Правительство Саратовской области
Министерство занятости, труда
и миграции Саратовской области
официальный сайт

Выступление министра занятости, труда и миграции Саратовской области Н.Ю. Соколовой на заседании межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве области 26 сентября 2014 года

26.09.2014 12:55:00

Выступление министра занятости, труда и миграции Саратовской области Н.Ю. Соколовой на заседании межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве области 26 сентября 2014 года

Уважаемые участники заседания!

Несмотря на снижение общего количества погибших на производстве в текущем году в 1,5 раза, нас беспокоит большое количество погибших в строительстве и ЖКХ. И пока гибнут и тяжело травмируются люди, мы не можем успокаиваться. Сегодня на примере Балашовского муниципального района мы проанализируем, насколько эффективно органы местного самоуправления, реализуя переданные полномочия по государственному управлению охраной труда, влияют на предупреждение профессиональных рисков.

К сожалению, по сравнению с 2012 г. уровень производственного травматизма в Балашовском районе в 2013 г. возрос в 2 раза и составил 1 случай на 1000 работающих. Столь резкий рост частоты травматизма не замедлил сказаться на печальной статистике смертельных травм: в 2013 г. в результате несчастных случаев на производстве погибло 3 работника Балашовского района (ООО «Маслосыркомбинат», ОАО «Балашовский комбикормовый завод», ИП Лихачев А.В.), за истекший период 2014 г. погиб 1 человек (ООО «СМУ»).

Общая закономерность известна: большинство несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями обусловлены типичными причинами организационного характера и так называемым «человеческим фактором»: это неудовлетворительная организация производства работ, нарушения технологического процесса, трудовой и производственной дисциплины, недостатки в обучении безопасным приемам труда, неиспользование средств индивидуальной защиты, нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств, нахождение в состоянии алкогольного опьянения.

В чем же, на наш взгляд, заключаются предпосылки травматизма? Ответ на этот вопрос содержится в материалах, которые мы собрали к сегодняшнему заседанию.

На 15 сентября 2014 г. Гострудинспекцией проведено 35 проверок соблюдения законодательства об охране труда на предприятиях и в организациях Балашовского района, в ходе которых выявлено 415 нарушений. Это в среднем почти 12 нарушений по итогам каждой проверки! Такое количество нельзя назвать случайностью. Налицо недостаточное внимание к вопросам безопасности труда, прежде всего, со стороны руководителей высшего и среднего звена.

За допущенные нарушения Гострудинспекцией в текущем году наложены штрафы на 38 должностных и 8 юридических лиц на общую сумму 718 тыс. руб. Напомню, что с 1 января 2014 г., т. е. буквально через 4 месяца, серьезно усиливается ответственность работодателей за нарушения в области охраны труда. «Потолок» штрафов для организаций увеличивается втрое – с нынешних 50 тыс. руб. до 150 тыс. Максимальное наказание для руководителей (должностных лиц) ужесточается в шесть раз – с 5 тыс. руб. до 30 тыс. Уверена, что средства, которые уходят на уплату штрафов, могли бы быть потрачены с гораздо большей пользой для безопасности работников.

А ведь рост производственного травматизма во многом обусловлен финансированием охраны труда по остаточному принципу. Напомню, что затраты на охрану труда в расчете на 1 работающего в Балашовском районе (3940,9 руб.) в 2,4 раза меньше среднеобластного показателя (9295,2 руб.). В ходе подготовки сегодняшнего заседания мы и наши коллеги провели обследование 14 предприятий района, и в 64% случаев столкнулись с низким уровнем финансирования охраны труда в расчете на 1 работающего (колхоз им. Ленина (2012 г. – 1600 руб., 2013 г. – 3330 руб.), ООО «Балтекс» (2012 г. – 1213,8 руб., 2013 г. – 2387,7 руб.), ОГУ «Балашовская районная СББЖ» (2012 г. – 4900 руб., 2013 г. – 5700 руб.), ОАО «Балашовская хлебная база» (2012 г. – 4200 руб., 2013 г. – 4500 руб.), ГАУ СО «КЦСОН Балашовского района» (2012 г. – 1896 руб., 2013 г. – 2540 руб.), МУП БМР СО «Гостиница «Хопёр» (2012 г. – 6840 руб., 2013 г. – 1930 руб.), ООО «РОСАГРО-Саратов» (2012 г. – около 2 тыс. руб., 2013 г. – 2480 руб.) и др.).

Травмы на рабочем месте зачастую связаны с недостаточной компетентностью руководителей и работников, с незнанием безопасных приемов труда. Приходится признать, что пробелы в системе подготовки работников по охране труда – не редкость для Балашовского района. В МУП БМР «Банно-прачечный комбинат» работники не обучены оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, отсутствуют средства оказания первой доврачебной помощи, не соблюдается периодичность пересмотра инструкций по охране труда, с нарушениями заполнен журнал инструктажа на рабочем месте. В ООО «РОСАГРО-Саратов» не организовано внутрифирменное обучение по охране труда и обучение оказанию первой помощи, не проводится стажировка на рабочем месте, не соответствуют установленным требованиям инструкции по охране труда для отдельных профессий и видов работ. В ООО «МакПром» инструкции по охране труда имеются не полном объёме, некоторые не утверждены.

В профилактике не только профессиональных заболеваний, но и производственных травм имеет большое значение и то, насколько соответствуют обязанности работника состоянию его здоровья. Однако, например, медосмотры офисных работников Прихопёрского производственного отделения филиала ОАО МРСК «Волги» – «Саратовские распределительные сети», которым необходимо проходить медосмотр по результатам аттестации рабочих мест, не проводятся. В 2013 г. прошли медосмотры менее половины (46%) от количества работников Межрайонного центра технической эксплуатации телекоммуникаций Саратовского филиала ОАО «Ростелеком», подлежащих медосмотрам.

На ряде предприятий Балашовского района не приняты исчерпывающие меры по минимизации профессиональных рисков. А ведь неконтролируемый, неуправляемый риск – это прямой путь к производственной травме! Так, в ОАО «Балашовская хлебная база» электрические шкафы на торцевых стенах складов № 19 и № 20 не закрыты на запорные устройства; в отдельных производственных помещениях не маркировано напряжение электрических розеток; у электрика просрочено обучение и проверка знаний по присвоению 2 группы электробезопасности; деревянные приставные лестницы эксплуатируются с нарушениями (не испытаны, отсутствуют резиновые подпятники и т.д.); смотровая яма в гараже не оборудована отбойным брусом и ограждением.

Список выявленных нарушений можно было бы продолжить, но я остановлюсь на тех направлениях работы муниципальной власти, которые, на наш взгляд, нуждаются в существенном улучшении. Сразу оговорюсь: многое из того, что касается администрации Балашовского муниципального района, имеет прямое отношение и к другим органам местного самоуправления.

Анализ проводимой в Балашовском районе работы по осуществлению переданных полномочий по государственному управлению охраной труда в I полугодии 2014 г. показал ее недостаточную эффективность:

- проведено всего 3 мероприятия по охране труда что на 66,7% меньше, чем за соответствующий период прошлого года, и более чем в 3 раза меньше, чем в среднем по районам;

- с целью изучения состояния условий и охраны труда обследовано лишь 15 организаций, что в 2 раза меньше, чем за соответствующий период прошлого года, и почти в 3 раза меньше, чем в среднем по районам.

Но показатели организационной работы, которые не всегда радуют, – это ведь не самое главное. Главное, что во многих районах нашей области люди продолжают гибнуть и тяжело травмироваться на производстве – а это уже явный признак того, что органы местного самоуправления недостаточно эффективно, а в ряде случаев и формально, выполняют вмененные им обязанности и функции по государственному управлению охраной труда.

Муниципальные власти должны концентрировать свое внимание на тех предприятиях, где произошли производственные травмы. И они могут максимально оперативно реагировать на случаи травматизма, поскольку они ближе всех находятся к объектам управления, т. е. предприятиям.

В конце августа на сайте нашего министерства появился новый баннер «Здесь погибли люди!!!», который дает возможность увидеть перечень предприятий и организаций области, на которых с 1 января по текущую дату произошли несчастные случаи на производстве со смертельным исходом. Это позволяет доводить до сведения общественности, работодателей и профсоюзов типичные причины травматизма со смертельным исходом и принимать меры по его предупреждению.

Подобную информацию мы рекомендуем размещать на сайтах муниципальных органов власти, где произошли несчастные случаи на производстве с тяжелыми последствиями. Значительно больше внимания должно уделяться информационному обеспечению охраны труда и распространению передового опыта по созданию здоровых и безопасных условий труда со стороны органов местного самоуправления. Хотелось бы, чтобы вопросы охраны труда чаще освещались в СМИ. Считаем необходимым показывать не только положительный опыт, но и печальные последствия несоблюдения норм охраны труда. К сожалению, такие публикации встречаются очень редко. (За I полугодие 2014 г. в муниципальных СМИ и на сайтах администраций появилось 385 публикаций по вопросам охраны труда, за аналогичный период 2013 г. – 337 публикаций. В среднем на каждый муниципальный район приходится не более 10 публикаций за полугодие.).

По поручению Губернатора области Валерия Васильевича Радаева в целях оперативного влияния на происходящие случаи производственного травматизма в настоящее время создана межведомственная рабочая группа, в состав которой вошли представители отраслевых министерств, органов надзора и контроля, объединений работодателей и профсоюзов. Каждый несчастный случай будет всесторонне рассматриваться и по итогам анализа его причин будут вырабатываться системные мероприятия, направленные на предупреждение травматизма. Каждое заседание рабочей группы будет освещаться на сайтах нашего министерства, Гострудинспекции.

Преодолеть имеющиеся негативные моменты в сфере охраны труда на предприятиях и в организациях области можно только скоординированными действиями органов власти и местного самоуправления работодателей, профсоюзов, органов государственного надзора и контроля.

Благодарю за внимание.

Возврат к списку



Copyright © 2004-2010. Все права защищены.
Министерство по развитию спорта, физической культуры и туризма Саратовской области

"При использовании (цитировании, перепечатке и т.д.) информации, размещенной на официальном сайте министерства по развитию спорта,
физической культуры и туризма Саратовской области, обязательным требованием является ссылка
на электронный адрес сайта (www.sport.saratov.gov.ru либо http://saratovsport.ru/)"

webmaster@saratov.gov.ru