Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Выступление заместителя министра занятости, труда и миграции области - председателя комитета по занятости населения Н.А. Кривицкой на заседании коллегии министерства 16 ноября 2012 года

16.11.2012

Выступление заместителя министра занятости, труда и миграции области - председателя комитета по занятости населения Н.А. Кривицкой на заседании коллегии министерства 16 ноября 2012 года

Подходит к концу год, в начале которого были определены приоритеты в деятельности нашей службы – а это, в первую очередь, адресный подход при содействии занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, разработка новых форм и технологий работы с данной категорией населения, проведение всестороннего анализа занятости этих групп населения, снижение их доли в численности безработных и продолжительности безработицы, максимальное увеличение показателей эффективности работы с данной категорией граждан, и в первую очередь, уровня охвата участием в программных мероприятиях.

В своем выступлении, подводя пока еще предварительные итоги нашей совместной работы в этом направлении, хочу остановиться на традиционных и новых формах проводимой работы, наших успехах (а они есть), на существующих проблемах, и, конечно же, остановлюсь на перспективах нашей деятельности до конца года и на плановый период 2013 года.

Для наших коллег поясню, что в федеральном законодательстве, а именно, в Законе о занятости населения в РФ, определены, девять тематических групп клиентов службы занятости, которые относятся к гражданам, испытывающим трудности в поиске работы. Отмечу, что к гражданам данной категории сегодня относится каждый четвертый гражданин, зарегистрированный в органах областной службы занятости населения.

В текущем году с поставленными задачами центры занятости населения в целом справились. Динамика большинства показателей, характеризующих работу с гражданами, испытывающими трудности в поиске работы, положительная. За счет небольшого снижения показателей временной занятости увеличен показатель трудоустройства на постоянное место работы.

Перечень традиционных программных мероприятий, прежде всего, предусматривает профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных в соответствии с потребностями рынка труда, усиление поведенческой активности вышеперечисленных групп населения, их ускоренную психологическую, социальную, профессиональную и трудовую реабилитацию, содействие им в развитии предпринимательских способностей и многие другие.

В этом году был актуальным поиск оптимального соотношения используемых традиционных и инновационных технологий и форм содействия занятости граждан, испытывающих трудности в трудоустройстве.

Была разработана и внедрена в работу центров занятости технология профилирования безработных. Необходимо отметить, что профилирование является не только технологией дифференциации безработных граждан с целью организации дальнейшей работы с ними, но и процедурой, лежащей в основе формирования информационной базы для анализа реального положения дел на рынке труда. Система профилирования позволяет нам последовательно и более эффективно определять, планировать и реализовывать мероприятия, направленные на сокращение периода поиска подходящей работы.

Данная технология была отражена в разработанных планах мероприятий по содействию занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в рамках которых с начала года проведено 803 различных мероприятия с участием 15,8 тыс. чел., более 2,6 тыс. работодателей. А это почти в 2,5 раза больше, чем в прошлом году. Необходимо отметить, что удельный вес данных специализированных мероприятий составил в этом году 95 % в общем числе мероприятий, когда, как в среднем в предшествующие годы данная величина составляла около 40 %.

В целях повышения качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения в текущем году продолжается перевод технологий оказания госуслуг в электронный вид. Центры занятости зачастую выступают в роли учителей, как для работодателей, так и для соискателей рабочих мест, раскрывая перед ними новые возможности, открывая им современные технологии получение услуг.

Сегодня во всех центрах занятости также внедрены системы скайп; 5 центров занятости оснащены информационными сенсорными киосками; в 2 центрах занятости внедрена система электронной очереди; организуются предварительные собеседование работодателя с работником через систему видеоконференции; проводятся онлайн-опросы граждан по оценке нашей деятельности; открываются на сайте Министерства актуальные Интернет-форумы.

Хочу отметить наших активистов, которые привлекают к участию в мероприятиях максимальное число граждан, это центры занятости населения городов Саратова, Энгельса, Балаково, Балашова, Вольска, Маркса, Петровска, Красноармейска, Питерского, Духовницкого района, п. Светлый.

Коллеги, в этом году из численности состоящих на учете граждан, испытывающих трудности в поиске работы, каждый третий был трудоустроен на постоянное место работы, каждый пятый имел временную занятость; более 70 % граждан трудоустроено после прохождения переобучения на постоянную работу; 233 чел. оказана финансовая поддержка на развитие предпринимательской деятельности; охват участием в программах составил 47,9%, что на 4 п.п. больше, чем в соответствующем периоде прошлого года (43,9%).

По данным мониторинга в текущем году в областной службе занятости населения состояло на учете на 10,8% меньше (11,7 тыс.чел.), граждан, испытывающих трудности в поиске работы, чем в соответствующем периоде прошлого года (13,1 тыс. чел.). Однако, данное соотношение уменьшилось на конец отчетного периода до 2 %. Во многом это зависит от снижения численности граждан, направленных на досрочную пенсию, в 7 раз (115 чел. против 746 чел. в 2011 году), а доля данной категории составляет в общем числе граждан, испытывающих трудности в поиске работы почти 45 %.

Федеральное законодательство наделяет центры занятости населения правом, а не обязанностью направления граждан на досрочную пенсию, но эта мера должна быть реализована после того, когда использованы все рычаги вовлечения этой категории граждан в программы активной политики занятости – такая задача стояла перед нами и в этом году.

В текущем году нами был проведен социологический опрос более 1200 граждан предпенсионного и пенсионного возраста. По результатам опроса Министерством выработана система мер в целях определения их потребности в услугах службы занятости и дальнейшей разработки программных мероприятий по использованию их трудового потенциала в интересах развития экономики области.

Проводя анализ эффективности работы центров занятости населения, отмечу, что показатель охвата участием граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в программах по содействию занятости населения в 18 центрах выше среднего показателя по области.

Вместе с тем, в 23 центрах занятости величина охвата ниже среднеобластного значения, в том числе в 7 центрах он составлял менее 30%, в их числе Балашовский, Марксовский, Пугачевский, Базарно-Карабулакский, Воскресенский, Духовницкий, Самойловский районы.

По данным мониторинга наиболее мобильными группами в части достаточно высокого уровня участия в программах по содействию занятости, являются, прежде всего, выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, ищущие работу впервые (69,8%), граждане, уволенные с военной службы и члены их семей (65,5%), одинокие и многодетные родители (63,4%), несовершеннолетние граждане до 18 лет (62,6%). Далее идут лица, предпенсионного возраста (53,4%), лица, освобожденные из МЛС (42,3%) и самый низкий уровень участия отмечается у инвалидов (30%).

Кстати, последняя группа стоит на втором месте по численности в рассматриваемой категории и составляет 33 %, поэтому остановлюсь на ней более подробно.

Проблема занятости инвалидов, как и прежде, сегодня является самой актуальной. Те рычаги, которые предусмотрены федеральным и региональным законодательством малоэффективны, поскольку их нормы не исполняются многими работодателями, так как носят рекомендательный характер и не предусматривают меры их ответственности или поощрения. Поэтому на 7,8 тысячи квотируемых и резервируемых рабочих мест трудоустроено только 360 чел.

Во многом это зависит и от работы центров занятости населения. Наиболее эффективно работа по трудоустройству граждан, испытывающих трудности в поиске работы, на квотируемые и резервируемые рабочие места организована в Балаковском, Энгельсском, Вольском, Красноармейском, Советском районах.

Вместе с тем в 20 центрах занятости населения данный показатель имеет нулевое значение. Следует отметить, что центрам занятости населения необходимо эффективнее проводить информационную, организационную и разъяснительную работу с работодателями по квотированию рабочих мест для инвалидов. Рекомендуем директорам обеспечить памяткой по организации квотирования рабочих мест для инвалидов каждого работодателя, имеющего среднесписочную численность свыше 100 чел., провести специализированные «Дни кадровика», «Дни службы занятости» конкретно для этих предприятий.

Отмечу, что Министерство тоже не стоит в стороне от решения этой проблемы, с целью осуществления контроля за процессом квотирования рабочих мест для инвалидов и в соответствии с планом проверок выполнения требований действующего законодательства о занятости населения, согласованным с органами прокуратуры, нами осуществлены выездные плановые проверки 16 организаций, имеющих среднесписочную численность более 100 чел. По результатам проверок 9 организациям Министерством выданы предписания о нарушении требований законодательства по квотированию рабочих мест для инвалидов, в том числе 4 организациям составлены протоколы об административных правонарушениях.

Вопросы содействия занятости инвалидов, внедрение новых форм работы находятся на постоянном контроле. На сайте Министерства в подразделе «Содействие занятости инвалидов» ежемесячно размещаются перечень вакансий для трудоустройства инвалидов и план мероприятий центров занятости по содействию занятости инвалидов.

Ежегодно к Международному Дню инвалидов организуется «Месячник мероприятий по содействию занятости инвалидов». В текущем году в рамках Месячника с 1 ноября по 3 декабря запланировано проведение более 130 мероприятий с участием 2 тыс.инвалидов, в числе которых, наряду с традиционными мероприятиями, организуются «горячие линии» и «телефоны доверия» по вопросам занятости граждан с инвалидностью, также специалисты службы занятости принимают участие в работе выездных бригад совместно с органами соцзащиты.

С целью повышения эффективности работы в текущем году был проведен мониторинг проблем трудоустройства и профессиональных возможностей инвалидов. Проведенный опрос показал, что почти 30 % респондентов отметили, что причиной обращения являлось улучшение своего материального положения (через выплату пособия по безработице) и получение справки на оформление субсидии. С целью поиска работы в службу занятости обратилось только 40 % опрошенных инвалидов, при этом 46,5 % имеют низкие уровни мотивации и потенциала к трудоустройству.

Основными причинами, затрудняющими трудоустройство инвалидов, по мнению опрошенных, являются ограничения по труду - 80,9 % и возраст – 30,4 %. При этом постоянную работу хотели бы иметь 42 % опрошенных граждан с инвалидностью. Работу по «гибкому» графику не исключают 60%, отдают предпочтение надомным видам труда 14,1 % респондентов.

По результатам мониторинга подготовлен информационно-аналитический материал, который направлен в службу медико-социальной экспертизы, центры занятости населения для использования в работе при планировании мероприятий по содействию занятости граждан с инвалидностью.

Третью многочисленную группу граждан, испытывающих трудности в поиске работы, состоящих на учете в этом году, составляют одинокие и многодетные родители (почти 11 %). Необходимо отметить, что это единственная группа, численность которой хоть и не намного, но выросла по отношению к предыдущему году (на 2,3 %).

Данная категория вовлечена во все мероприятия активной политики занятости. Кроме того, в рамках реализации областной целевой программы дополнительных мероприятий в этом году для многодетных родителей, инвалидов, и родителей, воспитывающих детей-инвалидов оснащено 155 рабочих мест с предоставлением субсидии работодателю (договоры на оснащение рабочих мест заключены на 97% от предусмотренного программой показателя).

Например: для многодетных родителей в Ершовском районе в РайПО оснащено рабочее место заготовителя продукции, в Вольском районе у ИП Марахтанова В.Ю - 2 рабочих места швеи и т.д.

Проведение мероприятий способствовало снижению численности категории одиноких и многодетных родителей до 288 человек, что на 14,3 % меньше соответствующего показателя прошлого года.

Говоря о работе центров занятости населения с другими категориями граждан, испытывающими трудности в поиске работы, отмечу, что в текущем году получила свое дальнейшее развитие межведомственная работа с Управлением исполнения наказаний области по содействию трудоустройству граждан, освобожденных из мест лишения свободы, основными мероприятиями которой стали: подбор вариантов трудоустройства, переобучение профессиям, конкурентоспособным на рынке труда, оказание услуг по профориентации и социальной адаптации на рынке труда и реабилитации после освобождения.

В текущем году совместно с Управлением исполнения наказаний области проводился мониторинг социально - профессионального состава и трудовых намерений граждан, содержащихся в восьми учреждениях исполнения наказаний, в ходе которого исследовались социально-бытовые и трудовые планы осужденных после освобождения из учреждений исполнения наказания. Участниками опроса стали 827 осужденных.

Результаты мониторинга по вопросам занятости показали, что 67,2% осужденных имеют профессию, вместе с тем, после освобождения сразу трудоустроиться намерено только 55%; 36% осужденных нуждаются в периоде адаптации, прежде чем приступить к трудовой деятельности; 5,4% - намерены получить новую профессию. В случае неудачных попыток трудоустройства самостоятельно, искать работу при помощи службы занятости рассчитывают 72,3% граждан данной категории. Результаты мониторинга в виде информационно-аналитического материала доведены до Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области и учреждений исполнения наказания, центров занятости населения.

Особое значение Министерство уделяет мероприятиям по содействию занятости молодежи, испытывающей трудности в поиске работы, в том числе несовершеннолетних граждан в возрасте до 18 лет. В текущем году в рамках программы содействия занятости населения предусмотрено трудоустроить на временные работы 9,8 тыс.подростков, в том числе 2,8 тыс. подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. На сегодняшний день программа перевыполнена на 9,7% (10,8 тыс.чел.).

По результатам мониторинга работы с выпускниками образовательных учреждений, в том числе в возрасте от 18 до 20 лет, имеющими начальное и среднее профессиональное образование, ищущими работу впервые, трудоустроено на постоянную работу 183 чел., 115 чел. направлены на профессиональное обучение по профессиям, востребованным на рынке труда. По программе временного трудоустройства с оказанием материальной поддержки «Первое рабочее место» - 171 чел. Данная программа в текущем году реализуется достаточно сложно, поскольку из общей численности выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, состоящих на учете на конец отчетного периода, более 90 % составляют девушки, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, и дети-сироты, получающие пособие в размере средней региональной заработной платы.

Особое внимание при содействии трудоустройству уделяется гражданам, уволенным с военной службы и членам их семей, численность которых уменьшилась по сравнению с прошедшим годом почти на 38 %. Активность этой категории граждан в поиске работы способствовала наибольшему охвату их программными мероприятиями свыше 65 %.

Коллеги, предоставляя большую возможность участия в программах, расширяя рамки содействия занятости гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в этом году Министерством было принято решение, и утверждена соответствующая нормативная база по предоставлению субсидий на развитие самозанятости и предпринимательской деятельности безработным, относящимся исключительно к данной категории граждан. В настоящее время субсидии уже получили 233 чел. из 280 чел. Наибольшая уверенность в собственных силах по организации предпринимательской деятельности у одиноких и многодетных родителей, которые получили 114 субсидий.

Хочу отметить активную неравнодушную работу центра занятости населения Питерского района, который в рамках данной программы создал в этом году 2 сельскохозяйственных кооператива с участием 9 безработных граждан, которые все относились к категории испытывающих трудности в поиске работы. Так, сферой деятельности одного из кооперативов (СПК «Маяк») является производство и реализация животноводческой продукции. Членами кооператива стали 5 безработных граждан - это инвалид, одинокие и многодетные родители, гражданин предпенсионного возраста и гражданин, освободившийся из мест лишения свободы.

Следует отметить, что с начала года контрольные показатели по программам содействия занятости неоднократно корректировались в разрезе центров занятости. Это было связано с тем, что ряд районов недостаточно активно проводил работу по организации, информированию и методическому сопровождению мероприятий, по вовлечению безработных в мероприятия областных программ. При этом есть районы, которые активно работают, берут на себя чужие обязательства и их выполняют. При оценке деятельности по итогам года это будет учтено.

Уважаемые коллеги, для успешного завершения мероприятий, проводимых в рамках Года содействия занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, директорам центров занятости необходимо активизировать работу с работодателями по выявлению вакансий в рамках мероприятия по организации квотирования (резервирования) рабочих мест.

Также необходимо максимально увеличить охват участием граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в программах по содействию занятости и сократить численность граждан данной категории, состоящих на учете на конец текущего года.

В число задач, стоящих перед Министерством и центрами занятости населения в 2013 году, входит задача по расширению информационного поля занятости, расширению практик применения современных информационных технологий, повышению информационно-аналитического потенциала, концентрации всех усилий на мероприятиях, направленных на профилактику безработицы отдельных категорий населения, на внедрение адресных технологий оказания услуг, на проведении оценки и повышении качества услуг.

Считаем необходимым максимально подключиться к решению основных межведомственных задач Стратегии социально-экономического развития области в сфере занятости населения. Это касается, прежде всего, использования трудового потенциала работников старшего возраста, в том числе за счет участия в развитии «гибких» форм занятости и системы наставничества, совершенствования региональной нормативной правовой базы в сфере труда и занятости, направленной на решение актуальных проблем рынка труда (например, проблема квотирования рабочих мест для инвалидов).

В целях стимулирования работодателей в части трудоустройства инвалидов Министерство планирует разработку постановлений Правительства области. Они будут касаться предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение расходов по оплате труда инвалидов, трудоустроенных в 2013 году на созданные рабочие места сверх установленной квоты, и частичной компенсации оплаты труда принятых на работу граждан, освобожденных из мест лишения свободы. Для этого Министерству необходима от центров занятости населения полная информация для определения численности участников мероприятий.

В план основных мероприятий Министерства и центров занятости на 2013 год будут включены мероприятия, обязательные для исполнения всеми структурами одновременно. Как пример, это «День открытых дверей для граждан пенсионного и предпенсионного возраста», заочные ярмарки вакансий для различных категорий, выездные информационно-методические дни в депрессивные районы, «Дни профессий», тематические прямые телефонные линии.

На следующий год будет продолжена реализация программы дополнительных мероприятий; в настоящее время проект ее разработан и находится на согласовании в Правительстве области. Меняются ее условия, программные мероприятия будут включать в себя оснащение рабочих мест только для незанятых инвалидов. В рамках программы предусмотрено оснастить 178 рабочих мест, планируется компенсировать затраты работодателям на оснащение специальных рабочих мест в размере до 100 тыс.руб. Поскольку программное задание на предстоящий год достаточно серьезное, директорам центров занятости населения необходимо уже сегодня организовать информационную работу с безработными инвалидами и работодателями.

Коллеги, Министерство неоднократно выходило с предложениями по изменению законодательства по содействию занятости отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Основные шаги предприняты - в настоящее время вносятся изменения в Закон Российской Федерации о занятости населения в части введения запрета на распространение работодателем о вакантных рабочих местах, содержащей ограничения дискриминационного характера; организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан, находящихся на пенсионном обеспечении; создания условий для совмещения незанятыми многодетными родителями, родителями, воспитывающими детей-инвалидов, обязанностей по воспитанию детей с трудовой деятельностью; а также по установлению квот работодателям для приема на работу выпускников учреждений профобразования. Решением данных вопросов нам необходимо будет заниматься в 2013 году.

В зоне пристального внимания службы занятости по-прежнему будет находиться решение вопросов занятости граждан, проживающих в моногороде, «критических зонах» рынка труда, решение проблем очаговой безработицы, профессионально-квалификационных диспропорций между спросом и предложением на рынке труда. Нельзя забывать о большом разрыве уровней общей и регистрируемой безработицы.

Так, на сегодняшний день в центры занятости населения обращается лишь каждый пятый гражданин, ищущий работу, таким образом, потенциально в службу занятости за государственными услугами может обратиться граждан почти в 4 раза больше, чем в настоящее время! При этом 57% граждан, зарегистрированных в центрах занятости населения, это лица, либо без опыта работы, либо имеющие длительный перерыв в трудовой деятельности, безработные, длительно состоящие на учете, испытывающие трудности в поиске работы. 35% граждан не имеют профессионального образования. Остается высоким средний показатель продолжительности безработицы.

Уверена, что до конца года с поставленными задачами мы полностью справимся, главное активизировать свою деятельность всем и своевременно разработать планы первоочередных мер на 2013 год.

Возврат к списку

Поиск по сайту

схема проезда

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН



Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)


Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

 
Доступная среда