Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Выступление министра занятости, труда и миграции области Н.Ю.Соколовой на постоянно действующем совещании Губернатора области с руководителями органов исполнительной власти области

04.08.2014 12:52:00

Выступление министра занятости, труда и миграции области Н.Ю.Соколовой на постоянно действующем совещании Губернатора области с руководителями органов исполнительной власти области

Уважаемый Валерий Васильевич!

Уважаемые участники совещания!

 

За нашим министерством в перечне показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти области закреплен показатель «уровень общей безработицы в среднем за год». В отличие от уровня регистрируемой безработицы, значение которого напрямую зависит от результатов проводимой специалистами центров занятости населения разнообразных мероприятий с гражданами, состоящими на учете,  уровень общей безработицы является базовым обще-экономическим показателем и рассчитывается Росстатом по итогам выборочных обследований населения. Данный показатель находится вне зоны прямого регулирования  службы занятости и является индикатором социально-экономических процессов, происходящих на территории.

Как уже отметил Владимир Александрович, снижение общего рейтинга показателя связано не с абсолютным значением показателя, по нему мы занимаем 4 место в ПФО и 24 место в РФ, а с недостаточными, по сравнению с другими регионами Приволжского округа темпами снижения общей безработицы, по которым мы находимся на  последнем месте в ПФО и 59 в РФ. А в соответствии с методикой в весовом соотношении основную роль играет именно темп изменения показателя – на него приходится 60 % веса.

За последние три года уровень безработицы  в нашей области снизился на 0,8 процентных пункта с 6,0% в 2011 году до  5,2% - в 2013 году. В 10  регионах (Башкортостан, Мари-Эл, Удмуртия, Чувашия, Пермь, Киров, Нижний, Оренбург, Самара, Ульяновск) более высокая динамика снижения.

Динамика снижения показателя в нашей области сдерживается рядом факторов.

Во-первых, область демонстрирует один из самых высоких темпов снижения численности экономически активного населения области, от которого происходит расчет доли общей безработицы.

С одной стороны, это обусловлено демографическими тенденциями – сокращение численности населения в трудоспособном возрасте и его постарение, с другой -  миграционными процессами, связанными с оттоком части рабочей силы в более экономически благоприятные регионы (Москву, Санкт-Петербург, Самару, Нижний Новгород). В 4 регионах ПФО: Республике Татарстан, Чувашской Республике, Пензенской и Оренбургских областях отмечается рост численности экономически активного населения. В 6 регионах (Самарская, Ульяновская, Нижегородская области, Удмуртия, Мари-Эл, Мордовия) темпы снижения численности экономически активного населения ниже, чем в нашем регионе.

Уровень экономической активности в области самый низкий среди регионов ПФО.

Второй причиной, сдерживающей темпы снижения общей безработицы, является ярко выраженный сезонный характер безработицы, связанный со значительным влиянием на показатель сельской занятости.

В связи с тем, что область является аграрным регионом, наблюдается значительное повышение показателя общей безработицы в период окончания сельхозработ, тогда как в других регионах значение показателя более выравнено по году. Несмотря на то, что уровень сельской безработицы за последние 3 года снижается, ранговое место по этому показателю в ПФО ухудшилось: область переместилась с 12 на 13 место.  При этом доля сельских безработных в общей численности безработных стабильно составляет более 40%, в то время как, среди сельских жителей каждый четвертый находится в трудоспособном возрасте. На этом фоне значительно, почти на 9 процентных пункта снизился уровень занятости в сельской местности. По данному показателю  область на предпоследнем месте в ПФО.

Одной из причин сложившейся ситуации является дисбаланс спроса и предложения на рынке труда. Среди  вакансий службы занятости населения для сельской местности предназначено не более 14%.  Средняя заработная плата составляет 7,5 тыс. рублей. При этом в общем количестве вакансий, а на сегодняшний день их в области более 32 тысяч,  доля сельских вакансий с заработной платой выше прожиточного минимума составляет лишь 14,5%.

Кроме того, в 80% муниципальных районов есть сельские населенные пункты, в которых практически отсутствуют работодатели.

Третья причина, негативно влияющая на сдерживание темпов снижения общей безработицы, это низкий уровень оплаты труда на предлагаемых вакансиях – 12,3 тыс. рублей при средне-областном значении показателя 21,9 тыс. рублей – что не стимулирует незанятых граждан трудоустраиваться. В первую очередь это касается безработных городской местности, за счет которых можно было нарастить темпы снижения показателя, но которые предпочитают нелегальную занятость без налоговых вычетов, либо ищут работу в регионах с более высокой оплатой труда.  По данному показателю область занимает 11 место в ПФО.

Целевой ориентир, установленный на 2014 год по показателю «уровень общей безработицы» составляет 5,1%. Учитывая положительную  тенденцию снижения показателя  (во 2 квартале 2014 года уровень общей безработицы в области составил 4,7%), ожидается, что данный показатель в среднем за год сложится на отметке 4,9%. Вместе с тем, для сохранения темпов снижения показателя на уровне прошлого года необходимо, чтобы уровень общей безработицы за 2014 год составил 4,6 %. А это требует значительного снижения показателя в 3-4 квартале – до 4 %. Статорган по Саратовской области не прогнозирует снижение показателя до такого уровня.

Для выравнивания ситуации в последующих периодах необходима  дальнейшая реализация ряда экономических мер, в первую очередь направленных на  развитие сельских территорий. Это реализация целевых программ и инвестиционных проектов, в рамках которых создаются новые рабочие места с достойным уровнем оплаты труда, развитие малого предпринимательства на селе, в том числе не связанного с сезонными работами,  развитие системы социального партнерства, направленного на повышение уровня заработной платы на предприятиях и в организациях области.

Спасибо за внимание.

 

Возврат к списку

Поиск по сайту

схема проезда

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН



Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)


Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

 
Доступная среда