Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Выступление министра занятости, труда и миграции Саратовской области Н.Ю. Соколовой на межрегиональной научно-практической Конференции – II Социальном форуме «Рынок труда и политика занятости: состояние и перспективы развития», 18-19 октября 2012 года

22.10.2012

Выступление министра занятости, труда и миграции Саратовской области Н.Ю. Соколовой на межрегиональной научно-практической Конференции – II Социальном форуме «Рынок труда и политика занятости: состояние и перспективы развития», 18-19 октября 2012 года

Развитие экономики, рынка труда, социальной инфраструктуры, качества жизни населения тесно связаны с происходящими демографическими и миграционными процессами. В своем выступлении я сделаю акцент на основных аспектах развития рынка труда Саратовской области в контексте миграционной политики.

Кратко остановлюсь на ситуации на рынке труда, которая в текущем году остается стабильной. С начала года снизился уровень общей безработицы с 5,8% до 5,3% (это 6 место в ПФО и 31 - в РФ). Уровень регистрируемой безработицы составляет 1,1 %, что ниже уровня докризисного периода (1,2%) и средне-российского показателя (1,4%).

Численность официально зарегистрированных безработных граждан по сравнению с началом года сократилась на 13 % и на сегодняшний день составляет 15,2 тыс. человек. Сегодня в банк вакансий службы занятости заявлено более 27 тысяч вакансий, что в 1,8 раза больше, чем численность безработных. В результате напряженность на рынке труда области снизилась до 0,6 незанятых на вакансию.

Улучшение ситуации на рынке труда области связано с положительной динамикой большинства социально-экономических показателей, обусловлено сокращением объемов неполной занятости до 1,4 тыс. работников (это в 30 раз меньше по сравнению с пиком, который пришелся на апрель 2009 года - почти 42 тыс. человек), снижением до 56 % от запланированных объемов высвобождений работников предприятий, отсутствием серьезных массовых высвобождений.

Значительную роль на ситуацию на рынке труда оказала и реализация программ в сфере занятости населения. В этом году участниками программ занятости стали около 104 тыс. чел. На постоянные рабочие места было трудоустроено более 76% граждан от общего числа трудоустроенных. Нужно отметить, что 65% граждан трудоустроено до получения статуса безработного.

Вместе с тем, на сегодняшний день на рынке труда области по-прежнему сохраняется дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. Как во многих регионах страны, так и в Саратовской области локальные рынки труда уже сейчас испытывают дефицит рабочей силы.

Демографические тенденции, наблюдаемые в России в последние десятилетия, в том числе сокращение населения в трудоспособном возрасте, вызывают серьезную озабоченность по поводу экономического будущего государства.

Большинство экспертов убеждены, что запланированный на ближайшую перспективу экономический рост, даже при реальном повышении производительности труда, невозможен без масштабного пополнения трудовых ресурсов за счет миграции. При этом региональная миграционная политика должна полностью отвечать реалиям сегодняшнего дня и тем изменениям, которые происходят в стране и мире.

Уважаемые коллеги, мы с Вами сегодня находимся на первом, пожалуй, самом сложном и ответственном этапе реализации Концепции государственной миграционной политики. Именно этой очень важной теме было посвящено заседание Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе М.В. Бабиче, которое состоялось 28 сентября 2012 г. Саратовской области было оказано доверие стать организатором проведения заседания. Оценка проведения мероприятия на уровне округа - высокая, и есть уверенность в том, что реализация предложений и рекомендаций, закрепленных в решении по итогам заседания Совета, окажет влияние на повышение эффективности исполнения поставленных Президентом задач, как на уровне России, так и на уровне каждого региона.

В выступлении я коснусь многих из них - сейчас кратко остановлюсь на демографической ситуации в Саратовской области, которая развивается как по Российскому сценарию, так и имеет свои особенности.

Во-первых, это ежегодное сокращение численности постоянного населения. Только за 2011 год население области уменьшилось на 10,5 тысячи человек (0,4 %). Потери численности населения за последние пять лет составили 86,5 тысячи граждан (3,3 %). В основном это последствия естественной убыли. Вместе с тем, на сокращение численности населения влияет и миграционный отток (убыль), который в 2011 г. составил - 893 чел. (или -3,6 на 10 000 населения).

Во-вторых, это влияние продолжающегося в области процесса урбанизации. 74,8 % населения области приходится на городские поселения. При этом продолжающийся миграционный отток из сельских районов в города области сопровождается естественным сокращением сельского населения.

Третьим фактором является смещение вектора движения населения области в Самарскую, Нижегородскую области, Республики Башкортостан и Татарстан, в Московский регион, Санкт-Петербург и Ленинградскую область, в Краснодарский край, Уральский федеральный округ.

Вместе с тем, необходимо отметить, что миграционная привлекательность области растет для иностранных граждан, в том числе соотечественников, проживающих за рубежом.

Рамки миграционного законодательства дают сегодня возможность как работодателям привлекать для осуществления трудовой деятельности иностранных работников, так и контролирующим и уполномоченным органам регулировать этот процесс через установление квот.

Для Саратовской области на текущий год определена потребность в привлечении иностранных работников в количестве 8217 человек. По размеру квоты среди регионов ПФО наша область занимает 7 место.

Все мы знаем, что существуют объективные факторы, которые оказывают влияние на процесс и объемы привлечения иностранных работников. Так, например, для сельского хозяйства определяющим является сезонность работ, для строительства уровень развития бизнеса в целом, инвестиционная среда, динамика доходов населения и т.д.

Все это приводит к тому, что реальное привлечение иностранных граждан ниже размеров утвержденных квот. Так удельный вес выданных Управлением Федеральной миграционной службы России по Саратовской области иностранным гражданам разрешений на работу составил: в 2009 г. – 99 %; в 2010 г. – 69 %; в 2011 г. – 74,1 %. На 1 августа квоты исчерпаны в области только на 49 % (на 10 октября - 58,2 %).

Другой проблемой является то, что значительная доля иностранцев привлекается к неквалифицированным работам с достаточно низким уровнем заработной платы и тяжелыми условиями труда. Такие вакансии, как правило, россиянами не востребованы. В итоге – не решается проблема с трудоустройством многих безработных, работодатель не ориентирован на улучшение условий труда и повышение заработной платы, что в дальнейшем влияет на снижение поступления налогов в бюджет и на социальную напряженность в обществе.

Таким образом, сегодня требует пересмотра сам механизм предоставления квот, который в настоящее время имеет маломобильный характер.

В качестве одной из мер по решению вышеназванных проблем, на наш взгляд, является внесение в действующее законодательство норм:

предусматривающих отклонение заявок в квоту с уровнем заработной платы ниже установленной в субъекте величины прожиточного минимума трудоспособного населения;

регулирующих предельное соотношение численности иностранных и российских граждан в организациях;

позволяющих регионам корректировать перечень работодателей и специальности, по которым привлекаются иностранные работники.

Есть уверенность в том, что данные изменения в законодательстве повлияют на полноценную реализацию приоритетного права граждан Российской Федерации на замещение вакантных рабочих мест.

Уважаемые коллеги, по прогнозам экспертов в ближайшее десятилетие за счёт трудовых мигрантов может быть сведён на нет целый ряд негативных социально-экономических тенденций. Вместе с тем, отсутствие эффективной системы контроля за миграционными потоками, а также желание работодателей иметь дешевую рабочую силу (о которой я говорила выше) ведут к росту количества тех мигрантов, которые трудятся нелегально. Это серьёзная питательная среда для теневого сектора экономики, для коррупции и для совершения самых различных преступлений.

Нелегальная иммиграция никогда и нигде не может быть исключена полностью, но она должна и может быть, безусловно, минимизирована. И во многом это зависит от изменений действующего миграционного законодательства, максимально облегчающего для мигранта выбор легального поведения.

Прежде всего, это касается иностранцев с неопределенным правовым статусом, с нарушением правил пребывания, которые не платят налоги, что наносит экономике страны явный ущерб. Другие, вроде бы соблюдая правила пребывания, десятками (есть факты, что даже сотнями) имеют регистрацию на одних и тех же площадях, не имея должных условий для проживания, что порождает рост преступности.

Поэтому в решение по итогам прошедшего заседания Совета включено предложение регионов в части внесения изменения в Жилищный Кодекс и Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» по установлению нормы жилой площади при постановке на миграционный учет иностранных граждан.

Уважаемые коллеги, в Саратовской области основные направления региональной миграционной политики закреплены в Концепции демографического развития до 2025 года, система мероприятий в сфере развития трудовой миграции - в областных целевых программах. Одной из них является программа Саратовской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, действующая в регионе с июня 2010 года.

Первоначально при разработке регионального программного продукта, мы руководствовались необходимостью реализации крупных инвестиционных проектов. Однако практика показала, что жесткая привязка к конкретному инвестпроекту не оправдана в связи с тем, что начало реализации каждого из них может откладываться.

Также серьезно сокращало круг потенциальных участников программы и спектр задач, которые можно и необходимо решить, ограничение количества территорий вселения.

В итоге дополнительное включение в программу почти всех сельских территорий способствовало тому, что численность ее участников увеличилась в 1,5 раза (с учетом членов семей до 6256 человек).

С момента реализации Государственной программы в область прибыло 2234 соотечественника. Сегодня наша область является лидером по данному показателю по ПФО.

Необходимо отметить, что в целом, Государственная программа является эффективным инструментом привлечения квалифицированных ресурсов. Однако при реализации программы существуют и ряд проблем. С момента принятия Госпрограммы 16 соотечественников, включая членов их семей, после приезда в регион вселения покинули его.

Основные причины выезда - это воссоединение (после получения гражданства Российской Федерации) с родственниками, проживающими в регионах, которые не участвуют в реализации Госпрограммы и трудоустройство в более привлекательных с точки зрения социально-экономического развития регионах.

В целях минимизации данных проблем и увеличения численности участников региональных программ многие регионы предлагают в качестве территорий вселения Государственной программы определять не отдельные муниципальные образования региона, а субъект Российской Федерации в целом, а в качестве конкретного места вселения – территории с фактическим наличием на момент вселения необходимых вакансий.

Эффективность реализации программ в сфере трудовой миграции также во многом зависит от мероприятий, ориентированных на адаптацию и интеграцию мигрантов, на формирование конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом.

Вместе с тем, как было отмечено на Совете ПФО, отдельные точечные проекты по социализации не решают вопрос в комплексе.

Актуальным является создание на основе государственно-частного партнерства инфраструктуры для интеграции и адаптации трудовых мигрантов, включая центры информационной и правовой поддержки, курсы изучения языка, истории и культуры Российской Федерации и специализированные центры по ассимиляции, которые могли бы оказывать в комплексе гостиничные услуги, услуги по медицинскому освидетельствованию иностранных граждан, услуги по постановке и снятию с миграционного учета, по трудоустройству, юридические и справочные услуги.

В заключение своего выступления я хочу напомнить, что в текущем году наша страна официально стала членом Всемирной торговой организации. При любом развитии ситуации, это событие обязательно окажет влияние на такой важный вопрос жизни общества как состояние рынка труда. В условиях вступления России в ВТО, на рынке труда области ожидается перераспределение занятого населения из малоэффективных отраслей экономики в высокотехнологичные производства, что неизбежно приведет к увеличению спроса на рабочую силу, особенно высокой квалификации.

Новые экономические условия могут спровоцировать дополнительный приток иностранной рабочей силы. Поэтому в этих условиях при реализации миграционной политики должна стать более активной международная составляющая, в том числе при решении вопросов, связанных с унификацией миграционного законодательства и регулированием миграционных процессов.

Все мы понимаем, что в целом миграционная модель в России требует совершенствования, видим как ее узкие места, так и позитивные изменения, ориентированные в том числе на повышение эффективности функционирования региональных рынков труда. Как сказал Дмитрий Анатольевич Медведев: «Процессы миграции носят постоянный характер. Их не нужно бояться, но нужно ими управлять, и это, может быть, главное».

Возврат к списку

Поиск по сайту

схема проезда