Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Выступление первого заместителя министра занятости, труда и миграции области А.В. Швакова «О проекте Стратегии социально-экономического развития Саратовской области»

25.05.2011

Выступление первого заместителя министра занятости, труда и миграции области А.В. Швакова «О проекте Стратегии социально-экономического развития Саратовской области»

 

Выступление первого заместителя министра занятости, труда и миграции области А.В. Швакова «О проекте Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года и программе реализации Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года (I этап 2011-2015 гг.) » 

Уважаемые участники заседания! 

Стратегия социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года – это система мер организационного, институционального и финансового характера, направленных на обеспечение условий инновационного развития, инвестиционной привлекательности и усиления позиций Саратовской области не только среди субъектов Приволжского федерального округа, но и Российской Федерации в целом. 

Стратегия базируется на приоритетах Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, учитывает основные положения Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития Приволжского Федерального Округа.  

Целевым сценарием развития региона в Стратегии выбран инновационный путь, который подразумевает реализацию крупных инновационных инвестиционных проектов, в т.ч. на базе модернизации существующих ресурсов. В соответствии со Стратегией экономика региона должна выйти на темп роста в 108% ежегодно, объем инвестиций и ВРП к 2025 году должны вырасти более чем в 5 раз, доля инновационной продукции в объёме выпуска – в 5,2 раза. При этом доля населения с доходами ниже прожиточного минимума должна сократиться к 2025 году в 2 раза. Продолжительность жизни населения области составит 73,1 лет.  

Что касается сферы деятельности, курируемой нашим министерством, то в основу стратегии развития рынка труда и социально-трудовых отношений положены основные принципы Концепции действий на рынке труда до 2015 года, Стратегии социально-экономического развития РФ до 2020 года, проекта Концепции миграционной политики до 2025 года. Последние два года работу министерства определяла программа дополнительных мероприятий, которая была разработана для минимизации последствий экономического кризиса 2008 года. В результате ряд областных показателей в сфере занятости и труда превышают среднероссийский уровень и являются одними из лучших в Приволжском Федеральном округе. Так, по уровню регистрируемой безработицы к концу 2010 года область вышла на докризисные позиции – 1,4% от численности экономически активного населения (на начало 2010 года – 2,0%), что ниже, чем по РФ (2,1%). Уровень общей безработицы составлял на конец 2010 года 6%, что соответствует 5 месту среди регионов Приволжского федерального округа. В прошлом году программами занятости было охвачено 118 тыс. человек, из них почти 89 тыс. – было трудоустроено. В области было создано свыше 18,4 тыс. новых рабочих мест, в результате в прошлом году численность занятого населения области увеличилась на 36,7 тыс. человек. 

Сегодня, в условиях взятого курса на модернизацию экономики, от конкретных антикризисных действий необходимо переходить к системной работе, о чем неоднократно говорил и Президент РФ Д.А. Медведев, и Губернатор области П.Л. Ипатов.  А это невозможно сделать без Стратегии долгосрочного развития.  

В долгосрочной перспективе развитие рынка труда будет проходить под влиянием экономической и демографической ситуации в регионе. Переход к инновационной экономике приведет к изменению сложившейся структуры занятости населения, будет сопровождаться сокращением неэффективных рабочих мест, перераспределением работников по секторам экономики, расширением сферы услуг, развитием инновационных направлений деятельности и возникновением новых направлений занятости. В этих условиях рынок труда позволит стимулировать создание новых эффективных рабочих мест, включая гибкие формы занятости. 

Происходящие процессы обострят конкуренцию на рынке труда квалифицированной рабочей силы. Такая конкуренция будет приводить  к повышению требований работников к рабочим местам. 

В долгосрочной перспективе эта проблема будет усугубляться сокращением совокупного предложения на рынке труда из-за прогрессирующих процессов старения населения, инвалидизации, в первую очередь в трудоспособном возрасте, что при переходе к инновационной экономике не должно стать ограничивающим фактором ее развития.  

Высокие темпы роста региональной экономики будут устойчиво способствовать росту спроса на труд, увеличению стоимости труда, и, следовательно, росту денежных доходов населения. Свой вклад в развитие данной тенденции будет вносить также и высокий уровень образования работников области.  

Стратегической целью развития рынка труда до 2025 года является создание гибкого эффективно функционирующего рынка труда, отвечающего, с одной стороны, запросам инновационной экономики, а с другой - обеспечивающего безопасность труда, реализацию образовательного потенциала, интеллектуальных и творческих способностей жителей области.    

Ключевые индикаторы развития рынка труда и социально-трудовой сферы включены  как в сам проект Стратегии, так и в проект Программы реализации 1 этапа Стратегии (2011-2015 годы). Политика в сфере труда и занятости будет осуществляться по 4 основным направлениям. 

Первое направление – развитие инфраструктуры рынка труда и стимулирование сокращения нелегальной занятости и скрытой безработицы. 

В рамках данного направления предусмотрено совершенствование региональной нормативной правовой базы в сфере труда и занятости, стимулирующей развитие новых и эффективных форм занятости населения. На период  финансового кризиса в деятельности нашей службы появился целый ряд новых направлений. Так, третий год подряд мы субсидируем создание безработными собственного дела, в том числе кооперативов, тогда как в прошедшие годы, мы покрывали расходы только на регистрацию ИП. За 2 года в области было создано около 9,5 тыс. новых рабочих мест, в том числе 134 кооператива. В этом году, несмотря на сокращение финансирования программы самозанятости, субсидию на открытие собственного дела получат почти 5 тыс. человек. 

С 2010 года мы субсидируем создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. В прошлом году мы трудоустроили 52 инвалида на предприятиях  обрабатывающей промышленности, строительства, в сельском и жилищно-коммунальном хозяйстве и других сферах деятельности.  

С учетом сложившейся демографической ситуации в этом году, внедрен еще целый ряд новых направлений, таких как субсидирование создания рабочих мест для трудоустройства родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей, профессиональное обучение женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, при чем не только безработных, как это было в предшествующие годы, но и женщин, незарегистрированных в службе занятости. В этом году обучение пройдут не менее 357 женщин данной категории.  

В условиях выхода экономики из кризиса, ее переход на инновационные рельсы развития, обусловили внедрение в деятельность нашей службы опережающего обучения работников производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными проектами. Всего в 2011 году обучение пройдут 300 работников.  

Кроме того, в этом году мы планируем обеспечить опережающую подготовку 1329 работников, находящихся под риском увольнения. С начала года опережающее обучение прошли 328 человек, из них 134 работника завершили обучение и остались работать на своих предприятиях.  

Большинство новых направлений, доказавших свою эффективность в период кризиса,  федеральным Правительством планируется внести в «Закон о занятости населения РФ» в 2012 году. 

Обоснованности выбора наиболее эффективных мер политики на рынке труда будет способствовать внедрение системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда, в том числе развитие системы долгосрочного прогнозирования потребности работодателей в кадрах и согласования объемов и профилей подготовки кадров. С 2002 года мы разрабатываем прогноз потребности в кадрах на 5-летний период, ежегодно его корректируем и доводим до министерства образования области. В ближайшие 5 лет на рынок труда ожидается поступление 676 тыс. вакансий, в том числе 133 тыс. вакансий  - в текущем году. Из них 73% - это вакансии по рабочим специальностям.  

Повышению качества и доступности услуг службы занятости населению области будет способствовать внедрение новых информационных технологий и обеспечение доступности информационных ресурсов в сфере занятости населения и трудовых отношений. 

У нас в министерстве уже 5 лет успешно используется информационно-аналитический портал содействия занятости населения, на котором представлена полная информация о работе центров занятости и предоставляемых ими государственных услугах населению. Только за прошедший год было зафиксировано более 4 млн. обращений граждан к порталу. Наибольшей популярностью пользуются разделы: «Трудоустройство» -  почти 2 млн. обращений и «Переобучение» - 1,5 млн. обращений.  

В соответствии с концепцией Президента РФ о развитии информационного общества и создания электронного правительства до 2014 года  министерством поддерживается в актуальном режиме раздел Интернет-портала государственных и муниципальных услуг «Труд и занятость». В рамках этого портала уже к середине следующего года будет обеспечена возможность получения 5 государственных услуг в сфере занятости населения в электронном виде. В министерстве утвержден план по переходу  центров занятости населения на предоставление государственных услуг в электронном виде. В настоящее время идет работа по его реализации.  

В рамках Плана по развитию информационного общества и формированию электронного правительства Саратовской области на 2011-2013 годы ведется разработка программного обеспечения для реализации мониторинга рынка труда, что позволит рационально планировать и эффективно расходовать средства на выплату пособий по безработице, на организацию профессионального обучения, открытие собственного дела и других направлений занятости. 

Два года мы поддерживаем Федеральный портал «Работа в России», на котором представлены вакансии, в том числе и по Саратовской области, а также информация о центрах занятости населения. За 2 года через портал прошло свыше 238 тыс. вакансий по предприятиям и организациям Саратовской области. В сфере труда успешно функционирует мультиагентный Интернет-портал Саратовской области по охране труда. На всех этапах реализации стратегии данная работа будет продолжена. 

Второе направление развития в сфере труда и занятости – рост занятости и эффективности использования труда через повышение гибкости рынка труда, улучшение качества рабочей силы, развитие территориальной и профессиональной мобильности трудовых ресурсов с учетом приоритетов развития экономики области.  

По данному направлению у нас уже принят и планируется к принятию в этом году ряд стратегических документов. Утверждены программы содействия занятости, программа дополнительных мероприятий, программа переселения соотечественников. В этом году будет разработана новая программа содействия занятости на предстоящий 3-х летний период. Наше министерство принимало участие в разработке областной целевой программы «Доступная среда на 2011-2015 годы», а также Плана действий по повышению качества жизни пожилых людей на 2011-2013 годы. Мы сформулировали и направили в Минздравсоцразвития РФ предложения по организации гибких форм занятости социально незащищенных граждан. Это позволит в условиях демографического спада использовать трудовой потенциал работников старшего возраста, интегрировать в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями, родителей, имеющих малолетних детей. 

С целью повышения образовательного уровня граждан и их конкурентоспособности на рынке труда, реализации трудового потенциала в наиболее динамично развивающихся секторах экономики в соответствии со спросом на кадры и в рамках  модернизации и реструктуризации производства будет проводиться профессиональное обучение граждан, в том числе опережающее. Планируемый показатель трудоустройства после обучения составит 85%. Учитывая прогноз потребности в кадрах, который мы проводим, приоритет отдается подготовке кадров по рабочим профессиям, под конкретные рабочие места. В прошлом году мы обучили 13,2 тыс. человек.  

В этом году обучение пройдут 8,6 тыс. человек. Обучение планируется проводить по более чем 100 специальностям и образовательным программам, используя учебную базу свыше 90 образовательных учреждений. Более 60% безработных будут проходить обучение по рабочим профессиям, в первую очередь,  в строительной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве, транспорте, машиностроении, компьютерных технологий. Каждый седьмой безработный будет изучать профессии, ориентированные на предпринимательскую деятельность 

В условиях неравномерности экономического развития районов области, важный акцент в Стратегии будет сделан на развитии внутренней трудовой миграции, включая предоставление поддержки гражданам, переселяющимся для работы в другую местность, и меры по стимулированию квалифицированных кадров области к возвращению из других регионов РФ. 

Третье направление – защита трудовых прав граждан, обеспечение здоровых и безопасных условий труда и развитие социального партнерства.  

В рамках данного направления министерством будут решаться задачи  по совершенствованию взаимодействия органов исполнительной власти, профсоюзных организаций с органами надзора и контроля по защите трудовых прав граждан, повышению уровня оплаты труда,  социальных льгот и гарантий, улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма.   

Достойная заработная плата является ключевым показателем эффективной занятости населения. Содействие росту заработной платы будет одним из приоритетных направлений работы министерства на всех этапах реализации Стратегии.  

На первом этапе реализации Стратегии будет продолжена работа по приближению в организациях области минимальной заработной платы к прожиточному минимуму трудоспособного населения. На втором и третьем этапах ставится задача при формировании оплаты труда ориентироваться на потребительские бюджеты (2-4 прожиточных минимума) – уровень, обеспечивающий не только сохранение жизнедеятельности, но и воспроизводство рабочей силы.  

Начиная с 2012 года сторонами социального партнерства области будет обсуждаться вопрос об установлении в области минимальной заработной платы в размере, превышающем  установленный на федеральном уровне. 

В бюджетной сфере ставится задача обеспечить доведение заработной платы до уровня заработной платы работников организаций внебюджетного сектора. При этом в рамках совершенствования системы оплаты труда бюджетников с 2012 года должен быть обеспечен рост заработной платы не ниже уровня инфляции работникам учреждений всех типов (казенных, бюджетных, автономных) за счет всех источников финансирования. 

Другой важной задачей является обеспечение социально обоснованных норм труда. На первом этапе реализации Стратегии будет организована методическая и информационная работа по вопросам нормирования, на последующих этапах - обучение и повышение квалификации специалистов, занятых организа­цией и нормированием труда. 

В сфере управления охраной труда на пятилетний период и до 2025 года будут реализованы меры по снижению риска смертности и травматизма на производстве, профессиональных заболеваний, совершенствование взаимодействия органов исполнительной власти, профсоюзных организаций с органами надзора и контроля по защите трудовых прав граждан. 

Предусмотрено развитие системы оценки условий труда с точки зрения выявления вредных или опасных производственных факторов, влияющих на здоровье человека, на основе аттестации рабочих мест. По данным Управления Роспотребнадзора по Саратовской области под надзором Управления находится свыше 3 тысяч организаций с вредными условиями труда. Численность женщин, работающих в контакте с вредными факторами, составляет 37,8 тыс. человек.  

В связи с чем, в Стратегии предусмотрены меры, направленные на  снижение количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, в том числе обучение женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с целью их дальнейшего вывода с вредного производства. 

Четвертое направление – создание условий для привлечения иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и на основе принципа приоритетного использования местных трудовых ресурсов.  

Посткризисная стабилизация и постепенный рост темпов экономического развития  области, реализация инвестиционных проектов будут сопровождаться повышением спроса на труд, что в условиях демографического спада обуславливает необходимость привлечения иностранной рабочей силы. Политика привлечения мигрантов не приведет к желаемым результатам без развития программ их адаптации и интеграции. Поэтому в рамках реализации Стратегии предполагается создать условия для социализации мигрантов, обеспечение эффективного контроля за соблюдением законодательства в отношении трудовых мигрантов, в том числе через противодействие незаконной миграции, распространению принудительного труда мигрантов. 

Будут реализованы меры по совершенствованию механизма определения оптимальных объемов квотирования с учетом приоритетов развития областного рынка, реализации инвестиционных проектов, потребностей и возможностей работодателей по обустройству иностранных работников. 

Вместе с тем, приоритетной задачей Стратегии до 2025 года останется замещение вакантных рабочих мест, предполагаемых для привлечения иностранных работников местными трудовыми ресурсами, в том числе бывшими соотечественниками. С прошлого года в области реализуется программа переселения соотечественников. В Саратовскую область уже переехали 324 человека. До конца 2012 года на территорию области планируется переселение 1,2 тыс. человек, а с учетом членов семей - 4,1 тыс. человек. Территориями вселения определены Саратов, Марксовский и Озинский районы. Кроме того, мы расширили зоны вселения и добавили в программу Балаковский район и 31 сельский район области. В настоящее время программа находится на согласовании в Минрегионразвития России. 

Вместе с тем, мы понимаем, что могут возникнуть определенные риски, например, отсутствие своевременных изменений федерального законодательства в части труда и занятости, в том числе регламентирующего условия предоставления государственных услуг в электронном виде; недостаточность финансовых ресурсов, что потребует внесения корректировок в направления деятельности показатели по мере реализации Стратегии.  

В Стратегии и Программе учтены замечания и предложения, полученные от научных работников и экспертов, работающих в Институте аграрных проблем РАН, СГСЭУ, СГТУ, УФМС по Саратовской области.  

По всем показателям введены промежуточные этапы оценки – 2015 и 2020 годы. Данные показатели определены в соответствии с тенденциями развития рынка труда в Российской Федерации. 

Планируется, что к 2015 году уровень общей безработицы не превысит 4,0%, а к 2025 году снизится до 2,5% (на 1.01.11 г. – 6,0%); уровень регистрируемой безработицы за пять лет снизится до 1,1%, к концу 2025 года – до 1,0% от численности экономически активного населения (на 1.01.11 г. – 1,4%); 

В течение пяти лет ежегодно при содействии органов службы занятости населения будет трудоустраиваться не менее 75 тыс. человек; профессиональное обучение пройдут более 30 тыс. безработных. 

Уровень охвата работников по полному кругу предприятий коллективно-договорными отношениями к 2015 году составит 75,9 % (в 2010 году показатель составлял 75,8%). 

К 2025 году планируемая доля работающих во вредных условиях труда составит не более 19% (на 01.01.2011 – 25,8%), уровень производственного травматизма со смертельным исходом – не более 0,06 случая в расчете на 1000 работающих (на 01.01.2011 – 0,077). 

Одной из ключевых задач при реализации программы Стратегии мы считаем информационно-разъяснительную работу с населением, потому что если мы будем получать постоянную обратную связь, то сможем своевременно корректировать наши действия для достижения определенных в документах результатов. Сейчас мы разрабатываем План реализации программы – по ее I  этапу. 

Надеюсь, что сегодня у нас состоится конструктивный диалог по проекту Стратегии и Программы, и прошу членов коллегии по итогам обсуждения принять предложенный проект решения. 

Спасибо за внимание. 

Возврат к списку

Поиск по сайту

схема проезда

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН



Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)


Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

 
Доступная среда