Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Выступление первого заместителя министра занятости, труда и миграции области Л.А.Свидченко на областном совещании по вопросам охраны труда 28 апреля 2015 года

28.04.2015

Выступление первого заместителя министра занятости, труда и миграции области Л.А.Свидченко на областном совещании по вопросам охраны труда 28 апреля 2015 года

Уважаемые коллеги!

Сердечно поздравляю вас с сегодняшним праздником!

Лозунг Всемирного дня охраны труда 2015 года – «Вместе повысим культуру профилактики в охране труда». Международная организация труда подчеркивает, что безопасный труд – это хороший бизнес. Практика компенсаций за работу во вредных и опасных условиях непродуктивна, в то время как превентивные инвестиции в безопасность позволяют увеличить объем и повысить качество продукции и напрямую повысить конкурентоспособность предприятия. Это подразумевает, в первую очередь, модернизацию корпоративных систем управления охраной труда с упором на устранение опасностей на рабочих местах и включение работников в процесс совместного принятия решений. Здесь трудно переоценить роль Федерации профсоюзных организаций области и всего профсоюзного актива. Без вашего активного участия, уважаемые коллеги, невозможно добиться реального роста безопасности на производстве. Мы благодарны и тем ответственным работодателям, которые понимают, что повышать культуру профилактики в охране труда – значит инвестировать в свое будущее.

В этом процессе активно участвует Саратовская область. Правительство области активно взаимодействует со сторонами социального партнерства в формате областной межведомственной комиссии по охране труда. Аналогичные комиссии действуют на муниципальном уровне. Уже третий год мы принимаем и выполняем планы совместных действий органов исполнительной власти, надзора и контроля, местного самоуправления, работодателей и профсоюзов в сфере охраны труда. Большой вклад в реализацию этих планов вносят все его участники – это и наши социальные партнеры, и Управление Роспотребнадзора по Саратовской области, и Государственная инспекция труда в Саратовской области, и Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, и отраслевые органы исполнительной власти области, и многие-многие другие наши коллеги. Всем вам – огромное спасибо за тесное взаимодействие, за совместную каждодневную работу во имя жизни и здоровья человека труда.

По словам первого заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Сергея Федоровича Вельмяйкина (на совещании с представителями региональных органов власти в области охраны труда в рамках Первой Всероссийской недели охраны труда в г. Сочи в апреле т.г.), охрана труда – это сфера, в которой следует действовать превентивно, чтобы обеспечить работникам комфортные и безопасные условия труда. Очевидно, что превентивные меры можно реализовать лишь в рамках долгосрочного, стратегического планирования. В нашей области в прошлом году началась реализация мероприятий подпрограммы «Совершенствование социально-трудовых отношений» областной госпрограммы «Содействие занятости населения, совершенствование социально-трудовых отношений и регулирование трудовой миграции в Саратовской области до 2020 года», в рамках которой предусмотрен целый комплекс мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профзаболеваемости. Это внедрение механизмов управления профессиональными рисками на основе оценки условий труда, непрерывная подготовка работников по охране труда с использованием современных технологий обучения, информационное обеспечение и пропаганда охраны труда.

Многолетняя практика реализации областных целевых программ позволила с 2001 по 2014 гг. снизить уровень производственного травматизма в области в 4,3 раза (с 3,9 в расчете на 1000 работающих в 2001 г. до 0,9 в 2014 г.).

Стабильное улучшение условий труда должно основываться на сотрудничестве между работодателями и работниками – иными словами, на социальном партнерстве в охране труда. В каждом соглашении между Правительством области, Федерацией профсоюзных организаций области и Союзом товаропроизводителей и работодателей области предусмотрено обязательство работодателей финансировать мероприятия по улучшению условий и охраны труда в размере не менее 0,25 процентов суммы затрат на производство продукции, что выше норматива, определенного Трудовым кодексом (по Трудовому кодексу – 0,2 %). И это обязательство успешно реализуется: несмотря на сложную экономическую ситуацию, в 2014 г. финансирование мероприятий по охране труда в расчете на 1 работающего выросло на 8,3% (с 9295,2 до 10070,3 руб.). Рост затрат на охрану труда зафиксирован на предприятиях важнейших видов экономической деятельности, за исключением сельского хозяйства.

Как отметил Министр труда и социальной защиты Российской Федерации Максим Анатольевич Топилин (в своем обращении на сайте Первой Всероссийской недели охраны труда), сторонами социального партнерства проделана большая работа по реформированию системы управления охраной труда на основе внедрения механизмов экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда. Наша область активно включилась в эту работу. Темпы специальной оценки условий труда в нашей области в 2014 г. почти в 2,5 раза превышают среднероссийские (в Саратовской области проведена спецоценка около 2,5% рабочих мест (15310 из 620414 рабочих мест (ФСС), в России – 1% (505,8 тыс. из 48,7 млн.)).

Уже шестой год в нашем регионе реализуется областной закон о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по управлению охраной труда. Сегодня органы местного самоуправления исполняют полномочия по координации проведения обучения по охране труда, сбору информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, донося вопросы охраны труда до большого числа работодателей. В прошлом году специалистами администраций районов организовано 960 мероприятий по вопросам охраны труда, что на 11% больше, чем в 2013 г., с участием представителей более 10 тыс. организаций области, треть из которых (32,9%) являются субъектами малого предпринимательства. Следует отметить усиление работы органов местного самоуправления с представителями субъектов малого предпринимательства. Участие малого бизнеса в мероприятиях по вопросам переданных полномочий по охране труда возросло на 15,7%.

В прошедшем году специалисты, исполняющие полномочия по охране труда, большое внимание уделяли информированию по вопросам охраны труда: в печатных СМИ и на сайтах районных администраций размещено около 800 материалов (789), что на четверть (24,8%) больше, чем в 2013 г. (632).

Профилактика травматизма и профессиональной заболеваемости – это, прежде всего, сфера ответственности работодателя. Напомню, что в этом году «потолок» штрафов за нарушения в области охраны труда для организаций увеличился втрое – с прошлогодних 50 тыс. руб. до 150 тыс. Максимальное наказание для руководителей (должностных лиц) ужесточилось в шесть раз – с 5 тыс. руб. до 30 тыс.

Но есть и другая сторона медали. На одном из мероприятий первой Всероссийской недели охраны труда, прошедшей в Сочи в апреле, было заявлено, что Роструд приступил к реализации принципов риск-ориентированного подхода при планировании контрольно-надзорных мероприятий. В свою очередь, Минэкономразвития России разработало законопроект, целью которого является переориентация контрольно-надзорной деятельности на объекты повышенного риска и сокращение частоты проверок других субъектов при условии их добросовестности. Для объектов с низким уровнем риска плановые проверки исчезнут вовсе.

Совместными усилиями сторон социального партнерства, всех органов власти, надзора и контроля в 2014 г. удалось достичь существенного – на 22% – снижения уровня производственного травматизма по сравнению с 2013 г. (с 1,1 до 0,9 пострадавших на 1000 работающих). Снижение травматизма произошло в организациях важнейших видов экономической деятельности: обрабатывающих производств (с 1,8 до 1,5), сельского хозяйства (с 1,1 до 0,8), строительства (с 1,7 до 1,6). В 2014 г. по сравнению с 2013 г. количество погибших в результате несчастных случаев на производстве сократилось на 12% (с 33 до 29 чел.).

Вместе с тем, вопреки общей тенденции снижения производственного травматизма, по-прежнему больше всего работников гибнет и получает тяжелые травмы в сферах строительства и ЖКХ, где количество погибших в 2014 г. увеличилось с 7 до 10 чел. Здесь же трудилось около 40% получивших тяжелые производственные травмы. Именно поэтому в Плане совместных действий органов исполнительной власти, надзора и контроля, местного самоуправления, работодателей и профсоюзов в сфере охраны труда на 2015 г. особое внимание уделено профилактике травматизма в сферах строительства и ЖКХ. Состояние и меры профилактики производственного травматизма на предприятиях ЖКХ будут проанализированы в июне на заседании межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве области.

Несомненно, травм на производстве было бы намного больше, если бы не каждодневная работа наших партнеров и, конечно же, специалистов Государственной инспекции труда в Саратовской области, которые в прошедшем году выявили без малого 20 тыс. нарушений законодательства о труде и охране труда. Выявление – это первый этап устранения нарушений, а, следовательно, и их последствий – травм и аварий.

Известно, что доминирующей причиной нарушений требований безопасности труда, которые закономерно приводят к несчастным случаям на производстве с тяжелыми последствиями, является «человеческий фактор». Поэтому формирование культуры безопасности, обучение вопросам охраны труда – это те направления работы, которые должны быть максимально задействованы в профилактике травматизма.

В этой связи наше министерство обратило внимание органов местного самоуправления, реализующих полномочия в сфере охраны труда, на снижение в прошлом году количества руководителей и специалистов, прошедших обучение по охране труда. Наши рекомендации были восприняты адекватно, и негативную тенденцию удалось переломить. По данным обучающих организаций области, в I квартале 2015 года количество руководителей и специалистов, прошедших обучение по охране труда, составило почти 3 тыс. (2917) человек, что на 23% больше, чем в прошлом году.

В профилактике травматизма особое значение имеет адресный подход, и поэтому на предприятиях, где в прошлом году отмечалось значительное количество травм на производстве, под контролем нашего министерства разработаны и реализуются планы мероприятий по предупреждению и снижению производственного травматизма. Деятельность этих предприятий рассматривалась в марте на заседании областной межведомственной комиссии по охране труда. Могу с удовлетворением сказать, что ряд предприятий добились существенного снижения производственного травматизма. Так, в 2014 г. вдвое по сравнению с 2013 г. сократилось количество пострадавших в ООО «Компания Поставка» (8/4), в 2,3 раза – в МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» (7/3), в 7 раз – в ООО «Волгостроймонтаж» (7/1).

Важной проблемой остается и то, что количество работающих во вредных условиях труда в целом по области выросло с 59,6 до 64,2 тыс. чел. Основным путем решения этой проблемы, разумеется, является специальная оценка условий труда. Несмотря на то, что нормативная база вступила в силу совсем недавно, многие работодатели нашей области, проведя спецоценку, уже успели оценить эффективность данной процедуры и, что немаловажно, «почувствовать» экономическую выгоду. Если специальная оценка условий труда проведена объективно и качественно, а затем реально улучшены условия труда работников, у работодателя сокращается объем платежей в пенсионный фонд и фонд социального страхования.

Например, расходы на компенсации и средства индивидуальной защиты в среднем на одного работника в прошлом году уменьшились на 373 руб., в то время как общие затраты на мероприятия по улучшению условий и охраны труда в расчете на 1 работающего выросли на 775 руб. Значит, больше средств направлено на создание безопасных условий труда, а не на компенсацию уже причиненного вреда здоровью. Почему это произошло? Потому, что работодатели стали считать, что дешевле: вложиться в улучшение условий труда либо оставить все как есть, но при этом больше заплатить государству и работнику.

Уважаемые коллеги!

Всемирный день охраны труда – это большой праздник для профсоюзов, работодателей и самих работников. Трех сторон, от которых в первую очередь зависит развитие условий для достойного труда.

Нет сомнений, что совместно принимаемые меры позволят не только сократить экономические потери из-за неблагоприятных условий труда, но и сберечь здоровье трудящихся, а значит и их трудовой потенциал. Это будет способствовать развитию культуры профилактики, модернизации производств и переходу к новым стандартам в обеспечении права каждого на достойный труд.

Коллеги! Желаю всем, чтобы всегда наши отношения в вопросе охраны труда строились на основе коллегиальной работы и открытого диалога. Уверена, что совместными усилиями мы сможем вывести систему охраны труда на новый уровень.

Еще раз с праздником вас, уважаемые коллеги, и благодарю за внимание!

Возврат к списку

Поиск по сайту

схема проезда

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН



Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)


Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

 
Доступная среда