Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Выступление министра занятости, труда и миграции области Н.Ю.Соколовой на постоянно действующем совещании Губернатора области с руководителями органов исполнительной власти области 15 февраля 2016 года

15.02.2016

Выступление министра занятости, труда и миграции области Н.Ю.Соколовой на постоянно действующем совещании Губернатора области с руководителями органов исполнительной власти области 15 февраля 2016 года

Уважаемый Валерий Васильевич, участники совещания!

По данным Минтруда России (за 2014 г., опубликованы в ноябре 2015 г.), уровень производственного травматизма (включая травматизм со смертельным и тяжелым исходом) в нашей области составляет 0,9 единицы на 1000 работающих и является наименьшим в ПФО. Данный показатель в Саратовской области на 40 % ниже, чем в среднем в ПФО (1,5), и на 36 % ниже, чем в среднем по России (1,4). Однако, несмотря на благоприятную статистику, задача минимизации профессиональных рисков по-прежнему остается актуальной.

В целях снижения производственного травматизма и профзаболеваемости нашим министерством во взаимодействии с отраслевыми министерствами, администрациями муниципальных районов, контрольно-надзорными органами, другими заинтересованными организациями в 2015 г. был проведен ряд мероприятий.

На предприятия, где отмечается производственный травматизм, мы направляем требования разработать планы мероприятий по его предупреждению. Должна сказать, что в большинстве случаев на предприятиях, где отмечается большое количество производственных травм, удается достичь их существенного снижения. Так, в 2015 г. по сравнению с 2014 г. сократилось количество пострадавших в ОАО «Саратовский институт стекла» (с 5 до 1), МУПП «Саратовводоканал» (с 9 до 3), ООО «Завод ЖБК – 1» (с 3 до 0), ОАО «Завод металлоконструкций» (г. Энгельс) (с 5 до 2), ООО «Компания «Кронверк» (с 4 до 2).

В октябре 2015 г. на заседании коллегии областной прокуратуры совместно с Гострудинспекцией и нашим министерством проанализировано соблюдение трудового законодательства, в том числе права граждан на безопасные условия труда. В соответствии с принятым решением по результатам анализа практики других регионов мы будем совершенствовать критерии оценки исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий по охране труда. С этой целью разработан и проходит согласование проект соответствующего нормативного правового акта Правительства области.

Разноплановая работа муниципальных властей, в соответствии с региональным законодательством наделенных отдельными государственными полномочиями по управлению охраной труда, направлена на снижение профессиональных рисков. В 2015 г. в обучающих организациях области обучено по охране труда около 13 тыс. человек, что на 25% больше, чем в 2014 г.; приемам оказания первой помощи пострадавшим на производстве обучено 62 тыс. чел., что на 9,5% больше, чем в 2014 г.

Специалистами администраций районов проведено около 1 тыс. мероприятий по охране труда с участием представителей более 10 тыс. организаций области, из которых почти 4 тыс. являются субъектами малого предпринимательства (в 2014 г. участвовали 10 тыс. организаций, в т. ч. чуть более 3 тыс. субъектов малого предпринимательства); осуществлено около четырёх тысяч трёхсот (4284) выходов на предприятия с целью изучения ситуации по охране труда и оказания консультационной помощи работодателям.

В целях привлечения внимания работодателей и широких слоев населения области к вопросам охраны труда в апреле 2015 г. в девятый раз проведена Неделя безопасности труда, приуроченная ко Всемирному дню охраны труда (проводится ежегодно, начиная с 2007 г., в то время как в России она впервые проведена в прошлом году). Всего в рамках Недели состоялось порядка 2 тыс. мероприятий, в которых приняли участие более 100 тыс. чел.

В целях оперативного влияния на происходящие случаи производственного травматизма действует межведомственная рабочая группа, в которую вошли представители отраслевых министерств, органов надзора и контроля, наших социальных партнеров. Члены рабочей группы всесторонне рассматривают несчастные случаи и разрабатывают системные меры по ликвидации их причин, которые в дальнейшем доводят до сведения широкого круга предприятий. На 5 заседаниях рабочей группы в 2015 г. мы заслушали руководителей и специалистов 21 организации, где были случаи производственного травматизма с тяжелыми последствиями. Каждое заседание освещается на сайтах министерства занятости, труда и миграции области и Гострудинспекции.

На сайте нашего министерства есть баннер «Здесь погибли люди!!!». Баннер дает возможность увидеть, где произошли несчастные случаи на производстве со смертельным исходом, а также доводить до сведения общественности, работодателей и профсоюзов типичные причины травматизма с целью его предупреждения. По нашей рекомендации подобную информацию размещают на своих сайтах министерство строительства и ЖКХ и Гострудинспекция.

В ноябре 2015 г. проведен XIII областной смотр-конкурс по охране труда, в котором приняли участие 111 организаций и иных хозяйствующих субъектов из 26 муниципальных образований области. Активно принимают участие и показывают достойные результаты большие и малые предприятия бюджетной и внебюджетной сферы не только крупных городов – Саратова, Энгельса, Балакова – но и Базарно-Карабулакского, Вольского, Ершовского и других районов.

Состояние условий и охраны труда регулярно и активно освещается на сайте министерства занятости, труда и миграции области, на пресс-конференциях, брифингах, «прямых линиях», круглых столах и др.
Совместные усилия всех органов власти, надзора и контроля принесли определенные результаты. В 2015 г. количество погибших на производстве по сравнению с 2014 г. сократилось на 3,5% (с 29 до 28 чел.), получивших тяжелые производственные травмы – на 29 % (с 52 до 37 чел.).

Смертельные производственные травмы в 2015 г. получили работники г. Саратова и 14 муниципальных районов. Анализ производственного травматизма за 2012 – 2015 гг. показывает, что произошло снижение количества погибших в 3 раза в г. Саратове (с 27 до 9 чел.), в 2 раза в Энгельсском районе (с 6 до 3 чел.). На протяжении 4 лет отсутствуют смертельные случаи в Балтайском, Духовницком, Калининском, Красноармейском, Краснопартизанском, Лысогорском, Новобурасском, Озинском, Петровском, Питерском, Ровенском, Ртищевском, Самойловском, Татищевском районах. Значительный рост смертельного травматизма отмечен в Балаковском районе с 2 человек в 2012 г. до 4 человек в 2015 г. Все четверо погибли в результате взрыва емкости с маслом в ООО «Волжский терминал».

В результате целенаправленных совместных действий в 2015 г. достигнуто существенное снижение смертельного травматизма в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (с 6 до 3 чел.), строительстве (с 10 до 6 чел.), а также на транспорте и в связи (с 3 до 0 чел.).

Вместе с тем, должна отметить, что по-прежнему наиболее травмоопасными видами экономической деятельности являются обрабатывающие производства, где в 2015 г. в 2,5 раза возросло количество погибших, а также сельское хозяйство, в организациях которого в 2015 г. в 1,5 раза возросло количество погибших и в 1,2 раза – количество работников, получивших тяжелые травмы. Рост травматизма в этих сферах деятельности обусловлен недостаточным контролем руководителей всех уровней за безопасностью производства. В организациях добычи полезных ископаемых в 4 раза (с 0 до 4) увеличилось количество работников, получивших тяжелые травмы (обрабатывающие производства: смертельные случаи в 2014 году – 2, в 2015 году – 5; сельское хозяйство: смертельные случаи - в 2014 году – 6, в 2015 году – 9, тяжелые травмы – в 2014 году – 5, в 2015 году – 6). Эти виды деятельности будут взяты в 2016 году на особый контроль в рамках наших совместных мероприятий с профильными министерствами и надзорными органами.

Анализ основных причин, приводящих к трагическим последствиям, показывает, что большинство несчастных случаев на производстве обусловлены неудовлетворительной организацией работ, нарушением технологического процесса, трудовой и производственной дисциплины, недостатками в обучении работников безопасным приёмам труда, неиспользованием средств индивидуальной защиты, нарушением требований безопасности при эксплуатации транспортных средств, нахождением в состоянии алкогольного опьянения.

Непосредственными причинами гибели работников чаще всего являлись: воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т. д. (7 чел.), падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли (6 чел.), воздействие дыма, огня и пламени (5 чел.), транспортные происшествия (3 чел.).

Порой управленческий персонал не прогнозирует риски нештатных ситуаций и не принимает превентивных мер. Продолжает иметь место порочная практика, когда только смертельный или тяжелый случай заставляет работодателя менять отношение к проблемам безопасности. Нередко причиной трагедий становится и разгильдяйство самих работников.

В 2015 г. Гострудинспекция в ходе более 2 тыс. проверок выявила почти 16 тыс. нарушений законодательства о труде и охране труда, наложено свыше 4 тыс. штрафов на общую сумму 54 млн. руб.

В профилактике травматизма особое значение имеет адресный подход, и поэтому деятельность по предупреждению травматизма на предприятиях, где в прошлом году отмечалось значительное количество травм на производстве, будет рассмотрена в марте на заседании областной межведомственной комиссии по охране труда.

В этом году мы ставим перед собой задачу повысить эффективность реализации муниципальными властями полномочий по охране труда, усилив контроль за их выполнением, оказывать методическую помощь специалистам районных администраций. Приоритетами должны стать усиление межведомственного взаимодействия в сфере охраны труда, информационное обеспечение и распространение передового опыта по созданию здоровых и безопасных условий труда.

Эти и другие направления предстоящей работы вошли в разработанный нами План совместных действий в сфере охраны труда на 2016 год, который сейчас проходит согласование.

Благодарю за внимание.

Возврат к списку

Поиск по сайту

схема проезда

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН



Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)


Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

 
Доступная среда