Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Выступление министра занятости труда и миграции области Н.Ю.Соколовой на заседании коллегии 30 января 2015 года

30.01.2015

Выступление министра занятости труда и миграции области Н.Ю.Соколовой на заседании коллегии 30 января 2015 года

Уважаемые члены коллегии и приглашенные!


Сегодня мы подводим итоги работы Министерства за  2014 год  и ставим задачи на текущий. Подробная информация представлена в раздаточном материале. Кратко остановлюсь на складывающейся ситуации в сфере занятости, трудовых отношений, процессов трудовой миграции и на основных результатах нашей совместной работы. 

Вначале отвечу на самый волнующий  всех вопрос – что происходит на рынке труда и чего ожидать нам в ближайшее время.

С одной стороны областному рынку труда сегодня присущи общероссийские тенденции, т.е. в настоящее время мы не наблюдаем резких колебаний показателей, характеризующих занятость населения и  экономическую активность населения. Не смотря на стандартные сезонные факторы наличия негативных показателей скрытой безработицы, о чем я проинформирую позже,  мы занимаем по последним статданным достойное первое место по уровню напряженности в ПФО вместе с Ульяновской областью  и  Чувашской Республикой и 9 место по России (т.е. вакансий у нас по прежнему более чем в 2 раза больше, чем безработных)

С другой стороны, несмотря на положительную динамику основных показателей, ситуация на рынке труда на сегодняшний день развивается в большей степени по инерции, за счет накопленных ресурсов (экономических, трудовых, финансовых). Вместе с тем, складывающиеся экономические реалии в свете антироссийских санкций не могут не отразиться на рынке труда области в перспективе. Первые тревожные сигналы мы наблюдали с вами уже в конце прошедшего года.

Сегодня уже прослеживается рост количества предприятий, использующих режим неполной занятости. Работают неполный рабочий день или неделю, либо вынужденно находятся в отпусках 3,6 тыс. работников, что почти в 3 раза больше, чем в январе 2014 года.

В связи с этим распоряжением Правительства области создана межведомственная рабочая группа по мониторингу ситуации на рынке труда региона, в состав которой вошли министерства области, представители миграционной службы и Центробанка. Разработан план по его проведению в части анализа высвобождений работников, задолженности по выплате заработной платы, оценки ситуации на градообразующих и системообразующих предприятиях, в финансовой сфере, влияния на рынок труда миграционных процессов и т.д.  

Коллеги, по оценкам Минэкономразвития России российская экономика имеет риск вхождения в серьезный кризис. Это говорит о том, что времени на принятие антикризисных решений крайне мало.

В связи с этим 27 января Правительством Российской Федерации утвержден план первоочередных мер по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году.

В ключевых пунктах проекта большое внимание уделяется частичной (или ограниченной) либерализации рынка труда в 2015 году. Основная идея касается максимального упрощения работы патентной системы налогообложения и регулирования трудовых отношений микропредприятий,  увеличения дифференциации пособий безработным и поддержки регионов, на которые ложится большая часть расходов на рынке труда, в том числе за счет выделения финансовых средств на борьбу с новой волной безработицы.

22 января 2015 года вышло постановление Правительства №35, устанавливающее порядок и условия предоставления в 2015 году субсидий субъектам Федерации на реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряжённости на рынке труда. В федеральном бюджете на эти цели предусмотрены средства в размере более 52 млрд рублей.

В число финансируемых мероприятий войдут из традиционных мероприятий - временная занятость работников, опережающее профессиональное обучение и стажировка работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу; из новых -  трудоустройство частными агентствами занятости работников организаций, находящихся под риском увольнения,  стимулирование занятости молодёжи при реализации социальных проектов посредством предоставления грантов  в размере 300 тыс. рублей и так называемая «социальная занятость инвалидов», включающая сохранение рабочих мест, на которых работают инвалиды, а также создание рабочих мест для их трудоустройства на некоммерческих предприятиях.

Региональные программы будут проходить экспертную оценку. Вне всяких сомнений  финансовая поддержка регионов коснется и нашей области, но в реализации дополнительных мер мы не новички, прошедший кризис нас закалил и сделал своего рода «профи», тем не менее, расслабляться не стоит. В связи с этим, в первую очередь нам всем будет необходимо оперативно выявлять, изучать вновь утверждаемые антикризисные нормативные документы, разрабатывать на областном уровне комплекс необходимых мер и оперативно реализовывать их на муниципальном уровне. Директорам ЦЗН  необходимо реанимировать существующий опыт, в течение 2 недель необходимо выявить все симптомы неблагополучия, определить потенциальных участников программы – работодателей и определить объемы их участия в программе.

Теперь непосредственно о нашей работе. Необходимо отметить, что практически все показатели государственной программы «Содействие занятости населения, развитие социально-трудовой сферы и регулирование трудовой миграции в Саратовской области» до 2020 года»  в прошедшем году нами были выполнены. Детальную информацию вы можете увидеть на слайде.

Тем не менее, исключение составил уровень общего трудоустройства граждан – 78%. Напомню, что планка, установленная федеральным центром черезвычайно высока – 80 % – это 6 значение в списке субъектов РФ (для сравнения у Санкт_Петербурга - 52 %). При этом снижение показателя произошло только в конце года, в том числе под влиянием общей экономической ситуации.

Вместе с тем, большинство центров занятости имели значения ниже среднеобластных на протяжении всего года. Так, например, в Петровском (57,5%),  Вольском (51%) и Краснопартизанском (49,8%) районах уровень трудоустройства не превышал  60%. Обращаю внимание директоров, что в текущем году при отсутствии резких колебаний на рынке труда такие показатели не допустимы.

В 2014 году успешно осуществлялось мероприятие по содействию в трудоустройстве инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места. Мы занимали лидирующие позиции в рейтинге регионов ПФО. Нам удалось в полном объеме реализовать установленные Минтрудом России показатели и освоить предусмотренные финансовые средства. Так было оснащено 205 рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в том числе для 7 инвалидов, использующих кресла-коляски. На эти цели израсходовано 20,5 млн.руб. Пользуясь случаем еще раз выражаю слова благодарности директорам и коллективам центров занятости г. Саратова, Балакова, Новоузенска и Вольска.

В 2015 году реализация данного мероприятия будет продолжена, в рамках государственной программы, как и в прошлом году, предусмотрено оснастить 205 рабочих мест для трудоустройства инвалидов. На оснащение одного рабочего места предусмотрено около 73 тыс.руб. В настоящее время Министерством разрабатывается нормативная правовая база по 2015 году с учетом изменений федерального законодательства. Предполагаемый срок начала реализации мероприятия – 1 марта текущего года.  Проекты нормативных актов будут Вам предоставлены заранее, поэтому  уже сейчас необходимо подбирать участников программы.

В прошедшем году были перевыполнены показатели по профессиональному    обучению    безработных граждан,        пенсионеров, планирующих вернуться к трудовой деятельности, и женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет. Информация на слайде.

Ориентируясь на выполнение федеральных задач, мы увеличили показатель по обучению женщин в 2015 году по сравнению с началом реализации Указа Президента РФ  –  в 1,5 раза  –  до 344 человек. А до 2018 года объемы обучения планируется увеличить в 3 раза.

Уровень обеспеченности безработных граждан данной услугой превысил федеральный норматив и составил более 28% вместо 26%. Таким образом, темпы обучения мы не снижаем.

Вместе с тем, проблемой по-прежнему остается рассогласованность рынка труда и рынка образовательных услуг, в первую очередь,  в профессионально-квалификационном разрезе.

Коллеги, в своем послании Президент РФ В.В. Путин уделил большое внимание подготовке и развитию современных кадров, которые необходимы как для создания конкурентной продукции, формирования прочной финансовой системы, так и для развития отраслей нового технологического уклада. Поэтому большое внимание уделяется именно долгосрочному  прогнозированию потребности в кадрах и, соответственно, баланса трудовых ресурсов. Эти аспекты мы должны в обязательном порядке учитывать при разработке мероприятий на областном уровне, в т.ч. при подготовке основных прогнозных расчетов, а затем - при проведении профориентационной работы и организации профессионального обучения наших клиентов.

Мы уже не раз говорили  о концептуальных подходах в сфере профориентации, реализуемых в рамках работы Межведомственного координационного совета и  плана  мероприятий, я не буду на этом подробно останавливаться, лишь подчеркну, что первые итоги реализации Концепции будут подведены в марте этого года. Совместный анализ отраслевыми министерствами результатов проведенных мероприятий будет основой для дальнейших действий по преодолению рассогласованности, существующей между работодателями и образовательными учреждениями в вопросах подготовки востребованных  кадров.

Далее проинформирую Вас о работе в рамках развития социально-трудовых отношений. В истекшем году продолжилась координация работы органов власти области по реализации мероприятий федеральной Программы по совершенствованию системы оплаты труда работников бюджетной сферы.

Необходимая к принятию в прошлом году нормативная база сформирована. Задачу текущего года мы видим в реализации установленных требований при оформлении трудовых отношений с руководителями учреждений и работниками в целях введения механизма «эффективного контракта».

В связи с этим руководителям центров занятости, кадровой службе министерства необходимо актуализировать показатели эффективности деятельности учреждений и их сотрудников, и принять локальные акты по нормированию труда. Трудовые договоры с руководителями и работниками учреждений должны быть приведены в соответствие действующему законодательству.

Следующим важным направлением работы является реализация мер по сокращению неформальной занятости.

Основная задача, которая должна быть решена в ходе проводимых мероприятий – пополнение бюджетов и внебюджетных фондов. Правительством России определены контрольные показатели регионам по снижению неформальной занятости и установлены сроки их выполнения.

По Саратовской области до конца первого полугодия т.г. необходимо вернуть в реальный сектор экономики порядка 116 тыс. человек и обеспечить повышение поступлений подоходного налога  и взносов во внебюджетные фонды за этих работников.

Мониторинг эффективности проводимой регионами работы осуществляется на федеральном уровне каждые 10 дней. На сегодняшний день в большинстве районов области работа практически не ведется. Призываю принять участие в решение данной задачи всех наших социальных партнеров.

Министерством продолжена работа по защите трудовых прав граждан. Охват работников коллективно-договорными отношениями превысил 73% от среднесписочной численности работников, это 4-ое место в ПФО.

Исполнился год государственной услуге по регистрации коллективных договоров. За прошедший год работодателям оказано 2700 услуг. Следует отметить, что постепенно, но качество договоров улучшается.

Осуществлялось исполнение мероприятий областного трехстороннего соглашения. В 40% аналогичных соглашений на территориальном уровне обеспечена преемственность основного показателя по темпу роста заработной платы во внебюджетном секторе экономики.

До конца года администрациям, указанным в проекте решения, необходимо заключить территориальные трехсторонние соглашения на новый срок, предусмотрев в них индикатор по темпу роста заработной платы во внебюджетном секторе экономики.

Еще одной основной задачей для всех районов, за исключением г.Саратова, Новоузенского и Балаковского районов, которая требует длительных консультаций, является формирование легитимных территориальных и отраслевых объединений работодателей. Только зарегистрированные в установленном порядке объединения работодателей имеют право подписывать и нести ответственность за исполнение   соглашений в сфере труда.

Говоря об охране труда, следует отметить, что, несмотря на общую тенденцию снижения производственного травматизма, по-прежнему больше всего работников гибнет и получает тяжелые травмы в сферах строительства и ЖКХ, где в прошлом году погибло 10 человек (год назад – 7 человек). На предприятиях данных отраслей трудилось около 40% получивших тяжелые производственные травмы.

В целях предупреждения производственного травматизма разработан План совместных действий в сфере охраны труда на 2015 год, в котором особое внимание уделяется улучшению условий охраны труда на предприятиях строительства и ЖКХ.

В сентябре прошлого года по инициативе Губернатора в целях оперативного реагирования на случаи производственного травматизма моим приказом была создана межведомственная рабочая группа. На заседаниях были заслушаны представители 6 предприятий области, на которых произошли несчастные случаи со смертельным и тяжелым исходом, это: ООО «ЗЖБИ Строй-Сервис – 2», ОАО «Трасса», МУП ПЖТ «ЗАТО Шиханы», МУПП «Саратовводоканал», ОАО «Газпром газораспределение Саратовская область», ООО «Окна СВК».

Во взаимодействии с контрольно-надзорными органами, профсоюзами мы будем жестко требовать от работодателей неукоснительного соблюдения требований законодательства об охране труда! Напоминаю, что с 1 января 2015 г. резко усилилась ответственность работодателей за нарушения в области охраны труда. «Потолок» штрафов для организаций увеличился втрое – с 50 тыс. руб. до 150 тыс.

По данным Гострудинспекции, к числу наиболее распространенных нарушений, выявляемых в ходе проверок, относятся нарушения обучения и инструктирования по охране труда. В этой связи муниципальным следует обратить особое внимание на обучение и проверку знаний требований охраны труда и на обучение оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.

Не теряет актуальности вопрос регулирования трудовой миграции, причем как внешней, так и внутренней.

С начала года претерпел изменения федеральный закон о занятости населения в части повышения мобильности трудовых ресурсов через стимулирование работодателей к привлечению высококвалифицированных специалистов из других субъектов РФ для реализации  крупных инвестиционных проектов. 

Нормативно-правовая база на федеральном уровне должна быть сформирована в конце 1 квартала текущего года. Войдет или не войдет наша область в число приоритетных регионов, которые получат федеральные средства на это направление, пока не ясно. Тем не менее, все мы должны быть готовы к реализации законодательных нововведений, проводя оценку значимых для области инвестпроектов в части выявления потребности в квалифицированных кадрах для их реализации.

В соответствии с законом у субъектов появляется новая государственная услуга – содействие работодателям в привлечении трудовых ресурсов субъектов РФ, не включенных в перечень, утвержденный Правительством РФ. В первом полугодии необходимо разработать административный регламент по оказанию данной услуги.

Теперь, что касается внешней трудовой миграции. Как вы знаете, с 1 января этого года вступил в законную силу 357-ФЗ, который заменил квотирование рабочих мест под привлечение иностранных работников из стран с безвизовым режимом въезда на оформление ими патентов.

В связи с данными изменениями 24 ноября 2014 года по инициативе Министерства Саратовской областной Думой был принят Закон «Об установлении на 2015 год коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда» (№ 140 – ЗСО), в соответствии с которым фиксированный авансовый платеж на 2015 год составил 3136,8 руб.

Подписано постановление «Об указании в патенте, выдаваемом на территории Саратовской области, профессии  (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина» (от 31.12.2014 года № 408). Это позволит осуществлять мониторинг трудовых мигрантов, защитить местный рынок труда.

Реализация подпрограммы оказания содействия добровольному переселению в Саратовскую область соотечественников, проживающих за рубежом (в 2014 году в область прибыли 2799 человек, 1330 участников, 1469 членов семьи, в том числе граждан Украины 1044 человека, 487 участников, 557 членов семьи), проводимая вами работа с гражданами Украины, прибывшими на территорию области, отразилась на росте миграционного прироста, который уже по итогам 11 месяцев составил около 3,0 тыс. человек (2961 чел.).

В целях дальнейшего формирования положительного имиджа Саратовской области, привлечения еще большего количества соотечественников в область, в октябре-ноябре текущего года планируется проведение форума соотечественников Приволжского федерального округа.

В 2014 году нам удалось активизировать и стабилизировать ситуацию с содействием трудоустройству граждан, прибывших из Украины. Нами выполнена поставленная Минтрудом России задача - трудоустроить не менее 60% трудоспособных граждан Украины. На сегодняшний день данный показатель составляет 70%. Но темпы работы в текущем году снижены быть не должны.

Достойные результаты мы имеем по оказанию услуг населению в электронном виде. В 2014 году было оказано более 32 тыс. услуг, что составляет 33 % от общего количества оказанных государственных услуг и превышает 25-% уровень, определенный Правительством области. По данному  показателю мы являемся одними из лидеров в области. Но в этом году требования к показателю возросли до 35 %, обратите на это внимание уже сейчас.

Традиционно доклад по итогам очередного года я закончу освещением результатов конкурса на присвоение звания «Лучшее государственное казенное учреждение Саратовской области центр занятости населения». По итогам 2014 год победителями в своих группах стали: 

ГКУ СО «ЦЗН г. Балаково», ГКУ СО «ЦЗН г. Калининска», ГКУ СО «ЦЗН Татищевского района», которые заняли первые места;

ГКУ СО «ЦЗН г. Энгельса», ГКУ СО «ЦЗН г. Пугачева», ГКУ СО «ЦЗН Питерского района», занявшие вторые места;

ГКУ СО «ЦЗН г. Балашова», ГКУ СО «ЦЗН г.Хвалынска», ГКУ СО «ЦЗН Саратовского района», которые заняли третьи призовые места.

У победивших центров занятости самые высокие показатели трудоустройства граждан, в т.ч. граждан, испытывающих трудности в поиске работы, хорошо поставлена работа с формированием банка вакантных мест, оказанием услуг в электронном виде. Поздравляю Вас!

Подводя итоги доклада, отмечу, что стоящие перед нами задачи в 2015 году предполагают поиск новых ресурсов, эффективных подходов при решении вновь поступающих проблем на рынке труда, как на областном, так и на местном уровнях. В связи с этим предлагаю текущий год провозгласить на уровне министерства и центров занятости населения Годом содействия развитию трудовых ресурсов как внутреннего источника экономического роста - ведь в первую очередь именно на него направлена вся наша основная совместная работа.

Спасибо за внимание.

 

Возврат к списку

Поиск по сайту

схема проезда

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН



Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)


Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

 
Доступная среда