Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Выступление и.о. министра занятости, труда и миграции А.В. Швакова 29 июля 2011 года на заседании коллегии министерства

02.08.2011

Выступление и.о. министра занятости, труда и миграции А.В. Швакова 29 июля 2011 года на заседании коллегии министерства

 

Сегодня мы подводим  итоги работы Министерства за полугодие и ставим задачи до конца текущего года. В целом с поставленными задачами мы справились. В текущем году ситуация на рынке труда области стабильная и находится под влиянием положительной динамики большинства социально-экономических показателей. С начала года ряд секторов экономики (промышленность, строительство, транспорт, связь, сельское хозяйство, торговля) демонстрируют признаки устойчивого роста. Уровень регистрируемой безработицы сегодня не превышает 1,3%, что меньше, чем даже в докризисный период, когда уровень безработицы составлял 1,4%. По данному показателю на конец полугодия наша область занимает 3 место в ПФО и 14 место в РФ (ПФО – 1,6%, РФ – 2,0%).  В 3,2 раза сократилась численность работников с неполной занятостью. Выход многих предприятий из кризиса позволил в 1,2 раза – до 21 тыс. единиц увеличить количество вакансий, заявленных в службу занятости. В результате напряженность на рынке труда снизилась с 1,1 до 0,9 незанятых на вакансию. По данному показателю по итогам отчетного периода мы занимаем 5 место в ПФО. По нашим прогнозам, к концу года, несмотря на сезонный фактор, уровень безработицы снизится до 1,2-1,25%. Прошу начальника отдела анализа, прогноза и мониторинга Ю.В.Овинову держать этот вопрос на контроле. 

Стабилизация ситуации на рынке труда  - это не только заслуга Министерства, но и наших социальных партнеров. Пользуясь случаем, хочу выразить вам слова благодарности за помощь в работе. 

Этот год для нашей службы юбилейный – 20 лет со дня создания. Под эгидой 20-летия мы провели конкурс мастерства среди специалистов по профориентации и профессионального обучения. В Министерстве и центрах занятости населения были проведены торжественные мероприятия, на которых лучшие из лучших были награждены почетными грамотами и благодарственными письмами Минздравсоцразвития РФ, Правительства области, нашего Министерства, администраций муниципальных районов и других ведомств. Всего было отмечено около 20% сотрудников службы занятости, в том числе ветераны службы.  

 Несмотря на закрепление положительных тенденций на рынке труда, проблемы еще остаются. В 25 районах области уровень безработицы превышает среднеобластной показатель. Проблемой остается дефицит постоянных рабочих мест, особенно на селе. 

На необходимость стабилизации ситуации на сельском рынке труда особое внимание обратил в своем Послании Федеральному Собранию Президент РФ Д.А. Медведев. В течение 1 полугодия центры занятости населения активно работали в этом направлении. В мероприятиях по занятости приняли участие около 26,5 тыс. сельских жителей, что позволило, снизить уровень сельской безработицы с 1,9% (на конец февраля 2011 года) до 1,8% (на конец полугодия). Во 2 полугодии работа по регулированию сельского рынка труда должна быть продолжена.  

Со сменой федеральных приоритетов, решением задач, поставленных Президентом РФ в Послании, сменилось финансирование программ занятости. В этом году  на мероприятия в сфере занятости предусмотрено 1,5 млрд. рублей, что в 1,4 раза меньше, чем в 2010 году. На программу дополнительных мероприятий предусмотрено 370 млн. рублей.  

На второй план отошли программы общественных работ, которые в период кризиса позволили поддержать и сохранить многие трудовые коллективы. В этом году общественные работы  за счет субсидий были организованы только в моногороде Вольске и в г. Петровске. Основной объем общественных работ в текущем году реализуется в рамках программы содействия занятости. С начала года трудоустроено свыше 5,7 тыс. человек. Всего до конца года планируется трудоустроить не менее 8 тыс. человек. Наиболее активно общественные работы организованы в 19 районах области (примеры вы можете видеть на слайдах). 

В текущем году перед службой занятости поставлены новые приоритетные задачи. Важнейшими из них являются  - создание новых постоянных рабочих мест с достойной заработной платой, в том числе в рамках реализации инвестиционных проектов, повышение профессиональной и трудовой мобильности населения с учетом экономического развития, расширение возможности для открытия собственного дела, особенно в селах, где нет работодателей.  

В прошлом году в Саратовской области было создано 18,5 тыс. новых рабочих мест. С начала 2011 года уже создано 5,3 тыс. новых рабочих мест, в том числе 3,1 тыс. -  при финансовой поддержке службы занятости. Создано 64 кооператива. Наиболее активно по созданию кооперативов работает Энгельсский район – там создано 11 кооперативов и Ершовский – 8 кооперативов. Всего до конца года откроют собственное дело при финансовой поддержке службы занятости около 5 тыс. человек.    

Наша задача – вести профессиональную подготовку безработных и опережающее обучение работников под новые рабочие места, а также готовить кадры для бизнеса. Мы уже обучили 4 тыс. безработных, в том числе 867 безработных - по программам предпринимательской деятельности. По итогам 1 полугодия доля безработных прошедших профессиональное обучение составляет 9,8%. Всего до конца года услуги по профобучению получат 36% безработных, что выше, чем  нормативный показатель, установленный Рострудом – 20%.  

Основным показателем результативности профессионального обучения является трудоустройство граждан после обучения. В первом полугодии этот показатель составляет 70,3%, а в Балтайском, Вольском, Краснокутском, Марксовском, Новобурасском, Пугачевском, Питерском, Ровенском, Ртищевском районах - 90% и выше. В то же время  в Хвалынском - 14%, Федоровском - 16%. В Базарно-Карабулакском районе после обучения вновь признаны безработными 21 человек. Такая ситуация просто недопустима. Наша задача - до конца текущего года довести показатель трудоустройства после обучения  до 85%. Прошу директоров центров занятости взять этот вопрос на контроль, также как и вопрос оптимальной стоимости обучения одного безработного. В этом году стоимость обучения одного безработного в целом по области составляет 7,2 тыс. рублей.  В то же время анализ показывает, что в Балтайском и Воскресенском районах обучение одного безработного обходится в 13 тыс. рублей, в Калининском – в 11 тыс. рублей. Прошу директоров указанных центров занятости проводить более качественный маркетинг стоимости образовательных услуг и выбирать оптимальные курсы для обучения безработных.  

Учитывая, что еще не все предприятия области оправились от кризиса – (на конец июня о высвобождении 2,1 тыс. человек заявили 184 предприятия)  в этом году продолжена программа опережающего обучения работников, находящихся под угрозой увольнения. С начала года мы уже обучили 635 человек (48% от программного показателя).  

С этого года мы реализуем новое направление - опережающее обучение и стажировку работников производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными проектами. С начала года на опережающее обучение направлен 201 работник. Всего в 2011 году обучение по данному направлению пройдут 400 работников.  

В Послании Президент РФ Д.А. Медведев подчеркивает, что модернизация экономики является инструментом для решения проблем в социальной сфере, в первую очередь – это обеспечение поддержки детей, молодежи, инвалидов, молодых и многодетных семей. В связи чем, поддержка данных категорий населения является приоритетной задачей службы занятости населения в 2011 году.  

В целях реализации задачи, поставленной Президентом в Послании  по проведению эффективной государственной политики в области детства и обеспечения возможности совмещения материнства и профессиональной деятельности  безработных женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, с начала 2011 года на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации направлено 155  безработных женщин¸ имеющих детей в возрасте до 3-х лет, а также 53 женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности. Всего в этом году к обучению приступят не менее 622 женщин указанных категорий.   

Вместе с тем, необходимо отметить, что фактически не проводят работу по организации обучения женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет в Александрово-Гайском, Базарно-Карабулакском Дергачевском, Краснопартизанском  районах. Нет результатов от проводимой работы в Вольском, Марксовском, Энгельсском, Петровском, Хвалынском,  Екатериновском, Новоузенском, Озинском, Саратовском, Советском районах. 

Директорам указанных центров занятости населения необходимо активизировать работу среди населения и работодателей по организации обучения женщин указанной категории.   

С этого года мы реализуем еще одно новое направление – организация опережающего профессионального обучения и стажировки женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с целью их вывода с вредного производства. Программный  показатель - 50 человек. Вместе с тем, программа идет очень тяжело. На обучение направлено только 2 женщины. Основная причина – опасения женщин потерять повышенную заработную плату и досрочный выход на пенсию. 

В целях активизации работы по данному направлению мы сменили формы работы на индивидуальное, точечное взаимодействие с каждым предприятием. Только за последние два месяца работники центров занятости посетили 540 предприятий, имеющих вредные производства. Работу необходимо продолжать. Директорам центров занятости необходимо провести разъяснительную работу среди всех предприятий, имеющих аттестованные рабочие места с вредными условиями. Кроме того, необходимо максимально информировать женщин указанной категории через СМИ, рекламу на транспорте, на стендах муниципальных образовательных учреждений и учреждений здравоохранения и других организаций. Основная задача до конца года – 100% выполнение показателя. Прошу начальника отдела профориентации и профессионального обучения незанятого населения В.Е. Сигачева взять этот вопрос на особый контроль, также как и вопрос обучения женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет.  

Особое внимание необходимо уделять трудоустройству выпускников и подростков, особенно «трудных» и детей-сирот. На этом в своем Послании Президент РФ остановился отдельно. В 1 полугодии мы уже охватили 84% обратившихся к нам выпускников различными мероприятиями активной политики занятости, что позволило сократить количество безработных выпускников в 6 раз по сравнению с началом года. Наша задача – довести до конца года этот показатель до 95%. 

В подростковой занятости приняли участие 8,6 тыс. подростков, из них 2211 детей-сирот и «трудных» подростков. Наиболее активно временная занятость подростков организована в гг. Балаково, Энгельсе, Красноармейском, Марксовском, Вольском, Ртищевском, Духовницком, Краснопартизанском, Лысогорском, Саратовском, Ершовском и Балтайском других районах. К сожалению, администрации районов пока слабо участвуют в подростковой занятости. Из запланированных 9,0 млн.руб. средств местных бюджетов на трудоустройство подростков пока выделено 1,8  млн.руб. Прошу начальника отдела содействия трудоустройству и специальных программ  О.А. Неверову  и директоров центров занятости держать этот вопрос на контроле. 

В 2011 году Правительством РФ решается важнейшая задача по интеграции инвалидов в общество. С прошлого года мы стали реализовывать новое направление - трудоустройство инвалидов на специально оснащенные рабочие места. В этом году расширена категория участников программы. Рабочие места могут оснащаться также для родителей, воспитывающих детей-инвалидов и многодетных родителей. В текущем году программа идет более активно. С начала года трудоустроено 49 человек – практически столько же, сколько в целом за прошлый год. Всего мы планируем трудоустроить не менее 100 человек.  

Мы разработали новую программу содействия занятости населения на 2012-2014 годы, которая проходит согласование в Правительстве области. В настоящее время Правительством РФ вносятся изменения в Закон о занятости населения в части реализации ряда программных мероприятий, таких как самозанятость, трудоустройство инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, за счет средств субвенций федерального бюджета. В связи с чем, после принятия в Закона о занятости в новой редакции, в программу будут внесены изменения. Директорам центров занятости населения необходимо разработать программы содействия занятости населения городов и районов области до конца октября 2011 года. Методические рекомендации вам будут представлены до 15 августа.  

Остается актуальным вопрос защиты трудовых прав граждан. В текущем году начата реализация одиннадцатого областного трехстороннего соглашения на 2011-2012 годы. Основные акценты в Соглашении расставлены согласно задачам, поставленным Президентом РФ Д.А. Медведевым в Послании Федеральному Собранию. 

Главные ориентиры соглашения – это поддержка инновационных технологий, всесторонняя модернизация экономики, улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов, обеспечение гарантий занятости населения, особенно женщин, сохранение здоровья и жизни работников в процессе их трудовой деятельности. 

 Немалая роль в реализации поставленных задач принадлежит областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, где постоянно рассматриваются вопросы обеспечения занятости населения, реализации и защиты социальных и трудовых прав граждан, детского оздоровительного отдыха.  

Вопросы социально-трудовых отношений на территории области  регулируются 20-ью отраслевыми соглашениями, заключенными на областном уровне и 236-ю на муниципальном уровне социального партнерства. Коллективные договоры заключены более чем на 5,6 тысячах предприятий, которые распространяются на 73,7% всех занятых в экономике области. Проводимая работа позволила в каждый второй коллективный договор внести положения о минимальной заработной плате, в каждый третий - о порядке индексации заработной платы и гарантиях в сфере занятости. 

В этом году в 8 раз мы провели ежегодный областной конкурс «Коллективный договор – основа защиты социально-трудовых прав граждан» и всероссийский конкурс «Российская организация высокой социальной эффективности». Впервые в этом году в рамках конкурса подводились итоги «Лучшего коллективного договора для работающих мам». 6 предприятий социально ответственного бизнеса были номинированы для участия в федеральном этапе конкурса. 

Основная задача комитета по труду до конца текущего года осуществлять контроль за выполнением отраслевых соглашений, особенно в реальном секторе экономики, распространение коллективно-договорных отношений на предприятия малого бизнеса. Совместно с администрациями муниципальных районов  необходимо усилить контроль за повышением эффективности работы территориальных трехсторонних комиссий, повышением качества заключаемых коллективных договоров.  

В этом году - особое внимание должно быть обращено на проблему повышения уровня заработной платы в области. В областном трехстороннем Соглашении работодатели области взяли обязательство до конца 2011 года обеспечить  темпы роста заработной платы в реальном секторе экономики не менее чем на  15%. 

За январь-май  текущего года средняя по области заработная плата составила 15 тыс. рублей, что на 12,6% выше соответствующего уровня прошлого года.  

Анализ результатов мониторинга заработной платы по предприятиям отдельных отраслей внебюджетного сектора экономики показывает, что по итогам 1 квартала 2011 только порядка 26% общего числа обследованных организаций имели темпы роста заработной платы 115% и выше.  

Задача комитета по труду – активизировать работу с отраслевыми министерствами и администрациями муниципальных образований, работодателями по выполнению  обязательства Соглашения.  

Еще одно важное направление работы в текущем году касается совершенствования нормативной правовой базы по оплате труда работников  государственных учреждений в связи с изменением правового положения государственных учреждений с 2012 года.  

Сегодня комитетом по труду уже начата работа по подготовке проекта закона области по внесению изменений в Закон области № 262-ЗСО «Об оплате труда работников государственных учреждений Саратовской области». Проведено рабочее совещание с представителями отраслевых министерств, выработаны основные подходы, проведены консультации со специалистами Минздравсоцразвития России. В ближайшее время по этому вопросу будет организован круглый стол, с привлечением представителей отраслевых профсоюзов, государственных учреждений, науки. 

Задача комитета по труду - до конца года внести изменения в Закон и постановления Правительства области, регулирующие вопросы оплаты труда работников государственных учреждений. Одновременно должна быть проведена работа по оказанию консультационной и методической помощи органам местного самоуправления в совершенствовании нормативной правовой базы по оплате труда работников муниципальных учреждений. 

Важнейший вопрос для нас – безопасность труда. В рамках исполнения областного закона о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по охране труда в первом полугодии текущего года в муниципальных районах области проведено 309 мероприятий, в которых приняли участие представители свыше 4 тысяч организаций. Около 4800 работников прошли обучение по вопросам охраны труда. Проведена аттестация 15311 рабочих мест по условиям труда.  

Наиболее активно работа по исполнению переданных полномочий  проводилась в Саратове, Энгельсском, Аткарском, Базарно-Карабулакском, Балашовском, Озинском, Петровском и Татищевском муниципальных районах.  

Вместе с тем, ситуация с обеспечением безопасности людей на рабочих местах остаётся по-прежнему тревожной. Несмотря на то, что в I полугодии текущего года количество смертельных случаев на производстве сократилось, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 3 раза, общее количество работников, получивших производственные травмы увеличилось на 21,6%, в том числе 33 человека получили тяжелые травмы.  

За последние 3 года удельный вес работающих в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам, возрос с 22,3 до 25,8 %. 

Одной из основных причин такого положения дел является невыполнение отдельными работодателями области  законодательства по охране труда, неэффективная работа органов местного самоуправления по исполнению переданных полномочий.  

Комитету по труду необходимо усилить межведомственное взаимодействие и контроль за исполнением органами местного самоуправления переданных полномочий по государственному управлению охраной труда. 

В условиях взятого курса на модернизацию экономики меняется миграционная политика. Приоритетной становится модель целенаправленного привлечения в Россию трудовых мигрантов, необходимых для обновления экономики - управленческие, инженерные кадры, высококвалифицированные работники, ученые.  

Учитывая ситуацию на рынке труда, активную реализацию инвестиционных и приоритетных национальных проектов, 7 июля межведомственной комиссией по привлечению и использованию иностранной рабочей силы было принято решение одобрить и направить на утверждение в Правительство РФ предложения по увеличению квоты на 2011 год с 6616 человек до 8328 человек. Квота на 2012 год - 6889 человек. 

Мы не поддержали всех глав администраций по численности привлекаемых иностранных работников, т.к. в условиях дефицита рабочих мест приоритетной задачей является трудоустройство местных жителей.  

С этого года началась реализация «Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». С учетом включения в программу Балаковского муниципального района и 31 сельского муниципального образования области, численность участников программы с учетом членов семей увеличилась более чем в 1,7 раза - до 7184 человек. В  область уже прибыли более 300 человек. Начальнику отдела организации переселения и переезда граждан И.Ю. Синькову совместно с  директорами центров занятости населения необходимо подключить к реализации программы администрации районов, территориально расположенных в зонах вселения, проводить более широкую информационную работу среди граждан.  

Хочу сказать несколько слов об окончании финансового года. Осталось чуть более 4-х месяцев. Мы должны освоить все финансовые средства в полном объеме до 14 декабря. Необходимо вовремя провести все конкурсные закупки и котировки. Особое внимание директоров центров занятости обращаю на недопустимость нецелевого использования финансовых средств. Также необходимо усилить контроль за пресечением любых коррупционных правонарушений. 

В Послании Федеральному Собранию Президент РФ. Д.А. Медведев отдельно остановился на задаче борьбы с коррупцией. В целях реализации данной задачи Министерством была утверждена Программа противодействия коррупции. Разработаны планы мероприятий по предупреждению коррупционных правонарушений во всех центрах занятости населения. По результатам проверок нецелевого использования бюджетных средств не установлено, фактов коррупции при работе с гражданами не выявлено. Прошу начальника отдела контрольно-ревизионной и правовой работы А.Е.Самсонова держать данный вопрос на контроле. В заключении необходимо отметить, что мероприятии Плана по реализации Послания Президента РФ выполнены нашим Министерством в полном объеме. 

Уважаемые участники заседания! Круг проблем, решаемых Министерством и подведомственными учреждениями, очень широкий. Полный перечень задач до конца 2011 года представлен в решении коллегии, который у вас на руках. Ознакомившись с ним, вы сможете определить полную и подробную систему действий, скоординировать планы своей работы с задачами, которые будет решать Министерство. 

Возврат к списку

Поиск по сайту

схема проезда

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН



Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)


Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

 
Доступная среда