Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Выступление министра занятости, труда и миграции области Н.Ю.Соколовой на постоянно действующем совещании Губернатора области с руководителями органов исполнительной власти области 4 мая 2016 года

04.05.2016

Выступление министра занятости, труда и миграции области Н.Ю.Соколовой на постоянно действующем совещании Губернатора области с руководителями органов исполнительной власти области 4 мая 2016 года

Уважаемый Валерий Васильевич,
Уважаемые присутствующие!

В  соответствии  с Указом  Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной социальной политики» Правительству РФ поручено разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов.  В рамках реализации данного поручения Президентом  был подписан Указ «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям».

По состоянию на 20 апреля 2016 года Минтрудом России утверждено 812 профессиональных стандартов,  из которых 808 зарегистрировано Минюстом России. В 2016 году планируется разработать еще 180 профессиональных стандартов. В последующие два-три  года будут утвержден профессиональные стандарты для всех профессий, в том числе, и для государственных гражданских служащих.

Реестр профессиональных стандартов размещен на сайтах Минтруда России и Федерального научно-исследовательского Института труда и социального развития. На этих же ресурсах вся информация о профессиональных стандартах.

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. В свою очередь со статьёй 195.1  Трудового кодекса квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

С чем же была связана задача разработки и внедрения профессиональных стандартов? Дело в том, что многие существующие требования к профессиям безнадёжно устарели. Некоторые из них были сформированы 20 и даже 30 лет назад. Перечень того, что должен знать, и что должен уметь делать конкретный специалист в единых квалификационных справочниках, занимает всего несколько предложений.

Понятно, что современную экономику, рынок труда с такими поверхностными, прямо скажем, требованиями к профессиям не построить. Профессиональные стандарты станут основными элементами национальной системы квалификаций, связывающими сферу труда и сферу профессионального образования. Таким образом, должна решиться появившаяся в последние годы проблема, когда выпускник учебного заведения обладает одними профессиональными навыками, а работодателю требуются совсем другие.

Кроме того, в Единых квалификационных справочниках, нет вообще ряда новых профессий, либо их описание не соответствует действительности. Именно этим и обусловлена потребность замены Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) системой профессиональных стандартов.

Для работодателей профессиональный стандарт будет являться основой для определения трудовых функций работников, разработки штатных расписаний и должностных инструкций, формирования систем оплаты труда, аттестации работников и организации обучения работников. Хочу нацелить все министерства, имеющие подведомственные учреждения на то, что предстоит масштабная и системная кадровая работа.
Трудовой кодекс устанавливает обязательность применения  требований, содержащихся в профессиональных стандартах в следующих случаях.

Согласно статье 195.3 Кодекса  требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 57 Трудового кодекса наименование должностей, профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартов, если в соответствии с Трудовым кодексом или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.

Таким образом, работодатель любой формы собственности обязан использовать наименование должности  и квалификационные требования из профессиональных стандартов, если законодательно по этим позициям есть льготы, компенсации и ограничения, в том числе квалификационные.

В остальных случаях эти требования носят рекомендательный характер.
За неприменение или неправильное применение профессиональных стандартов, то есть если не соблюдены обязательные требования, указанные в статьях 57 и 195.3 ТК РФ, работодателю может быть выдано предписание ГИТ об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а также он может быть привлечен к административной ответственности.

Штрафы на должностных лиц за  нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, от 1 до 5 тыс. рублей, штраф на юридическое лицо от 30 до 50 тыс. рублей. (ст. 5.27  часть1.) Но может быть применена и более серьезная норма. Это часть 3 статьи 5.27. Ненадлежащее оформление трудового договора за которое предусмотрены уже более жёсткие санкции Это административный штраф на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей штраф  на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Обязанности работников изменяться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта не могут. С 1 июля 2016 года работодателям следует внести соответствующие изменения в локальные нормативные правовые акты, должностные инструкции, трудовые договоры и в штатное расписание.
        
Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Расторжение трудового договора возможно по причине несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации. Эти факты должны быть подтверждены результатами аттестации (п.3 ч.1 ст.81 ТК РФ).
        
Согласно статье 196 ТК РФ необходимость подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и их дополнительное профессиональное образование осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

По отраслевому признаку профстандарты утверждены в 33 сферах деятельности, из которых:
- сквозные виды профессиональной деятельности  - 134 стандарта;
- в образовании и здравоохранении по 4 стандарта;
- в сфере социального обслуживания - 13 стандартов;
- в сфере физической культуры и спорта - 10 стандартов;
- в сфере культуры и искусства – 5 стандартов.

Количество стандартов в отраслях внебюджетной сферы представлено вашему вниманию на слайдах.
По состоянию на 2 сентября 2014 года Минтрудом Российской Федерации подготовлен проект Приказа «Об утверждении методических рекомендаций по применению профессиональных стандартов», но, к сожалению, до сих пор данный приказ не утвержден Министерством юстиции РФ и соответственно не вступил в законную силу. И соответственно пользоваться ими  надо с особой осторожностью.

В настоящее время проходит общественные обсуждения проект постановления Правительства Российской Федерации, которым будут регламентированы особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями.

Так же Минтрудом РФ планируется принятие дополнительных статей в Трудовой Кодекс РФ 195.4 и 195.5 содержащих требования к установлению размеров окладов в соответствии с квалификационным уровнем профессионального стандарта. Диапазон квалификационных уровней содержащихся в профессиональных стандартах составляет от 1  до 9 уровня. Соответственно будет установлены коэффициенты для каждого следующего уровня к первому уровню. Планируется размер оклада первого уровня квалификации установить равным минимальному размеру оплаты труда (МРОТ).

Кроме того, ведомство подготовило 3 законопроекта, в том числе о независимой оценке квалификаций. Цель введения нового регулирования заключается в том, чтобы в постоянном режиме и работодатели, и работники могли именно в независимых структурах, независимых, прежде всего, от системы образования, проводить оценку знаний и умений работников в добровольном формате. Для этого планируется создать более 400 центров, где можно будет оценить квалификацию работника. Комиссия Правительства России по законопроектной деятельности одобрила пакет законопроектов, направленных на формирование системы независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам. Для организации работы по оценке квалификации будут созданы советы по профессиональным квалификациям на базе отраслевых объединений работодателей или ассоциаций, представляющих профессиональные сообщества.

Органам исполнительной власти области, в ведении которых находятся областные государственные учреждения и предприятия  силами кадровых и юридических служб необходимо уже в ближайшее время провести работу по внедрению профессиональных стандартов в подведомственных организациях.
Начать работу, на наш взгляд следует с  разработки и утверждения приказами  отраслевых министерств планов-графиков внедрения профессиональных стандартов в подведомственных организациях. Аналогичные планы графики должны быть приняты и на локальном уровне организаций.

Какие же позиции мы рекомендуем включать в планы-графики?  Во-первых, это определение профессиональных стандартов, планируемых к использованию в организациях. Следующим шагом должна стать работа  по определению необходимости профессиональной подготовки работников на основе анализа квалификационных требований профессиональных стандартов. Итогом этого непростого  и трудоемкого этапа работы должна стать разработка и реализация планов профессиональной подготовки с учетом новых стандартов.

Кроме того, необходимо внести изменения в должностные инструкции, обратив особое внимание на соответствие наименования профессии  принятым стандартам. Самый простой и понятный пример. Еще в августе 2014 года приказом Минтруда был утвержден профстандарт специалиста  по  охране труда. До сих пор во многих организациях данная должность по-прежнему называется инженер по охране труда. Предстоит большая работа, во-первых по выявлению таких несоответствий, с последующим их устранением и приведением в соответствии с действующим трудовым законодательством.

Коллеги! Изменения в части введения профстандартов вступают в силу уже с 1 июля. Поэтом в ближайшие два месяца прошу считать эту работу одним из приоритетных направлений.

Благодарю за внимание.

Возврат к списку

Поиск по сайту

схема проезда