Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Выступление министра занятости, труда и миграции области Н.Ю.Соколовой на заседании Правительства области 30 июля 2015 года

30.07.2015

Выступление министра занятости, труда и миграции области Н.Ю.Соколовой на заседании Правительства области 30 июля 2015 года

Уважаемый Валерий Васильевич, Владимир Васильевич!
Уважаемые участники заседания!

Годы экономического роста в начале двухтысячных, финансово-экономический кризис, посткризисное развитие экономики - все перечисленные временные этапы наглядно продемонстрировали эффективность системы социального партнерства, как способа обеспечения социальной стабильности и конструктивного поиска компромиссов.

На территории области на протяжении уже более 20 лет ведется целенаправленная работа по развитию социального партнерства – сформирована областная законодательная база, действует система коллективных договоров и соглашений, активно работает областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

Главной переговорной площадкой были и остаются трехсторонние комиссии, которые объединяют власть, бизнес, профсоюзы и позволяют конструктивно обсуждать актуальные вопросы социально-экономического развития региона, территорий, такие как – неформальная занятость, изменения на рынке труда, установление минимального размера оплаты труда на территории области, повышение заработной платы в бюджетной сфере, соблюдение законодательства об охране труда, создание новых рабочих мест, организация отдыха и оздоровления детей, состояние коллективно-договорных отношений и многие другие.

И в настоящее время, когда мы живем и работаем в условиях определенных политических и экономических вызовов, политики санкций, роль трехсторонних комиссий сложно переоценить. На заседаниях комиссий, рабочих группах у социальных партнеров есть хорошая возможность услышать друг друга, предостеречь от ошибок и, как результат, выработать эффективный  план действий.

К числу приоритетных задач в сфере трудовых отношений, которые необходимо решать «всем миром», относятся вопросы сокращения неформальной занятости, ликвидации «серых» зарплат, обеспечения роста поступлений в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды.
Практика применения схем нелегальной занятости имеет негативное влияние не только на экономику региона, но и на самих работодателей – нарушаются принципы конкуренции в бизнесе, добросовестные работодатели оказываются в менее выгодном финансово-экономическом положении, чем их «ловкие» и безответственные партнеры.

Необходимость эффективного взаимодействия между социальными партнерами в решении этой проблемы очевидна и от понимания значимости этой работы зависят и её результаты, которые должны обеспечить для работодателя – создание условий для легального ведения бизнеса; для работника – обеспечение социальных гарантий, возможность трудоустройства с достойной оплатой в легальном секторе; для государства - снижение риска возникновения безработицы, повышение поступлений в бюджеты и во внебюджетные фонды.

Именно поэтому мы тщательно прорабатываем возможность повышения в области минимальной заработной платы, проводим предварительные консультации в целях сохранения баланса интересов государства, работников и работодателей.

Одним из шагов в этом направлении стало заключение Соглашений о минимальной заработной плате в Саратовской области на 2014 (6200 руб.) и 2015 годы (6900 руб.), устанавливающих минимальную заработную плату для организаций внебюджетного сектора экономики в более высоком размере, чем предусмотрено федеральным законом (5965 руб.).

В целях повышения уровня заработной платы в регионе в областном Соглашении между Правительством области, работодателями и профсоюзами из года в год устанавливается конкретный показатель по темпу роста заработной платы во внебюджетном секторе экономики. Этот показатель находит отражение в территориальных трехсторонних соглашениях, заключаемых в муниципальных районах области. В настоящее время в 17 районах данное обязательство включено в территориальные  трехсторонние соглашения.

С учетом изменяющейся ситуации на рынке труда органами исполнительной власти, профсоюзами и работодателями области была оперативно разработана программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда, направленная на сохранение трудовых коллективов, работники которых находятся под риском увольнения, а также на улучшение качественного и квалификационного состава персонала предприятий.

В рамках программы будет организована временная занятость и опережающее обучение для 1,5 тыс. работников, находящихся под риском увольнения на 8 промышленных предприятиях, расположенных в Саратове, Вольске, Балаково и Энгельсе. На реализацию программы будет направлено более 59 млн. руб. (59,5 млн.руб.).

Экономический и политический кризис на Украине. К нам хлынул поток граждан соседнего государства, ищущих убежище. Без оперативного и эффективного взаимодействия с  работодателями и органами исполнительной власти всех уровней мы не смогли бы решить сложные вопросы трудоустройства и социальной адаптации граждан, вынужденно покинувших территорию Украины и прибывших на территорию Саратовской области. В настоящее время на территории области находится более 6 тысяч человек (6057 чел.), из них трудоустроено 2912 чел. или 78,6% от числа граждан Украины трудоспособного возраста.

Одним из важнейших показателей развития социального партнерства является количество и качество коллективных договоров. По итогам I полугодия текущего года коллективно-договорными отношениями на территории области охвачено около пяти с половиной тысяч трудовых коллективов, на которые приходится 72 % работников от среднесписочной численности работающих, что соответствует 4 рейтинговому месту среди субъектов ПФО.
На территории области немало руководителей предприятий социально ответственного бизнеса, которые осознавая, что трудовые ресурсы являются стратегически важным потенциалом развития производства, увеличивают затраты в пользу работников и, соответственно, включают в коллективные договоры дополнительные социально-трудовые льготы и гарантии.

Проводимый анализ показывает, что две трети действующих коллективных договоров предусматривают положения о минимальной заработной плате, о порядке её индексации, дополнительным отпускам, охране труда. В каждом третьем коллективном договоре установлены льготы работающим женщинам, совмещающим трудовые и семейные обязанности; каждый десятый содержит обязательства по содействию работникам в решении жилищной проблемы, предусматривает дополнительное пенсионное страхование. В коллективных  договорах крупных предприятий, как правило, финансирование мероприятий по охране труда превышает требования законодательства ((0,2%) и достигает 0,5% - 0,7% суммы затрат на производство продукции (услуг)). Это своеобразная «подушка безопасности», которая  позволяет выработать качественно новые подходы к созданию эффективной системы управления охраной труда, обеспечить безопасные условия труда на каждом рабочем месте.

И эффект от этих затрат мы видим. В сфере охраны труда за последние шесть лет более чем в 2 раза снизилось количество пострадавших в результате производственных травм, в 1,8 раза - количество погибших на производстве, в 1,6 раза увеличились затраты на мероприятия по охране труда в расчете на 1 работающего, которые составили более 10 тысяч рублей.

Возросло число организаций, в которых коллективным договором размер минимальной зарплаты и тарифной ставки рабочего первого разряда установлен на уровне не ниже прожиточного минимума, что явилось одним из немаловажных факторов роста среднемесячной заработной платы работников за 2014 год (22019,5 руб.) и 5 месяцев текущего года (21906,7 руб.) на 7,3% и 4,3% соответственно относительно соответствующего периода прошлого года.

Реализация эффективной политики занятости на предприятиях и в организациях позволила работодателям в 2014 году создать свыше 18 тыс. новых рабочих мест, в том числе в рамках реализации инвестиционных проектов около полутора тысяч (1,3 тыс.) рабочих мест.
Но самым главным итогом стало отсутствие на протяжении последних лет коллективных трудовых споров, сохранение социальной стабильности в трудовых коллективах.

Вместе с тем, существует ряд проблем, которые негативно влияют на эффективное развитие социального партнерства на территории области.
До сих пор остается не решенным вопрос полномочности стороны работодателей на муниципальном уровне, что снижает эффективность выполнения территориальных трехсторонних соглашений. В настоящее время только в Балаковском и Новоузенском муниципальных районах, и муниципальном образовании г.Саратов имеются полномочные объединения работодателей.

С учетом того, что эта проблема общероссийская, в Трудовой Кодекс Российской Федерации в 2012 году были внесены изменения, устанавливающие порядок исполнения полномочий нижестоящих объединений работодателей вышестоящими. О соответствующих изменениях были проинформированы и Союз товаропроизводителей и работодателей области, и администрации муниципальных районов.

В области можно отметить тенденцию по снижению заключения коллективных договоров на предприятиях частной формы собственности ряда отраслей, таких как бытовое обслуживание населения, строительство, транспорт, торговля, которая свидетельствует о нежелании работодателей брать на себя обязательства по социально-трудовым гарантиям работников и социальной пассивности самих работников.
Несмотря на информационно-разъяснительную работу нередки случаи формального отношения к заключению и выполнению коллективного договора и соглашения, включения в них условий, ухудшающих положение наемных работников по сравнению с требованиями законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Наиболее частыми выступают нарушения по срокам выплаты заработной платы; гарантиям и компенсациям работникам при ликвидации организации; оплате простоев.

При уведомительной регистрации коллективных договоров и соглашений проводится разъяснительная работа с представителями работодателя с направлением уведомления о выявленных нарушениях в адрес Гострудинспекции.

Однако главным недостатком остается несовершенство нормативно-правового регулирования на федеральном уровне вопросов контроля за исполнением колдоговоров и соглашений, а также минимальная (три – пять тысяч рублей) ответственность за нарушение  договорных обязательств, не стимулирующая работодателей к повышению социальной ответственности бизнеса. Соответствующие предложения от нашей региональной трехсторонней комиссии неоднократно направлялись в адрес Министерства труда и социальной защиты России и Российской трехсторонней комиссии. В настоящее время законопроект о внесении изменений в действующее законодательство находится на рассмотрении.

В заключении хочу еще раз подчеркнуть, что с помощью механизма социального партнерства можно решать, и мы решаем, многие актуальные задачи социально-экономического развития региона, что нам и удается, но современные экономические и политические реалии требуют других неординарных подходов, консолидации всех сил, заинтересованных в решении вопросов, направленных на более эффективную помощь и защиту социально-трудовых прав граждан нашей области. И мы над этим  работаем.

Благодарю за внимание!

Возврат к списку

Поиск по сайту

схема проезда

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН



Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)


Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

 
Доступная среда