Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Выступление министра занятости, труда и миграции области Н.Ю.Соколовой на постоянно действующем совещании Губернатора области с руководителями органов исполнительной власти области 21 июня 2017 года

21.06.2017

Выступление министра занятости, труда и миграции области Н.Ю.Соколовой на постоянно действующем совещании Губернатора области с руководителями органов исполнительной власти области 21 июня 2017 года

В апреле этого года в Саратовской области области был создан Координационный совет по развитию системы профессиональных квалификаций при Губернаторе области.

Предпосылкой для создания этого совещательного органа стала кардинальная перестройка всей системы квалификаций в нашей стране, которая началась в 2012 году после издания майского Указа Президента РФ о мерах по реализации государственной социальной политики.

Необходимость этой работы была связана с тем, что на современном рынке труда постоянно появляются новые профессии. При этом последние 20 лет существовала советская система квалификаций, которая все меньше соответствует требованиями работодателей к профессиональному уровню работников.

С 2012 года на федеральном уровне была проведена серьёзная работа по обновлению описаний профессий и квалификационных требований, начата разработка профессиональных стандартов.

Профессиональные стандарты стали основой системы профквалификаций. В настоящее время Минтрудом России утверждено уже более тысячи  профстандартов. А чтобы описать все профессии их потребуется, возможно, около двух тысяч. Работа в этом направлении постоянно ведется как работодателями, так и профессиональными и научными сообществами.

При этом следует отметить, что обязательность применения профстандартов предусмотрена в двух случаях: 1) если выполнение работ по должности связано с предоставлением компенсаций, льгот либо наличием ограничений; 2) если требования к квалификации сотрудника установлены законодательством.

В отношении государственных и муниципальных учреждений определен поэтапный переход на профессиональные стандарты до 2020 года. В остальных случаях профессиональные стандарты носят рекомендательный характер и могут применяться работодателями для формирования собственной кадровой политики и управления персоналом.

Следует отметить, что в действующем законодательстве предусмотрены меры административной ответственности за неприменение или неправильное применение профстандартов. В настоящее время Гострудинспекцией в ходе проведения проверочных мероприятий осуществляется контроль за внедрением профстандартов в указанных выше случаях.

В целях внедрения профстандартов с 1 января этого года вступило в действие законодательство, касающееся независимой оценки квалификаций. Таким образом, начинает зарождаться совершенно новая система оценки квалификаций, которая будет полезной и работодателю, и работнику. Работодатель сможет подбирать сотрудников в зависимости от своих потребностей, а работник может проверить, соответствует ли он современным квалификационным требованиям и насколько он востребован на рынке труда.

Министерством занятости, труда и миграции области как органом, обеспечивающим работу Координационного совета, была изучена на федеральном уровне соответствующая правовая и методическая база, организационная структура системы профквалификаций, включающая в себя Национальный Совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям; национальное агентство развития квалификаций; советы по профессиональным квалификациям и  центры оценки квалификаций.

На сегодняшний день создано 28 советов по профессиональным квалификациям и 73 центра оценки квалификаций.

Национальным Советом была инициирована работа по формированию аналогичной системы в регионах. К внедрению рекомендована примерная Модель  формирования элементов системы профквалификаций. Она включает в себя создание регионального Координационного органа, методического центра по развитию профквалификаций, центров оценки квалификаций.

Для получения более эффективного результата был изучен опыт как «пилотных» (Самарской, Нижегородской, Свердловской, Челябинской, Белгородской, Ростовской областей), так других регионов (Пензенской области, Пермского края). Мониторинг показал, что в каждом субъекте присутствуют свои особенности, которые способствовали внедрению национальной системы профквалификаций в различных вариантах.

Так, региональный Координационный орган по развитию системы квалификаций создан в Самарской, Нижегородской, Свердловской, Челябинской, Белгородской и Пензенской областях.

При этом одним из основных элементов региональной системы является Методический центр развития профквалификаций. Национальным Советом предлагается ряд  вариантов создания методического центра. Первый - на базе региональных объединений работодателей или Торгово-промышленной палаты; второй – на базе крупной организации или ВУЗа; третий - создание отдельной организации; четвертый – на базе регионального представительства Национального агентства развития квалификаций.

Так, в Белгородской области – это автономное некоммерческое объединение (АНО) «Региональное агентство развития квалификаций», где учредителем выступило Правительство области. В Свердловской области – АНО «Методический центр», учредителями выступили региональное отделение РСПП и Уральский федеральный университет. В Ростовской области - АНО «Региональный Центр «Южный», учредитель региональный Союз работодателей. В Пермском крае и Челябинской области такие структуры созданы  при региональных ТПП.

Мы видим, что в основном методический центр создается с активным участием и поддержкой работодателей, учебных заведений, торгово-промышленных палат, то есть бизнеса, являющегося  основным потребителем результатов этой реформы.

Создание методического центра на территории нашей области и является одной из первоочередных задач Координационного совета. Методический центр должен проводить конкретную методическую и консультационную работу по применению системы квалификаций. Он должен стать так называемым региональным «коммуникатором» по всему спектру общеотраслевых вопросов, возникающих при внедрении профессиональных стандартов, и решать  следующие задачи:
- мониторить и анализировать основные параметры региональной системы профквалификаций и готовить для Координационного совета предложения по её развитию;
- внедрять на уровне региона нормативные и методические документы;
- формировать состав экспертов;
- проводить семинары и обучающие курсы;
- анализировать потребности работодателей в новых и перспективных профессиях, обобщать их предложения по разработке профессиональных стандартов и модернизации действующих;
- анализировать и внедрять на нашей территории опыт других регионов.

Нами также были определены приоритетные задачи в сфере развития системы профессиональных квалификаций. Это взаимодействие с Национальным Советом, Национальным агентством, укрепление межрегионального сотрудничества, разработка необходимой правовой базы, мониторинг и актуализация профессиональных стандартов, их применение при разработке образовательных программ, развитие регионального рынка труда. В качестве одной из основных задач мы, аналогично федеральному списку ТОП -50 наиболее востребованных на рынке труда профессий, также планируем подготовить региональный перечень наиболее востребованных на территории нашей области профессий и специальностей.

Некоторые шаги по исполнению стоящих перед нами вопросов мы уже предприняли и предлагаем их в рамках проекта решения совещания. В частности нами будет подготовлена и направлена в Национальный Совет и Национальное агентство информация о формировании региональной модели развития профквалификаций и создании координирующего органа.

Плановые заседания совета будут проходить раз в полугодие, но при этом все текущие вопросы будут в оперативном порядке решаться на рабочих группах.

На следующем заседании Координационного совета одним из вопросов мы планируем рассмотреть  опыт работы организаций области по  разработке, внедрению и актуализации профессиональных стандартов на примере Приволжской железной дороги.

Конечно, надо понимать, что это масштабный проект, требующий значительных усилий, материальных и финансовых ресурсов, знаний. Тема национальной системы квалификаций затрагивает интересы многих субъектов, поэтому крайне важно проводить информационную и  разъяснительную работу как с работодателями, так и с профессиональными сообществами.

Возврат к списку

Поиск по сайту

схема проезда

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН



Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)


Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

 
Доступная среда