Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Выступление первого заместителя министра занятости, труда и миграции области Л.А. Свидченко на заседании Оперативного штаба ГУ МВД России по Саратовской области по профилактике правонарушений 22 марта 2016 года

22.03.2016

Выступление первого заместителя министра занятости, труда и миграции области Л.А. Свидченко на заседании Оперативного штаба ГУ МВД России по Саратовской области по профилактике правонарушений 22 марта 2016 года

Уважаемый Сергей Дмитриевич!
Уважаемые участники заседания!

Работа нашей службы с гражданами, отбывающими наказание в местах лишения свободы, начинается за 6 месяцев до их освобождения, несмотря на то, что законодательство о занятости населения не предусматривает оказание им государственных услуг без личного обращения в органы службы занятости населения.

Мы осуществляем свою деятельность на основании соглашения о сотрудничестве между УФСИН, ГУ МВД и Министерством в рамках которого:

ежеквартально сотрудники службы занятости населения выезжают в учреждения исполнения наказаний нашего региона с целью информирования граждан, освобождаемых из мест лишения свободы, о возможностях трудоустройства и услугах, предоставляемых службой занятости (в 2015 году, специалистами службы занятости населения проведено 68 выездных лекций для 3,8 тыс. человек, в 2014 г. – 72 лекции для 3,4 тыс. чел.);

ежемесячно в УФСИН предоставляется информацию о вакансиях, имеющихся в банке областной службы занятости населения, в том числе с предоставлением жилья в сельской местности (информация размещается в информационных терминалах в учреждениях исполнения наказаний и находится в свободном доступе);

ежемесячно в территориальные органы внутренних дел МВД предоставляются сведения о вакансиях неквалифицированного труда.

Осуществляется взаимодействие с учреждениями исполнения наказания расположенными на территории других субъектов РФ. Нами предоставляется информация о государственных услугах и иных возможностях, получить которые граждане могут, обратившись в центры занятости населения нашего региона.
Кроме того, органами службы занятости осуществляется взаимодействие с гражданами, осужденными к наказаниям без изоляции от общества, по вопросам их трудоустройства (условно осужденные, осужденные с отсрочкой и др.).

Теперь об уже освобожденных из мест лишения свободы, с категорией которых в соответствии с законодательством мы работаем.

В 2015 г. в центрах занятости населения поставлено на учет всего 200 чел. из числа граждан этой категории.
Стоит отметить, что это всего на 21 чел. больше, чем в прошлом году (в 2014 г. – 179 чел.), а это значит, что проведенная амнистия не оказала практически никакого влияния на рост численности официально зарегистрированных безработных.

В связи с низким уровнем образования и незначительным опытом работы граждане, освобожденных из мест лишения свободы, представляют социально уязвимую группу населения, что делает их, как правило, неконкурентоспособными на рынке труда.

С целью оказания им практической помощи органы службы занятости оказывают услуги: по профессиональной ориентации (помощь в выборе профессии отвечающей склонностям и возможностям граждан); по социальной адаптации (основы составления резюме, уроки самопрезентации,  правила проведения собеседований с работодателями); психологической поддержке (формирования  уверенности, повышения самооценки, раскрытия внутреннего потенциала гражданина); профессиональному обучению (по профессиям, востребованным на рынке труда).

Для повышения эффективности работы по содействию трудоустройству освобожденных и с целью стимулирования работодателей, принимающих на работу граждан данной категории, по инициативе Министерства, с 2014 года реализуется мероприятие по возмещению затрат работодателей на оплату труда работников (ППСО от 5.05.2014 г. № 263-П). Размер возмещения составляет минимальный размер оплаты труда с учетом страховых взносов в государственные внебюджетные фонды за одного работника. На эти цели ежегодно выделяется около 400 тыс. руб. из областного бюджета (в среднем по 20 тыс. руб. на 1 чел.). В результате проведенных мероприятий в 2015 году удалось трудоустроить на постоянные и временные рабочие места 23 чел. данной категории.

По итогам анализа эффективности этого мероприятия выяснилось, что на предприятиях по истечении срока трудового договора в 2015 году закрепились всего 39% (9 чел.), в 2014 году – 31% трудоустроенных (8 чел.). Основной причиной увольнения граждан является их собственное желание (65%).  

В целях обеспечения дополнительных гарантий трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, администрациями муниципальных районов ежегодно принимаются постановления о резервировании рабочих мест для граждан, освободившихся из учреждений исполнения наказания. В 2015 году зарезервировано 149 рабочих мест (в 2014 г. – 124 рабочих места) для данной категории населения, на резервированные рабочие места трудоустроено только 3 чел. (в 2014 г. – 8 чел.) данной категории, что опять же свидетельствует, с одной стороны, о нежелании работодателей принимать на работу бывших осужденных, с другой, о нежелании трудоустройства на рабочие места самих граждан.

Кроме того, необходимо отметить, что из 200 граждан, первично обратившихся в органы службы занятости в 2015 году, только 58,7% обратилось повторно.  

В прошедшем году было  трудоустроено 69 чел. (в 2014 г. – 72 чел.). Уровень трудоустройства граждан данной категории в течение года составляет в среднем 35% (в 2014 г. – 38%), что значительно меньше общего уровня трудоустройства, но выше аналогичных показателей по большинству регионов РФ.

Хочу отметить, что значение показателя трудоустройства данной категории граждан близко к аналогичному показателю для иных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске подходящей работы (инвалидов, многодетных и одиноких родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, лиц предпенсионного возраста, граждан, уволенных с военной службы и других).  

С целью получения объективной картины мы решили выяснить причины невысокой доли обращений в органы службы занятости населения и низкого уровня трудоустройства граждан, освободившихся из мест лишения свободы.

Мы провели несколько исследований.

В Мониторинге готовности работодателей Саратовской области к трудоустройству граждан, освобожденных из учреждений исполнения наказания» приняло участие 200 работодателей городов и районов Саратовской области.

Данные мониторинга показали, что, к сожалению, только 46% работодателей готовы трудоустроить граждан, освобожденных из учреждений исполнения наказаний, и при этом преимущественно на рабочую специальность. При трудоустройстве на рабочие вакансии работодатель в меньшей степени обращает внимание на опыт работы или на перерыв в рабочей деятельности, гораздо важнее для них проявление  заинтересованности в трудоустройстве.

Основными причинами нежелания трудоустраивать таких граждан являются: наличие судимости, боязнь рецидива, трудности при общении с коллективом.

На вопрос о целесообразности введения квотирования рабочих мест для данной категории граждан – 80% работодателей высказали отрицательное мнение. Работодатели не считают данную категорию лиц приоритетной в вопросах трудоустройства. К основным причинам также относятся: недостаточное количество рабочих мест; текучесть кадров; нежелание работать указанных граждан; неблагонадежность граждан, риск рецидива; недоверие; недобросовестное отношение к работе. Также работодатели отметили увеличение нагрузки на бизнес, так как уже существует квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов, молодежи, отдельных категорий несовершеннолетних граждан.

В качестве альтернативных мер работодатели предложили рассмотреть возможность создания специализированных производств, приема граждан с испытательным сроком, определения налоговых льгот работодателям, принимающим на работу граждан.

В «Мониторинге социально-профессионального состава и трудовых намерений граждан, содержащихся в учреждениях исполнения наказаний» в 2015 году приняли участие 374 осужденных, готовящихся к освобождению, из 6 учреждений.

Результаты мониторинга показали, что после освобождения намерены сразу трудоустроиться 61,5%, это на 0,5 п.п. ниже, чем в 2014 году; 30,2% осужденных нуждаются в периоде адаптации, прежде чем приступить к трудовой деятельности, это на 1,2 п.п. выше показателя прошлогоднего мониторинга; 4,5% опрошенных намерены получить новую профессию, и только потом начать искать работу, что на 1,3 п.п. выше, чем в 2014 году.

Данные мониторингов показывают, что для определения объективной картины реальной безработицы среди граждан, освободившихся из мест лишения свободы и не обратившихся в органы службы занятости населения, необходимо дополнительное проведение УФСИН и ГУ МВД совместного мониторинга граждан, освободившихся из мест лишения свободы и не обратившихся в органы службы занятости населения, на предмет осуществления ими трудовой деятельности.

Результаты мониторинга позволят:

выявить граждан, освободившихся из мест лишения свободы, находящихся на территории области и трудоустроившихся самостоятельно;

определить граждан, не имеющих работу и нуждающихся в трудоустройстве;

проанализировать масштабы безработицы среди данных граждан и разработать комплексы мероприятий по их трудоустройству, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия, возможно с использованием института участковых уполномоченных полиции, привлечения органов миграционной службы с целью выявления фактического места пребывания граждан и других инструментов.

Данное исследование будет актуальным и в свете разработки по инициативе прокуратуры Саратовской области комплекса мероприятий межведомственного характера, направленного на оказание своевременной помощи гражданам, освободившимся из мест лишения свободы.
    
Спасибо за внимание.

Возврат к списку

Поиск по сайту

схема проезда

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН



Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)


Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

 
Доступная среда