Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Выступление министра занятости, труда и миграции области Н.Ю.Соколовой на ПДС Губернатора области 16 февраля 2015 года

16.02.2015

Выступление министра занятости, труда и миграции области Н.Ю.Соколовой на ПДС Губернатора области 16 февраля 2015 года

Уважаемый Валерий Васильевич!

Уважаемые участники совещания!

 

Ситуация на рынке труда Саратовской области в текущем году пока остается достаточно стабильной. Мы не наблюдаем резкого роста безработицы. По сравнению с началом года уровень безработицы вырос на 0,1 процентных пункта -  с 0,9% до 1,0%. Напряженность на рынке труда с 0,4 до 0,5 незанятых на вакансию. Такие же тенденции были отмечены и в начале прошлого года. Вместе с тем, в текущем году, наряду с фактором сезонности, наблюдается увеличение численности высвобожденных работников, а также работников, работающих в режиме неполной занятости.

Только за январь текущего года с предприятий и организаций области было высвобождено 1568 человек, что в 1,7 раза больше, чем в январе 2014 года (963 человека). В ближайшие 3 месяца предприятия и организации области планируют высвободить 1,9 тыс. человек, что пока на уровне прошлого года. Из них около 80% обратятся в службу занятости населения.

В режиме неполной занятости работает 4 тыс. человек, что в 1,7 раза больше аналогичного периода прошлого года. Предприятия, имеющие наибольшие объемы неполной занятости, представлены на слайде.

Как и в прошлом году, мы наблюдаем сезонное сокращение вакансий - в настоящее время служба занятости располагает сведениями о 26 тыс. единиц. Ровно такое же их количество было год назад. Заполнению вакантных рабочих мест мешает сохраняющийся дисбаланс спроса и предложения рабочей силы в профессионально-квалификационном и территориальном разрезах. Так, 65% вакансий предназначено для граждан, имеющих рабочие профессии, в то время как среди безработных граждан рабочие профессии имеют 54%.

Учитывая сложившуюся ситуацию на рынке труда, а также федеральные задачи, распоряжением Правительства Саратовской области в конце января текущего года была создана межведомственная рабочая группа по мониторингу ситуации на рынке труда Саратовской области. В состав рабочей группы вошли представители отраслевых министерств области, представители  Центробанка и миграционной службы. Членами рабочей группы разработан план по мониторингу ситуации на рынке труда области.

11 февраля состоялось заседание рабочей группы. Следует отметить, что пока членами рабочей группы серьезных ухудшений по отраслям экономики не просматривается. Достаточно оптимистично выглядят прогнозы по инвестиционной привлекательности региона. В ближайшие годы в рамках реализации инвестиционных проектов планируется создать не менее 13 тыс. новых рабочих мест (в этом году – около 2 тыс. р.м.).

Оценка ситуации с выплатой заработной платы показывает, что по состоянию на сегодняшнее число наметился рост ее задолженности на 8% по сравнению с началом года (с 15,1 до 16,3 млн. рублей), в то время как в аналогичном периоде прошлого года отмечалось снижение на 10,2% (с 17,7 до 15,9 млн. рублей). Рост отмечен в ОАО «Саратовский завод приборных устройств» (на 0,8 млн. руб. или 34,8%), МУП «Садовское ЖКХ» (на 265,1 тыс. руб. или в 3,2 раза), ГУП СО «Облводстрой» (на 15 тыс. руб. или 0,7%).Вновь образовалась задолженность на предприятиях: ФГУП ППЗ «Маркс» Россельхозакадемия (492 тыс. руб.), ОАО «Алгайское АТП» (1,4 млн. руб.), ОАО «Озинское АТП» (507,6 тыс. руб.).

Если оценивать влияние на рынок труда миграционных процессов, то необходимо отметить, что введенная с 1 января этого года патентная система уже приводит к сокращению потока мигрантов в область. При том, что количество заявок на оформление патентов сопоставимо с прошлым годом, их получение тормозится из-за процедуры оформления. Мигрантам необходимо сдать экзамены, оформить ряд медицинских справок, страховку и т.д. (иностранному гражданину необходимо потратить в среднем около 15 тыс.руб.). В результате по состоянию на 12 февраля выдано только 5 патентов, что в 40 раз меньше, чем в январе прошлого года.

Вместе с тем, основными отраслями, в которые привлекаются иностранцы, являются сельское хозяйство и строительство, которые связаны с сезонностью работ. Поэтому прогнозы по числу трудовых мигрантов  следует строить, исходя из ситуации марта, апреля месяцев. Миграционной службой пока не ожидается серьезных изменений в количестве приезжающих мигрантов, но существует опасение перехода части мигрантов в нелегальную занятость. Однако рычаги борьбы с этим явлением у миграционной службы имеются.

Что касается внутренней миграции, наше министерство с октября прошлого года проводит мониторинг граждан, выезжающих на работу за пределы области. Анализ показывает ежемесячное сокращение оттока жителей области за ее пределы. Если в октябре на работу в другие регионы выезжало 65,3 тыс. человек, то в январе этого года – уже 56,1 тыс. человек!

В целях регулирования ситуации на рынке труда и недопущения резкого роста безработицы в текущем году продолжается реализация государственной программы «Содействие занятости населения, совершенствование социально-трудовых отношений и регулирование трудовой миграции в Саратовской области до 2020 года».

Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 35 от 22 января текущего года мы приступили к разработке мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда области, которые в рамках отдельной подпрограммы войдут в государственную программу области по содействию занятости населения. В настоящее время мы заканчиваем разработку этого проекта и нормативно-правовой базы по его реализации. Впереди процедуры согласования в Правительстве области, Счетной палате, Прокуратуре.

Основная цель программы - это максимальное содействие устойчивому развитию рынка труда, направленное на его сбалансированность  и поддержку предприятий, имеющих потенциал к развитию и росту производительности труда.

Предполагается, что программа дополнительных мер будет реализована в два этапа. В первый этап, отражающий текущую ситуацию на рынке труда,  войдут: организация временной занятости и опережающее профессиональное обучение работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, и  «социальная занятость инвалидов», включающая сохранение рабочих мест, на которых работают инвалиды.

В рамках каждого программного мероприятия будут реализовываться меры по перераспределению трудовых ресурсов из одного сектора экономики в другой. Будет уделено особое внимание  моногородам, приоритетное право на участие в программе будут иметь родители, имеющие несовершеннолетних детей.

В Программе примут участие два типа организаций: те, чьи работники находятся под угрозой увольнения и те, на которых имеются программы повышения производительности труда, оптимизации расходов, развития персонала, проекты, направленные на импортозамещение.

Субсидии на реализацию дополнительных мероприятий выделяются на условиях софинансирования – 95% из федерального бюджета и 5% - из областного.

По нашим подсчетам общее число участников программы в первом этапе составит 3,5 тыс. человек. На это потребуется около 190 млн. рублей из средств федерального бюджета и около 10 млн. рублей, которые необходимо дополнительно выделить министерству из средств областного бюджета. Перераспределение бюджетных ассигнований на дополнительные мероприятия с других направлений министерства не предоставляется возможным. В 2015 году по сравнению с 2012 годом расходы на активную политику занятости сократились в 2 раза (с 80,5 млн руб. до 42,6 млн руб.). Дальнейшее снижение финансирования приведет к невыполнению нормативов доступности госуслуг (их минимального количества), установленных Минтрудом, что недопустимо, особенно в условиях дополнительного федерального финансирования. Необходимо уточнить, что также одним из основных критериев отбора региональных программ, является обязательство субъекта по выделению дополнительных бюджетных средств на активную политику занятости в случае роста безработицы, это опять же делается с целью  выполнения нормативов.

Реализация дополнительных мероприятий в области является привлекательными мерами, как для бюджетов области и муниципальных районов за счет НДФЛ и отчислений во внебюджетные фонды, так и для предприятий-участников программы в связи с тем, что в соответствии с поправками в налоговый кодекс субсидии организациям не облагаются налогом на прибыль в течение 3 лет. Также компенсационные выплаты работодателям будут рассчитываться не как раньше, в размере МРОТ, а исходя из величины прожиточного минимума для трудоспособного населения (плюс % во внебюджетные фонды).

В ближайшее время нам необходимо определить участников программы. И только главы администраций муниципальных районов (образований) и отраслевые министерства области могут дать полноценную оценку эффективности участия тех или иных предприятий в допмерах. Пользуясь случаем, я прошу коллег оперативно согласовывать предоставляемые перечни предприятий с учетом анализа перспектив их развития, реализации инвестпроектов, оказания помощи системообразующим и градообразующим предприятиям.

Спасибо за внимание.

Возврат к списку

Поиск по сайту

схема проезда

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН



Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)


Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

 
Доступная среда