Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Выступление исполняющего обязанности министра занятости труда и миграции области Н.А. Кривицкой на заседании коллегии министерства занятости, труда и миграции области 15 февраля 2019 г.

15.02.2019

Выступление исполняющего обязанности министра занятости труда и миграции области Н.А. Кривицкой на заседании коллегии министерства занятости, труда и миграции области 15 февраля 2019 г.

В 2018 году уровень безработицы за год снизился с 0,9% до 0,8%. Это 5-е место в ПФО (0,8%) и 29-е место в РФ (0,9%). Напряженность на рынке труда – с 0,5 до 0,4 незанятых на одну вакансию. По данному показателю область занимает 4 место в ПФО (0,5) и 19 место в РФ (0,5).

В 1,4 раза – с 5,9 тыс. человек (в 2017 году) до 4,1 тыс. человек (в 2018 году) снизились объемы высвобождений работников с предприятий и организаций области.  Почти на 3 тыс. выросло количество вновь созданных рабочих мест – с 16,8 тыс. в 2017 году до 19,6 тыс. в 2018 году.

Улучшению ситуации на регистрируемом рынке труда способствовала реализация государственной программы области «Содействие занятости населения, совершенствование социально-трудовых отношений и регулирование трудовой миграции в Саратовской области до 2020 года», в рамках которой в прошлом году было оказано около 113 тыс. государственных услуг.

Проведены  традиционные масштабные профориентационные проекты – межведомственные акции «Фестиваль профессий», «Марафон профессий», конкурс-презентация «Найди себя в профессии», направленные на сокращение дефицита  инженерных и рабочих кадров  и их популяризацию среди молодежи в области.  

В целях повышения качества трудовых ресурсов было организовано профессиональное обучение 3,1 тыс. безработных граждан  по 71 профессии и специальности, востребованных на региональном рынке труда. При этом, практически каждый четвертый (23,4%) безработный был обучен под конкретное рабочее место, свыше 20 % – по основам предпринимательства.

В части  реализации майского Указа Президента России было обучено 712 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет. Это в 1,2 раза больше, чем в 2017 году, и в 3,2  раза больше показателя 2012 года – начала реализации указов.

В прошлом году оставалась актуальной проблема трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Были разработаны и реализованы «дорожные карты» по содействию трудоустройству граждан предпенсионного возраста,  инвалидов и молодежи.

В рамках «дорожной карты» по содействию трудоустройству граждан предпенсионного возраста заключено соглашение  об информационном взаимодействии с Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области по подтверждению статуса граждан предпенсионного возраста. Это необходимо для направления на обучение и выплату пособий.
Заключено соглашение с Государственной инспекцией труда по проведению еженедельного мониторинга работодателей, осуществляющих мероприятия по сокращению численности работников предпенсионного возраста.

Всего в 2018 году из числа обратившихся граждан предпенсионного возраста было трудоустроено 3,5 тыс. человек или 80% (2017 год – 3,3 тыс. человек или 77%). Охват этих граждан участием в мероприятиях активной политики занятости в 2018 году составил 100% (в 2017 году – 92%).

В рамках «дорожной карты» по содействию трудоустройству граждан с инвалидностью на постоянные и временные работы трудоустроено 1750 инвалидов. Результатом проведенной работы стал рост уровня трудоустройства инвалидов  с  82% в 2017 году до 86%  – в 2018 году.

Кроме того, были разработаны механизмы финансового стимулирования проведения работодателями совместных со службой занятости мероприятий. На оснащенные рабочие места, стажировку с участием наставников, на рабочие места, организованные работодателями сверх установленной квоты было трудоустроено 49 инвалидов молодого возраста.  
В рамках «дорожной карты» по содействию трудоустройству молодежи в 2018 году при содействии областной службы занятости населения на постоянную и временную работу было трудоустроено 16,8 тыс. молодых людей, это на 4% больше, чем в 2017 году (16,1 тыс. чел.). Уровень трудоустройства молодежи, обратившейся за содействием в трудоустройстве, составил 88,4% (2017 год – 85,8%).
С целью расширения возможностей трудоустройства молодых людей  и сохранения занятости граждан предпенсионного возраста в 2019 году планируется реализация новых мероприятий по содействию в трудоустройстве молодых специалистов с участием наставников предпенсионного возраста с возмещением затрат работодателей в течение 3-х месяцев из средств областного бюджета.
Далее, говоря о сфере трудовых отношений, необходимо отметить, что Министерством продолжалась деятельность по реализации социального партнерства, направленного на защиту трудовых прав граждан.  

В октябре прошедшего года Губернатором области совместно с профсоюзами и работодателями области подписано четырнадцатое  региональное Соглашение на очередной трехлетний период (2019-2021 г).  В целях реализации индикаторов «достойного труда» стороны социального партнерства в Соглашении определили  ориентиры по оптимальному размеру тарифной части в структуре заработной платы бюджетников (50-70%), темпы ежегодного увеличения средней зарплаты для организаций внебюджетного сектора экономики (не менее 5%).
На территории области заключено 181 соглашение и более 5000 коллективных договоров. Целевой показатель по уровню охвата работников коллективно-договорного регулирования по итогам 2018 года выполнен и составил 74%.

Основные задачи в сфере социального партнерства в текущем году будут направлены на тиражирование положительного опыта, информирование работодателей, осуществление контроля за соответствием  коллективных договоров и соглашений стандартам «достойного труда».

В 2018 году на 13% уменьшилось количество погибших и получивших тяжелые производственные травмы в результате несчастных случаев на производстве (53 чел., в 2017 г. – 61 чел.).
За прошедший год мы подготовили и провели совместно с нашими партнерами 16 мероприятий, направленных на обсуждение проблем и выработку мер по улучшению условий труда, обмен и тиражирование лучших практик.

Вот лишь три примера: конференция «Новости охраны труда и практика их применения», молодежный форум «Поколение безопасного труда», конференция «Осознанная безопасность: лучшие практики».

Специалисты органов местного самоуправления, которые играют важную роль в областной системе управления охраной труда, в прошлом году провели 833 мероприятия по охране труда с участием представителей 8,0 тыс. организаций области.

Важным направлением работы, которому с 2015 года на федеральном и региональном уровнях уделяется особое внимание,  является реализация мер по сокращению неформальной занятости.
В прошлом году установленный области показатель по снижению неформальной занятости (21,7 тыс. чел.) был выполнен на 117,5%, было легализовано 25,5 тыс. чел. От хозяйствующих субъектов, у которых были легализованы работники, в консолидированный бюджет области дополнительно поступило 140,7 млн. руб. НДФЛ (в 2017 г. – 147 млн. руб.).

В текущем году это направление работы, по-прежнему, остается в числе приоритетных. В январе Губернатором области было подписано с Рострудом очередное соглашение, в котором для области на 2019 год предусмотрен контрольный показатель по снижению неформальной занятости на 21,3 тыс. человек.

Комитету по труду необходимо совместно с заинтересованными федеральными структурами подготовить для муниципальных комиссий рекомендации по основным подходам и механизмам в этой работе. Центрам занятости, в рамках содействия муниципальным комиссиям, необходимо продолжить практику проведения опросов безработных граждан по фактам применения работодателями теневых схем занятости.

С 2018 года в соответствии с федеральными установками полномочия региональной комиссии по вопросам неформальной занятости дополнены новым направлением – обеспечением превентивных мер, направленных на недопущение нарушений трудовых прав граждан предпенсионного возраста. Центрам занятости населения также необходимо обеспечить максимальное участие в этой работе.
В рамках направления деятельности Министерства  в прошлом году была продолжена работа по развитию системы профессиональных квалификаций.

В прошедшем году на площадке Технического университета был создан региональный методический  центр по развитию профквалификаций.  Следующим шагом стало подписание Соглашения о взаимодействии между Правительством Саратовской области и Национальным агентством развития квалификаций.

В прошлом году также решалась задача, направленная на компенсацию убыли населения, за счет привлечения в область  дополнительных трудовых ресурсов из числа соотечественников. В 2018 году на территорию региона  прибыли 2,7 тыс. человек, каждый третий из них в возрасте 25-35 лет, что позволило компенсировать 24% естественной убыли населения области. По численности прибывающих в область соотечественников мы, по-прежнему, занимаем лидирующие позиции в ПФО (2 место).

2019 год мы объявили для нашей деятельности Годом модернизации и профессионального развития.

В связи с этим, в этом году перед Министерством,  центрами занятости населения, нашими социальными партнерами стоят следующие приоритетные задачи.

Продолжится участие в федеральных государственных программах, а также впервые в этом году мы приступим к участию в реализации национальных проектов.

Так, в рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография» планируется обучить не менее 1 тыс. граждан предпенсионного возраста, ищущих работу или состоящих в трудовых отношениях. Минтруд России в связи с этим ставит задачу начать обучение данной категории граждан уже с конца февраля 2019 года.

Для повышения эффективности службы занятости планируется создать модель масштабирования технологических изменений.

С этого года Саратовская область является пилотным регионом по реализации мероприятия «Повышение эффективности службы занятости населения посредством ее модернизации» в рамках национального проекта «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда».

В качестве модельного центра выступит центр занятости населения г. Саратова. Предполагается провести обновление и стандартизацию процессов службы занятости населения. Планируется обучение специалистов центра занятости по вопросам внедрения новых технологий работы, проведение текущего ремонта и оснащение рабочих мест,  разработка, внедрение и сопровождение функционирования автоматизированных информационных систем,   а также создание и обеспечение работы каналов связи.

Впоследствии созданная модель будет транслирована на другие центры  занятости населения области в качестве лучшей практики.

Помимо технологических изменений в целях повышения имиджа службы занятости планируется внедрение механизмов и инструментов системных изменений, предусмотренных в проекте российского Плана  действий на рынке труда на 2019-2023 годы и в Докладе Международной организации труда «Работать ради лучшего будущего» к 100-летнему  юбилею организации.  

Исходя из направлений действий,  мы ставим перед собой задачи по: повышению экстерриториальности при предоставлении государственных услуг обеспечению клиентоориентированного подхода при содействии трудоустройству;  распространению передового опыта профилактики и культуры безопасного труда; вовлечению работников в формальный сектор экономики; осуществлению контроля за включением индикаторов «достойного» труда в соглашения и коллективные договоры; повышению качества привлекаемых трудовых ресурсов на территорию области.

В Докладе МОТ  представлена повестка дня, ориентированная на человека, в интересах будущего сферы труда. Она предусматривает три основных направления действий, которые в совокупности будут способствовать экономическому росту, справедливости и устойчивости в интересах нынешнего и будущих поколений: это увеличение инвестиций в развитие способностей человека; в институты рынка труда; в стабильную занятость.

В работу службы занятости будут внедрены новые информационно-коммуникативные сервисы.

Модернизация службы занятости связана с применением инновационных программных решений в области информационных технологий и автоматизации. Важными факторами, определяющими уровень развития службы, на сегодняшний день являются электронное взаимодействие с другими органами власти, оказание государственных услуг в электронном виде и предоставление дополнительных сервисов гражданам и работодателям.

В связи этим, Министерством в этом году  намечен переход  на новую информационную систему по предоставлению государственных услуг гражданам и юридическим лицам – программный комплекс «Катарсис», что позволит выбирать гражданину удобный способ и место получения услуги службы занятости, предоставлять документы через систему межведомственного электронного взаимодействия, сократить максимально отчетность центров занятости населения, проводить анализ ситуации на рынке труда в режиме реального времени.

Для успешного решения этой задачи намечено дополнительное оснащение центров занятости средствами вычислительной техники, создание собственного центра обработки данных (ЦОД) на  технической площадке ЦОД Правительства области, проведение мероприятий по защите персональных данных.  

В целях повышения эффективности реализации наших основных мероприятий и полномочий планируется проведение мероприятий по кадровому развитию нашей службы.

Во-первых, необходимо создать Совет директоров  центров занятости населения и возродить проведение Конкурса профессионального мастерства специалистов центров занятости населения. Кроме того, с учетом новых задач нам необходимо будет внести изменения в Методику расчета оценки показателей работы, на основании которой мы проводим ежегодный конкурс «Лучший  центр занятости населения области», победителей по итогам 2018 года мы сегодня отметим в конце Коллегии.

Во-вторых, планируется провести оценку эффективности «кустового» принципа взаимодействия центров занятости населения. В них сосредоточены большие человеческие и материальные ресурсы. Поэтому необходимо пересмотреть функционал их деятельности, усилить методическую, консультационную и информационную составляющую работы,  разработать систему стимулирования сотрудников «кустового» центра.

В-третьих, будут пересмотрены функции по каждой должности специалиста центра занятости с целью переформатирования должностных инструкций под  решение стоящих перед службой занятости приоритетных задач, имеющих долгосрочный характер.  Для этого будет проведена оценка потенциала органов занятости для дальнейших модернизации и развития в соответствии с федеральными и региональными приоритетами, разработаны и внедрены ключевые показатели эффективности деятельности, проведена аттестация директоров центров занятости,  создана система стимулирования сотрудников всех структур Министерства, введена проектная деятельность.

В целях повышения качества взаимодействия участников рынка труда ставится задача перехода на проектную деятельность, формирование новых стандартов работы и не только нашей службы.
Укрепление партнерских отношений с работодателями и привлечение их к сотрудничеству с целью повышения качества вакансий, заявляемых в органы службы занятости, должно оставаться одним из приоритетных направлений работы. Этому будет способствовать, в том числе, расширение клубного движения (создание Клубов работодателей при всех ГКУ СО ЦЗН).

Начнется реализация «дорожной карты» по формированию и развитию национальной системы квалификаций в Саратовской  области на 2019 год, что будет способствовать  формированию высококвалифицированных кадров, обладающих новым набором квалификаций и компетенций, необходимых рынку труда области.

Говоря о нашей службе в целом, необходимо отметить, что мы должны быть примером по всем полномочиям, которые реализуем. Это касается безопасности труда наших сотрудников. Это касается внедрения профстандартов, новых систем оплаты труда, укрепления материально-технической базы центров занятости населения.

Все это необходимо сделать в тесном взаимодействии, не допуская равнодушия, учитывая богатый накопленный опыт и положительную региональную практику.

Возврат к списку

Поиск по сайту

схема проезда

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН



Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)


Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

 
Доступная среда