Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Выступление министра занятости, труда и миграции области Н.Ю.Соколовой на семинаре прокурорских работников Приволжского федерального округа «Организация работы по профилактике правонарушений в бытовой сфере»

29.05.2014 12:45:00

Выступление министра занятости, труда и миграции области Н.Ю.Соколовой на семинаре прокурорских работников Приволжского федерального округа «Организация работы по профилактике правонарушений в бытовой сфере»

Уважаемые участники совещания!

Актуальность рассматриваемых сегодня вопросов вполне очевидна. Продолжая  тему повестки дня, хочу напомнить, что система социально-трудовой адаптации бывших осужденных, существовала в разных видах в Советском Союзе и приносила положительные результаты. Вместе с тем, на сегодняшний день никто из ведомств (например, УВД в лице участковых) не берет на себя полноценную ответственность за процесс социальной адаптации граждан данной категории.

Что касается нашей службы, то мы работаем с 3 основными группами: это граждане, отбывающие наказание; условно осужденные и бывшие осужденные, а также подростки, склонные к правонарушениям.

Из числа граждан первой группы, работа ведется только с теми, кто освобождается из мест лишения свободы в ближайшие полгода. Эта деятельность осуществляется уже на протяжении 3-х лет в рамках Соглашения о сотрудничестве  между нашим Министерством и Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области.

В соответствии с данным Соглашением на информационных стендах, находящихся в каждом отряде учреждений исполнения наказаний размещается информация об имеющихся в службе занятости вакансиях, возможностях профессионального обучения и участия в программных мероприятиях. Информация обновляется ежемесячно.

Раз в квартал сотрудники службы занятости выезжают в учреждения исполнения наказаний для проведения консультаций, проработки с осужденными вопросов о возможностях и вариантах их трудоустройства после освобождения.

На постоянной основе проводятся занятия с осужденными гражданами по вопросам их социально-трудовой  адаптации после выхода на свободу.

В результате, ежегодно проводится свыше 80 совместных мероприятий службы занятости и учреждений исполнения наказаний с охватом 3,5 тыс. осужденных.

Положительный эффект мероприятий подтверждается результатами ежегодного мониторинга, проводимого нашим Министерством  совместно с Управлением исполнения наказаний области. Это отражено на слайде, но ключевым является рост доли граждан, намеренных сразу же после освобождения приступить к работе - 66% против 55% в 2012 году (опрос около 300 осужденных в 6 исправительных учреждениях).

Вторая категория граждан, с которой служба занятости населения проводит мероприятия по социально-трудовой адаптации, - это бывшие осужденные граждане. Отмечу, что данные категории граждан в соответствии с законодательством имеют равные права с другими жителям области на получение всего спектра услуг, предоставляемых службой занятости населения, в том числе на получение пособия по безработице.

Для своевременного планирования мероприятий по содействию трудоустройству данной категории граждан, Управление исполнения  наказаний раз в полгода информирует службу занятости о численности высвобождаемых граждан, выезжающих на постоянное место жительство в Саратовскую область.

В прошлом году эта цифра составила 1,8 тыс. человек, что на 7% больше, чем в 2012 году. Из них в центры занятости населения обратилось всего 12% (217 граждан), отбывших наказание (на 4% больше, чем  в 2012 году). Причем эта доля сохраняется примерно на одном уровне на протяжении 5 последних лет.

Основными причинами такой ситуации, являются их бытовая неустроенность, отсутствие жилья и необходимых документов для постановки на регистрационный учет в центр занятости населения, психологические барьеры при трудоустройстве, вызванные их уголовным прошлым.

Для повышения процента обращаемости бывших осужденных в службу занятости населения мы планируем раздавать им через работников учреждений исполнения наказаний, а также участковых информационные письма с приглашением посетить центр занятости населения по месту прописки.

После обращения бывшего осужденного, либо условно осужденного гражданина в центр занятости населения он  регистрируется в качестве лица, ищущего работу.  В течение 10 дней специалистами службы занятости ведется побор подходящей для него работы из базы данных вакансий. В случае не трудоустройства, на 11 день гражданин признается безработным, ему назначается пособие по безработице.

Понятно, что данная категория граждан достаточно часто испытывает проблемы с трудоустройством в связи с нежеланием трудовых коллективов принимать их на работу из-за судимости, невысокой квалификации, трудностей с социальной адаптацией к условиям труда. Эта тенденция подтверждается и результатами «Мониторинга готовности работодателей области к трудоустройству граждан, освобожденных из учреждений исполнения  наказания». Результаты вы видите на слайде. Только каждый второй работодатель готов трудоустроить бывшего заключенного.

Мы  направили в адрес Минздравсоцразвития РФ предложения по внесению в Налоговый кодекс России изменений, предусматривающих льготы для работодателей (снижение налоговой нагрузки), трудоустраивающих бывших заключенных, а также предложения по законодательному закреплению мер поощрения (предоставление субсидий на развитие предпрития) для указанной категории работодателей. Вместе с тем, считаем необходимым усилить роль Союза товаропроизводителей и предпринимателей и Торгово-промышленной палаты области в вопросах информационно-разъяснительной работы среди работодателей по трудоустройству бывших осужденных. В ближайшее время выносим этот вопрос для обсуждения и принятия решений.

После получения статуса безработного, специалисты центра занятости населения проводят с гражданином процедуру профилирования для выявления потенциала к трудоустройству, профориентационные мероприятия, занятия по социальной адаптации.

На основании полученных результатов специалисты организуют работу по привлечению гражданина к участию в программах активной политики занятости: постоянное трудоустройство, либо временное с материальной поддержкой службы занятости; участие в оплачиваемых общественных работах; обучение конкурентоспособным профессиям; открытие собственного дела.

Кроме того, мы не стоим на месте, и постоянно ищем новые возможности для стимулирования работодателей в целях трудоустройства бывших осужденных. В конце прошлого года мы одними из первых в России приступили к реализации мероприятия, предусматривающего предоставление субсидий работодателям на оплату труда трудоустроенных граждан, освобожденных из мест лишения свободы, в размере минимального размера оплаты труда с учетом страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Учитывая востребованность программы, в текущем году мы увеличили показатель в 1,7 раза. Планируется трудоустроить не менее 45 граждан, освобожденных из мест лишения свободы. Размер субсидий составит более 20 тыс. рублей на каждого работника  (в среднем за 3 месяца работы).

Вместе с тем, в целях повышения эффективности трудоустройства данной категории граждан, профилактики рецидива с их стороны, необходимо обеспечить проведение постоянного мониторинга за процессом социально-трудовой адаптации каждого освобожденного, осевшего на территории области. Эффективней всего, на наш взгляд, это можно сделать  через составление так называемых социальных паспортов, где будет отражаться социально-демографическая (семейное положение, наличие детей и т.д.) информация о бывшем осужденном, его профессиональный путь, жилищно-бытовое обустройство и т.д. Эта работа комплексная, требует межведомственного взаимодействия, в то же время какая-то из контрольно-надзорных структур (например, УВД в лице участковых) может взять на себя роль координатора, что должно быть закреплено федеральным нормативным актом.

Конечно, на особом контроле у нас находится  работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Ежегодно на учете  в службе занятости состоит  в среднем более 11 тыс. подростков, из них каждый третий - из числа подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

На протяжении многих лет именно этой категории уделяется приоритетное внимание при реализации многих ведомственных программ. Отсутствие специальности, квалификации, жизненного опыта, сложная психология подростка – всё это не способствует их трудоустройству. Со­храняется высокая вероятность их вовлечения в нефор­мальные, нелегальные, опасные для здоровья и жизни трудовые отношения.

В связи с этим в работе с подростками, испытывающими жизненные трудности, используется ряд межведомственных механизмов, в их числе:

участие Министерства в работе  межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Саратовской области;

проведение совместных  рейдов с комиссиями по делам несовершеннолетних по выявлению неработающих и не обучающихся подростков;

направление центрами занятости населения приглашений выявленным «трудным» подросткам посетить службу занятости. Здесь мы видим необходимость вовлечения в эту работу социального окружения, в первую очередь родителей,  с подключением органов образования, соцзащиты, здравоохранения. Этот механизм мы будем использовать в этом году;

организация  в рамках соглашений о сотрудничестве с уголовно исправительными инспекциями совместных мероприятий по вовлечению условно осужденных за совершение правонарушений или освобождающихся из специализированных учреждений несовершеннолетних граждан к участию в программах занятости;

взаимодействие центров занятости населения с районными администрациями, органами социальной защиты и социального обслуживания, военкоматами, учреждениями исполнения наказания, работодателями, учебными заведениями по организации профориентационной работы и временного трудоустройства в свободное от учебы время подростков, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Тем не менее, несмотря на принимаемые меры, проблема трудоустройства подростков, остаётся одной из самых актуальных. Труд несовершеннолетних часто остаётся невостребованным в связи с дефицитом рабочих мест на предприятиях, незаинтересованностью многих работодателей в трудоустройстве  подростков из-за пристального контроля со стороны правоохранительных и надзорных органов, осуществляющих  многочисленные проверки на предмет соблюдения трудового законодательства в отношении подростков.

Особую обеспокоенность вызывает организация подростковой занятости  на селе с  ярко выраженной сезонностью проводимых работ,  где работодатели предоставляют ребятам самые низкооплачиваемые вакансии и в основном неквалифицированный труд. Все это изначально не способствует закреплению молодежи на селе и провоцирует в дальнейшем отток трудовых ресурсов.

Еще одна проблема связана с трудоустройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получающих пенсии ниже прожиточного минимума пенсионера (в 2013 году - 5367 руб.). Федеральная социальная доплата к пенсии в соответствии с Федеральным законом назначается только неработающим гражданам. В случае поступления на работу, подростки  обязаны известить орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о факте трудоустройства. И тем самым лишаются доплаты на период трудоустройства. Это не стимулирует ребят к трудоустройству. Мы внесли предложения в областную Думу о необходимости инициирования на федеральном уровне вопроса по сохранению доплаты за ребенком-сиротой в период трудоустройства.

Таким образом, работа по социально-трудовой адаптации граждан, преступивших закон, и по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних граждан требует выработки единых подходов различных органов к работе с указанными категориями граждан и определения роли и полномочий структуры, координирующей всю совместную работу.

 Спасибо за внимание.

Возврат к списку

Поиск по сайту

схема проезда

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН



Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)


Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

 
Доступная среда