Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Выступление министра занятости, труда и миграции области Н.Ю. Соколовой на заседании коллегии министерства 20 июля 2012 года

20.07.2012

Выступление министра занятости, труда и миграции области Н.Ю. Соколовой на заседании коллегии министерства 20 июля 2012 года

Уважаемые члены коллегии и приглашенные!

Сегодня мы подводим итоги работы Министерства за полугодие и ставим задачи до конца текущего года. В целом, с поставленными задачами на прошедший период мы справились, и это во многом определило ситуацию на рынке труда области, которая остается стабильной. В настоящее время численность безработных составляет 16,5 тыс. человек, что на 5,6% меньше, чем на начало года. Уровень безработицы снизился с 1,3% до 1,2% от численности экономически активного населения, что ниже, чем по РФ, который на сегодняшний день составляет – 1,5%. В результате роста на четверть количества вакансий напряженность на рынке труда снизилась с 0,9 до 0,7 незанятых на вакансию.

Вместе с тем, на одном из ПДС Губернатор области Валерий Радаев поставил перед нами задачу по расширению базы данных вакансий за счет всех существующих незанятых рабочих мест. В частности он отметил, что «в этой работе нужно объединить усилия ряда министерств, чтобы получить положительный результат по привлечению наших жителей на свободные рабочие места. Важно выстраивать работу в этом направлении более системно». В связи с этим, считаю необходимым выйти в Правительство области с инициированием разработки нормативно-правового акта по закреплению за профильными министерствами поручения по ежемесячному предоставлению в областную базу данных информации о всех вакантных рабочих местах, имеющихся в подведомственных министерствам организациях и учреждениях.

Несмотря на положительную динамику в развитии ситуации на рынке труда, в 20 районах уровень безработицы превышает средне-областной показатель. Наибольшие показатели в Краснопартизанском и Федоровском районах, ЗАТО Шиханы. Основная волна высвобождений уже прошла (в первую очередь были затронуты предприятия промышленности и воинские части). Тем не менее, в ближайшие 3 месяца к высвобождению планируется еще 1,4 тыс. работников, из них в службу занятости могут обратиться около 900 человек. В режиме неполной занятости на 1 июля работали 1,5 тыс. человек, сейчас этот показатель снизился до 0,6 тыс.чел. По-прежнему сложно идет трудоустройство в сельской местности. Крайне мало вакансий. Их доля 13,4% от общей численности вакансий. В то время как количество безработных селян составляет 5,1 тыс. человек или 31%.

Основным инструментом решения выше названных проблем является реализация областной целевой программы содействия занятости населения на 2012-2014 годы. Объем финансирования программы в этом году составляет 83,6 млн. рублей из средств областного бюджета. Аналогичные программы реализуются во всех районах области. Мы провели текущий мониторинг реализации районных программ занятости за 1 полугодие. 2 центра занятости населения г. Энгельса и Дергачевского района имеют интегральную оценку, равную единице, что говорит об эффективности реализации программ занятости, о достижении всех программных показателей по итогам полугодия. В 19 центрах и 2-х филиалах – показатели программ реализованы в значительной степени, в 15 центрах – в незначительной степени. В 3-х центрах занятости населения Самойловского. Хвалынского и Федоровского районов, показатели программ реализованы частично. В первую очередь, это относится к показателям по содействию трудоустройству граждан и организации профессионального обучения, а также по выполнению показателя по содействию самозанятости безработных граждан (в Самойловском и Федоровском районах). Результаты мониторинга имеются у вас в раздаточном материале.

Прошу директоров центров занятости использовать результаты мониторинга для планирования работы на 2 полугодие по реализации мероприятий программ занятости и при необходимости своевременно внести соответствующие корректировки в свои программы.

Наша задача сохранить норматив доступности услуг в сфере занятости не ниже уровня 2011 года.Почти по всем программным показателям норматив перевыполнен. С начала года трудоустроено 37,3 тыс. человек(55,7% от программного показателя), 4,7 тыс. – направлено на общественные работы (65,3% от программного показателя). Наиболее активно работа ведется в Саратове, Энгельсе, Балаково, Вольске, Ершове.

В текущем году центры занятости населения перешли на точечную, адресную работу с различными группами населения. В целях снижения доли длительно неработающих граждан была разработана технология профилирования для распределения безработных на группы в зависимости от социально-демографических характеристик, определен перечень наиболее эффективных госуслуг для каждой конкретной группы. Центрам занятости удалось охватить профилированием 100% безработных граждан, которые к нам обратились. Данная тенденция должна сохраниться и до конца года.

В стратегических документах федерального Правительства во главу угла в социальной сфере ставятся вопросы по использованию трудового потенциала граждан пожилого возраста, по адаптации на рынке труда молодежи, по формированию безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения. Именно по этому, 2012 год мы объявили Годом содействия занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы. С начала года уже проведено около 500 различных мероприятий, в которых приняли участие свыше 9 тыс. граждан данной категории.

Кроме того, различные услуги в сфере занятости получили почти 16 тыс. молодых людей. Охват всеми мероприятиями составляет 70,3% от молодежи, состоящей на учете. Вместе с тем, проблемным вопросом является реализация программы «Первое рабочее место». Пока программный показатель выполнен только на 9,2%. Основная причина - отсутствие на учете в органах занятости населения выпускников с начальным и средним профобразованием в возрасте от 18 до 20 лет, ищущих работу впервые. Основной приток выпускников ожидается к концу 3 квартала, тем не менее, есть центры занятости населения, где возможна реализация программы уже сейчас. Поэтому необходимо активизировать информационную работу с населением и работодателями, программа должна быть выполнена в полном объеме.

Особое внимание уделяется программе подростковой занятости. С начала года участниками программы стали 5,6 тыс. подростков. На софинансирование подростковой занятости администрациями районов предусмотрено около 10 млн. рублей. Наиболее эффективно работа по организации подростковой занятости поставлена в Энгельсском районе. При администрации района создана специальная, координирующая подростковую занятость структура, в работе используются новые виды и формы занятости несовершеннолетних. Об этом нам более подробно расскажут представители муниципального учреждения «Центр молодежных инициатив». В то же время в Саратове аналогичная структура отсутствует, это отражается на эффективности организации подростковой занятости. В связи с этим предлагаю представителям администрации г. Саратова и ЦЗН г. Саратова изучить опыт работы соседнего района с выездом на место.

Третий год подряд на условиях софинансирования с федеральным бюджетом реализуется программа по трудоустройству граждан на специально оснащенные рабочие места. С прошлого года в программе наряду с инвалидами могут участвовать родители, воспитывающие детей-инвалидов, и многодетные родители. Объем финансирования программы в этом году составляет 8,2 млн. рублей. Сейчас нами подготовлен проект дополнительного соглашения с Рострудом об изменении численности участников программы в разрезе категорий. Эти изменения связаны с увеличением оснащаемых рабочих мест для инвалидов и многодетных родителей, так как именно эти категории в большей степени обращаются в службу занятости за содействием трудоустройству. Таким образом, участниками программы станут 210 человек. На сегодняшний день уже заключено более 100 договоров на оснащение рабочих мест.

В своем докладе на Петербургском международном экономическом форуме Президент России В.В. Путин очередной раз уделил особое внимание вопросам самореализации граждан, качества жизни, создания новых компаний, производств, современных рабочих мест, условий для ведения собственного дела. И здесь мы не должны оставаться в стороне, нам необходимо владеть полной информацией о перспективах создания, о введении новых рабочих мест, о размере заработной платы по ним. Данную информацию мы ждем ото всех социальных партнеров. Всего в этом году в области планируется создать не менее 18,1 тыс. новых рабочих мест, из них 8,5 тыс. – в сфере малого бизнеса. Около 300 рабочих мест будет создано в рамках программы содействия самозанятости. В этом году собственное дело уже открыли 112 безработных, из них каждый второй проживает в сельской местности. Всего в 2012 году различные услуги по развитию предпринимательской деятельности получат не менее 4,5 тыс. граждан, в первую очередь, испытывающих трудности в поиске работы.

В этих условиях главной задачей становится также повышение качества подготовки кадров с учетом приоритетов развития экономики области. С начала года на профессиональное обучение направлено 2,1 тыс. безработных, из них каждый четвертый безработный - по профессиям предпринимательской сферы, каждый пятый – по заявкам работодателей. Вместе с тем, низкие показатели по профобучению - в Федоровском, Пугачевском, Татищевском, Хвалынском, Воскресенском и Аткарском районах – менее 30% при средне-областном показателе – 50%. Прошу активизировать работу. Всего до конца года услуги по профобучению получат 25,1% безработных, что выше, чем нормативный показатель, установленный Рострудом – 20%.

Основным показателем результативности профессионального обучения является дальнейшее трудоустройство граждан, и наша задача довести его до конца текущего года с 70,3% до 80%.

Вектор наших действий в перспективе направлен на повышение конкурентоспособности безработных граждан через развитие новых форм профессионального обучения, организацию обучения по новым специальностям под требования высокотехнологичных производств, реализацию инвестиционных проектов, развитие новых кластеров (например – металлургического и туристического).

С этого года постоянной в деятельности служб занятости стала программа по профессиональному обучению женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет. За 6 месяцев этого года на обучение направлено 118 женщин, а это составляет уже более 73% от программного показателя. Наиболее активно программа реализуется в городах: Саратов, Энгельс, Балашов, Балаково, Аткарск.

Повышению конкурентоспособности безработных способствует оказание услуг по соцадаптации, психологической поддержке и профориентации. Данные показатели выполнены более чем на 55 %. Вместе с тем, директорам Аркадакского и Советского центров занятости необходимо активизировать работу по повышению показателя по профориентации, который в настоящее время составляет менее 40%. Директору Базарнокарабулакского центра занятости необходимо расширить практику заключения договоров и контрактов на оказание услуг по психологической поддержке сторонними организациями. Показатель выполнен лишь на 25,4%.

На осень у нас запланировано несколько значимых мероприятий межведомственного характера. Это межрайонная ярмарка вакансий (для жителей областного центра, Энгельсского и Саратовского муниципальных районов), «круглые» столы, выставка «Образование. Карьера. Занятость. 2012», закрытие «Фестиваля профессий - 2012», Месячник мероприятий по содействию занятости инвалидов. Осень не за горами, и к этим мероприятиям нужно готовиться заблаговременно. Прошу начальников отделов комитета по занятости населения, курирующих данные вопросы, проработать форматы проведения данных мероприятий с использованием новых форм организации работы. Основной акцент необходимо сделать на мероприятия для граждан, испытывающих трудности в поиске работы. По итогам всех мероприятий - подготовить информационно-аналитические бюллетени и довести их до широкой общественности.

Еще раз повторю, что к концу текущего года должны быть выполнены все показатели областных целевых, районных программ в сфере занятости населения, программ по снижению напряженности в «критических» зонах рынка труда. Особый акцент необходимо сделать на осень, так как заканчиваются сезонные работы и возможен приток граждан в службу занятости. Межведомственные мероприятия должны носить более масштабный характер и иметь больший социальный эффект. Я уверена, что такой подход к работе будет способствовать тому, что уровень регистрируемой безработицы не превысит 1,15% от численности экономически активного населения, коэффициент напряженности на рынке труда - 0,9 незанятых на вакансию.

Особое внимание мы уделяем вопросам регулирования трудовой миграции. С утверждением Президентом России В.В. Путиным Концепции миграционной политики, впервые появился стратегической документ, определяющий базовые принципы регулирования миграционных потоков. Анализ основных тенденций миграционного движения в области показывает, что в общем миграционном обороте внутриобластная миграция составляет 60%, на регионы России приходится 30%, на международную миграцию 10%. Ежегодно число прибывших граждан в область превышает число выбывших. В 1 квартале миграционный прирост ставил почти 700 человек.

Акцент мы ставим на стимулировании внутриобластной трудовой миграции. Нашей службой реализуется программа содействия безработным гражданам в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства с предоставлением компенсационных выплат. В этом году участниками программы могут стать 44 человека. Вместе с тем, программа идет достаточно тяжело. Ее участниками стали лишь 11 человек. Обращаю внимание директоров центров занятости, что выполнение показателя по данной программе будет учитываться при расчете годового рейтинга работы центров занятости населения. Прошу активизировать работу. До конца года программный показатель должен быть выполнен в полном объеме.

В связи с дисбалансом на рынке труда области работодатели привлекают иностранную рабочую силу. Квота на привлечение в область иностранных работников в этом году составляет – 6,2 тыс. человек. По результатам заседания межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников были сформированы и направлены в Минздравсоцразвития России предложения об объемах квоты на 2013 год и о корректировке квоты на 2012 год. Данные показатели отражены на слайде.

В условиях законодательно закрепленного приоритетного права местных жителей перед иностранцами на трудоустройство, мы не поддержали всех глав администраций по численности привлекаемых иностранных работников. Кроме того, Губернатор области В. Радаев на заседании правительства, на котором как раз рассматривался вопрос привлечения в область иностранной рабочей силы, отметил, что «сегодня есть сложности с трудоустройством в сельской местности, и в то же время находим работу гражданам Ближнего и Дальнего Зарубежья. Необходимо создать такие условия, при которых саратовцы захотели бы занимать эти вакансии, а повышение заработной платы – отличный для этого стимул». Прошу директоров центров занятости совместно с администрациями районов усилить разъяснительную работу с работодателями, привлекающими иностранную рабочую силу, о необходимости замещения рабочих мест местными ресурсами. Также необходимо активнее пропагандировать труд сельских жителей, информировать о возможности обеспечения жильем в сельской местности для привлечения кадров на село.

Продолжается реализация Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом. Наша область является одним из лидеров в России по темпам приема соотечественников. В область уже прибыли около 1,5 тыс. человек. С целью привлечения в область перспективной молодежи мы проводим встречи со студентами-соотечественниками саратовских вузов. По результатам одной из встреч 5 студентов приняли решение участвовать в программе. Такие встречи будут продолжены. Тем более, что реализация данной программы планируется и после 2012 года.

Остается актуальным вопрос защиты трудовых прав граждан. Сегодня в области действует одиннадцатое трехстороннее соглашение, заключенное между Правительством области, объединениями работодателей и профсоюзов на 2011-2012 годы, 21 отраслевое соглашение областного уровня, 172 отраслевых соглашений в муниципальных районах и 43 территориальных трехсторонних соглашения. Коллективные договоры заключены более чем на пяти с половиной тысячах предприятий, что выше, чем по РФ и ПФО.

К сожалению, анализ качественного содержания соглашений показывает, что работодатели на территориальном уровне крайне неохотно идут на подписание соглашений, устанавливающих конкретные гарантии в сфере оплаты труда, порядок индексации или ежегодные темпы роста заработной платы. Администрации районов должны их информировать о том, что, в соответствии с действующим законодательством, нормы федеральных и областных отраслевых соглашений имеют для данной категории работодателей прямое действие.

Нас беспокоит, что не во всех районах области заключаются территориальные отраслевые соглашения. Соглашения в жилищно-коммунальной сфере действуют в двух районах, в торговле – в четырех. А это те отрасли, в которых очень низкий уровень заработной платы работников и часто нарушаются их трудовые права. Причиной является отсутствие на уровне территории отраслевых объединений работодателей.

Наиболее эффективным локальным правовым актом, направленным на защиту трудовых прав работников, является коллективный договор. Мониторинг качества коллективных договоров показывает, что пятая часть коллективных договоров содержит минимум гарантий, дублирует нормы трудового законодательства. Фильтром для таких договоров должна стать их уведомительная регистрация в администрации района.

В настоящее время мы готовим проект областного трехстороннего Соглашения на 2013-2015 годы, подписание которого планируется с участием Губернатора области В.В. Радаева в конце сентября. Такую же задачу до конца года необходимо решить в 18 районах по заключению на новый срок территориальных трехсторонних соглашений.

Наиболее острым социальным вопросом Соглашений является заработная плата. На 2012 год установлен целевой ориентир роста заработной платы в организациях реального сектора экономики области: для организаций, имеющих уровень заработной платы ниже среднего по области - не менее 15%, для остальных организаций - не менее 10%.

Все основания для реального исполнения этой задачи по итогам года есть. За январь-май в основных отраслях внебюджетного сектора экономики темп роста зарплаты превысил целевой ориентир и составил 116,8%.

Средняя по области заработная плата составляет сегодня более 18 тыс. руб. Реальная заработная плата увеличилась на 13%, что выше, чем в среднем по России. Постепенно сокращается отставание от среднего по России уровня зарплаты (26 тыс.). В результате последовательно проводимой политики заработная плата бюджетников приближается к среднему уровню оплаты в регионе.

Во 2 полугодии в рамках поручений Президента страны нам предстоит решать задачи по повышению уровня оплаты труда в области. К 2018 году реальная зарплата должна увеличиться в 1,5 раза. Это серьезный ориентир и он должен быть закреплен в региональном и территориальных соглашениях.

Повышение заработной платы в бюджетной сфере должно быть увязано с качеством работы конкретных специалистов и качеством предоставляемых государственных и муниципальных услуг. Это одна из главных целей, поставленных Президентом в рамках повышения эффективности расходования бюджетных средств.

Мы уже начали работу по совершенствованию нормативной правовой базы по оплате труда работников областных учреждений и сегодня плотно работаем в этом направлении с отраслевыми министерствами и профсоюзами. Необходимо обеспечить методическую помощь органам местного самоуправления в проведении этой работы.

Нас очень тревожит рост производственного травматизма со смертельным исходом. За 6 месяцев на производстве погибло 14 человек, это на 27% больше аналогичного периода прошлого года. На предприятиях Саратова погибло 8 человек, в Энгельсском районе – 3 человека, в Дергачевском, Марксовском и Перелюбском районах – по 1 человеку.

Принят ряд мер профилактического характера. Предприятиями, имеющими наибольшее количество случаев производственного травматизма, разработаны планы мероприятий по их предупреждению. В Гострудинспекцию мы направили список организаций, уклоняющихся от обследования состояния условий и охраны труда.

В рамках реализации закона о полномочиях по охране труда, переданных органам местного самоуправления, проведено более 400 мероприятий по вопросам охраны труда, обучено около 5 тыс. работников, в том числе почти 2 тыс. человек – в бюджетной сфере. Наиболее эффективно исполняют переданные полномочия администрации Балаковского, Балашовского, Калининского, Аткарского, Базарно-Карабулакского, Татищевского, Екатериновского муниципальных районов.

Вместе с тем, анализ отчетов о работе органов местного самоуправления по исполнению переданных полномочий показал, что недостаточно активно велась данная работа в Ершовском, Дергачевском, Краснокутском, Александрово-Гайском, Духовницком, Ивантеевском, Краснопартизанском муниципальных районах и ЗАТО Михайловский. Практически во всех этих районах наблюдается низкая активность в проведении организационных мероприятий по вопросам охраны труда, слабая информированность работодателей и недостаточное взаимодействие специалистов, осуществляющих полномочия с руководителями организаций.

Нам следует усилить контроль за эффективностью реализации переданных полномочий, рассматривать на заседаниях межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве области наиболее острые проблемы и добиваться выполнения принятых решений.

Активизации проведения аттестации рабочих мест способствует участие Саратовской области в реализации пилотного проекта, направленного на оценку профессиональных рисков на рабочих местах работников учреждений образования, здравоохранения и культуры. До 15 ноября текущего года мы совместно с отраслевыми министерствами социальной сферы и органами местного самоуправления должны провести аттестацию 77 тыс. рабочих мест. Важнейшей нашей задачей в рамках пилотного проекта является проведение государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения аттестации рабочих мест.

В этом году мы переходим на оказание государственных услуг в электронном виде. В настоящее время населению доступны 4 услуги в электронном виде. Вместе с тем, с момента внедрения нововведений услугами воспользовались только 70 человек. Ситуацию необходимо менять, популярно объясняя населению преимущества электронных услуг над прежним порядком обращений. Наша с вами задача - к 2014 году перевести в электронный вид все 19 услуг, закрепленных за нашим Министерством. Довожу до сведения директоров центров занятости населения, что работа по популяризации госуслуг, оказываемых в электроном виде, а также численность граждан, получивших эти услуги будет учитываться как дополнительный критерий при подведении годового рейтинга работы центров занятости населения.

Сегодня во всех центрах занятости внедрены системы скайп, 5 центров занятости оснащены информационными сенсорными киосками, в 2 центрах занятости внедрена система электронной очереди. Прошу директоров центров занятости населения обратить особое внимание на реализацию областной целевой программы «Доступная среда». Необходимо усилить степень ответственности. Чаще обращайтесь за консультациями в Министерство, согласовывайте свои действия. Если есть сомнения, выясняйте, уточняйте, - никаких левых схем, аффилированности не должно быть. Все должно быть максимально прозрачно. Уверена, что все эти меры приведут к повышению качества и оперативности оказываемых услуг.

Наш главный приоритет – оценка нашей работы жителями Губернии. Прошу директоров центров занятости совместно с администрациями районов развернуть информационную кампанию о нашей деятельности через СМИ, теле и радиовещание, объекты соцкультбыта, общественный транспорт, на постоянной основе проводить опросы граждан.

Несколько слов об окончании финансового года. Осталось менее 5-ти месяцев. Необходимо во время, в соответствии с планом-графиком, провести все конкурсные закупки и котировки. Мы должны освоить все финансовые средства в полном объеме до 14 декабря. Должное внимание необходимо уделить также вопросу возврата финансовых средств, выданных безработным гражданам на открытие собственного дела, в настоящее время работа по подаче исков в судебные органы ведется далеко не в полном объеме.

Особый контроль необходим за пресечением любых коррупционных правонарушений. Борьба с коррупцией находится на контроле у Президента РФ, Губернатора области. В Министерстве и во всех центрах занятости населения ведется антикоррупционная работа. При проведении проверок, фактов коррупции не выявлено. Тем не менее, директорам необходимо держать руку на пульсе. Постоянное внимание необходимо уделять комфортному оказанию услуг клиентам. Будьте готовы к проверкам и соответствующим выводам. Особое внимание необходимо обратить на подготовку документов в Министерство, и прежде всего это касается материалов для проведения личного приема граждан Министром. Директор центра занятости обязан владеть полной и достоверной информацией по фактам обращения, это также касается и сотрудников профильных отделов Министерства.

Уважаемые участники заседания! Круг проблем, решаемых Министерством и подведомственными учреждениями, очень широк. Полный перечень задач до конца 2012 года представлен в решении коллегии, который у вас на руках. Ознакомившись с ним, вы сможете определить полную и подробную систему действий, скоординировать планы своей работы с задачами, которые будет решать Министерство.

Спасибо за внимание.

Возврат к списку

Поиск по сайту

схема проезда

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН



Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)


Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

 
Доступная среда