Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Выступление министра занятости, труда и миграции Саратовской области Н.Ю.Соколовой на заседании Правительства Саратовской области 26 июля 2017 года

26.07.2017

Выступление министра занятости, труда и миграции Саратовской области Н.Ю.Соколовой на заседании Правительства Саратовской области 26 июля 2017 года

По последним имеющимся данным в настоящее время на территории региона проживает в среднем 47 тысяч граждан с инвалидностью трудоспособного возраста и из них осуществляют трудовую деятельность в среднем 10 тысяч человек, что составляет всего 21,5% от общего числа инвалидов трудоспособного возраста, то есть незанятыми остаются порядка 37 тысяч человек.

При этом ежегодно в органы областной службы занятости населения за содействием в трудоустройстве обращается около 1600 граждан с инвалидностью, что составляет лишь 4% от незанятых инвалидов трудоспособного возраста.

Именно с этой категорией граждан в основном связана деятельность Министерства, центров занятости населения по содействию трудоустройству, которая включает основные группы направлений.

Первая группа – мероприятия по содействию трудоустройству со стандартным набором государственных услуг в сфере занятости населения, , а также исполнение функции контроля и надзора за трудоустройством инвалидов на квотируемые рабочие места.

Вторая группа, не связанная с исполнением государственных услуг, включает в себя:
- трудоустройство граждан с инвалидностью на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места.
- Возмещение затрат работодателей на оплату труда инвалидов, трудоустроенных сверх установленной квоты.  
- Формирование кадрового резерва инвалидов по профессиям, наиболее подходящим для их трудоустройства, который публикуется на официальном портале министерства, где представители кадровых служб организаций могут подобрать подходящую кандидатуру из числа инвалидов для трудоустройства на вакантное рабочее место.

Работа с инвалидами, обратившимися в службу занятости населения, проводится довольно эффективно. Об этом можно судить по положительной динамике основных показателей.

Минтрудом России на 2017 год перед субъектами Российской Федерации поставлена новая задача, а именно –  рост численности работающих инвалидов трудоспособного возраста до 30% в общей численности инвалидов трудоспособного возраста, проживающих в области, в том числе не обращавшихся в органы службы занятости населения. Для Саратовской области этот показатель составил 12540 человек. Напомню, сейчас он менее 10 тысяч человек.

Учитывая масштабность и важность задачи федерального центра министерством организовано взаимодействие с основными партнерами, направленное на повышение уровня трудоустройства инвалидов.

Во первых, заключены соглашения и разработаны регламенты межведомственного взаимодействия с Главным бюро медико-социальной экспертизы по Саратовской области» Минтруда России,  Отделением ПФР, министерствами образования, социального развития Саратовской области по вопросам разработки и реализации межведомственных мер, связанных с обеспечением гарантий занятости инвалидов.

Налажен информационный обмен с региональным бюро медико-социальной экспертизы по реализации мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалидов в электронном виде. С начала 2017 года органами областной службы занятости получено более 4000 выписок из индивидуальных программ инвалидов, в Федеральное Бюро МСЭ передано, согласно регламенту взаимодействия, более 5000 отчетов об исполнении мероприятий в сфере занятости инвалидов.

Второе, вопросы содействия трудоустройству граждан с инвалидностью рассматривались на постоянно действующих совещаниях в Правительстве Саратовской области, на заседаниях Общественного Совета по вопросам прав и свобод человека при Уполномоченном по правам человека, совещаниях в органах Прокуратуры области, Областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, Общественном совете при Министерстве, совещаниях со всеми общественными организациями инвалидов. В ближайшее время данный вопрос будет рассматриваться на Совете по делам инвалидов при Правительстве области.

С привлечением сторон социального партнерства за 6 месяцев текущего года проведено 343 мероприятия (в форме «Клубов работодателей», «Дней кадровика», «Круглых столов», «Социальных гостиных», «Дней интенсивного консультирования для лиц с ограниченными возможностями»), с участием 1,5 тыс. граждан с инвалидностью и более 1 тыс. работодателей, что существенно больше, чем в аналогичном периоде 2016 года.

В муниципальных районах области, на территории которых функционируют территориальные общественные организации инвалидов,  центрами занятости населения заключаются соглашения о сотрудничестве, в рамках которых:
осуществляется обмен информацией по вопросам предоставления государственных услуг;
проводятся совместные мероприятия с участием граждан с инвалидностью, работодателей, представителей администраций муниципальных районов.

С начала 2017 года проведена масштабная работа по превентивному информированию граждан с инвалидностью об услугах службы занятости. Перед специалистами службы занятости населения была поставлена задача проинформировать каждого незанятого инвалида трудоспособного возраста (а это более 38 тысяч человек) о возможности получения услуг по содействию в трудоустройстве в органах службы занятости населения. На сегодняшний день на каждого инвалида из числа незанятых и не обращавшихся в органы службы занятости заведен Паспорт потребности в трудоустройстве, где отражена вся информация о нуждаемости данного инвалида в услугах службы занятости.

В настоящее время, реализация мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов позволила:
-  увеличить уровень трудоустройства инвалидов, обратившихся за содействием в трудоустройстве, за 6 месяцев 2017 года до 67,6%.  Хочется отметить, что с 2010 года данный показатель увеличился почти вдвое (с 37,6% в 2010 г. до 61,2% в 2016 г.). Напомню также, что согласно мониторингу Минтруда России Саратовская область по итогам 2016 года заняла 7 место из 86 регионов России по указанному показателю, который был выше среднероссийского показателя на 22,2 процентных пункта (39%);
-  увеличить численность трудоустроенных инвалидов на квотируемые рабочие места почти в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.
- сократить среднюю продолжительность безработицы почти на месяц относительно аналогичного периода 2016 года (с 5,5 мес. до 4,7 мес.), что ниже на 0,4 мес. средней продолжительности безработицы всех категорий граждан. Такой показатель достигнут впервые за все годы работы с данной категорией граждан;
- удержать рост численности инвалидов, состоящих на учете в органах службы занятости, по сравнению с 2016 годом, и это несмотря на рост обращений граждан с инвалидностью более чем на 41 %.

Вместе с тем, нам еще далеко до успешного выполнения нового показателя. При реализации мероприятий по содействию занятости граждан с инвалидностью существуют и  немало проблемных вопросов.

Прежде всего, это крайне низкое число обращений граждан с инвалидностью в органы службы занятости населения (тенденция общая для регионов Российской Федерации).

Одной из основных причин этого является невысокая мотивация к труду самих граждан с инвалидностью. По данным мониторинга в число причин невысокого числа обращений граждан с инвалидностью в органы службы занятости населения входит также отсутствие нуждаемости инвалидов в трудоустройстве (отказ от услуг), в том числе по медицинским показаниям(5,71%).

Среди прочих причин отказа от услуг службы занятости можно отметить: неудовлетворительное состояние здоровья (41,4%), проживание в психо-неврологических интернатах (2,6%), получение федеральных надбавок пенсии и возможность потери индексации пенсии по инвалидности при трудоустройстве (25,6%), удаленность проживания от районных центров (1,5%), достижение пенсионного возраста (0,81%), отбытие наказания в местах лишения свободы (0,5%) и другие.

Считаю, что большую роль в повышении мотивации инвалидов к осуществлению трудовой деятельности могут сыграть общественные организации инвалидов, так как зачастую именно они являются связующим звеном между инвалидом и внешним миром, адаптируя гражданина с инвалидностью (особенно приобретенной) к изменившимся жизненным условиям.

Серьезной проблемой является несовершенство механизма квотирования рабочих мест. На федеральном уровне не определено понятие исполнения работодателями квоты, что приводит к двоякой трактовке данной нормы. С одной стороны под исполнением квоты можно понимать факт трудоустройства гражданина на выделенное (созданное) рабочее место, с другой стороны – факт выделения (создания) рабочего места, но без обязательного трудоустройства на данное место гражданина, тем самым, снижая мотивацию работодателей к трудоустройству граждан с инвалидностью.

Хочется отметить, что некоторые подвижки в данном направлении уже есть. Рострудом России до субъектов Российской Федерации доведено определение Верховного Суда Российской Федерации, устанавливающее фактом исполнения квоты работодателем именно трудоустройство инвалида, что дает возможность изменения регионального законодательства о квотировании рабочих мест для граждан с инвалидностью. Также, к сентябрю 2017 года Правительством Российской Федерации предложено рассмотреть меры повышения эффективности механизма квотирования рабочих мест для инвалидов в части аренды работодателями рабочих мест в других организациях в счет установленной квоты, финансирование создания и оборудования рабочих мест в счет квоты в общественных объединениях инвалидов, создание совместных рабочих мест между несколькими работодателями и другие.  
И ещё, на федеральном уровне отсутствует единый перечень профессионально-квалификационных требований к квотируемым рабочим местам с учетом основных ограничений жизнедеятельности, установленных индивидуальными программами реабилитации и абилитации инвалидов, что зачастую позволяет работодателям квотировать рабочие места с неподходящими для граждан с инвалидностью условиями труда. Таким образом, сегодня квота – это только количественные, а не качественные показатели. Зачастую квотируются места заведомо неподходящие для трудоустройства граждан с инвалидностью.

И последнее – одновременно с процессом трудоустройства граждан с инвалидностью происходит их увольнение, объемы которого значительно выше трудоустройства, что влияет на ежемесячное снижение федерального показателя.

В заключение отмечу, что решение проблем занятости граждан с инвалидностью, исполнение поставленных федеральным центром задач зависит не только от действий региональных органов власти. Мы рассчитываем на рост активности общественных организаций инвалидов, работодателей, профсоюзных организаций и поддержки федерации.

Возврат к списку

Поиск по сайту

схема проезда

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН



Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)


Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

 
Доступная среда