Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Выступление министра занятости, труда и миграции Саратовской области Н.Ю. Соколовой на постоянно действующем совещании Губернатора области с руководителями органов исполнительной власти области 2 сентября 2014 года

04.09.2014 13:53:00

Выступление министра занятости, труда и миграции Саратовской области Н.Ю. Соколовой на постоянно действующем совещании Губернатора области с руководителями органов исполнительной власти области 2 сентября 2014 года

Уважаемый Валерий Васильевич, участники совещания!

Несмотря на общее снижение производственного травматизма, полностью исключить профессиональные риски нельзя, но стремиться к этому мы должны. Количество погибших на производстве за истекший период 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось в 1,5 раза. На 1 сентября 2014 г. тяжелые производственные травмы получили 35 человек, как и за аналогичный период 2013 г.

Как мы говорили ранее, рост производственного травматизма со смертельным исходом наблюдается в строительной и жилищно-коммунальной сферах, поэтому ваше внимание я обращу именно на эти сферы деятельности. По итогам 8 месяцев текущего года более двух третей погибших работали на предприятиях этих отраслей. По сравнению с аналогичным периодом 2013 года количество погибших в строительной и жилищно-коммунальной сферах возросло с 3 до 9 человек. Из 35 человек, получивших тяжелые травмы в 2014 г., в строительстве и ЖКХ работали 14 человек.

Большинство несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями обусловлены типичными причинами организационного характера и так называемым «человеческим фактором»: это неудовлетворительная организация производства работ, нарушения технологического процесса, трудовой и производственной дисциплины, недостатки в обучении безопасным приемам труда, неиспользование средств индивидуальной защиты, нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств, нахождение в состоянии алкогольного опьянения.

Чаще всего работники гибнут и получают тяжелые травмы в результате падения пострадавшего с высоты, падения, обрушения, обвалов предметов, материалов, земли и т.п., воздействия движущихся предметов и деталей, поражения электрическим током, ожогов, дорожно-транспортных происшествий и просто из-за собственной халатности.

На наш взгляд, рост производственного травматизма во многом обусловлен недостаточным вниманием к вопросам безопасности труда со стороны руководителей высшего и среднего звена, недостаточной компетентностью руководителей и работников, финансированием охраны труда по остаточному принципу. По данным обучающих организаций, в I полугодии 2014 г. прошли подготовку по охране труда на 17% меньше работников в сфере строительства, чем за соответствующий период прошлого года. Несмотря на то, что в строительной сфере из года в год гибнут и тяжело травмируются люди, финансирование трудоохранных мероприятий в прошлом году не увеличилось, а напротив, несколько снизилось и в 1,5 раза ниже среднеобластного показателя.

Следует отметить, что и органы местного самоуправления недостаточно эффективно используют имеющиеся возможности и выполняют вмененные им обязанности и функции по государственному управлению охраной труда. Муниципальные власти должны концентрировать свое внимание на тех отраслях, где отмечается рост производственного травматизма. И они могут максимально оперативно реагировать на случаи травматизма, поскольку специалистам органов местного самоуправления, исполняющим полномочия по государственному управлению охраной труда, не нужно согласовывать с прокуратурой свои выходы на предприятия с целью изучения ситуация и оказания методической помощи, в отличие от проверок, проводимых органами надзора и контроля.

В профилактике производственного травматизма велика роль общественного контроля. Практика показывает, что на тех предприятиях, где есть профсоюзы, действует институт уполномоченных по охране труда, травматизм отсутствует либо значительно ниже, чем на предприятиях, где нет профсоюза. Однако профсоюзные организации имеются лишь на каждом десятом предприятии отрасли.

На прошлой неделе на сайте нашего министерства появился новый баннер «Здесь погибли люди!!!», который дает возможность увидеть перечень предприятий и организаций области, на которых с 1 января по текущую дату произошли несчастные случаи на производстве со смертельным исходом. Это позволяет доводить до сведения общественности, работодателей и профсоюзов типичные причины травматизма со смертельным исходом и принимать меры по его предупреждению. Подобную информацию мы рекомендуем размещать на сайтах профильных министерств и муниципальных органов власти, где произошли несчастные случаи на производстве с тяжелыми последствиями. Значительно больше внимания должно уделяться информационному обеспечению охраны труда и распространению передового опыта по созданию здоровых и безопасных условий труда со стороны органов местного самоуправления. СМИ должны показывать печальные последствия несоблюдения норм охраны труда. К сожалению, такие публикации встречаются очень редко.

Обеспечить действенную профилактику производственного травматизма невозможно без эффективного государственного контроля. В I полугодии 2014 г. в ходе 1539 проверок Гострудинспекцией выявлено 9579 нарушений законодательства о труде и охране труда, оштрафовано 1340 должностных и юридических лиц на общую сумму свыше 17 млн. руб., в органы следствия направлен 21 материал для решения вопроса о возбуждении уголовных дел в отношении руководителей, нарушающих законодательство. Гострудинспекцией контролируется устранение выявленных нарушений. По договоренности с Гострудинспекцией в плане проверок предприятий на 2015 год будет уделено именно тем сферам деятельности, где отмечается рост травматизма.

В настоящее время нашим министерством и министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства области разработан и реализуется план мероприятий, направленный на предупреждение производственного травматизма в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства области в 2014 г. В рамках его реализации в августе т. г. проведено обследование 17 предприятий с численностью работающих более 6 тыс. чел. Выявлены многочисленные нарушения законодательства об охране труда. Руководителям и специалистам оказывается методическая помощь по устранению выявленных недостатков. Министерством занятости, труда и миграции области совместно с министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства области 29 августа т. г. проведено совещание с руководителями и специалистами, на котором проанализировано состояние производственного травматизма в данных отраслях, заслушаны отчеты руководителей организаций, допустивших случаи производственного травматизма со смертельным и тяжелым исходом (МУПП «Саратовводоканал», ЗАО «Шэлдом», ООО «Полистар – системы безопасности»). На совещании присутствовали лишь половина приглашенных представителей предприятий, что само по себе также свидетельствует об отношении к проблемам безопасности на производстве.

В конце сентября т. г. на заседании межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве области будет рассмотрено состояние условий и меры по совершенствованию охраны труда в организациях строительного комплекса.

В целях оперативного влияния на происходящие случаи производственного травматизма в настоящее время создается межведомственная рабочая группа, в состав которой войдут представители отраслевых министерств, органов надзора и контроля, объединений работодателей и профсоюзов. Каждый несчастный случай будет всесторонне рассматриваться и по итогам анализа его причин будут вырабатываться системные мероприятия, направленные на предупреждение травматизма. Каждое заседание рабочей группы будет освещаться на сайтах нашего министерства, Гострудинспекции.

Благодарю за внимание.

Возврат к списку

Поиск по сайту

схема проезда

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН



Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)


Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

 
Доступная среда