшем году основные нормативные документы подготовлены и приняты.  Ключевой задачей этого года является завершение работы по формированию нормативной базы введения в отношении руководителей и работников областных учреждений механизма эффективного контракта, позволяющего на основе оценки эффективности деятельности работника стимулировать его к повышению качества оказания услуг.

Значительное увеличение объемов финансирования бюджетных отраслей социальной сферы в части повышения уровня их заработных плат, пока не дает видимого и адекватного улучшения качества предоставляемых услуг. Кроме того, отсутствие механизма обратной связи с потребителями услуг и рычагов влияния на процессы совершенствования работы бюджетных учреждений не мотивируют работников на повышение качества выполняемого функционала.

Решение этих проблем предусмотрено в рамках формирования в области независимой системы оценки качества работы бюджетных учреждений. Оценивать учреждения будут непосредственно потребители услуг, а также общественные организации и профессиональные сообщества, средства массовой информации, эксперты.

При нашем Министерстве уже создан Общественный совет, разработана методика оценки. 14 марта планируется первое заседание совета, на котором данная методика будет рассмотрена и уже с конца марта начнется непосредственно экспертиза учреждений соцсферы. В начале июля будут получены первые результаты и сформированы публичные рейтинги на официальных сайтах, где каждый желающий сможет увидеть данную общественную экспертную оценку работы того или иного учреждения и высказать свои пожелания по улучшению качества их работы.

В заключение позвольте проинформировать Вас о том, что в этом году мы планируем возобновить конкурс  профессионального мастерства среди специалистов центров занятости населения, оказывающих государственные услуги (предыдущий мы проводили 3 года назад - в 2011 году).

А сейчас переходим к приятному. Мы подвели итоги рейтинга на звание Лучший центр занятости населения 2013 года.  Интегрированный показатель рейтинга включал 5 уровней оценки – интенсивность, эффективность, результативность работы, оценка развития и оценка работы по предоставлению государственных услуг в электронном виде. Учитывались показатели: уровень трудоустройства, работа по сбору вакансий, реализация мероприятий в рамках программ занятости населения, работа по привлечению финансовых средств местных бюджетов и работодателей.

Оценка проводилась по 3 группам: среди центров занятости населения крупных, средних, а также малых городов и  сельских районных центров.

По результатам работы конкурсной комиссии лучшими в своих группах стали и заняли: 

первые места – ЦЗН г. Балаково, Калининского, Питерского районов;

вторые места – г. Энгельса, г. Ершова, Татищевского района;

третьи места – г. Саратова, г. Новоузенска, Саратовского района.

Кроме того, два наших центра занятости – Питерский и Татищевский получили высокую оценку на областном уровне. Фотографии директоров размещены на областной Доске почета.

От всей души поздравляю всех победителей и желаю остальным центрам занятости населения стремиться к таким же высоким результатам.

Спасибо за внимание.

Возврат к списку

Поиск по сайту

схема проезда

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН



Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)


Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

 
Доступная среда