Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Выступление министра занятости, труда и миграции области Н.Ю. Соколовой на Коллегии министерства

25.07.2014 12:49:00

Выступление министра занятости, труда и миграции области Н.Ю. Соколовой на Коллегии министерства

Уважаемые члены коллегии и приглашенные!

 

Сегодня мы подводим итоги работы Министерства за 1 полугодие  2014 года  и ставим задачи до конца текущего года. Подробная информация представлена в раздаточном материале. Кратко об основных результатах.  

В текущем году на рынке труда области сохраняется стабильная ситуация. Уровень безработицы и напряженность на рынке труда в 1 квартале имели небольшой сезонный рост, но уже к 1 июля достигли значений на уровне начала года  - 0,9% и 0,4 незанятых на вакансию - самый низкий показатель за все годы. По уровню регистрируемой безработицы мы сохраняем стабильную позицию в середине рейтинга ПФО -  7 место. Что касается напряженности на рынке труда, несмотря на то, что значение показателя достаточно высокое - мы долго занимали 3 строчку рейтинга ПФО, по итогам полугодия область снизилась на 6 место, что объясняется ростом на 13% по сравнению с 2013 годом высвобожденных работников.

С этого года мы приступили к реализации государственной программы занятости населения до 2020 года, в мероприятиях которой с начала года приняли участие свыше 68 тыс. человек. 

Министерством поставлена задача - обеспечить к концу года уровень трудоустройства граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве, не ниже 80%. По данному показателю Минтруда оценивает эффективность деятельности региональных служб.  На 1 июля средне-областной показатель составил 75,5%. Вместе с тем, в Аткарском, Вольском, Красноармейском, Петровском, Аркадакском, Воскресенском, Краснопартизанском, Озинском и Советском районах он не превышает 60%.

Еще один показатель Минтруда - доля трудоустроенных на постоянную работу, в общей численности трудоустроенных. По итогам полугодия в среднем по области данный показатель составляет 72,1%.  В то же время в каждом втором центре занятости населения он значительно ниже. Основная причина – недостаток качественных вакансий постоянного характера.

Прошу директоров центров занятости усилить информационную  работу с работодателями по разъяснению норм законодательства о занятости населения, контрольный показатель по количеству заявленных вакансий постоянного характера работы должен быть выполнен как минимум на 100%.

Для повышения эффективности нашей деятельности мы постоянно ищем новые формы трудоустройства, в первую очередь для женщин, имеющих детей, многодетных родителей, инвалидов, пенсионеров, бывших осужденных и других. Это приоритетные группы майских указов Президента В.Путина. Кроме того, в сложившейся демографической ситуации - это  один из потенциалов пополнения трудовых ресурсов области.

Так, с прошлого  года мы реализуем мероприятие, предусматривающее предоставление субсидий работодателям на оплату труда трудоустроенных граждан, освобожденных из мест лишения свободы. Опыт реализации данного мероприятия существует лишь в ряде регионов.

Учитывая востребованность мероприятия, в этом году мы увеличили показатель в 1,7 раза – до 45 человек. Всего  трудоустроено  12 бывших осужденных или 27% от программного показателя. Размер субсидии работодателю на каждого работника  составил около 20 тыс. рублей.

В этом году мы вернулись к реализации еще одного направления -  трудоустройство многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов, на оборудованные (оснащенные) рабочие места (в прошлом году субсидии из федерального бюджета на данное мероприятие не были предусмотрены). В первом полугодии оснащено 4 рабочих места, что составляет 10% от программного показателя.

На этот год мы увеличили показатели по трудоустройству инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места и на рабочие места, организованные (выделенные) работодателями сверх установленной квоты, с возмещением затрат работодателей: в 1,7 и в 2,7 раза соответственно.

По итогам полугодия на оборудованные (оснащенные) рабочие места трудоустроен 91 инвалид (чуть более 44% от программного показателя), на рабочие места, организованные (выделенные) работодателями сверх установленной квоты – 12 инвалидов (20% от программного показателя).

Достаточно низкие проценты выполнения мероприятий во многом связаны с затянувшимся процессом утверждения нормативно-правовой базы. Реально центры занятости населения приступили к работе только в мае.

Вместе с тем, ситуация в разрезе центов занятости неоднородна.  Так, к реализации мероприятия по содействию трудоустройству бывших осужденных, приступили только 11 центров занятости, оснащению рабочих мест для многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей – инвалидов - 4 центра, по содействию трудоустройству инвалидов на рабочие места, организуемые сверх квоты – также только 4 центра.

У 15 центров занятости населения мы видим нулевые показатели по оснащению рабочих мест для трудоустройства инвалидов: Балашовский, Пугачевский, Хвалынский, Екатериновский, Ровенский, Советский районы (имеющих далеко не единичные контрольные показатели), из-за которых наша область по итогам полугодия не перешагнула 50% порог. Обращаю  внимание директоров на недопустимость сложившейся ситуации. К 1 октября ставлю задачу выполнить показатель на 90%, а в ноябре уже завершить данное мероприятие. Кроме того, к концу года закрепляемость инвалидов на оснащенных рабочих местах должна составить не менее 90%.  

Также информирую Вас, что Минтруда в этом году выделяет нашей области предположительно 6 млн. рублей на создание инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа  инвалидов-колясочников к специальным рабочим местам. Нормативная правовая база пока не утверждена даже на федеральном уровне. Вместе с тем, со своей стороны мы ведем упреждающую работу по подготовке проектов региональных нормативных актов для реализации мероприятия. Финансовые средства по всей вероятности поступят только в конце 3 или в 4 квартала, но уже сегодня в районах необходимо провести мониторинг потребности инвалидов-колясочников в трудоустройстве и под них подбирать работодателей, расположенных в шаговой доступности от места  проживания инвалидов.

Особое внимание необходимо уделить работе по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Показатель этого года - не менее 200 инвалидов, на 1 июля выполнен только на треть - трудоустроено 67 инвалидов в 13 центрах занятости, остальные имеют нулевые показатели.

До конца года директорам необходимо усилить информационную работу с работодателями, имеющими численность от 35 человек, о необходимости квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Всего в  1 полугодии проведено 444 мероприятия с участием 7,4 тыс. граждан, испытывающих трудности в поиске работы, и почти 1,3 тыс. работодателей. Проводимые мероприятия способствовали росту уровня трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, с 46,1% до 46,9%. Задача – довести этот показатель до 55%. Директорам центров занятости необходимо активизировать работу, особенно тем, у кого показатель ниже средне-областного значения, а таких у нас - 21 центр.

Еще одним показателем Минтруда является уровень трудоустройства инвалидов. В этом году мы отмечаем его рост по сравнению с 2013 годом на 13,4 процентных пункта – до 47,9%. Это хорошие темпы. Вместе с тем, в 10 районах он значительно ниже средне-областного значения, а в Перелюбском районе – вообще нулевой показатель! Такая ситуация не допустима! До конца года необходимо увеличить показатель минимум до 50%.

В связи с изменениями Закона о занятости населения в 2013 году появилось еще одно новое направление - обучение пенсионеров, желающих работать. На 1 июля этого года к обучению уже приступили 95 пенсионеров, годовой программный показатель практически выполнен – 95%.

Кроме того, в этом году, ориентируясь на выполнение федеральных задач, мы увеличили показатель по обучению женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет – в 1,4 раза - до 230 человек. В 1 полугодии обучение прошли 148 женщин данной категории (64,3% от программного показателя). Это все женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, обратившиеся в центры занятости в целях обучения, что говорит об эффективности программы.

В полном объеме реализуется и Комплекс мер, направленных на создание в области условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей  с трудовой  занятостью, а также на организацию профессионального обучения женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, разработанный нашим министерством с участием отраслевых министерств: образования, социального развития, строительства и ЖКХ, экономического развития.

В целях обеспечения общественного мониторинга реализации указанного комплекса мер и оценки его эффективности доклад об исполнении мероприятий по итогам в 2013 года направлен в различные общественные организации: Общественную и Торгово-промышленную палаты области, Союз товаропроизводителей и работодателей области, Федерацию профсоюзных организаций области, Союз женщин России.

Таким образом, результаты по организации профессионального обучения в разрезе отдельных групп населения есть, вместе с тем, мы видим, что объемы обучения безработных по сравнению с 6 месяцами прошлого года снизились более чем на четверть. Причин здесь несколько, это:

неучастие учреждений начального профессионального образования в закупках в начале года, в связи с преобразованием их в учебные заведения среднего профессионального образования;

ограничение возможности использовать закупки способом  запроса котировок после введения 44-ФЗ;

увеличение количества несостоявшихся аукционов из-за отказа ряда учебных заведений от участия в закупках, в связи с кредиторской задолженностью центров занятости по оплате образовательных услуг.

В настоящее время все эти барьеры сняты. Поэтому к концу года никаких проблем со 100%-выполнением показателя возникнуть не должно. Особое внимание – организации подготовки безработных по профессиям, востребованным в сфере ЖКХ. Эта задача поставлена Губернатором области.

Прошу директоров взять на особый контроль выполнение показателя по доле граждан, признанных безработными после завершения профобучения, по которому Минтруда также оценивает эффективность деятельности региональных служб занятости.

Кроме того, Минтруда России разработан новый стандарт услуги по профессиональному обучению безработных граждан, в котором медицинское освидетельствование не является обязательным. Это означает, что после утверждения нового регламента медицинские учреждения не должны руководствоваться утвержденной минздравом области методикой определения предельной стоимости услуги по медосвидетельствованию.

Напомню, что 2014 год мы объявили Годом содействия сбалансированности областного рынка труда, поскольку, несмотря на внешнюю стабильность, он разбалансирован, в первую очередь  в профессионально-квалификационном разрезе. Усиливают дисбаланс демографические и миграционные процессы.

В связи с чем, наша основная задача – предпринять меры по синхронизации политики в сфере занятости с процессами, происходящими в экономике и образовании. Важным стратегическим направлением становится повышение эффективности  профориентационной работы.

По инициативе нашего министерства с участием отраслевых министерств и ведомств, общественных организаций была разработана Концепция развития системы профессиональной ориентации молодежи в Саратовской области до 2020 года.

В июне этого года распоряжением Правительства области создан Межведомственный координационный совет по профориентации молодежи. На базе нашего министерства прошло первое заседание, на котором был утвержден План мероприятий по реализации Концепции. В него вошли предложения заинтересованных министерств, ведомств, общественных организаций, предприятий и учебных заведений. Основная направленность мероприятий Плана  – это популяризация рабочих и инженерных профессий.

Мы с вами успешно решаем задачу популяризации рабочих и инженерных профессий в рамках ежегодной профориентационной акции «Фестиваль профессий». Наиболее активно в акции участвуют Саратов, Балаково, Балашов, Энгельс, Ершов, Красный Кут, Маркс, Новоузенск, а также в Александрово-Гайский, Новобурасский, Романовский районы.

Вместе с тем, директорам необходимо проанализировать и иные проводимые профориентационные мероприятия, определить насколько они соответствуют целям и задачам новых документов, внести коррективы в работу, активнее привлекать к совместным мероприятиям работодателей.

В прошлую пятницу при содействии нашего министерства на заводе «Нефтемаш» - САПКОН проведено выездное заседание межведомственного координационного совета по профориентации молодежи, созданного при Минтруда и Минобрнауки России. Для специалистов, оказывающих услуги по профориентации, организован методический семинар по изучению современных технологий профессионального самоопределения школьников.

В сентябре текущего года вопрос о реализации Концепции по профориентации будет рассмотрен на заседании Правительства области.

Безусловно, мы продолжим нашу работу и по реализации иных межведомственных документов – совместных с отраслевыми министерствами планов, мониторингов, влияющих на сбалансированность рынка труда.  Их перечень - на слайде. Уверена, их эффективная реализация позволит  минимизировать дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, снизить уровень безработицы и напряженность на рынке труда.

Большую работу мы проводим по решению вопросов в социально-трудовой сфере. В сфере оплаты труда ключевыми направлениями являются реализация федеральной Программы по совершенствованию систем оплаты труда работников бюджетной сферы и мероприятий по содействию легализации трудовых отношений.

Основные мероприятия Программы в областных и муниципальных учреждениях выполняются. Однако недостаточно активно отраслевыми ведомствами и органами местного самоуправления проводится работа по совершенствованию нормативно базы и осуществляются контрольные мероприятия по внедрению «эффективного контракта» в подведомственных учреждениях.

Основные причины, как показывают проверки Гострудинспекции,  - отсутствие координации и контроля со стороны учредителей, а также недостаточная работа по пересмотру трудовых договоров с работниками в большинстве учреждений области, особенно муниципальных. Нашими помощниками здесь являются профсоюзы. Пользуясь случаем, хочу отметить эффективную работу в этом направлении профсоюза работников культуры.

Вопрос введения «эффективного контракта» находится на контроле федерального центра и Гострудинспекции области. В связи с чем, органы власти и профсоюзы должны активизировать работу в этом направлении.

Актуальными остаются проблемы серых схем выплаты заработной платы и нелегальной занятости. В Правительстве области завершается согласование Плана совместных действий органов власти области, контрольно-надзорных органов и профсоюзов по легализации трудовых отношений в области. Хотела бы предложить нашим социальным партнёрам, присутствующим здесь сегодня, принять активное участие в его реализации.

Министерством продолжалась реализация механизма социального партнерства, направленного на защиту трудовых прав граждан.

В целях социальной защищенности низкооплачиваемых категорий работников и легализации теневой заработной платы проводилась работа по присоединению работодателей области к региональному Соглашению о минимальной заработной плате в Саратовской области. Сформирован и направлен в Гострудинспекцию области реестр из 25 предприятий, признанных правомерно не присоединившихся к Соглашению.

Показатель по темпу роста заработной платы включен в 17 территориальных трехсторонних соглашений.

Реализовывалось новое полномочие – по уведомительной регистрации коллективных договоров. Через уведомительную регистрацию прошло более 1600 колдоговоров и соглашений. Около 800 устных и письменных замечаний и предложений по их содержанию и оформлению направлено в адрес сторон социального партнерства. Отмечу, что наши ожидания по более качественному заключению и выполнению колдоговоров оправдались.

До конца года администрациям районов необходимо заключить территориальные трехсторонние соглашения на новый срок и включить в них обязательства работодателей по темпу роста зарплаты в 2014 - 2015 годах.

Говоря об охране труда, следует отметить, что на сегодняшний день уровень производственного травматизма в области – наименьший по ПФО и составляет 1,1 случая на 1000 работающих. Нам удалось продолжить тенденцию снижения производственного травматизма со смертельным исходом: количество погибших сократилось в 2,2 раза (с 13 до 6 чел.).

Вместе с тем, количество тяжёлых случаев в области возросло в 1,3 раза (с 17 до 22 чел.). По-прежнему в «лидерах» сферы строительства и ЖКХ, где за 6 месяцев уже погибло 5 человек.

Вопросы, касающиеся охраны труда, в этом году дважды обсуждались на ПДС Губернатора области. Несмотря на снижение в 1 полугодии производственного травматизма со смертельным и тяжелым исходом в АПК, обследование предприятий данной отрасли при подготовке июньского заседания межведомственной комиссии при Правительстве области выявило многочисленные нарушения законодательства по охране труда.

Для решения данной проблемы реализуется План совместных действий в сфере охраны труда на 2014 год, в котором особое внимание уделяется мероприятиям по улучшению условий и охраны труда на предприятиях и в организациях сельского хозяйства, строительства и ЖКХ. Повышается эффективность исполнения органами местного самоуправления переданных госполномочий по охране труда. Совместно с контрольно-надзорными органами, профсоюзами мы будем жестко требовать от работодателей неукоснительного соблюдения требований законодательства об охране труда!

Приоритетами должны стать усиление межведомственного взаимодействия в сфере охраны труда, гораздо более активное  информационное освещение и распространение передового опыта по созданию здоровых и безопасных условий труда.

Не теряет своей актуальности вопрос регулирования трудовой миграции, особенно в свете последних событий на Украине. Реализация новой программы Саратовской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2015 годы, начавшаяся  с июля 2013 года, отразилась в этом году на росте миграционного прироста. В первом квартале он составил 13,4 на 10 тыс. населения, что в 4,6 раза больше, чем в 2013 году.

На этот же показатель повлияет и проводимая нами работа с гражданами Украины, приехавшими на территорию области. Через содействие их трудоустройству и обустройству в муниципальных районах мы обеспечим работодателей необходимыми кадрами и увеличим численность трудоспособного населения. И таким образом, реализуем часть приоритетных направлений Концепции миграционной политики в Саратовской области на период до 2025 года.   

Хочу обратить внимание на усиление работы центров занятости по замещению вакансий, на которые работодатель планирует привлечение иностранных работников. За первое полугодие нам удалось трудоустроить на такие рабочие места всего 15 человек из 70, направленных к работодателям. 

С прошлого года наше министерство является уполномоченным органом по проведению независимой оценки  качества работы государственных учреждений области, оказывающих социальные услуги. В этом году создан Общественный совет по проведению независимой оценки, члены которого уже приступили к работе. До конца года  через оценку пройдут 180 государственных учреждений, то есть каждое второе. 

На сайте нашего министерства создан специальный баннер, в котором содержится вся информация по проведению независимой оценки качества, там же будут размещаться рейтинги учреждений. Информация о ходе проведения независимой оценки будет размещаться в СМИ и сети Интернет.

Наши центры занятости не подпадают под независимую оценку. Вместе  с тем, чтобы определить профессионализм наших сотрудников, в этом году мы возобновили проведение  конкурса  профессионального мастерства среди специалистов по трудоустройству и профориентации. О том, кто стали победителями мы объявим чуть позже. Отмечу  только, что кадры у нас профессиональные, и не только среди специалистов по трудоустройству и профориентации.  А профессиональные кадры -  это залог успеха любой службы! Поэтому, при проведении оптимизации штатной численности необходимо максимально сохранить профессиональных психологов, специалистов по закупкам, программистов.

В заключении, разрешите мне еще раз поздравить всех сотрудников службы занятости с нашим, недавно прошедшим, профессиональным праздником.

Спасибо за внимание.

Возврат к списку

Поиск по сайту

схема проезда

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН



Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)


Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

 
Доступная среда