Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Выступление министра занятости, труда и миграции области Н.Ю.Соколовой на постоянно действующем совещании Губернатора области 23 июля 2018 года

23.07.2018

Выступление министра занятости, труда и миграции области Н.Ю.Соколовой на постоянно действующем совещании Губернатора области 23 июля 2018 года

Наличие эффективно действующего механизма социального партнерства - одно из слагаемых социально-экономической стабильности в регионе.
Главная цель соцпартнерства – защита трудовых прав работников. Приоритетные задачи в сфере трудовых отношений: повышение заработной платы и ликвидация задолженности по заработной плате, обеспечение стабильности на рынке труда и создание новых рабочих мест, ликвидация «серых» зарплат и сокращение неформальной занятости, снижение уровня производственного травматизма и соблюдение законодательства об охране труда, повышение качества коллективно-договорных отношений, трудовая занятость работников предпенсионного возраста.

Наиболее актуальным вопросом является заработная плата, её размер, своевременность выплаты. В этих целях сторонами соцпартнерства активно используется механизм заключения региональных соглашений, в первую очередь, Соглашений о минимальной  заработной плате.
В течение последних лет (с 2014 по 2016 годы)  сторонами соцпартнерства были заключены три Соглашения, которые устанавливали региональную минимальную зарплату для организаций внебюджетного сектора экономики, которая была выше федерального значения МРОТ (с 01.01.2014 – 6200 руб., с 1.01.2015- 6900 руб., с 01.06.2016 г. – 7900 руб.).

Важное значение в системе соцпартнерства отводится региональному трехстороннему Соглашению, которое заключается между Правительством области, профсоюзами и работодателями. В этом году заканчивает  свой срок действия тринадцатое соглашение. В нем предусмотрено обязательство работодателей по недопущению снижения уровня заработной платы во внебюджетном секторе экономики относительно предыдущего года. Оно  нашло  отражение в соглашениях 29 районов области. В соглашения Пугачевского, Красноармейского, Краснокутского районов стороны соцпартнерства включили положение по росту заработной платы на 5% – 15%.

В настоящее время министерством совместно с профсоюзами,  работодателями и ведомствами области ведется работа над проектом нового Соглашения на 2019-2021 годы, которое будет подписано до конца текущего года. В проект Соглашения закладываются новые задачи  всем сторонам социального партнерства, которые закреплены в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

На локальном уровне социального партнерства – в трудовых коллективах – основным программным документом, позволяющим точечно решать актуальные вопросы развития отрасли и предприятия, защиты трудовых прав работников, является коллективный договор. На территории области по итогам первого полугодия  коллективно-договорными отношениями охвачено более пяти  тысяч трудовых коллективов, на которые приходится 72 % работников от среднесписочной численности работающих, что соответствует третьему рейтинговому месту среди субъектов ПФО (после Оренбургской области и Удмуртии). Около 276 тыс. чел или 60% от среднесписочной численности работающих, охваченных коллективно-договорными отношениями, приходится на реальный сектор экономики. Свыше 1600 коллективных договоров заключено на предприятиях малого и среднего бизнеса.
Проводимый анализ показывает, что две трети действующих коллективных договоров предусматривают положения о размере минимальной заработной платы, о порядке её индексации, о повышении квалификации работников. В каждом четвертом коллективном договоре установлены льготы работающим женщинам, совмещающим трудовые и семейные обязанности; доплаты молодым специалистам и их наставникам; каждый десятый содержит обязательства по содействию работникам в решении жилищной проблемы.

Кроме того, в коллективных договорах предприятий социально ответственного бизнеса, как правило, финансирование мероприятий по охране труда превышает требования законодательства в 2-3 раза (в ТК РФ - 0,2%) и достигает 0,5% - 0,7% суммы затрат на производство продукции/услуг. И эффект от этих затрат мы видим. По итогам 2017 года уровень производственного травматизма со смертельным исходом уменьшился по сравнению с 2016 годом на 36,8%. По данному показателю Саратовская область поднялась с третьего на второе место среди регионов Приволжского Федерального округа (первое место -  Ульяновская область).

В целях недопущения нарушений трудовых прав работников и повышения качества коллективных договоров нашим министерством  с 2013 года осуществляется уведомительная регистрация коллективных договоров и соглашений. Во время этой процедуры проводится информационно-разъяснительная работа с представителями работодателей. За 1 полугодие проведено около 1200 консультаций. По выявленным нарушениям в адрес Государственной инспекции труда направляются соответствующие заключения.

Вместе с тем, существует ряд барьеров, которые негативно влияют на эффективное развитие социального партнерства на территории области.
Во-первых, эффективность выполнения территориальных трехсторонних соглашений зависит от полномочности сторон социального партнерства на муниципальном уровне. Несмотря на то, что за последние три года совместно с Союзом товаропроизводителей и работодателей области, органами местного самоуправления удалось сдвинуть с «мертвой» точки процесс формирования представительных органов стороны работодателей на муниципальном уровне, увеличив их количество более чем в семь раз, с 3 до 23, почти в половине (19) муниципальных районов этот процесс еще не завершился.

Во-вторых, отмечается тенденция по уменьшению численности работающих в организациях государственной и муниципальной формы собственности, а также на крупных и средних предприятиях, связанная, в первую очередь, с оптимизацией численности работников. Следовательно, высвобожденные работники трудоустраиваются в организациях  частной формы собственности. На этих предприятиях, как правило, отсутствуют профсоюзы, и, следовательно, не заключается коллективный договор, чаще других применяются схемы «серых зарплат» и неформальной занятости, нарушаются правила и нормы охраны труда. Здесь необходима более активная позиция районных администраций, территориальных трехсторонних комиссий, возможно с надзорными органами, по исполнению комплекса мер, направленных на соблюдение норм трудового права.

Задачи, стоящие перед нами и нашими партнерами вполне реальные, и, я уверена, мы с ними справимся.

Возврат к списку

Поиск по сайту

схема проезда

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН



Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)


Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

 
Доступная среда