Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Выступление министра занятости, труда и миграции Саратовской области Н.Ю.Соколовой на заседании областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 6 октября 2017 г.

06.10.2017

Выступление министра занятости, труда и миграции Саратовской области Н.Ю.Соколовой на заседании областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 6 октября 2017 г.

Наличие большой доли рынка труда, находящегося в неформальной сфере, создает проблемы для развития экономики и социального благополучия граждан. Это потери доходной части бюджета, дополнительные расходы бюджета на меры социальной поддержки, социальная незащищенность работников в период трудовой деятельности и впоследствии при назначении и получении пенсионных выплат. Кроме того, неформальная занятость создает благоприятную среду для роста недобросовестной конкуренции, способствует развитию «теневой» экономики и, как следствие, приводит к усилению социальной напряженности в обществе.

Президентом Российской Федерации перед органами государственной власти и органами местного самоуправления  поставлена задача по проведению государственной и социально-экономической политики направленной на сокращение неформальной занятости.
В нашей области эта работа проводится уже третий год и имеет широкое представительство участников. Это органы власти всех уровней, контрольно-надзорные органы и, конечно же, объединения работодателей и профсоюзов, общественные организации.
Совместная деятельность осуществляется в рамках реализации Плана мероприятий,  направленных на снижение неформальной занятости. В их числе – выявление и легализация трудовых отношений, стимулирование работодателей к заключению трудовых договоров с работниками, формирование негативного отношения к использованию теневых схем занятости у работников и работодателей, создание благоприятных условий для создания и ведения легального бизнеса.

Основная работа по выявлению и легализации неформальной занятости проводится на муниципальном уровне и ее результаты во многом зависят от эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с налоговой службой, контрольно-надзорными органами, Пенсионным фондом.
Нашим министерством выстроена организационная и методическая основа по координации этой работы на муниципальном уровне. В адрес муниципальных комиссий направляются рекомендации, содержащие алгоритм действий по выявлению и легализации неформальной занятости. Проводятся выездные заседания, семинары, селекторные совещания, в ходе которых осуществляется обмен опытом работы между районами.
Положительный эффект дает проведение выездных заседаний межведомственной комиссии по обеспечению поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Саратовской области, проводимых министерством экономического развития области совместно с управлением федеральной налоговой службы. В рамках заседаний заслушиваются работодатели, уклоняющиеся от оформления трудовых отношений с работниками.
В результате в текущем году мы серьезно нарастили темпы по легализации трудовых отношений. В настоящее время легализовано практически 50 тысяч работников, что в 2 раза выше уровня аналогичного периода прошлого года.

Сегодня уже можно сказать, что проводимая работа даёт результаты. Численность неформально занятого населения по Саратовской области, по данным Росстата, по сравнению с 2014 годом сократилась более чем на 20% или 69 тыс.чел. (2014 год - 332 тыс. чел., 2 кв. 2017 года - 263 тыс. чел.).
При этом, несмотря на значительное улучшение показателей, до конца года предстоит легализовать еще порядка 30 тысяч работников. Безусловно, выполнение намеченных целей возможно только при значимых результатах работы в крупных муниципальных образованиях, в первую очередь это Саратов, Энгельс, Балаково, Балашов, Вольск. В этой связи перспективы выполнения показателей по этим муниципалитетам были обсуждены в ходе последнего заседания региональной комиссии, которое состоялось на этой неделе.

Не менее важным направлением является работа по созданию условий, стимулирующих предпринимателей к выходу из тени и выполнению социальных обязательств перед работниками.

При этом основной акцент делается на проведении разъяснительной работы с предпринимательским сообществом.

В сегодняшних условиях в большей степени ставится задача не наказать предпринимателей, а убедить их в необходимости работать в рамках  законодательства.

На крупных и средних предприятиях эту работу координируют  профсоюзы, и там нет проблем с неформальной занятостью. А вот среди индивидуальных предпринимателей это явление наиболее распространено. И тут необходима серьезная информационно-разъяснительная кампания. Основными помощниками в этом сегодня выступают общественные объединения работодателей и предпринимателей в лице Торгово-промышленной палаты области, «Опоры России». С начала года всеми участниками Плана мероприятий проведено порядка двух тысяч встреч с предпринимательским сообществом – от индивидуальных встреч с конкретным предпринимателем на месте до мероприятий в формате «круглых столов», совещаний.

Безусловно, малый и средний бизнес, а не только градообразующие предприятия, служит основой благосостояния каждого района, города, региона. Малый бизнес занимает особое место в экономике страны, так как решает проблемы занятости, позволяет быстро реагировать на потребности рынка, способствует развитию конкуренции, удовлетворяет текущие потребности населения через предоставление широкого спектра услуг.
Для развития малого бизнеса и легализации незаконного предпринимательства за последние три года в сфере регионального налогообложения созданы  максимально благоприятные условия.

Введены двухлетние «налоговые каникулы» по 83 видам предпринимательской деятельности в производственной, социальной, научной сферах и в сфере бытовых услуг.

Продлено действие пониженных налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков упрощенной системы налогообложения.
В среднем на 30% снижена стоимость патентов по всем 64 видам предпринимательской деятельности. Цена патентов установлена на уровне минимальных размеров по регионам России.

Сегодня мы видим, что дело сдвинулось с «мертвой точки». В регионе начали более энергично использовать патентную систему. По сравнению с 2014 годом количество выданных патентов увеличилось в 6 раз (2014 год – 201 ИП, 1 полугодие 2017 года – 1207 ИП).

В настоящее время министерством экономического развития области разработан проект закона, расширяющий федеральный перечень так называемых самозанятых граждан, которые освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц (строительные работы; деятельность в области фотографии; организация обрядов (свадеб, юбилеев); ремонт компьютеров и периферийного компьютерного оборудования; ремонт электронной бытовой техники; ремонт бытовых приборов, домашнего и садового инвентаря; предоставление парикмахерских услуг).
Особое внимание уделяется повышению правовой культуры населения в вопросах трудового законодательства и понимания негативных последствий теневой занятости.

В рамках информационной кампании применяются различные способы подачи информации – выступления на телевидении и радио, размещение материалов в электронных и печатных средствах массовой информации, на сайтах федеральных и региональных информационных агентств, билбордах на улицах, в транспорте и другие. Особое внимание уделяется разъяснительной работе, проводимой в ходе личных встреч с работниками.
Крайне важно, чтобы о негативных последствиях неформальной занятости знала молодежь, которая только готовится выйти на рынок труда. В целях привлечения внимания студентов к этой проблеме на базе Саратовского социально-экономического института нашим министерством в мае был организован Межвузовский студенческий форум «Занятость: легальная VS  неформальная». Это мероприятие получило хорошие отзывы как со стороны молодежной аудитории, так и руководства ВУЗов. В новом учебном году мы обязательно продолжим эту практику.

Несмотря на все принимаемые меры и достаточно результативную совместную работу, доля неформального сектора на рынке труда в регионе продолжает составлять порядка 23%.

Ряд факторов, влияющих на  такую ситуацию, не может быть в полной мере устранен в сегодняшних условиях. В первую очередь, это связано с отсутствием в федеральном законодательстве реальных санкций и полномочий у контрольных органов для легализации незаконного предпринимательства.

Вместе с тем, совместно с представителями Общественной палаты и Опоры России нами прорабатываются возможности изменения действующего федерального законодательства. Например, увеличение санкций за незаконное предпринимательство, сокращение незаконного рынка косметологических услуг и в сфере пассажирских перевозок легковыми такси, ограничение СМИ в размещение рекламы незарегистрированных в качестве предпринимателей лиц, оказывающих различные услуги населению.

В завершение своего выступления хочу отметить, что во многом тенденции развития неформального сектора зависят не только от экономической и политической ситуации в регионе, но и от социальной ответственности бизнеса.

Поэтому полагаем, что отраслевым органам исполнительной власти, объединениям работодателей необходимо содействовать распространению среди предпринимателей принципов социальной ответственности перед своими работниками, необходимости соблюдения трудового законодательства.
Вместе с тем необходимо продолжать работу по повышению правовой грамотности  населения о том, какую роль играет официальное трудоустройство, развивать общественный контроль, гражданскую ответственность и сознательность каждого человека перед государством.

Возврат к списку

Поиск по сайту

схема проезда

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН



Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)


Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

 
Доступная среда