Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Выступление министра занятости, труда и миграции Н.Ю. Соколовой на совещании руководителей территориальных органов Роструда и руководителей органов по труду субъектов Российской Федерации 20-21 июня 2012 года в г. Самаре

22.06.2012

Выступление министра занятости, труда и миграции Н.Ю. Соколовой на совещании руководителей территориальных органов Роструда и руководителей органов по труду субъектов Российской Федерации 20-21 июня 2012 года в г. Самаре

«Государственная экспертиза условий труда – гарант качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»

Уважаемые коллеги!

Обеспечение здоровых и безопасных условий труда — сфера взаимной ответственности и конструктивного взаимодействия социальных партнеров. Соглашением между Правительством области, Федерацией профсоюзных организаций области и Союзом товаропроизводителей и работодателей области на 2011-2012 годы предусмотрен раздел «Охрана труда и экологическая безопасность», закрепляющий обязательства сторон социального партнерства по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Данным разделом Соглашения определено обязательство работодателей по финансированию мероприятий по улучшению условий и охраны труда в размере не менее 0,25 процентов суммы затрат на производство продукции (по Трудовому кодексу – 0,2 %).

В нашей области в этом году завершается действие уже пятой по счету программы по улучшению условий и охраны труда. Во многом благодаря системообразующей роли областных целевых программ на протяжении ряда лет в Саратовской области динамично происходит снижение травматизма на производстве. С 2002 по 2011 гг. уровень производственного травматизма в области снизился в 2 раза, финансирование охраны труда в расчете на 1 работающего возросло почти в 5 раз. Уровень производственного травматизма в области за истекший год снизился почти на 6 % и составил 1,6 случая на 1000 работающих. Данный показатель в Саратовской области на 23,8% ниже, чем в среднем по России. Затраты на охрану труда в расчете на 1 работающего в 2011 г. возросли на 28,5 % и составили почти 8,5 тыс. руб. По этому показателю среди регионов Приволжского федерального округа наша область занимает второе место, уступая только Пермскому краю.

Вместе с тем, нас очень тревожит наблюдаемый в текущем году рост производственного травматизма со смертельным исходом (с начала года погибло 13 человек, за аналогичный период прошлого года – 7), а также продолжающееся ухудшение условий труда работников. В 2011 г. численность работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам, в крупных и средних организациях области, подлежащих статистическому наблюдению, увеличилась на 4,1 тыс. чел., или на 7,8 %, и достигла 56,4 тыс. чел. Доля работников, занятых в условиях, не соответствующих гигиеническим нормативам, в 2011 г. увеличилась на 1,5 %, и составила 27,3 % (в целом по России – 29%).

На рост численности работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам, влияет и более тщательная оценка условий труда в процессе аттестации рабочих мест. Почти на каждом втором рабочем месте в результате аттестации выявлены вредные или опасные условия труда.

За последние 5 лет на территории области проведена аттестация около 180 тыс. рабочих мест, или каждого третьего рабочего места в крупных и средних организациях. По данным Роструда, аттестация проведена на 4,1% от всех предприятий региона. По удельному весу предприятий, на которых проведена аттестация, Саратовская область занимает 2 место в Российской Федерации.

Активизации процесса аттестации способствовало принятие в 2009 г. Закона Саратовской области от 29 июля 2009 г. № 103-ЗСО «О наделении органов местного самоуправления Саратовской области отдельными государственными полномочиями по государственному управлению охраной труда». На муниципальный уровень переданы полномочия по организации проведения обучения по охране труда, аттестации рабочих мест по условиям труда, сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда.

Только в 2011 г. специалистами администраций районов организовано более 700 мероприятий по вопросам охраны труда с участием представителей 7,9 тыс. организаций области. С целью изучения положения по вопросам охраны труда и для оказания консультационной помощи работодателям специалистами по охране труда администраций районов проведено 4,3 тыс. выходов на предприятия и учреждения районов.

Гарантом качества аттестации была и остается государственная экспертиза условий труда. В 2011 г. в министерство занятости, труда и миграции Саратовской области поступило 1009 обращений работодателей с целью осуществления государственной экспертизы качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. По результатам экспертизы выдано 889 заключений, 120 материалов возвращены на доработку.

Анализ представленных на экспертизу документов указывает на то, что:

допускаются ошибки при формировании перечней рабочих мест, оформлении сводных ведомостей, протоколов оценки обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты;

не в полном объеме определяются параметры производственной среды, зачастую не учитываются психофизиологические факторы – тяжесть и напряженность трудового процесса;

достаточно часто не проводятся измерения теплового излучения и ТНС-индекса (индекса тепловой нагрузки среды), ультрафиолетового излучения;

нередко оценка параметров световой среды ограничивается только проведением измерения уровня искусственного освещения рабочей поверхности. В нарушение действующих требований не проводятся измерения коэффициента пульсации, оценка блесткости.

В результате подобного рода измерений неправильно оценивается класс условий труда на рабочих местах. В связи с этим неправильно определяются компенсации работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда, неверно устанавливается режим труда и отдыха, являющиеся существенными условиями при заключении трудовых договоров. Планы мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда на отдельных предприятиях ограничиваются организационно-технической составляющей, не содержат рекомендаций по эргономическому совершенствованию рабочих мест, отсутствуют санитарно-гигиенические и медико-профилактические мероприятия.

В случае выявления нарушений материалы аттестации возвращаются на доработку и выявленные недостатки устраняются.

В процессе проведения государственной экспертизы часто возникают процедурные вопросы, требующие решения на федеральном уровне. Например, предлагаем разработать методические указания по проведению аттестации и оформлению ее результатов.

В настоящее время работа по осуществлению государственной экспертизы условий труда проводится на основании Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2003 года № 244.

Вместе с тем, как следует из проекта приказа Минздравсоцразвития России «Об утверждении Порядка осуществления государственной экспертизы условий труда и Перечня документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда (в зависимости от вида экспертизы)», объём работ по делопроизводству увеличится в 1,5 раза по сравнению с действующим Положением. В связи с этим потребуется увеличение штатной численности экспертов в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Однако в условиях перманентной оптимизации численности госслужащих введение дополнительных штатных единиц нереально. Поэтому целесообразно упрощение процедуры государственной экспертизы условий труда, конечно, при обязательном сохранении качества.

Еще один вопрос, требующий проработки, связан с осуществлением в процессе экспертизы контрольных измерений. Заявитель будет нести издержки в случае необходимости привлечения к экспертизе исследовательских (измерительных) лабораторий. Если в качестве заявителя выступает работник, такие расходы могут оказаться для частного лица неприемлемыми.

В целях повышения качества экспертизы, по нашему мнению, необходимо принятие следующих нормативных правовых актов:

- рекомендуемых нормативов численности органов госэкспертизы;

- порядка оценки уровня профессионального риска;

- положения о системе управления профессиональными рисками;

- порядка привлечения для целей государственной экспертизы условий труда измерительных (испытательных) лабораторий и оплаты их услуг;

- квалификационных требований для лиц, осуществляющих государственную экспертизу условий труда;

- условий предоставления компенсаций работникам, занятым на тяжёлых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест.

В соответствии со статьей 216.1 Трудового кодекса органы, осуществляющие экспертизу, имеют право на выборочные контрольные измерения с привлечением аккредитованных лабораторий (ст. 216.1 (извлечение): «Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право: […] проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации). В прошлом году для проведения контрольных измерений наше министерство предложило всем аттестующим организациям, действующим на территории нашей области, заключить соглашения о сотрудничестве на безвозмездной основе. С 14-ю саратовскими – и не только саратовскими! – аттестующими организациями такие соглашения уже подписаны. Мы открыты для равноправного взаимодействия со всеми аттестующими организациями, наша общая цель – достойное качество услуг, оказываемых предприятиям области.

Анализ документов, а также выборочные контрольные измерения показывают, что установленные требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в основном соблюдаются. Однако в ряде случаев обнаружены расхождения фактического состояния рабочих мест, средств обучения и инструктажа сведениям, отраженным в материалах аттестации. Выявлено, что не все работодатели в установленные сроки выполняют запланированные мероприятия по улучшению и оздоровлению условий труда работников, составленные по итогам проведения аттестации, тем самым не достигается одна из главных целей проведения аттестации.

Результаты посещения предприятий и контрольных измерений в рамках осуществления госэкспертизы мы обсуждали с представителями аттестующих организаций в сентябре 2011 г. на заседании Гильдии организаций, оказывающих услуги по охране труда, при Торгово-промышленной палате Саратовской области. Собравшиеся обсудили выявленные как со стороны работодателей, так и со стороны аттестующих организаций нарушения, пришли к единому мнению о необходимости продолжения практики контрольных измерений в рамках госэкспертизы качества аттестации рабочих мест.

Роль контрольных измерений еще более возрастает в условиях, когда ряд аттестующих организаций предлагает свои услуги по неадекватным сложившемуся рынку ценам. Есть все основания предполагать, что аттестация рабочих мест по условиям труда по цене от 600 до1000 рублей за аттестацию одного рабочего места выполнена формально, с грубыми нарушениями действующего порядка. И такие случаи будут, несомненно, выявлены при проведении выборочных контрольных измерений с привлечением аккредитованных лабораторий.

Но не только исполнитель, но и организация-заказчик влияет на достоверность результатов аттестации. Аттестующим организациям также приходится иметь дело с проявлениями формального, безответственного отношения ряда работодателей к этому важному мероприятию. Желание сэкономить приводит к тому, что главным и едва ли не единственным критерием при выборе поставщика услуг становится цена. С другой стороны, некоторые заказчики, заплатив деньги поставщику услуг, считают, что вправе получить не достоверную оценку условий труда, а необходимые положительные результаты.

К сожалению, доля бюджетных учреждений в общем количестве аттестованных рабочих мест составляет не более 20%. Но нашим бюджетникам повезло – в этом году Саратовской области представилась уникальная возможность принять участие в пилотном проекте, направленном на оценку профессиональных рисков работников, занятых в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования и культуры, а также в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения. Для этого Фондом социального страхования выделено 207,03 млн. рублей. На эти средства будет проведена аттестация почти 77 тыс. рабочих мест (или 83,8% от общей потребности), из них в здравоохранении – 31,2 тыс. раб. мест, в образовании – 37,5 тыс. раб. мест, в культуре – 8,3 тыс. раб. мест. Аттестация рабочих мест в рамках пилотного проекта должна быть проведена в апреле – октябре 2012 г. По состоянию на 15 июня уже проведены измерения параметров производственной среды более чем на 16 тыс. рабочих мест.

Министерством занятости, труда и миграции области будет проведена государственная экспертиза качества аттестации около 4 тыс. рабочих мест (или 5% от общего количества рабочих мест, аттестованных в рамках пилотного проекта). В рамках экспертизы с привлечением аккредитованных лабораторий будут проведены контрольные измерения факторов производственной среды на не менее чем 2% от общего количества аттестованных рабочих мест за счет средств, выделяемых на реализацию пилотного проекта.

Особо хотелось бы подчеркнуть важность подготовки к проведению аттестации рабочих мест в рамках пилотного проекта. В адрес глав администраций районов, министров здравоохранения, образования, культуры, молодежной политики, спорта и туризма направлены рекомендательные письма по проведению предупредительных малозатратных мероприятий по устранению имеющихся неблагоприятных факторов, влияющих на результаты оценки условий труда. К сожалению, в ходе проведения измерений аттестующая организация отметила, что в большинстве учреждений не проводились предупредительные малозатратные мероприятия по улучшению освещения на рабочих местах, по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты, не прошли обучение по охране труда специалисты учреждений. В результате условия труда на таких рабочих местах будут признаны не соответствующими требованиям законодательства, что, в свою очередь, повлечет необходимость дополнительных бюджетных расходов на предоставление компенсаций работникам.

В настоящее время в соответствии с Типовой программой, подготовленной Минздравсоцразвития России, нашим министерством во взаимодействии с заинтересованными организациями подготовлен проект долгосрочной областной целевой программы «Улучшение условий и охраны труда в Саратовской области» на 2013 – 2015 годы. Особое место в новой программе будет уделено реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников, занятых в учреждениях образования, культуры, здравоохранения – участников пилотного проекта по проведению аттестации рабочих мест, а также подготовке работников по охране труда на основе современных технологий обучения. Финансирование мероприятий, связанных с пилотным проектом, составляет 60% от общего объема финансирования программы. В настоящее время проект программы проходит согласование в установленном порядке.

При формировании программных мероприятий мы руководствовались ключевыми аспектами, оказывающими наибольшее влияние не безопасность труда. Выбор адекватных управленческих механизмов во многом обусловлен данными специалистов муниципальных районов, исполняющими полномочия по государственному управлению охраной труда.

Расширению практики контрольных измерений препятствует отсутствие лаборатории госэкспертизы условий труда. В каждом регионе должны работать специализированные лаборатории при органах исполнительной власти по труду. В Саратовской области существует лаборатория госэкспертизы условий труда в составе Поволжского межрегионального филиала ВНИИ охраны и экономики труда. К сожалению, сегодня здесь больше вопросов, чем ответов: это и неопределенность порядка аккредитации таких лабораторий, и отсутствие механизма оплаты их работы. Кроме того, для внедрения в практику контрольных измерений с привлечением лабораторий государственной экспертизы условий труда необходимо определить на федеральном уровне регламент проведения данных измерений, а также четкие критерии, по которым эксперты могли бы принимать решение о необходимости инструментального контроля.

Со своей стороны, в проекте долгосрочной областной целевой программы «Улучшение условий и охраны труда в Саратовской области» на 2013 – 2015 годы мы предусмотрели финансирование контрольных измерений с привлечением аккредитованной лаборатории. Ведь в спорных ситуациях, касающихся аттестации, государственная экспертиза условий труда становится независимым арбитром. Государственные эксперты как никто другой четко осознают, что аттестация рабочих мест – это важнейший инструмент по оценке условий труда, обеспечения права работника на безопасный труд, и от качества ее проведения зависит здоровье, а иногда и жизнь работника.

Благодарю за внимание.

Возврат к списку

Поиск по сайту

схема проезда

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН



Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)


Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

 
Доступная среда