Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Выступление министра занятости труда и миграции Саратовской области Н.Ю.Соколовой на заседании Совета по делам инвалидов при Правительстве Саратовской области 25 июня 2015 года

25.06.2015

Выступление министра занятости труда и миграции Саратовской области Н.Ю.Соколовой на заседании Совета по делам инвалидов при Правительстве Саратовской области 25 июня 2015 года

Уважаемый Михаил Владимирович!

Уважаемые участники Совета и приглашенные!

 

Процесс трудоустройства инвалидов подразумевает решение целого комплекса вопросов, среди которых и создание доступной инфраструктуры, в том числе на рабочем месте, получение инвалидом профессионального образования, его психологическая адаптация к новым условиям жизнедеятельности, профессиональная реабилитация.

Поскольку для решения этих вопросов остается сделать еще многое, трудоустройство инвалидов является на сегодняшний день очень острой проблемой, как для государства, так и для самих инвалидов.

Трудоустройство инвалидов сопряжено с различными трудностями – это и социально-психологическая неподготовленность работодателей к восприятию граждан с инвалидностью, как профессиональных и эффективных работников. И инфраструктурная недоступность большинства предприятий и организаций. И профессионально-квалификационное несоответствие быстро изменяющихся требований к рабочим местам и реальных умений и навыков граждан с инвалидностью. К проблемам относится и социальная  апатия определенной части граждан с инвалидностью в вопросах трудоустройства, связанная с длительным периодом государственного патронажа и смещения акцента на поддержания доходов инвалидов за счет социальных выплат, а не за счет заработных плат.

Хочу привести некоторые статистические данные, которые позволят нам понять масштабы вопроса.

В настоящее время в Саратовской области проживает около 155 тыс. граждан, имеющих инвалидность. В трудоспособномвозрасте находятсяоколо 60 тысяч человек. Вместе с тем показания к труду имеют только 53 % из них(31,4 тыс. человек). Из имеющих показания к труду работает 80 %граждан с инвалидностью (25,2 тыс.чел.). Таким образом, около 6 тысяч граждан, имеющих инвалидность, остаются незанятыми.

Ежегодно в органы службы занятости населения за содействием в трудоустройстве обращается около 2 тысяч граждан с инвалидностью. Из них 67% имеют 3 группу инвалидности, 32% –2 группу, 1 % – 1 группу.

Из безработных граждан с инвалидностью каждый третий не имеет профессионального образования (35%),50% имеют начальное и среднее профессиональное образование и только 15% имеют высшее образование.

Для 4% (80 чел)безработных граждан службой медико-социальной экспертизы рекомендовано создание на предприятиях специальных рабочих мест, 9% (180 чел.) нуждаются в создании рабочих мест на дому, 0,2% (4 чел.) рекомендована работа на специализированных предприятиях Всероссийского общества слепых.

Теперь я хочу вернуться к тем проблемным вопросам, которые мы сейчас совместно в первую очередь с общественными организациями, представляющими интересы граждан с инвалидностью, и другими заинтересованными структурами, решаем.

В советское время была развита система отдельных специализированных предприятий или структурных подразделений на крупных предприятиях, где работали исключительно граждане с инвалидностью. В настоящее время большинство работодателей с нежеланием берут на работу граждан с инвалидностью и в силу предубеждений и в силу экономической затратности.

Так из 7,6 тысяч заквотированных рабочих мест занято только 55%. Оставшиеся места не заняты в связи с низким качеством заквотированных вакансий – они предполагают тяжелый физический труд, который противопоказан гражданам с инвалидностью, низкие заработные платы и очень часто не соответствуют профессиональному составу безработных граждан с инвалидностью. Так, например, в числе зарегистрированных в ЦЗН граждан с инвалидностью порядка 100 человек - это техники-технологи различного профиля, однако для них заквотировано только 30 рабочих мест и это без учета трудовых рекомендаций. Проблема вызвана тем, что законодательство предусматривает только количественный стандарт, качественный же стандарт квотируемого рабочего места не регламентирован.  К сожалению, это является возможностью для работодателя искусственно создавать барьеры для трудоустройства граждан с инвалидностью.

В качестве одного из инструментов решения данной проблемы наше Министерство предложило разработку единого «Перечня показанных и противопоказанных видов труда для инвалидов с различной патологией», в котором для каждого вида заболевания установить показанные и противопоказанные условия и характер труда, а также профессии, рекомендуемые для трудоустройства инвалидов. На основании данного перечня должно осуществляться квотирование рабочих мест. С этой инициативой мы вышли в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Надеемся,что федеральные органы власти нас поддержат.

Также хотелось бы отметить, что некоторые работодатели вообще не квотируют рабочие места, нарушая закон, с ними мы работаем в рамках проверок, которые наше министерство осуществляет совместно с контролирующими органами. За этот год мы проверили 9 предприятий. Информацию о 113 предприятиях, допустивших нарушения законодательства, центры занятости населения передали в органы прокуратуры.

Нарушающим закон собственникам выдаются предписания, налагаются административные штрафы. Справедливости ради надо отметить, что суммы их небольшие от 5 до 10 тысяч рублей.

Поэтому реально действенным механизмом тут является рост самосознания предпринимателей, которое в последнее время стимулируется созревшими демографическими проблемами и экономическими рычагами. Об этом я расскажу чуть позже.

Информационно-разъяснительная работа с работодателями проводится нами в рамках круглых столов, семинаров, с помощью средств массовой информации. Причем мы используем для просветительских кампаний не отрицательные, а наоборот положительные примеры социально-ответственных работодателей, которые у нас в области есть. Один из таких работодателей сегодня выступят в рамках рассматриваемого вопроса.

Для расширения возможностей трудоустройства граждан с инвалидностью на федеральном и региональном уровне произошли изменения в законодательстве, позволившие подключить к квотированию рабочих мест дополнительный ресурс – малые предприятия. Как показала практика создания специализированных рабочих мест для инвалидов, именно малый бизнес наиболее чутко отзывается на государственные инициативы по интеграции инвалидов в трудовую деятельность.

К сожалению, мы вынуждены констатировать тот факт, что сегодня практически отсутствуют рычаги экономического стимулирования работодателей для трудоустройства граждан с инвалидностью.

На сегодняшний день проблема исключения экономических затрат предприятий при создании рабочих мест для граждан с инвалидностью решается посредством возмещения за счет средств бюджета расходов на их оснащение. На оснащение 1 рабочего места в этомгоду предусмотрена компенсация затрат работодателей  в размере около 73 тыс.руб. Всего на эти цели будет направлено около 15 млн. руб. бюджетных средств, из которых 95% – средства федерального бюджета.

В текущем году предусмотрено оснастить 205 рабочих мест для трудоустройства граждан с инвалидностью.

По состоянию на 22 июня 2015 года на комиссии Министерства рассмотрены и согласованы пакеты документов на оснащение 112 рабочих мест (55% от целевого ориентира).

Показатель по количеству заключенных договоров на оснащение рабочих мест для трудоустройства инвалидов выполнен на 53% (109 рабочих мест); по количеству оснащенных (оборудованных) рабочих мест – на 43% (89 рабочих мест); по количеству трудоустроенных инвалидов –  на 39% (79 чел.).

Мы поставили задачу –  по итогам первого полугодия 2015 года реализовать программный показатель по количеству оснащенных (оборудованных) рабочих мест для трудоустройства инвалидов не менее чем на 50% от годового программного показателя (103 рабочих места).

По данным мониторинга с начала текущего года рабочие места созданы в производственной сфере (35%) и на предприятиях по предоставлению услуг населению (65,0%).

Из 89 оснащенных рабочих мест, 8 рабочих мест (9,0%) являются специальными, 5 рабочих мест (5,6%) – оснащено на дому.

В числе трудоустроенных инвалидов преобладали граждане, имеющие инвалидность 3 группы, их доля составляла 65%. Доля граждан, имеющих инвалидность 2 группы, составляла 35%. Основными видами их заболеваний являлись заболевания опорно-двигательной системы, органов слуха и зрения, кардиологические и онкологические заболевания.

Созданные рабочие места очень разноплановые. Для граждан с кардиологическим заболеванием, которым рекомендован труд в благоприятных микроклиматических условиях, на рабочем месте устанавливалась сплит-система. Для граждан с заболеванием опорно-двигательной системы, которым противопоказано длительное пребывание на ногах, при трудоустройстве по специальности «сторож» рабочее место оснащалось системой видеонаблюдения и специальным креслом. Гражданам с заболеванием органов зрения при создании рабочих мест «обработчик», приобретались станки, приспособленные для безопасной работы инвалидов по зрению; «специалист по обслуживанию клиентов» устанавливалось дополнительное освещение; по специальности «оператор ПВМ» – ноутбук, на котором установлена специальная программа для слабовидящих.

Министерством ежеквартально осуществляется мониторинг закрепляемости инвалидов на оснащенных рабочих местах. На сегодняшний день уровень закрепляемости инвалидов на рабочих местах, организованных в  2015 году составляет 100%.

Помимо компенсации затрат работодателей на оснащение рабочих мест для граждан с инвалидностью считаем целесообразным применять и другие механизмы стимулирования, такие как налоговые льготы и размещение производственных заказов в организациях создающих условия для труда граждан с инвалидностью.

Также серьезной проблемой является трудоустройство граждан с инвалидностью – выпускников учреждений профессионального образования.Она обусловлена, помимо общих, характерных для данной категории граждан трудностей, проблемами отсутствия практических навыков трудовой деятельности, а также изменениями состояния здоровья, происходящими во время обучения, которые порой становятся причиной невозможности осуществлять трудовую деятельность по полученной профессии.

С целью решения названных проблем Министерством в текущем году проведен мониторинг граждан, имеющих инвалидность, являющихся студентами учреждений профессионального образования и завершающих обучение в текущем году. С каждым гражданином будет проводиться индивидуальная работа, с учетом специфики полученной профессии и трудовых рекомендаций, установленных органами МСЭ. Уже сегодня мы провели работу по подбору возможных вариантов трудоустройства, которые будут согласовываться при обращении граждан в органы службы занятости населения.

В случае если граждане с инвалидностью потеряли возможность осуществлять трудовую деятельность по полученной профессии, по направлению службы занятости населения они имеют возможность переобучиться иным профессиям, пользующимся спросом на рынке труда.

Зачастую те граждане с инвалидностью, которые приходят в центры занятости, не могут правильно подать себя работодателю. Это значительно снижает их успешность при трудоустройстве и, в том числе, создает негативный образ инвалида, как работника, среди работодателей. Для решения этой проблемы в центрах занятости работают профессиональные психологи, которые проводят специальные тренинги, учат самопрезентации, проводят мероприятия по социальной адаптации. Эти услуги получают более 55% граждан с инвалидностью, состоящих на учете в областной службе занятости населения.

Кроме того, граждане с инвалидностью принимают участие в программе временной занятости с оказанием материальной поддержки (122 инвалида из 240 человек), участвуют в оплачиваемых общественных работах(23 инвалида).На профессиональное обучение в текущем году направлено 35 граждан с инвалидностью.

Проводимые мероприятия по содействию занятости граждан с инвалидностью способствовали в текущем году:

первое - росту уровня трудоустройства инвалидов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2,7 процентных пункта с 45,6% до 48,3%;

второе - расширению охвата инвалидов участием в мероприятиях содействия занятости населения с 53,8% в 2014 году до 55,1% в 2015 году, что говорит о возрастающей активности граждан с инвалидностью;

третье - сокращению средней продолжительности безработицы на 0,2 месяца относительно аналогичного периода прошлого года (с 5,6 мес. до 5,4 мес.), что указывает на рост трудовой мобильности инвалидов и мотивации к труду.

В итоге, следствием проводимых мер, стало снижение численности инвалидов, состоящих на учете в органах службы занятости, по сравнению с прошлым годом на 16% до 960 человек.

Коллеги, тем не менее, перед органами исполнительной власти регионов поставлена задача повышения уровня трудоустройства инвалидов до среднего показателя по всем категориям безработных граждан. Для этого необходимо создание для инвалидов, способных и желающих работать, таких условий, при которых они смогут найти сферу своей профессиональной деятельности и трудоустроиться на адаптированные к их специальным потребностям рабочие места, что потребует проведение серьезной межведомственной работы в ближайшей перспективе.

В заключении хочу поблагодарить общественные организации инвалидов, представителей общественной палаты области, и просто неравнодушных граждан с инвалидностью, которые активно участвуют в разработке региональных документов в сфере занятости.

Спасибо за внимание. Готова ответить на все ваши вопросы.

Возврат к списку

Поиск по сайту

схема проезда