Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Выступление министра занятости, труда и миграции Саратовской области Н.Ю.Соколовой на заседании Правительства области 31 июля 2014 года

31.07.2014 12:50:00

Выступление министра занятости, труда и миграции Саратовской области Н.Ю.Соколовой на заседании Правительства области 31 июля 2014 года

Уважаемый Валерий Васильевич!

Уважаемые члены Правительства и приглашенные!

 

По информации министра труда России Максима Топилина  в целом по стране порядка 7– 8 млн. человек находятся в сфере нелегальной занятости. Это 10 % от численности экономически активного населения РФ.

Количество экономически активного населения Саратовской области по данным статистики составляет 1 млн. 259 тысячи человек, из них 94,8 % заняты в экономике. По официальным данным статистики из числа занятых не оформлены трудовые отношения у 5 % или 56 тысячи человек.

По итогам 2013 года в структуре доходов населения Саратовской области доля оплаты труда сократилась по сравнению с 2011годом с 39 % до 37,5 %, а  доля официально неучтенных доходов граждан за этот период (с 2011 по 2013гг) возросла с 23 до 26 %.

Логика очевидна, понятно, что нелегальная занятость, которая включает в себя незаконное предпринимательство, неоформленные трудовые отношения и использование «серых» схем выплаты заработной платы создает целый ряд проблем для развития экономики и социального благополучия граждан. Это существенные потери доходной части бюджета, неэффективные расходы бюджета на меры соцподдержки гражданам фактически не нуждающимся в них, социальная незащищенность работников в период трудовой деятельности и в последствии при получении пенсионных выплат.

Решение проблем нелегальной занятости лежит в нескольких плоскостях.

Во-первых, это совершенствование трудового, налогового и уголовного законодательства. Ряд серьезных шагов уже предпринят на федеральном уровне.

В Трудовом Кодексе ужесточены требования к работодателю  по недопущению замены трудовых отношений гражданско-правовыми (в ст. 15 введена норма: «Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается»).

Подготовлены поправки в Налоговый и Уголовный кодексы, предусматривающие усиление ответственности работодателя за выплату сотрудникам «серых» зарплат, и предусматривающие уголовную ответственность как работодателя, так и работника за сокрытие факта нелегальных трудовых отношений.

Действенным механизмом по легализации трудовых отношений является усиление контроля и надзора за соблюдением работодателями норм трудового законодательства.

В результате работы налоговой службы и отделений пенсионного фонда только за первое полугодие текущего года 1 593 работодателя области повысили заработную плату работникам, что позволило привлечь дополнительные средства в бюджет области и внебюджетные фонды.

Важным фактором влияния на нелегальную занятость является взаимодействие в рамках социального партнерства между Правительством области, работодателями и профсоюзами. Так, например с 1 января текущего года всеми сторонами социального партнерства принято решение о подписании регионального соглашения об установлении в области минимальной заработной платы в размере 6200 руб.

И все же, масштабы нелегальной занятости еще значительны и безусловно необходимо дальнейшее совершенствование работы всех участников процесса и применение новых эффективных механизмов влияния на данную ситуацию.

Для этого впервые в Саратовской области принимается «дорожная карта» по  легализации и упорядочиванию трудовых отношений путем скоординированного межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти области, федеральных контрольно-надзорных органов, объединений работодателей и профсоюзов области с целью повышения уровня защищенности работающего населения области и пополнения бюджетов всех уровней.

Координатором реализации этой системы пошаговых, многокомпонентных действий («дорожной карты») будет выступать министерство занятости, труда и миграции области.

Планом мероприятий предусматриваются следующие направления работы:

формирование списков работодателей, допускающих нарушения трудовых прав работников к рассмотрению на комиссиях различных уровней и для проведения проверок;

организационные мероприятия, включающие взаимодействие органов исполнительной власти с контрольно-надзорными органами, работу межведомственных комиссий, использование механизмов социального партнерства;

профилактическая и разъяснительная работа с работодателями и населением.

Со стороны Правительства области Планом предусматривается предоставление государственной поддержки предпринимателям и малому бизнесу лишь при условии обеспечения уровня заработной платы не ниже региональной величины прожиточного минимума трудоспособного населения, которая во втором квартале текущего года составила – 7 377 рублей.

Нашим министерством уже проводится работа по недопущению организаций с заработной платой ниже региональной величины прожиточного минимума к участию в квотировании рабочих мест на привлечение иностранных работников. По этой причине в текущем году было отклонено 8% от общего числа непринятых заявок на 2015 год.

Планируется разработка проекта Закона области, устанавливающего полномочия регионального и муниципального уровней исполнительной власти по осуществлению контроля за соблюдением трудового законодательства в подведомственных организациях.

Планом предусмотрены мероприятия, по стимулированию работодателей области к повышению уровня гарантий в оплате труда через повышение эффективности отраслевых и территориальных соглашений и заключение данных соглашений в тех отраслях, где они в настоящее время отсутствуют.

Значительная роль в реализации Плана отводится профсоюзам, в первую очередь в части осуществления контроля за соблюдением трудовых гарантий работников и повышения охвата коллективно-договорным регулированием организаций области. На общественных слушаниях по проблеме незаконного предпринимательства, прошедших в социально-экономическом университете представителями предпринимателей были озвучены отрасли, в которых наблюдается наибольшее количество случаев незаконного предпринимательства. Это бытовое обслуживание населения, строительство, транспорт, торговля и риелторская деятельность. Именно в этих отраслях наблюдается самый наименьший удельный вес заключенных коллективных договоров – от 3,5 до 4,3 % от количества зарегистрированных организаций (в других сферах экономики эта доля существенно выше - образование – 86,4%, здравоохранение – 30,8%,  сельское хозяйство – 25,8%).

Всего из общего количества зарегистрированных организаций (свыше 47 тыс.) на территории Саратовской области только на 12 % заключены колдоговоры. Так что работа в этом направлении предстоит большая.

В области сохраняются  факты несвоевременной выплаты заработной платы. По кругу учитываемых статистикой предприятий задолженность на  начало июля т.г. имелась в 6 организациях области на общую сумму 18,1 млн. руб. По результатам проверок Государственной инспекцией труда выявлено еще 19 предприятий имеющих просроченную задолженность перед работниками на сумму 51.8 млн. руб.

В рамках принятия мер по ликвидации просроченной задолженности в организациях области основным направлением по-прежнему остается работа межведомственных комиссий при Правительстве области и отделениях Пенсионного фонда  России.

Анализ обращений граждан, поступающих в органы власти и контрольно-надзорные органы,  подтверждает  недостаток правовой культуры у всех участников социально-трудовых отношений (как работодателей, так и у работников).

За первое полугодие только в министерство занятости, труда и миграции области по вопросам трудовых отношений поступило более 2 тысяч обращений, в том числе по вопросам коллективно-договорного регулирования 1733 обращения, по вопросам оплаты труда – 220 обращений, по вопросам охраны труда – 216 обращений.

В рамках профилактической и разъяснительной работы с работодателями и населением предусматриваются:

- проведение семинаров, совещаний,

- работа территориальных  и иных комиссий,  

- публикации в средствах массовой информации,

- информационная работа с молодежью,

- оказание консультационной помощи гражданам,

 обратившимся в органы власти и профсоюзные организации.

При этом планируется охватывать все категории граждан – работников, школьников и студентов, как потенциальных работников в будущем, городских и сельских жителей.

Уважаемые коллеги!

Я хочу поблагодарить всех, кто принимал участие в разработке Плана. Работа предстоит серьезная, длительная и кропотливая. Ее результаты мы сможем ощутить не ранее следующего года.

Первые итоги мы подведем на заседании Трехсторонней комиссии в 1 квартале 2015 года.

 

Спасибо за внимание!

Возврат к списку

Поиск по сайту

схема проезда

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН



Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)


Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

 
Доступная среда