Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Выступление министра занятости, труда и миграции Н.Ю. Соколовой на заседании Правительства области 18 июня 2012 года

18.06.2012

Выступление министра занятости, труда и миграции Н.Ю. Соколовой на заседании Правительства области 18 июня 2012 года

Уважаемый Валерий Васильевич!

Уважаемые члены Правительства!

13 июня 2012 года Президент Российской Федерации В.В. Путин утвердил Концепцию миграционной политики. Впервые в России появился стратегической документ, определяющий базовые принципы регулирования миграционных потоков.

Реализация государственной миграционной политики поделена на три этапа. Первый этап - 2012-2015 годы, в котором необходимо разработать и принять нормативные правовые акты, которые обеспечат реализацию целей, задач и основных направлений государственной миграционной политики. В этот период планируется разработать и апробировать программу в рамках реализации основных направлений миграционной политики. Таким образом до 2015 года планируется создание инфраструктуры для проживания иностранных работников, их интеграции и адаптации.

Далее, в 2016-2020 годах предполагается обобщение и анализ правоприменительной практики в области миграционной политики и усовершенствование системы анализа миграционной ситуации.

В ходе третьего этапа - 2021-2025 годы - будет дана оценка эффективности принятых программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики, уточнение основных стратегических ориентиров, приоритетов и основных направлений ее реализации.

Рамки миграционного законодательства, а также существующий на рынке труда дисбаланс, как в России, так и Саратовской области, дает возможность работодателям привлекать для осуществления трудовой деятельности иностранных работников.

Проведенный нашим Министерством за последние три года анализ квотируемых рабочих мест для иностранных граждан показал, что наибольшую потребность испытывают работодатели следующих видов экономической деятельности:

- строительство: в 2012 году потребность составила 31,0 % от общей потребности, в 2011 году - 44,3 %, в 2010 году – 25,1 %;

- сельское хозяйство: в 2012 году - 38,3 %, в 2011 году – 36,5 %, в 2010 году – 30,0 %;

- обрабатывающие производства: в 2012 году - 14,0 % в 2011 году – 5,5 %, в 2010 году – 6,0 %;

- предоставление коммунальных и социальных услуг: в 2012 году – 8,5 %, в 2011 году – 7,5 %, в 2010 году – 4,1 %.

В разрезе стран – импортеров иностранной рабочей силы наибольший удельный вес имеют:

в 2012 г. – Узбекистан (67,1 %), Таджикистан (8 %), Турция (6,9 %);

в 2011 г. – Узбекистан (61,1 %), Украина (11 %), Турция (9,8 %);

в 2010 г. – Узбекистан (65,7 %), Таджикистан (7,7 %), Турция (7,4 %).

Справочно:

2010 год

2011 год

2012 год

Азербайджан

3,1

2,2

3,1

Армения

1,7

2,3

3,3

Германия

1,4

1,2

1,4

Таджикистан

7,7

5,3

8,0

Туркмения

1,3

2,3

1,0

Турция

7,4

9,8

6,9

Узбекистан

65,7

61,1

67,1

Украина

6,3

11,0

5,9

Другие страны

5,3

4,7

3,3

В разрезе субъектов, входящих в Приволжский Федеральный округ, мы по объемам привлечения иностранных работников находимся на 8 месте. Как пример можно привести Республику Татарстан, где квота составляет 26,5 тысяч человек, что в 4,3 раза больше квоты нашего региона.

(Справочно: В Республике Татарстан 62 % иностранцев привлекается на строительство)

Министерство занятости, труда и миграции Саратовской области является уполномоченным органом по определению потребности в привлечении иностранных работников и формированию квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности на территории области.

Деятельность нашего министерства по определению потребности в привлечении иностранных работников и формированию квот проводится в соответствии с постановлением Правительства России от 22 декабря 2006 года № 783 («О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ») и в рамках областной межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников, которая образована постановлением Губернатора области от 6 мая 2008 года № 55.

(В настоящее время, в связи с изменениями в составе Правительства области, вносятся соответствующие изменения в ее состав, проект Постановления находится у Д.В. Фадеева на согласовании).

В Комиссию входят представители Управления Федеральной миграционной службы России по Саратовской области, Государственной инспекции труда в Саратовской области, Союза товаропроизводителей и работодателей, Федерации профсоюзных организаций, отраслевых министерств и ведомств (всего 21 человек).

Механизм квотирования согласно данному Постановлению для нашего субъекта проходит ежегодно в несколько этапов и в установленные сроки:

- до 1 мая работодатели предоставляют в Министерство заявки о потребности в иностранной рабочей силе в предстоящем году, а также заявки об увеличении размера квоты на текущей год (корректировка);

- до 1 июня сводная информация о заявках работодателей направляется в профильные министерства и ведомства области и членам МВК для подготовки заключений о целесообразности объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников.

Кроме того, информация о заявках направляется центрам занятости населения с целью выяснения возможности замещения данных вакансий и вновь создаваемых рабочих мест гражданами Российской Федерации.

- до 25 июня Министерство обобщает заключения членов межведомственной комиссии и предложения центров занятости населения.

- до 10 июля на заседании межведомственной комиссии рассматриваются представленные материалы и принимается решение о целесообразности объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников;

- до 15 июля формируются окончательные предложения о потребности региона (на предстоящий год и корректировка потребности на текущий год), которые направляются в федеральное Министерство труда и социальной защиты.

Проведение квотной кампании сопровождается информированием работодателей, планирующих привлечение иностранных трудовых мигрантов, с целью разъяснения норм миграционного законодательства в части привлечения и использования иностранных работников.

В этом году органами занятости населения области проведено 800 мероприятий с участием свыше полутора тысяч работодателей. Формы информирования различны: визиты на предприятия и встречи непосредственно с работодателями, публикации в СМИ, размещение информации на Интернет-ресурсах.

Однако, хочу чтобы все присутствующие знали и понимали, что и раньше и сейчас в вопросах привлечения иностранных работников Министерство, совместно с другими социальными партнерами, руководствуется главным принципом - принципом приоритетного права граждан России на занятие вакантных рабочих мест.

Поэтому нами на постоянной основе осуществляется работа по замещению рабочих мест, на которые предполагается привлечение иностранных работников.

Цифры замещения не высоки. Так, например, в прошлом году из 635 граждан, направленных работодателям, фактически, по результатам собеседований, было трудоустроено 80 человек.

Наглядно, в качестве примера работы по замещению, можно привести ООО «Альфа Инженеринг и Констракшн», которое является субподрядчиком строительства ЗАО «Северсталь – Сортовой завод г. Балаково». С января 2010 года по настоящее время на 340 единиц заявленных вакансий в центр занятости населения города Балаково было направлено: из числа безработных граждан 22 человека, из них трудоустроено 10 человек (в качестве бухгалтеров, плотников, электромонтеров, юрисконсульта); из числа граждан, ищущих работу, направлено 48 человек, из них трудоустроено 27 человек (в качестве инженеров, водителей, бухгалтеров, бетонщиков).

Проблемы с замещением гражданами Российской Федерации вакантных рабочих мест, на которые предполагается привлечение иностранных работников из стран с безвизовым режимом въезда, связаны, прежде всего, с тяжелыми условиями труда по заявляемым вакансиям и низким уровнем заработной платы (например: 5тыс. рублей в аграрном секторе и до 15 тыс.рублей – в сфере строительства). Такие рабочие места не являются привлекательными для местных граждан, ищущих работу. И именно на них осуществляется привлечение иностранных работников из Узбекистана и Азербайджана, Таджикистана и Армении, для которых предлагаемый работодателями уровень заработной платы является достаточно высоким и дает возможность повысить семейное благосостояние.

В качестве топ-менеджеров и специалистов, обладающих специальными технологическими и производственными знаниями, привлекаются иностранные специалисты из стран с визовым режимом въезда (например, из Турции, Германии, Туркмении и др.). Такие вакансии также сложно заместить россиянами, т.к. работодатель выставляет высокий уровень требований к соискателям (в т.ч. знание иностранного языка, соответствующий опыт работы на соответствующем оборудовании и др.) и, справедливости ради, нужно отметить, что для этих вакансий уровень заработной платы совсем иной: от 85 тыс. рублей до 450,0 тыс. рублей (генеральный директор ОАО «Роберт Бош – Саратов»).

Одним из ключевых критериев в работе по замещению россиянами вакантных и вновь создаваемых рабочих мест, на которые планируется привлечение иностранных работников, является заявленный работодателями средний уровень заработной платы. В Постановлении Правительства РФ № 783 он не закреплен. Однако, считаем целесообразным, министерствам и ведомствам при рассмотрении заявок работодателей обращать особое внимание на декларируемый уровень заработной платы, и во избежание ее демпинга, исходить из сложившегося среднего уровня заработной платы по видам экономической деятельности в регионе. В связи с этим мы предлагаем занести соответствующий пункт в распоряжение.

На этапе согласования заявки сортируются по районам, направляются подведомственным учреждениям центрам занятости населения, которые согласовывают свои предложения с районными администрациями.

В ряде районов существует проблема формального подхода к данной процедуре согласования. В таких муниципальных районах и городских округах, как «Город Саратов», Энгельсский, Ровенский, Балаковской, Марксовский, Саратовский районы, объемы предполагаемого привлечения достаточно существенны. И только при администрации Балаковского района действует межведомственная комиссия по реализации единой миграционной политики. Поэтому, со своей стороны, предлагаем создать на уровне муниципальных районов и городских округов совещательные органы по вопросам привлечения и использования иностранных работников.

Следует отметить, что на территории области действует ряд предприятий, который из года в год осуществляет привлечение иностранных работников. В качестве примера можно привести:

Сфера

2010 год

2011 год

2012 год

КФХ Глава Шегай И.В. Марксовский район

с/х

100

100

100

ООО «Арианна» Энгельсский район

с/х

33

120

140

ООО «Артефакт» г. Саратова

стр-во

69

124

200

ООО «Лето-2002» Татищевский район

с/х

78

198

100

ООО «РЭХН» Саратовский район

с/х

96

121

230

МУП «Дорстрой» г. Саратов

бл/стр-во

280

290

450

ЗАО Стройматериалы. Энгельсский кирпичный завод

пром-ть

13

71

150

ООО «Покровский консервный завод»

пищ.пром

46

44

80

В 2008 году на 2009 год работодателями были поданы заявки на 20,7 тыс. иностранных работников, а утвержденный размер квоты составил 12,1 тыс. человек. Однако в связи со сложной ситуацией на рынке труда области в 2009 году размер квоты был сокращен до 4,2 тыс. человек.

На 2010 год были поданы заявки на привлечение 10,5 тыс. иностранных работников. Объем квоты составил 6,1 тыс. человек.

Справочно: Увеличение размера квоты на 1,9 тыс. человек по сравнению с 2009 годом было обусловлено стабилизацией ситуации в экономике области.

На 2011 год были поданы заявки на привлечение 15,0 тыс. иностранных работников. Объем квоты составил 8,3 тыс. человек.

На 2012 год в Министерство поступили заявки на привлечение 12,8 тыс. человек. Правительством Российской Федерации для Саратовской области утверждена квота в размере 5,4 тыс. человек.

Поданные работодателями заявки, могут быть уменьшены или отклонены полностью по следующим основаниям:

- наличие у работодателей неустраненных нарушений миграционного и трудового законодательства;

- отсутствие у работодателей возможности обеспечения иностранных работников жильем.

В вопросах привлечения иностранных работников мы совместно с другими социальными партнерами руководствуемся также расчетом реальной потребности экономики области в кадрах.

Например, в первом квартале текущего года была проведена внеплановая корректировка по увеличению объемов привлечения иностранных работников внесению на 850 человек для ЗАО «Северсталь – Сортовый завод г. Балаково», который входит в число приоритетных инвестиционных проектов Приволжского федерального округа.

Следует отметить, что на первоначальном этапе работодателями (генеральным подрядчиком и субподрядчиками строительства) были заявлены к привлечению 958 человек и заявляемый средний уровень заработной платы составлял 16,9 тыс. рублей.

В результате межведомственной работы по осуществлению внеплановой корректировки средний уровень заработной платы составил 17,6 тысяч рублей.

17 марта 2012 года состоялась защита корректировки в Минздравсоцразвития Российской Федерации. Таким образом, утвержденная квота на текущий год составила 6233 человека.

Деятельность в рамках инвестиционных проектов предполагает строительство сооружений и зданий, монтаж зарубежного оборудования, и, соответственно, привлечение иностранных работников. Считаю целесообразным министерству инвестиционной политики области, при рассмотрении инвестиционных проектов, информировать наше Министерство о вероятности такого привлечения (имеется соответствующий пункт в проекте распоряжения).

В текущем году с января по май работодателями было заявлено к привлечению в корректировку утвержденных квот на текущий год в объеме 5,4 тыс. человек и 15,3 тыс. человек на 2013 год.

В настоящее время нашим Министерством проводится работа по обобщению заключений членов МВК и предложений центров занятости населения.

До 10 июля текущего года будут рассмотрены объемы привлечения на заседании межведомственной комиссии. По ее итогам (до 15 июля) сформируем и направим в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации предложения о потребности нашего региона в иностранных работниках, для дальнейшего их утверждения Правительством Российской Федерации.

Подводя итог анализу потребности экономики области в привлечении и использовании иностранных работников отмечу, что численность иностранных работников, привлекаемых в счет квот, заложена в Программу социально-экономического развития области.

Мы предоставили следующие цифры: 2012 г. – 8,3 тыс. человек, 2013 г. – 8,2 тыс. человек, 2014 г. – 8,1 тыс. человек, 2015 г. – 8,0 тыс. человек, ориентируясь на процесс оптимизации привлечения иностранных работников (их должно быть столько, сколько требуется экономике нашей области).

В тоже время существуют объективные факторы, которые оказывают влияние на процесс привлечения иностранных работников. Так, например, для сельского хозяйства определяющим является сезонность работ, для строительства уровень развития бизнеса в целом, инвестиционная среда, динамика доходов населения и т.д. Все это приводит к тому, что реальное привлечение иностранных граждан ниже размеров утвержденных квот.

В связи с этим приведу цифры удельного веса фактического расхода квоты по годам. Удельный вес выданных Управлением Федеральной миграционной службы России по Саратовской области иностранным гражданам разрешений на работу составил:

в 2009 г. – 99 %;

в 2010 г. – 69 %;

в 2011 г. – 74,1 %.

В этом году по состоянию на 1 июня 2012 г. (УФМС России по Саратовской области) выдано 2282 разрешения на работу, что соответствует 36,6 % утвержденной квоты.

В заключении хочется сказать, что сегодня большинство экспертов убеждены, что запланированный на ближайшую перспективу экономический рост, даже при реальном повышении производительности труда, невозможен без масштабного пополнения трудовых ресурсов за счет миграции. Во многих регионах страны локальные рынки труда уже сейчас испытывают не только относительный, но и абсолютный дефицит рабочей силы.

Общие миграционные тенденции характерны как для России в целом, так и для нашей области в частности.

На одном из недавних совещаний с представителями Федеральной миграционной службы Владимир Владимирович Путин, сказал: «Россия не собирается закрываться, от кого-либо отгораживаться, но что нам, безусловно, необходимо – это на порядок усилить требования к качеству миграционной политики, включая регулирование трудовой миграции».

«Причём, - подчеркнул Президент, - преимущественно следует привлекать иностранную рабочую силу именно на те позиции, на которые трудно набрать местных граждан - граждан Российской Федерации».

Мне добавить к этому нечего. Спасибо за внимание.

Возврат к списку

Поиск по сайту

схема проезда

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН



Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)


Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

 
Доступная среда