Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Выступление министра занятости, труда и миграции области Н.Ю.Соколовой на постоянно действующем совещании Губернатора области с руководителями органов исполнительной власти области 21 сентября 2015 года

21.09.2015

Выступление министра занятости, труда и миграции области Н.Ю.Соколовой на постоянно действующем совещании Губернатора области с руководителями органов исполнительной власти области 21 сентября 2015 года

Уважаемый Валерий Васильевич!
Уважаемые коллеги!

Как Вы помните в 2013 году в области была принята Концепция миграционной политики на период до 2025 года (постановление Правительства области от 2 августа 2013 года № 375-П), одним из приоритетных направлений которой является обеспечение к 2025 году миграционного прироста населения, превышающего его естественную убыль.

Чтобы определить векторы и объемы  миграционных процессов обращусь к данным государственной статистики. Так, по итогам первого полугодия текущего года численность прибывших в область мигрантов составила 32,6 тыс. человек(за 7 месяцев 2015 года – 40,2 тыс. чел., что на 5,1% ниже уровня 2014 года – 42,3 тыс. чел.), при этом выбыло 32,4 тыс. человек(за 7 месяцев 2015 года – 39,2 тыс. чел., что на 0,9% ниже уровня 2014 года – 39,6 тыс. чел.).

Таким образом, миграционный  прирост  населения составил всего 292 человека, что в 7 раз ниже уровня аналогичного периода прошлого года(2039 чел.). Данные по коэффициенту миграционного прироста в целом по области представлены на слайде.(По итогам  7 месяцев 2015 года миграционный прирост составил 1011 чел., что в 2,7 раза ниже уровня 2014 года (2709 чел).Миграционный прирост компенсировал естественную убыль населения области на 19,8%).

Отмечу, что наибольший миграционный прирост был в Татищевском(146,9 промилле на 10 тыс. населения), Новобурасском(108,7) и Ровенском(103,1) районах. (По состоянию на 1.07.2015 года:
Татищевский район: уровень безработицы 0,7; напряженность 0,7;
Новобурасский район: уровень безработицы 0,9; напряженность 0,6;
Ровенский район: уровень безработицы 1,0; напряженность 0,9).
Наибольшая миграционная убыль –  в  Перелюбском(-174,3),     Озинском (-168,6) и Дергачевском (-143,9) районах. (По состоянию на 1.07.2015 года:
Перелюбский район: уровень безработицы 0,7; напряженность 1,5;
Озинский район: уровень безработицы 1,1; напряженность 1,9;
Дергачевский район: уровень безработицы 0,7; напряженность 1,2).
(Ситуацию в районах  можно объяснить сложившимися в этом году климатическими условиями, засухой в заволжских районах области).

Как и в прошлые годы (в течение последних пяти лет)миграционный прирост в области сложился за счет международной миграции (3930 человек).

В число стран – лидеров по числу прибывающих иностранных граждан в нашу область традиционно входят Узбекистан (11,3 тыс. чел. – 24,5%),Украина (11,0 тыс. чел. – 24%) и Казахстан (4,9 тыс. чел. –10,7%).
При этом по данным миграционной службы с целью «работа» в область прибыло 15,6 тыс. человек,  что на 22,2% ниже уровня аналогичного периода 2014 года.

Хочу напомнить, что с 1 января этого года вступил в законную силу 357-ФЗ, который изменил ранее существовавший порядок привлечения иностранных работников из стран с безвизовым режимом въезда. Порядок квотирования рабочих мест для них заменен патентной системой. Получение патента связано с прохождением  медицинской комиссии, получением медстраховки, сдачей комплексного экзамена по русскому языку, истории и основам законодательства России.

Кроме того, теперь ежегодно субъекты Российской Федерации обязаны принимать законы, устанавливающие коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда.  Это так называемый  фиксированный авансовый платеж, который является для иностранного работника обязательной ежемесячной платой за продление действия патента.

В конце прошлого года в области был принят такой закон (от 24 ноября 2014 года  № 140 «Об установлении на 2015 год коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда»), в соответствии с которым фиксированный авансовый платеж на текущий год составляет 3136 руб. 80 коп.

Рассчитывая сумму платежа, мы преследовали  следующие цели: первое – соблюсти приоритетное право граждан Российской Федерации на занятие вакантных рабочих мест, чтобы иностранные работники в современных условиях развития экономики не составляли жесткой конкуренции местным трудовым ресурсам, второе – содействовать росту реальной  заработной платы  на рабочих  местах, предполагающих труд иностранцев, а затем налоговых отчислений;  третье  – пополнить бюджет области  и через уплату иностранными работниками фиксированного авансового платежа.  

Бесспорно, что данные изменения миграционного законодательства сыграли в сторону снижения численности прибывающих на нашу территорию трудовых мигрантов (в 1 полугодии 2015 года прибыло 15552 чел., что составило 77,8% от уровня  1 полугодия 2014 года - 19985 чел.).

И в нынешней экономической ситуации это скорее благо, чем проблема, ибо наши земляки имеют больше возможности для трудоустройства и в меньшей степени конкурируют с мигрантами.

Тем не менее, по данным УФМС России по Саратовской области за 6 месяцев 2015 года иностранными гражданами оформлено 4632 патента, и поступления в бюджет области от уплаты фиксированного авансового платежа составили 46,0 млн. руб., что на 18,6% больше уровня 2014 года (за 6 месяцев 2014 года – 6143 патента, сумма поступлений – 38,8 млн. руб.). (За 8 месяцев 2015 года выдано 5515 патентов, поступления в бюджет составили 76,5 млн. руб., что на 40,8% больше уровня 8 месяцев 2014 года.).

С учетом практики реализации действующего регионального законодательства и экономической ситуации в области нам до конца текущего года необходимо принять Закон области,  устанавливающий на 2016 год коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда.
Еще раз хочу подчеркнуть, что при его принятии приоритеты, озвученные мною выше, должны сохранится.

Социальный портрет иностранного работника представлен на слайде. С одной стороны – это квалифицированный иностранный специалист сферы строительства из Румынии или Турции, прибывший к нам в область в рамках квотирования рабочих мест, и получивший в соответствии с законодательством разрешение на работу.

С другой стороны – это иностранный работник с более низкой квалификацией или её отсутствием (часто – подсобный рабочий или овощевод), прибывший к нам из Узбекистана или Таджикистана и в соответствии с законодательством оформивший патент на право осуществления трудовой деятельности у юридического или лица.

Далее, другим из важных аспектов в миграционном движении является межрегиональная миграция, которая на протяжении последних лет  в нашей области характеризуется убылью.
(Годовые цифры: 2008 год  -3993 чел.; 2009 год -3175;    2010 год  -3301;
2011 год -6054; 2012 год -3884; 2013 год -6579; 2014 год -4368 чел.).

Мониторинг показывает, что мигрирующие жители области предпочитают, как и прежде, Москву, Московскую область, Санкт-Петербург, Ленинградскую область, Краснодарский край, Самарскую и Воронежскую области.
(в область въезжали  из Центрального ФО – 33%; Приволжского ФО –19,5% (Самарской области –29%; Пензенской области – 23%;  Оренбургской области – 7,5%); Южного ФО – 12,4%)).

По полугодовым данным статистики нельзя увидеть полноценную картину, тем не менее, за этот период убыль в рамках межрегиональной миграции составила  -3638 человек, что  2,3 раза больше, чем в 1 полугодии 2014 года (-1608 человек).

Обстоятельства, вызвавшие смену  места жительства граждан, выбывших из области, носили личный или  семейный характер – 46,6%, и были связаны с работой  – 14,6%, учебой – 5,4%, возвращением к прежнему месту жительства – 2,8%.

(Для прибывших в область: 54,7% - причины личного, семейного характера; 11,5% - в связи с работой; 4,5% - в связи с учебой; 2,7% - из-за обострения межнациональных отношений).

Статистика свидетельствует о том, что на работу и учебу выезжало из области больше граждан, чем въезжало. А личные мотивы, семейные обстоятельства и стабильность межнациональных отношений повлияли на приток граждан в область.

С ноября прошлого года наше Министерство осуществляет мониторинг миграционного оттока, связанного с осуществлением жителями области трудовой деятельности.

Результаты обследования 42 муниципальных районов (округов) области показали, что трудовую миграцию в июне 2015 года осуществляли 110,5 тыс. человек (7,6% от численности населения трудоспособного возраста), что на 10,4 тыс. чел. меньше, чем в декабре прошлого года (120,9 тыс. чел.).

Из общей численности граждан, осуществлявших выезд с целью трудоустройства, 51,6% (или 57 тыс. человек)– выезжали в другие субъекты Российской Федерации, а 48,4% (или 53,5 тыс. человек)– выезжали в муниципальные районы (образования) в пределах области.

Хочу отметить, что больше всего граждан от численности трудоспособного населения в июне выезжала из Александрово-Гайского – 33,4%; Саратовского – 32,6% и Ровенского– 30,0% муниципальных районов.
Меньше всего – из Энгельсского (3,3%) и  Балаковского (2,1%)районов, а также города Саратова (0,1%).

По результатам мониторинга нами был составлен  социальный  портрет гражданина, осуществляющего маятниковую трудовую миграцию. Это мужчина в трудоспособном возрасте (в основном, от 25 до 55 лет), работающий вахтовым методом (порой, без официального оформления трудовых отношений), основными профессиями (специальностями) которого являются: водитель, машинист, инженер, мастер, менеджер, механик, монтажник, охранник, подсобный рабочий, грузчик.

Одним из механизмов реализации Концепции миграционной политики на территории области является Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в рамках которой планируется ежегодно привлекать на постоянное место жительства 2,5 тыс. человек.
Государственная программа является своеобразным брендом нашей области, т.к. здесь мы лидируем –1 место в ПФО и 5 место – по России.

За 6 месяцев 2015 года в рамках Государственной программы прибыли 3,6 тыс. человек. По состоянию на 1 июля занятыми являлись 1930 человек (89%), 1410 человек (65%) осуществляли трудовую деятельность, из них 1100 (78%) при содействии службы занятости, 412 человек (19%) являлись студентами очного обучения Вузов, 108 человек (5%) ухаживали за маленькими детьми.

За 8 месяцев 2015 года область приняла 4491 человека  (2137 участников и 2354 члена семьи).Из числа прибывших 3144 человека в трудоспособном возрасте, 1033 ребенка, 314 пенсионеров, мужчин – 1971 человек, женщин – 2520 человек. Занятыми являются 2484 человека (79%) – 1813 человек (73%) осуществляют трудовую деятельность, из них 1269 (70%) при содействии службы занятости; 472 человека (19%) являются студентами очного обучения Вузов; 199 человек (8%) ухаживают за маленькими детьми).
Наибольшее количество соотечественников проживают в городах Саратов (2,7 тыс. чел.), Энгельс (1,1 тыс. чел.), Балаково (263 чел.), Вольск (217 чел.), в сельских районах разместились в среднем до 30 человек.

Практика реализации Государственной программы позволила смоделировать и социальный портрет соотечественника–им оказался молодой человек в возрасте  25-35 лет, знающий русский язык, с высшим или средним специальным образованием и опытом работы по востребованной на рынке труда области профессии (специальности).

В целях популяризации Государственной программы и повышения информированности населения о ходе её реализации мы планируем в конце  года провести областной конкурс «Дом. Дерево. Дитя» среди участников Государственной программы и членов их семей по таким номинациям, как: «Лучшая фоторабота», «Лучший детский рисунок «Наш дом – глазами детей», «Лучший рассказ «Экскурс в новую Родину». Конкурс будет проводиться второй год, и мы уверены, что участвующие в нем соотечественники получат как моральную, так и материальную поддержку.

Хочу озвучить и следующее информационное событие.  Пресс-служба нашего Министерства стала победителем Всероссийского конкурса «Пресс-служба года–2014» в номинации «Продвижение территорий» с проектом «Саратовская область – территория развития».
На конкурс были представлены итоги проведения информационной кампании, реализуемой в целях популяризации Государственной программы переселения соотечественников.

Спасибо за внимание.

Возврат к списку

Поиск по сайту

схема проезда

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН



Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)


Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

 
Доступная среда