Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Выступление министра занятости, труда и миграции А. В. Швакова на научно-практической конференции "Экономические, политические и социокультурные проблемы миграции в мировом, национальном и региональном аспектах"

30.09.2011

Выступление министра занятости, труда и миграции А. В. Швакова на научно-практической конференции "Экономические, политические и социокультурные проблемы миграции в мировом, национальном и региональном аспектах"

Миграция населения – явление социально-экономического порядка и территориальное перемещение людей, тесно связанно с изменением экономической структуры и размещением производительных сил, с ростом социальной и трудовой мобильности населения страны или региона. Миграционные установки формируют определенный тип миграционного поведения потенциального мигранта, оказывая влияние на решение человека покинуть территорию постоянного проживания – добровольно или вынужденно.

Движущими силами в той или иной ситуации становятся, либо цели, ради которых совершается миграционный процесс, либо причины, побудившие человека на переезд. В этой связи, в зависимости от целей и причин миграций можно выделить две категории социально-экономических форм этих передвижений: добровольные и вынужденные.

Для России с ее огромными территориальными различиями, обусловленными на значительной части суровыми климатическими условиями, миграция населения всегда имела немаловажное значение, как для демографического, так и экономического развития ее отдельных территорий и регионов, а в отдельные периоды развития и для страны в целом.

Анализируя причины внутренней миграции, разрабатываемые и публи­куемые Росстатом, можно увидеть, что среди причин миграции значительное место занимают (более 58 %) так называемые личные и семейные причины, а также желание возвратиться на прежнее место жительства (16 %). Помимо этого в регионах прибытия мигрантов привлекает возможность трудоуст­ройства (11 %), благоприятные перспективы получения образования (9,3 %). На такие причины, как обострения межнациональных отношений и криминогенной обстановки, экологическое неблагополучие, несоответствие природно-климатическим условиям, в совокупности приходится менее 0,6 % внутренних перемещений населения в России. Примерно такие же мотивы и условия характерны и для Саратовской области.

На современном этапе миграционную ситуацию в нашей области характеризуют следующие основные факторы:

1. резкий рост эмиграции в другие регионы и наряду с этим увеличение иммиграционных потоков из зарубежных стран;

2. отток сельского населения в города.

Трудовая миграция характеризуется как положительными, так и отрицательными последствиями.

К положительным можно отнести следующие:

1. Занятость рабочих мест, связанных с непрестижным или тяжелым трудом, а также низкими заработными платами, на которые не претендуют граждане, проживающие на территории области.

В качестве примера можно привести привлечение иностранных граждан на работы по благоустройству г. Саратова организацией МУП «Дорстрой». Данный работодатель уже не первый год привлекает граждан Таджикистана на свои работы в качестве рабочих по благоустройству населенных пунктов и водителей транспортно-уборочных машин. В связи с низким уровнем заработной платы и достаточно тяжелыми условиями труда за счет россиян данная организация может укомплектовать штаты лишь на 50 % своей потребности. В 2010 г. привлекал 300 чел., в 2011 г. – 400 чел., на 2012 г. планирует привлечение 450 чел.

2. Расширение внутреннего рынка Саратовской области за счет спроса на товары и услуги, предъявляемого иностранными рабочими.

Так, например, осуществляется привлечение выкококвалифицированных специалистов в сферу строительства и обрабатывающих производств ООО «Энгельсский завод отопительной техники «Сигнал», ООО «Сервисная Буровая компания «Бизон», ОАО «Саратовский нефтеперерабатывающий завод», ЗАО «Саратовский арматурный завод», ЗАО «Энгельсский вагоностроительный завод», на освоение выпуска новых видов продукции ОАО «Завод металлоконструкций», ОАО «Роберт Бош-Саратов», ОАО «СПЗ», ООО «Бош Пауэр Тулз», ОАО «Трансмаш».

Высокие цены на металлопродукцию и возможности наращивания ее экспорта обусловили развитие металлургического кластера области, посредством реализации инвестиционных проектов. В области осуществляться подготовка промышленных площадок для развертывания новых металлургических производств; сооружение завода по выпуску сортовой металлопродукции для нужд строительной отрасли мощностью 1 млн. тонн металлопроката компанией «Северсталь» (завод будет являться частью общероссийского металлургического кластера). Ввод металлургического завода в эксплуатацию создаст 800 новых рабочих мест.

В настоящее время на строительстве ЗАО «Северсталь – Сортовый завод г. Балаково» используется труд иностранных рабочих из Германии и Польши, Турции и Туркменистана, Узбекистана и Таджикистана.

3. Снижение налоговой нагрузки на государственный бюджет. Трудовые мигранты не только не требуют, социальных пособий, но, уплачивая налоги и другие обязательные взносы, снижают относительную налоговую нагрузку на коренное население.

Но помимо положительных последствий трудовая миграция создает и множество проблем. В первую очередь речь идет о международной трудовой миграции.

В Саратовскую область основной приток иностранной рабочей силы идет из стран СНГ, в том числе из Узбекистана, Таджикистана, Армении, Азербайджана.

В нынешнем году квота на привлечение иностранной рабочей силы составила 8,3 тыс. единиц разрешений (с учетом корректировки). Связано это с общей экономической ситуацией в регионе, в том числе состоянием и динамикой развития рынка труда, существующим дисбалансом между спросом и предложением на рынке труда.

Объемы привлечения иностранной рабочей силы для области ежегодно определяются решением областной межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников и в рамках законодательно утвержденного механизма квотирования.

Тем не менее, основной проблемой внешней трудовой миграции в область продолжает оставаться нелегальное привлечение к трудовой деятельности иностранцев, то есть без оформления трудовых отношений с ними и без получения последними разрешений на работу (или патентов).

Поэтому параллельно с работой по созданию цивилизованного рынка иностранной рабочей силы, ужесточаются меры контроля за использованием труда мигрантов.

Кроме того, существующий механизм использования квоты и оформления привлечения иностранной рабочей силы (уведомительный его характер), без привязки к конкретному работодателю, особенно это касается привлечения граждан из стран безвизового режима въезда, позволяет работодателю, не участвующему в квотной компании, наравне с работодателем подавшим соответствующую заявку, привлечь на свои работы внешних трудовых мигрантов. Таким образом, ежегодно проводимый сбор заявок от работодателей сводится лишь к формированию укрупненного перечня профессий, на которые планируется привлечение иностранных работников в предшествующем периоде.

Нынешняя государственная политика в отношении трудовых мигрантов направлена в первую очередь на то, чтобы бороться с безработицей внутри страны. Поэтому приоритет отдается, прежде всего, трудоустройству граждан России, в том числе и внутренних мигрантов. Жители крупных городов России (Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и других) по-прежнему не соглашаются на низкооплачиваемую, непрестижную и тяжелую работу.

В начале текущего года нашим Министерством был проведен мониторинг по оттоку трудовых ресурсов из области. По экспертным оценкам, полученным от администраций муниципальных районов, трудовую деятельность в другой местности осуществляют около 35,5 тыс. жителей Саратовской области. Из них, для 63 % граждан выбытие носит временный характер, для 37 % – постоянный. 51 % трудовых мигрантов убывает на территорию других регионов РФ, 49 % - в другие районы области.

Приоритет российских граждан в трудоустройстве учитывается и в работе по замещению вакантных и создаваемых рабочих мест, на которые предполагается привлечение иностранных работников. За истекший период 2011 г. на замещение таких вакансий органами государственной службы занятости населения области направлено 547 граждан Российской Федерации. Трудоустроен 71 чел. Из общего количества трудоустроенных 38 чел. трудоустроились по профессии «овощевод» в сельской местности, где сложился дефицит рабочих мест и проблема с трудоустройством граждан наиболее актуальна. Граждане замещали также рабочие места по профессиям: «подсобный рабочий»; «бетонщик»; «грузчик»; «тракторист»; «электрогазосварщик» и т.д.

По сравнению с жителями области у соискателей из других регионов (например, Северного Кавказского Федерального округа) притязания значительно ниже. Тем не менее, полностью решить проблему привлечения рабочей силы на непрестижные должности за счет внутренних трудовых мигрантов не представляется возможным.

Также остаются проблемой различные злоупотребления со стороны работодателей, выражающихся в том, что они не обеспечивают нормальные условия труда мигрантам, не выплачивают им заработную плату и т.д. Как правило, подобные ситуации имеют место, когда иностранный гражданин трудится нелегально.

Таким образом, необходимость привлечения иностранных граждан к работе, как на территории нашего региона, так и всей России, является объективной. Но должны создаваться условия, во-первых, для того, чтобы конкуренция на российском рынке труда не усугублялась за счет притока иностранных работников, в сложных экономических условиях, а во-вторых, для обеспечения контроля как за деятельностью самих трудовых мигрантов на территории России, так и за деятельностью работодателей, их нанявших.

Одним из направлений решения вопросов трудовой миграции является привлечение соотечественников из-за рубежа в рамках программы переселения.

Основные направления государственной политики в отношении соотечественников за рубежом определены Президентом Российской Федерации в одобренной им Концепции поддержки соотечественников. Прежде всего, это адаптация и интеграция их в жизнь российского общества, оказание органами государственной власти содействия в приеме
и обустройстве граждан, переселившихся в Россию на добровольной основе.

Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденная Указом Президента Российской Федерации
от 22 июня 2006 года № 637 направлена на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития российских регионов и дополняет систему мер по стимулированию рождаемости, снижению смертности и регулированию миграции, направленных на стабилизацию численности населения Российской Федерации.

В свете данного Указа разработана и Программа Саратовской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, которая действует в регионе с 22 июня 2010 года.

Основной целью Программы является повышение миграционной привлекательности Саратовской области, улучшение демографической ситуации и развитие экономики региона. Достижение поставленных целей планируется за счет увеличения миграционного притока населения в область, увеличение числа высококвалифицированных специалистов, закрепление переселенцев в Саратовской области и обеспечение их социально-культурной адаптации и интеграции в российское сообщество.

При разработке Программы и выборе территорий вселения мы руководствовались необходимостью реализации крупных инвестиционных проектов в ряде районов и городах области, требующих массового привлечения переселенцев, а также районов, характеризующихся сокращением численности населения. Таковыми территориями были определены «Саратов», «Маркс», «Озинки».

Численность участников Программы определена на 2010-2012 годы
– 1173 участника (с учетом членов семей – 4107 человек).

В ходе реализации Программы Министерством вносились изменения и дополнения в действующую редакцию Программы, которые позволили привлекать соотечественников на текущие вакансии территорий вселения, а также их самостоятельного трудоустройства.

Реализация Программы осуществляется исполнительными органами власти области во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Уполномоченным органом, ответственным за реализацию Программы на территории области и осуществляющим текущее управление Программой, является Министерство.

С принятием Программы Министерством проводится большая информационная работа по ее освещению. Справочный материал
о Программе, регламент и памятка приема участника Программы и членов его семьи размещены на сайте ФМС России, Министерства, а также на специализированных Интернет-ресурсах, посвященных Программе, курируемых федеральными органами исполнительной власти (Минрегионом России, Минздравсоцразвития России).

В областных печатных средствах массовой информации опубликованы материалы о Программе. Две статьи опубликованы в федеральных журналах «Земляки» (издательство ФМС России) и «Русский век» (издательство МИД России). На телеканалах ГТРК «Саратов», «РЕН ТВ/НСТ Саратов», «ТВЦ Саратов» прошли сюжеты о реализации Программы в Саратовской области. На радиостанции «Голос России» прошел радиосюжет о Программе области. Проведен информационно-обучающий семинар с руководителями органов службы занятости территорий вселения по вопросу реализации Программы. В период с 27 июня по 1 июля 2011 года в области работала кинокомпания «Даниан-Фильм», которая по заказу министерства регионального развития Российской Федерации снимала документальную видеопрограмму о регионе, участвующем в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Совместно с Управлением ФМС России по Саратовской области составлен план проведения видеоконференций с временными группами ФМС

России за рубежом в Алма-Ате, Уральске, Ереване, Одессе, Минске, Кишиневе. В июне – июле прошли видеоконференции «Саратов-Алма-Ата», «Саратов-Уральск». В ходе них был представлен регион, порядок приема и обустройства на территории Саратовской области участников Программы, условия предоставления услуг по содействию в трудоустройстве участникам Программы и членам их семей. Представители Уполномоченного органа ответили на вопросы соотечественников и сотрудников временных групп центрального аппарата ФМС России.

На сегодняшний день на согласовании в Министерстве находится 888 анкет соотечественников. С учетом членов семей общее количество обратившихся составляет 1938 человек.

Министерством рассмотрено 850 анкет, из них по 613 приняты положительные решения, отказано 237 заявителям.

По остальным анкетам идет изучение для принятия по ним соответствующих решений.

Лидером из стран выезда соотечественников являются страны ближнего зарубежья Казахстан и Узбекистан, чуть меньше анкет из других стран ближнего зарубежья.

Первые соотечественники начали прибывать в регион в ноябре прошлого года. В настоящее время на территорию Саратовской области по Программе переселения прибыло 282 соотечественника из-за рубежа (121 участник и 161 член семьи).

206 граждан из числа временно и постоянно проживающих на территории области участвуют в Программе в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 января 2010 года № 60 (139 участников и 67 членов семьи).

По имеющимся у нас сведениям за рубежом уже имеют на руках свидетельства участников Программы для переезда в область 132 человека, 234 с членами семьи. Их приезд мы ожидаем в ближайшее время.

Прибывшие в основном молодые люди в возрасте 25-35 лет, с высшим и средним-специальным или техническим образованием и опытом работы, активные и целеустремленные в достижении поставленных целей.

Наиболее востребованы на рынке труда области специалисты инженерных направлений деятельности высшего и среднего уровня квалификации, медицинские работники и работники образования, экономисты, бухгалтеры, менеджеры. Поэтому при отборе граждан мы ориентируемся именно на данных специалистов.

Участие в Государственной программе способствует переезду соотечественников в Российскую Федерацию на постоянное место жительства и скорейшему их включению в устойчивые позитивные социальные связи принимающего сообщества, позволяет в короткие сроки (около трех месяцев) получить гражданство Российской Федерации.

Для активизации выполнения программных показателей и еще большего привлечения соотечественников на территорию области министерством занятости, труда и миграции разработаны дополнительные проекты переселения в рамках границ Саратовской области.

Это проекты переселения - «Балаковский муниципальный район», где планируется привлечение кадров для реализации инвестиционного проекта ЗАО «Северсталь-Сортовой завод Балаково» и «Село Саратовской области», реализация которого предполагается в границах 31 сельского муниципального образования области. В рамках проекта переселения «Село Саратовской области» планируется привлечение кадров в сферы здравоохранения, образования, сельского хозяйства.

Вчера в министерстве регионального развития Российской Федерации состоялась межведомственная комиссия, где данные проекты переселения согласованы. Территория «Балаковский муниципальный район» отнесена к категории «Б», «Село Саратовской области» к категории «А». В ближайшее время выйдет Распоряжение Правительства Российской Федерации, на основании которого мы данные дополнения внесем в Программу области и практически вся область становится территорией вселения.

Дополнительно смогут приехать в Саратовскую область 879 участников Программы, с членами семьи 3077 человек.

Особенностью Государственной программы является то, что впервые создан механизм переселения соотечественников в Российскую Федерацию, который служит обоюдным интересам: соотечественника с одной стороны, российского работодателя и субъекта Российской Федерации – с другой. Условия Государственной программы позволяют стимулировать соотечественников к иммиграции в Россию для обеспечения экономики страны и ее регионов необходимыми трудовыми ресурсами.

Возврат к списку

Поиск по сайту

схема проезда

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН



Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)


Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

 
Доступная среда