Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Выступление министра занятости, труда и миграции области А.В. Швакова 21 февраля 2012 года на заседании коллегии министерства

24.02.2012

Выступление министра занятости, труда и миграции области А.В. Швакова 21 февраля 2012 года на заседании коллегии министерства

21 февраля 2012 года

Заседание коллегии министерства

занятости, труда и миграции

ВЫСТУПЛЕНИЕ

Министра занятости, труда и миграции области А.В. Швакова

Уважаемые члены коллегии и приглашенные!

Сегодняшнее заседание коллегии посвящено подведению итогов работы министерства за 2011 год и задачам на текущий год.

В прошедшем году нашей службой была проделана серьезная работа. Усилия министерства были сосредоточены на реализации основных Положений Послания Президента Федеральному Собранию, реализации антикризисных мер Правительства области на рынке труда и обеспечении занятости населения, в том числе в моногороде Вольске, защите трудовых прав граждан, создании безопасных условий труда работающих, вопросах регулирования трудовой миграции. Отмечу, что с поставленными задачами в прошлом году мы в целом справились. Практически все программные показатели выполнены, финансовые средства освоены на 99,3%.

Вся проводимая работа осуществлялась в тесном взаимодействии с нашими социальными партнерами - профсоюзами и работодателями, министерствами и ведомствами, администрациями муниципальных образований, государственной инспекцией труда. Пользуясь случаем, выражаю слова благодарности нашим партнерам за помощь в работе.

У всех у вас имеются раздаточные материалы с подробной информацией. Остановлюсь на основных итогах работы министерства.

В прошлом году ситуация на рынке труда области развивалась под влиянием положительной динамики большинства социально-экономических показателей. В области было создано 17,1 тыс. новых рабочих мет, из них 8,5 тыс. - в сфере малого бизнеса. Почти в 4 раза снизились объемы неполной занятости, каждый второй работник, предполагавшийся к высвобождению, сохранил занятость на прежнем рабочем месте. В результате численность безработных за год снизилась почти на 7% - до 17,5 тыс. человек, в том числе в 29 сельских населенных пунктах с критической ситуацией на рынке труда. Уровень регистрируемой безработицы снизился с 1,4% до 1,2% от численности ЭАН, что ниже, чем по РФ – 1,6%. По данному показателю мы вышли на докризисные позиции и занимаем 4 место в ПФО. В результате роста на 15% количества вакансий - с 1,0 до 0,9 незанятых на вакансию снизилась напряженность на рынке труда.

В 2011 году на постоянные и временные рабочие места было трудоустроено 81,3 тыс. человек, из них каждый второй – в 10-дневный срок, то есть до присвоения статуса безработного. Приоритет мы отдаем трудоустройству граждан на постоянные рабочие места. По данному показателю мы входим в тройку лидеров среди регионов РФ. На профессиональное обучение направлено более 6,9 тыс. человек; на общественные работы - свыше 10,6 тыс. чел. Обеспечена временная занятость более 12,6 тыс. подростков, собственное дело открыли 5,2 тыс. безработных, в том числе создано 110 кооперативов. Наиболее активно данные программы реализовывали центры занятости населения г.Саратова, Энгельса, Балаково, Вольска, Балашова, Петровска и других районов.

В прошлом году мы впервые реализовывали целый ряд новых направлений. Например, профессиональное обучение женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда. Обучение прошли 43 женщины. Наибольший вклад в реализацию этого сложного мероприятия сделали центры занятости населения Новоузенского, Питерского, Духовницкого, Базарно-Карабулакского районов, филиала Октябрьский.

Следующее новое направление – профессиональное обучение женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности. За год обучение прошли 372 женщины. Наибольшие объемы обучения показали Балаковский и Ленинский район г. Саратова.

В условиях выхода предприятий из кризиса впервые в прошлом году мы приступили к организации профессионального обучения работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными проектами. Обучение прошли 1,2 тыс. человек с 21 предприятия, в том числе с ОАО НПП «Контакт», ОАО «Саратовский радиоприборный завод», ООО «Балаковские минеральные удобрения».

В прошлом году были расширены категории участников программы по трудоустройству безработных на специально оснащенные рабочие места. Наряду с трудоустройством 35 инвалидов, было трудоустроено 70 родителей, воспитывающих детей – инвалидов, и многодетных родителей. При финансовой поддержке службы занятости был создан «Первый Городской Колл – Центр», в котором трудоустроено 8 инвалидов.

Важное внимание уделялось информационно-консультационным мероприятиям. В 2011 году услуги по профориентации, психологической поддержке и соцдаптации получили 51,0 тыс. человек, что на 11 % больше, чем в 2010 году. В целях информирования работодателей и населения об услугах службы занятости в СМИ, на Интернет-ресурсах, телевидении и радио было размещено около 11,7 тыс. информационных материалов.

Всего в рамках 2-х программ в прошлом году приняли участие 144,0 тыс. человек. Объем финансирования программ занятости составил 456,3 млн. рублей, в том числе программы допмероприятий – 375,9 млн. рублей. На социальную поддержку безработных (пособие по безработице, материальную поддержку во время участия безработных во временных работах, стипендию во время прохождения обучения, досрочную пенсию) было израсходовано свыше 800 млн. федеральных субвенций.

В 2011 году в нашей службе произошла реорганизация. В декабре был создан Городской центр занятости населения. Это позволит повысить взаимодействие с администрацией г. Саратова по вопросам реализации политики занятости, а также качество предоставляемых услуг.

Что касается 2012 года, то, несмотря на то, что уровень безработицы не растет и составляет 1,2%, кризисные явления еще сохраняются. В ближайшие 3 месяца к высвобождению планируется 2,1 тыс. человек со 188 предприятий. Идет сезонный рост безработицы. Наиболее быстрыми темпами, в основном за счет граждан, высвобожденных в конце прошлого года, безработица растет в Краснопратизанском, Воскресенском, Перелюбском, Духовницком районах и п. Светлый. 97 сельских населенных пунктов определены как «критические зоны рынка труда», из них в 19 – отсутствуют работодатели. Наша основная задача - сохранить достигнутые докризисные показатели. К концу года уровень безработицы не должен превысить 1,2% от численности ЭАН. Прошу начальника отдела анализа, прогноза и мониторинга Ю.В.Овинову держать этот вопрос на контроле.

2012 год мы объявили годом содействия занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Опыт работы нашей службы показывает, что не всегда традиционные направления занятости могут быть применимы в отношении данной категории граждан. Необходимо развивать гибкие формы занятости, включая надомную работу и дистанционную занятость, повысить эффективность работы по квотированию рабочих мест для данной категории граждан. Мы ставим перед собой задачу - увеличить с 40% до 50% уровень охвата граждан, испытывающих трудности в поиске работы, участием в программах по трудоустройству и профобучению.

В настоящее время всеми центрами занятости населения разработаны планы мероприятий по содействию занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы. В этом году в области запланировано 595 различных мероприятий с участием 12,6 тыс. граждан данной категории и более 2 тыс. работодателей. Уже сейчас центрам занятости населения необходимо активно включиться в работу по реализации мероприятий данных планов. Мы со своей стороны будем осуществлять ежемесячный мониторинг и контроль за их выполнением.

С этого года начнется реализация новой программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда области. В отличие от кризисных лет основными участниками программы будут незанятые инвалиды, многодетные родители и родители, воспитывающие детей-инвалидов. В этом году на специально оснащенные рабочие места мы планируем трудоустроить 228 безработных, что 2,2 раза больше, чем в 2011 году. Объем финансирования программы составит 8,2 млн. рублей. Обращаю внимание директоров центров занятости на необходимость тщательного подбора участников программы как среди граждан, испытывающих трудности в поиске работы, так и среди работодателей.

Кроме того, все более актуальной становится проблема трудоустройства пожилых граждан. Минздравсоцразвития РФ планирует разработку специальных программ для пожилых людей в реализации которых нам предстоит участвовать. Первые шаги в данном направлении уже делаются. В области разработан план мероприятий по реализации Стратегии в отношении пожилых людей.В рамках Плана предусмотрены мероприятия по содействию трудоустройству и информированию пожилых граждан, в том числе через учреждения соцзащиты и отделения Пенсионного фонда, по их участию в семинарах по организации предпринимательской деятельности, участию в ярмарках вакансий. Прошу все центры занятости населения активно включиться в реализацию данных направлений.

С этого года мы начали работать в новых условиях. В соответствии с принятыми изменениями в Закон о занятости населения, полномочия в сфере занятости стали собственными полномочиями регионов и финансируются за счет областного бюджета. В рамках данных полномочий уже в январе мы приступили к реализации новой программы содействия занятости населения на 2012-2014 годы. С учетом модернизационного развития экономики области, в рамках программы предусмотрены задачи по увеличению уровня трудоустройства, росту количества вакансий, охвата безработных граждан и граждан, ищущих работу общественными работами, профессиональным обучением, услугами по профориентации, соцадаптации и психологической поддержке. Главное, сохранить норматив доступности каждой услуги не ниже уровня 2011 года. С начала года основными мероприятиями программы охвачено свыше 6,2 тыс. человек или 35% от численности безработных, состоящих на учет в службе занятости, что на уровне прошлого года.

Важное внимание в текущем году необходимо уделить реализации Технологии по профилированию безработных граждан. Работа должна проводиться в тесном взаимодействии с работодателями, учебными заведениями и заинтересованными организациями. Мы ежеквартально будет осуществлять мониторинг реализации данной Технологии. Прошу начальника отдела содействия трудоустройству и специальных программ О.А. Неверову и начальника отдела профессиональной ориентации и профессионального обучения незанятого населения В.Е. Сигачева в марте провести семинар со специалистами центров занятости по данной теме, по итогам полугодия подготовить информационно-аналитический материал.

В этом году, в отсутствии программы стажировок, приоритетным становится трудоустройство выпускников на постоянную работу. Совместно с работодателями, в том числе с индивидуальными предпринимателями, получившими субсидии от службы занятости, необходима точечная работа с каждым выпускником. Наша задача – охватить мероприятиями занятости (трудоустройством, программой «Первое рабочее место», ярмарками вакансий) каждого выпускника, который к нам обратится.

Кроме того, в этом году нам предстоит реализовывать новые программы. Например, программу по содействию самозанятости безработных граждан. В соответствии с Новой редакцией Закона о занятости финансовая помощь может выдаваться гражданам, прошедшим профессиональное обучение по направлению службы занятости, в случае их регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства. Всего в этом году планируется предоставить 270 субсидий. Нормативной правовой базой, которая сейчас проходит согласование в Правительстве области, предусмотрено предоставление субсидий исключительно для категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Субсидии на создание дополнительных рабочих мест не предусмотрены. Поэтому задача директоров центров занятости совместно с администрациями районов – проводить тщательный отбор претендентов для участия в программе, усилить контроль за качеством подготовки бизнес-планов, а также за целевым использованием выданных субсидий.

Еще одна новая программа - содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости. 6 февраля этого года Правительством области принято постановление о порядке предоставления и финансового обеспечения данной программы. До всех центров занятости доведены программные показатели. Прошу начальника отдела организации переселения и переезда граждан И.Ю. Синькова совместно с директорами центров занятости и главами администраций муниципальных районов организовать работу по реализации данной программы. Особое внимание обратить на привлечение в сельскую местность молодых специалистов.

В этом году продолжится реализация программы профессионального обучения женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Обучение пройдут не менее 160 женщин. Прошу директоров центров занятости особое внимание уделять соблюдению всех условий и размеров предоставления финансовой поддержки женщинам, направляемых на обучение в другую местность.

С выходом предприятий из кризиса, модернизацией производства, реализацией инвестиционных проектов возрастает потребность в квалифицированных кадрах. Вместе с тем, на рынке труда области по-прежнему существует дисбаланс спроса и предложения на рынке труда. Поэтому сегодня главная задача - подготовка востребованных кадров для приоритетных отраслей региональной экономики. Нашей службой в этом году планируется направить на обучение 4,3 тыс. человек. Задача директоров центров занятости населения при определении объемов и профилей обучения безработных граждан руководствоваться анализом ситуации на рынке труда, развивать обучение по заявкам работодателей с гарантированным трудоустройством граждан. В 2011 году по таким заявкам было обучено 1,2 тыс. безработных граждан или 18 %, что выше чем, в 2010 году – 14,5%. Задача этого года - довести данный показатель как минимум до 20%. Важной задачей остается трудоустройство граждан на новые рабочие места. В этом году в области планируется создать около 17,5 тыс. новых рабочих мест. Прошу директоров центров занятости населения совместно с главами администраций осуществлять постоянный мониторинг создания рабочих мест, в том числе с заработной платой выше среднеобластного показателя.

Уверен, что принимаемые нами меры позволят большему числу граждан получить работу и не допустить роста безработицы. Главное – эффективно и по целевому назначению использовать финансовые средства. Как отметил В.В. Путин, «Каждый рубль, направляемый в социальную сферу, должен "производить справедливость"». В 2011 году, была проведена 21 проверка финансово-хозяйственной деятельности и целевого использования бюджетных средств, проверки по реализации Административных регламентов. По итогам проверок директорам центров занятости объявлен 1 выговор и 2 замечания, снижены размеры денежного поощрения.

Еще раз обращаю внимание директоров на недопустимость неэффективного планирования и использования финансовых средств. Необходимо усилить контроль за целевым использованием средств, пресечением коррупционных правонарушений. Кроме того, с этого года Министерством будут проводиться плановые и внеплановые проверки центров занятости населения в соответствии Административным регламентом исполнения государственной функции контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения, утвержденного Минздравсоцразвития РФ. Прошу начальников отделов финансового блока - А.В. Макарычева, О.В. Синельщикову, И.Ю. Цыпину, начальника отдела контрольно-ревизионной и правовой работы А.Е.Самсонова держать выше указанные вопросы на особом на контроле.

В 2012 году останется актуальным вопрос защиты трудовых прав граждан. Сегодня в области действует одиннадцатое трехстороннее соглашение, заключенное между Правительством области, объединениями работодателей и профсоюзов на 2011-2012 годы, 206 отраслевых соглашений, 43 территориальных трехсторонних соглашения. Коллективные договоры заключены более чем на 5,5 тысячах предприятий. Действие этих соглашений и договоров распространяется на 74% всех занятых в экономике области, что выше среднероссийского показателя (62%) и показателя по Приволжскому федеральному округу (70,3%).

Одним из основных обязательств областного трехстороннего Соглашения в 2011 году было обеспечение работодателями роста заработной платы в реальном секторе экономики не менее чем на 15%. 19 муниципальных районов также предусмотрели эту норму в своих соглашениях.

1 февраля Губернатором области П.Л.Ипатовым подписано и 10 февраля опубликовано в «Саратовской областной газете» Дополнительное Соглашение к областному трехстороннему Соглашению на 2011-2012 годы, которым предусмотрено, что в 2012 году работодатели берут обязательство по обеспечению темпов прироста заработной платы в организациях реального сектора экономики области, имеющих уровень заработной платы ниже среднего по области показателя, не менее чем на 15%, в остальных организациях реального сектора экономики области – не менее чем на 10%.

Нашему Министерству совместно с работодателями, профсоюзами, органами местного самоуправления и контрольно-надзорными органами необходимо наладить действенную систему контроля за выполнением Областного трехстороннего и отраслевых соглашений.

Определенную роль в формировании социально ответственного бизнеса играют коллективные договоры. На протяжении последних лет понемногу, но увеличивается количество коллективных договоров. Однако численность работников, охваченных коллективно-договорными отношениями, снижается. Мы связываем эту ситуацию с изменением структуры экономики и увеличением доли занятых в малом бизнесе. Но органы власти, безусловно, должны усилить своё влияние на происходящие процессы. Необходимо информировать работников и работодателей о преимуществах работы в системе социального партнёрства.

Это более высокая конкурентная способность по привлечению квалифицированного персонала, предотвращение социальных конфликтов, успешное продвижение продукции. Это развитие дополнительных трудовых функции и компетенции, когда человек начинает неформально относиться к качеству производимой продукции. На этом происходит огромная экономия для предприятия.

В прошлом году совместно с отраслевыми министерствами и администрациями муниципальных районов мы продолжили работу по обеспечению роста заработной платы в организациях внебюджетного сектора экономики. В 2012 году необходимо сохранить тенденцию опережающего российский показатель роста заработной платы по области (в целях приближения уровня оплаты труда в Саратовской области к среднему уровню по России). Органам исполнительной власти области, организациям отраслевых профсоюзов необходимо более полно использовать потенциал отраслевых и территориальных трехсторонних соглашений в решении вопросов регулирования оплаты труда.

Сегодня вопросы обеспечения достойной зарплаты работающему населению, сокращения дифференциации в уровне доходов населения, повышения статуса человека труда, стоят в числе приоритетных задач социальной политики. Это было особо отмечено в статье В.В. Путина, «Строительство справедливости. Социальная политика для России». Решение этих задач возможно только при объединении усилий всех сторон социального партнерства.

Второе направление, в котором нам предстоит работать в части вопросов оплаты труда – это разработка предложений по совершенствованию нормативной правовой базы по оплате труда работников государственных учреждений области в целях повышения качества государственных услуг.

Важнейший вопрос для нас – безопасность труда. В 2011 году в 2,4 раза сократилось количество погибших в результате производственных травм. Но это не должно нас успокаивать, ситуация с обеспечением безопасности людей на рабочих местах остаётся крайне тревожной. По итогам прошлого года количество пострадавших в результате тяжелых производственных травм возросло с 68 до 78. За последние 3 года с 22,3 до 25,8 % возрос удельный вес работающих в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам. Комитету по труду при формировании плана работ межведомственной комиссии по охране труда необходимо определять наиболее острые проблемы и обеспечивать постоянный контроль за выполнением принятых решений.

В 2011 году в рамках Закона о наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями по охране труда проведено более 700 мероприятий по вопросам охраны труда с участием представителей более 7,9 тыс. организаций области. Считаю, что эта работа в целом была организована неплохо, но есть отдельные проблемы. В Александрово-Гайском районе трижды в течение года менялся специалист по исполнению переданных полномочий, в результате чего, количество обученных по охране труда сократилось почти на 70%, аттестация рабочих мест – на 50%, количество выходов в организации района – на 55%.

В прошлом году Министерством были проведены проверки по исполнению органами местного самоуправления переданных полномочий по охране труда в 10 муниципальных районах, главам 6-ти из них: Саратовского, Балашовского, Красноармейского, Турковского, Перелюбского, Дергачевского направлены предписания по устранению выявленных нарушений. Контроль за выполнением переданных полномочий и методическая помощь специалистам по охране труда должны быть продолжены.

Считаю приоритетным направлением работы в 2012 году реализацию на территории области пилотного проекта, направленного на оценку профессиональных рисков. Важнейшей задачей в рамках проекта станет проведение государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества аттестации рабочих мест в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования и культуры, в медицинских организациях. Также, в соответствии с рекомендациями Минздравсоцразвития РФ, предстоит разработать целевую программу «Улучшение условий и охраны труда в Саратовской области» на 2013 – 2015 годы.

В прошлом году мы решали ответственную задачу по переходу оказания госуслуг в электронном виде. В Министерстве была развернута платформа для межведомственного взаимодействия, с помощью которой отработана система приема документов необходимых для получения госуслуг, а также система мониторинга предоставления госуслуг. Платформа апробирована, получена первая (тестовая) заявка на оказание услуг в электронном виде. Задача министерства в текущем году – запуск этой системы в промышленную эксплуатацию. Прошу директоров центров занятости населения провести в своих районах рекламные компании по популяризации Портала госуслуг в целях получения услуг в электронном виде. Начальнику отдела информационных технологий и автоматизации С.В. Попкову держать этот вопрос на контроле.

Приоритетным направлением остаются вопросы миграции. Как отметил В.В. Путин, «Для решения демографических проблем объективно потребуется «умная» миграционная политика … В первую очередь за счет привлечения на постоянное жительство в Россию наших соотечественников, проживающих в ближнем и дальнем зарубежье, квалифицированных иностранных специалистов, перспективной молодежи». С 2010 года мы реализуем «Программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». Саратовская область является одним из лидеров в России по темпам приема соотечественников. Участниками Программы стали 842 человека, 239 человек получили гражданство Российской Федерации.

После внесения изменений в Программу в этом году к территориям вселения присоединились Балаковский муниципальный район и 31 сельский район области. До конца года ожидается прибытие в регион 1,8 тыс. соотечественников, с членами семьи – 6,3 тыс. человек. В условиях дефицита врачей, учителей в сельской местности, необходимо более активно привлекать в область педагогических и медицинских работников, а также высококвалифицированных специалистов на строительство крупных инвестиционных проектов. Впереди большая работа и центров занятости населения, и администраций районов по приему и обустройству граждан, содействию их скорейшей интеграции. Прошу начальника отдела организации переселения и переезда граждан И.Ю. Синькова контролировать ход реализации Программы.

Кроме того, в настоящее время, Министерство проводит заявочную кампанию по формированию квоты на 2013 год и в корректировку 2012 года. Наша с вами задача – первое, руководствоваться приоритетным правом граждан Российской Федерации на замещение вакантных рабочих мест; второе, внимательно подходить к рассмотрению каждой заявки, исходя из ситуации на рынке труда, способствовать привлечению необходимых работников, которых мы реально не можем заместить. В тоже время следует понимать, что изменения в миграционной политике не за горами. В последнее время на уровне Федерации активно обсуждается вопрос об отмене квоты. Сейчас Минздравсоцразвития РФ прорабатывает с Федеральной миграционной службой вопросы об упрощении порядка выдачи разрешений на привлечение иностранных работников и о сокращении срока рассмотрения заявок. Также на повестке дня – страхование мигрантов. Поэтому прошу начальника отдела по взаимодействию с работодателями и трудовой миграции А.В. Виноградову держать этот вопрос на контроле.

Уважаемые участники коллегии! В заключение, я еще раз хочу подчеркнуть важность проводимой работы в современных условиях. Только объединив усилия нашего министерства, других министерств и ведомств, органов местного самоуправления, профсоюзов, работодателей, общественных организаций, средств массовой информации мы сможем сохранить социальную стабильность в обществе, поддержать безработных граждан, обеспечить трудовые права работников.

Спасибо за внимание.

Возврат к списку

Поиск по сайту

схема проезда