Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Выступление министра занятости, труда и миграции области Н.Ю.Соколовой на заседании областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 5 октября 2018 года

05.10.2018

Выступление министра занятости, труда и миграции области Н.Ю.Соколовой на заседании областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 5 октября 2018 года

Сегодня реалии экономической, да и политической ситуации, прежде всего, требуют дальнейшего развития, если можно так сказать, отладки системы социального партнерства. Главной, проверенной временем переговорной площадкой, механизмом воздействия были и остаются трехсторонние комиссии, которые позволяют конструктивно обсуждать актуальные вопросы социально-экономического развития региона, территорий, такие как – неформальная занятость, изменения на рынке труда, установление минимального размера оплаты труда на территории области, повышение заработной платы в бюджетной сфере, соблюдение законодательства об охране труда, создание новых рабочих мест, организация отдыха и оздоровления детей, состояние коллективно-договорных отношений и многие, многие  другие.

На заседаниях комиссий, рабочих группах у социальных партнеров есть хорошая возможность услышать друг друга, предостеречь от ошибок и, как результат, выработать реалистичный и эффективный  план конструктивных действий.

То, что мы действительно слышим друг друга, позволило нам заключить тринадцать региональных трехсторонних Соглашений, а сейчас и подготовить проект очередного, которое мы сегодня подпишем,  на сегодняшний день действуют 178 соглашений различного уровня, около пяти тысяч коллективных договоров.

К числу приоритетных задач в сфере трудовых отношений, которые необходимо решать «всем миром», относятся вопросы сокращения неформальной занятости, ликвидации «серых» зарплат, создания дополнительных рабочих мест, создания безопасных условий труда, повышения уровня заработной платы. Эти вопросы нашли отражение в структуре проекта Соглашения, разделы которого представлены в информационной справке.

Практика применения схем нелегальной занятости имеет негативное влияние на экономику региона. Правительством области четвертый год проводятся мероприятия, направленные на легализацию неформальной занятости и незаконного предпринимательства. Результаты этих мероприятий позволяют обеспечить защиту трудовых и пенсионных прав работников и пополнение регионального и местных бюджетов. В результате этих мероприятий нам удалось подняться в рейтинге регионов на 16 позиций.

По данным статистики за период 2015-2017 годов доля занятых в неформальном секторе в области снизилась на 2,8 процентных пункта.

В целях создания условий  для сокращения теневого рынка труда на территории области проектом  Соглашением в разделе «Обеспечение занятости населения и развитие трудовых ресурсов» предусматриваются обязательства сторон по принятию соответствующих мер по увеличению высокопроизводительных рабочих мест, созданию условий для легального ведения бизнеса, недопущению нарушений, связанных с оформлением трудовых отношений с работниками.

В 2019 году в период изменения параметров пенсионной системы значимость и актуальность этой работы наряду с мерами по повышению уровня заработной платы, многократно возрастает, так как два этих направления нашей совместной работы являются существенными источниками пополнения бюджета Пенсионного фонда России.

Одним из ключевых аспектов достойного труда является уровень оплаты труда, обеспечивающий работнику достойный уровень и качество жизни.

Для решения этой задачи в области используются все рычаги социального партнерства. Практика взаимоотношений в рамках региональных, территориальных, отраслевых и иных  соглашений, заключаемых в области,  включает взаимные обязательства в целях повышения номинального и реального уровней  оплаты труда, снижения дифференциации в оплате труда, и повышения минимальных гарантий в оплате труда.

В целях повышения общего уровня заработной платы на протяжении ряда лет региональным Соглашением минимальная заработная плата в области устанавливалась в более высоком размере, чем предусмотрено федеральным законом.
Для оптимизации внутриотраслевой дифференциации в оплате труда ежегодно Правительством устанавливаются целевые показатели по росту заработной платы в  отраслевом разрезе.

В учреждениях социальной сферы реализация на территории области Указов Президента РФ позволила сократить отставание в оплате труда этой категории работников от уровня заработной платы в целом по экономике почти в 3 раза.
Показателем результативности принимаемых мер является положительная динамика отдельных индикаторов достойного труда по области. Это  снижение количества работников с заработной платой ниже прожиточного минимума, рост доли работающих с заработной платой выше среднерегионального уровня, постепенное сокращение дифференциации в уровне оплаты труда наиболее и наименее оплачиваемых работников.

В ходе обсуждения нового Соглашения стороны социального партнерства пришли к единому пониманию  необходимости продолжения совместной работы по повышению уровня оплаты труда в области и более четко предусмотрели в Соглашении обязательства сторон, обеспечивающие повышение реальной заработной платы и минимальных гарантий по оплате труда. Соглашением определены минимальные ориентиры по оптимальному размеру тарифной части в структуре заработной платы, по темпу ежегодного увеличения средней номинальной  зарплаты  для организаций внебюджетного сектора экономики. Работодатели внебюджетного сектора и профсоюзы принимают обязательство по ежегодной индексации заработной платы  в организациях.
Одним из важнейших индикаторов достойного труда является  количество и качество коллективных договоров. В настоящее время  коллективно-договорными отношениями на территории области охвачено около пяти тысяч трудовых коллективов, на которые приходится 72 % работников от среднесписочной численности работающих, что соответствует 3 рейтинговому месту среди субъектов ПФО.

Безопасные и здоровые условия труда делают достойный труд реальностью. Уровень травматизма в нашей области в прошлом году уменьшился более чем на 11%, в то время как в целом по России аналогичный показатель превышает областной в 1,6 раза и не снижается с 2015 года.

В рамках дальнейшей реализации программно-целевого метода управления охраной труда нами разработан и согласован с Минтрудом России проект новой подпрограммы «Улучшение условий и охраны труда», которая сейчас проходит согласование в Правительстве области.

По данным мониторинга условий и охраны труда Саратовская область входит в группу лучших регионов России по доле рабочих мест с оптимальными и допустимыми условиями труда, установленными по результатам спецоценки условий труда (СОУТ).
Несчастные случаи не происходят без причины. И, к сожалению, очень часто они являются результатом «человеческого фактора». Эти случаи предотвратимы, их могло бы не быть. Они произошли только из-за того, что кто-то где-то недоглядел, недодумал, не рассчитал, не сделал или сознательно нарушил правила, надеясь на «авось».

Безусловно, ответственность за безопасность работников несет руководитель. И здесь, бесценной является помощь профсоюзных уполномоченных по охране труда, которые выявляют и пресекают нарушения и недостатки непосредственно на рабочих местах.
Одно из новых направлений нашей совместной деятельности – это не допущение дискриминации по возрастному признаку, защита трудовых прав граждан предпенсионного возраста. В связи с изменениями, вносимыми в пенсионное законодательство, нашим министерством совместно с профсоюзами и работодателями разработана «дорожная карта» по содействию трудоустройству граждан предпенсионного возраста на 2018 год. Документ предусматривает меры по информированию работодателей и консультированию граждан предпенсионного возраста о возможности переобучения новым  профессиям, трудоустройству по другим специальностям.  

И этот блок включен в раздел «Обеспечение занятости населения и развитие трудовых ресурсов».

Все перечисленные мною «болевые» точки, о которых я говорила, нашли отражение в проекте областного трехстороннего Соглашения на 2019-2021 годы. Уверена, что оно будет направлено на дальнейшее формирование стандартов достойного труда, повышение качества жизни работников на основе устойчивого развития экономики области с учетом новых экономических реалий, и социальную стабильность в обществе.

Возврат к списку

Поиск по сайту

схема проезда

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН



Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)


Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

 
Доступная среда