Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Выступление министра занятости, труда и миграции области Н.Ю.Соколовой на постоянно действующем совещании у заместителя Председателя Правительства области М.В.Горемыко 7 декабря 2015 года

07.12.2015

Выступление министра занятости, труда и миграции области Н.Ю.Соколовой на постоянно действующем совещании у заместителя Председателя Правительства области М.В.Горемыко 7 декабря 2015 года

Уважаемый Михаил Владимирович!
Уважаемые коллеги, участники совещания!

В целом трудовая миграция – это позитивный процесс, оказывающий положительное влияние на социально-экономическую ситуацию как государства в целом, так и отдельно взятые регионы.
При этом необходимо разделять внутреннюю трудовую миграцию и иностранную трудовую миграцию.  

В соответствии с законодательством Российской Федерации приоритетное право на занятие вакантных рабочих мест принадлежит россиянам и привлечение отечественных специалистов на вакансии,  в т.ч. в трудонедостаточные регионы, является первоочередной задачей органов государственной службы занятости населения.

На решение этой задачи направлена программа повышения мобильности трудовых ресурсов, реализуемая в ряде регионов России и в частности в Дальневосточном Федеральном округе (распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2015 г. № 696-р  утвержден перечень субъектов РФ, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным).

Органами государственной службы занятости населения области также оказываются услуги по содействию трудоустройству в другой местности. За истекший период 274 гражданина обратились за содействием в поиске работы в другой местности, трудоустроено 265 чел.

Кроме того, оказывается государственная услуга содействия безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости, в соответствии с которой предоставляется финансовая поддержка в виде компенсации расходов, связанных с переездом (переселением). За истекший период 2015 года 52 безработных гражданина получили эту услугу в рамках внутриобластной трудовой миграции.

Другая составляющая трудовой миграции – это иностранная трудовая миграция.
В последнее время в федеральное миграционное законодательство вносится достаточно много изменений, в том числе это касается усовершенствования процедуры привлечения трудовых мигрантов.

В целом порядок пребывания иностранных граждан и осуществления ими трудовой деятельности на территории России регламентируется Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Процесс квотирования рабочих мест под привлечение иностранных работников, в соответствии с законодательством,  действовавшим до 1 января текущего года, распространялся  практически на всех иностранных граждан.

Иностранные работники делились на работающих у физических лиц по патентам  и работающих у юридических лиц по разрешениям на работу в рамках квотирования рабочих мест.

C 1 января 2015 года механизм привлечения изменился в связи с вступлением в законную силу 357-ФЗ («О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Теперь деление трудовых мигрантов произошло по признаку страны въезда: безвизовый режим, визовый режим.

Иностранные трудовые мигранты из стран с безвизовым режимом въезда перешли на систему оформления патента.

Изменение механизма привлечения иностранной рабочей силы  потребовало внесения изменений в нормативные  правовые  базы всех регионов России.

В соответствии с новым порядком регионам предоставлено право ежегодно устанавливать стоимость патента.

В конце 2014 года   был принят Закон «Об установлении на 2015 год коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда», в соответствии с которым ежемесячный фиксированный авансовый платеж за патент составил 3 136 руб. 80 коп. (федеральный платеж – 1 200 руб.). Сумма ежемесячного платежа была рассчитана исходя из прогнозной величины подоходного налога от средней заработной платы в экономике области на очередной финансовый год.

По данным УФМС России по Саратовской области за 11 месяцев этого года за счет его уплаты областной бюджет пополнился на 105 млн. руб. (выдано 6226 патентов), что в 1,6 раза больше, чем за аналогичный период  2014 года (за 11 месяцев 2014 г. выдано 9191 патент, иностранными работниками уплачено 67 млн. руб.).

Отмечу, что в конце ноября областной Думой был принят Закон (от 25.11.2015 г. № 147-ЗСО), который  установил на 2016 год коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда, в размере 1,7.  В денежном выражении он составляет 3 088 руб. 56 коп. и рассчитывался аналогично предыдущему году.

В соответствии с 357-ФЗ  Губернатор области теперь имеет право приостановить выдачу патентов по отдельным видам экономической деятельности, а также ходатайствовать перед ФМС России о приостановлении их выдачи в целом, при возникновении критической ситуации на рынке труда региона.

Поэтому в целях своевременного реагирования на изменения рынка труда и соблюдения  приоритетного права россиян на занятие свободных рабочих мест было принято постановление (от 31.12.2014 года № 408) об указании в патенте, профессии  (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина.

Наше Министерство осуществляет ежемесячный мониторинг граждан, оформивших  патент, в разрезе отраслей и специальностей. Параллельно мы анализируем ситуацию на областном рынке труда в разрезе данных отраслей и специальностей. За истекший период года существенных перекосов выявлено не было.

Хочется отметить и тот факт, что теперь все иностранные работники при оформлении своего трудового статуса обязаны сдать комплексный экзамен по русскому языку, истории и законодательству России.

Летом текущего года по поручению Губернатора области сотрудники Министерства  осуществили мониторинг учебных заведений, в которых осуществляется прием экзаменов на получение образовательного сертификата. Жалоб на порядок и условия проведения комплексного экзамена со стороны иностранных граждан не поступило.

Следует отметить, что иностранные работники замещают те вакансии, которые не востребованы местными трудовыми ресурсами. Так как, одним из условий привлечения иностранного работника на вакансию является её заявление в органы службы занятости и осуществление на неё подбора граждан Российской Федерации в течение трех месяцев.
И органами службы занятости населения осуществляется такая работа.
Но заместить получается достаточно низкое количество вакансий.

Это связано с одной стороны - с высокими требованиями работодателей к специалистам (знание языков, опыт работы на зарубежном оборудовании, знание определенных технологий), с другой – тяжелыми условиями труда.

Так, например,  по поручению Минтруда Российской Федерации и в соответствии с Соглашением о сотрудничестве с ООО «Артефакт» мы в течение четырех месяцев осуществляли подбор на вакансию инженера (заявленную под турецкого специалиста) из числа выпускников учреждений высшего профессионального образования. Не проработав и месяца, молодые специалисты увольнялись, не выдержав режима строительного производства.

Аналогичная ситуация была и с предприятием ООО «Автодорожник» по замещению граждан из Армении по вакансии дорожного рабочего. Нами было направлено 12 человек, но подбор не был осуществлен по причине тяжелых условий труда, хотя уровень заработной платы был достаточно высоким – 40 тыс. руб.  

За 11 месяцев 2015 года нами с целью замещения рабочих мест, на которые предполагалось привлечение иностранных работников, было направлено работодателям 169 россиян. Трудоустроено 73 чел.  

По итогам 2014 года доля иностранных работников в общей численности занятых в экономике области составила 0,4%. По этому показателю можно судить, что численность иностранной рабочей силы в области достаточно мала.    

Определение объемов привлечения иностранных работников из стран с визовым режимом въезда осуществляется в рамках работы областной межведомственной координационной комиссии по вопросам миграционной политики  (привлечения и использования иностранных работников и реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом).

Наше Министерство, как уполномоченный орган по формированию предложений от субъекта Российской Федерации по объемам привлечения, иностранных работников осуществляет координацию её работы.

Механизм определения потребности в привлечении иностранных работников  и критерии отбора заявок работодателей определены Приказом Минтруда России (от 23 января 2014 г.  № 27н).

При рассмотрении заявок члены Комиссии руководствуются принципами обеспечения национальной безопасности, поддержания баланса трудовых ресурсов, содействия трудоустройству в приоритетном порядке граждан Российской  Федерации.

Кроме того, ими учитываются и дополнительные критерии, отмеченные в  распоряжении  Правительства области от 25 июня 2012 г. № 196-Пр  («О потребности экономики области в привлечении и использовании иностранных работников»): уровень заработных плат; важность инвестиционных и социально-значимых проектов; предшествующие увольнения сотрудников из числа россиян; наличие вакансий, заявленных работодателем в центры  занятости, с целью организации работы по их замещению  гражданами России.

В текущем году состоялось шесть заседаний межведомственной комиссии, на которых были рассмотрены в общей сложности 53 заявки работодателей  (31 заявка - на корректировку 215 года и 20 заявок - на 2016 год).

Хочу отметить и тот факт, что в рамках работы членов комиссии с работодателями нам удалось в 1,5 раза увеличить уровень заработных плат по вакансиям, на которые планировалось привлечь иностранных работников. Тем самым минимизировать демпинг заработных плат.

С целью повышения процента расходования квоты работодателями нами в течение года проводилась работа по её корректировке в сторону уменьшения на основе поданных работодателями заявок.  Объемы квотирования были снижены работодателями: промышленности – на 85% (с 40 чел. до 6 чел.);  строительства – на 78% (с 899 до 194 чел.) (прочие  – на 41% с 56 чел. до 33 чел.).

В ходе рассмотрения заявок на корректировку текущего года квота была скорректирована с 907 до 233 чел. (движение заявок можно увидеть на слайде).

По данным УФМС России по Саратовской области за 11 месяцев выдано 149 разрешений на работу, квота выбрана на 64%.
Иностранным работникам выдано 6,2 тыс. патентов.

На сегодня на территории области осуществляют свою трудовую деятельность 5,2 тыс. иностранных работников.

В заключении хочу отметить ситуацию с привлечением граждан из Турции. В текущем году 7 работодателей области привлекли 45 чел. На 2016 год  в квоту вошли заявки 3 работодателей (ЗАО РТСП «Усаре», ООО «Артефакт» и ООО «Волтекс») на 79 специалистов из Турции.  Как отметил Министр труда Российской Федерации  М.А.Топилин  на      видеосовещании 2  декабря – проблем с их привлечением в 2016 году не будет. И те работодатели, у которых на 31 декабря будут оформлены трудовые договоры с турецкими специалистами, смогут их переоформить.

В целом на 2016 год мы прогнозируем, что роста иностранной трудовой миграции не произойдет и она останется на уровне текущего года.

Спасибо за внимание.

Возврат к списку

Поиск по сайту

схема проезда

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН



Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)


Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

 
Доступная среда