Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Выступление министра занятости,труда и миграции области Н.Ю. Соколовой на заседании Правительства области 29.11.2012 г.

29.11.2012

Выступление министра занятости,труда и миграции области Н.Ю. Соколовой на заседании Правительства области 29.11.2012 г.

Уважаемый Валерий Васильевич!

Уважаемые участники заседания!

В своем выступлении, говоря о реализации программ в сфере занятости населения, хочу сделать особый акцент на процессе управления занятостью населения с позиции традиций и инноваций в нашей деятельности, воздействия на рынок труда миграционных процессов и влияния на него трудовых отношений, на существующих проблемах (решаемых и требующих межведомственного решения) и, конечно же, остановлюсь на перспективах нашей деятельности до конца года и на плановый период 2013.

Наделение Министерства собственными полномочиями с начала года потребовало перестройки работы центров занятости населения в соответствии с федеральным законодательством, рекомендациями и документами федеральных министерств, стратегическими планами работы, специальными программами. Была разработана областная законодательная база по реализации новых полномочий (постановления Правительства области, утверждающие программу по содействию занятости населения, положения по реализации и финансированию мероприятий в рамках полномочии и т.д.)

С начала года были определены приоритеты в нашей деятельности – а это, в первую очередь, адресный подход при содействии занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (доля которых составляет 25 % в численности состоящих на учете), разработка новых форм и технологий работы с данной категорией населения, проведение всестороннего анализа состояния рынка труда отдельных территорий области, занятости различных групп населения.

В текущем году, несмотря на оптимизацию финансовых расходов по реализации мероприятий активной политики занятости населения, с поставленными задачами Министерство в целом справилось. Большинство показателей, характеризующих выполнение программных направлений, подходят к стопроцентному итогу, многие уже перевыполнены, в работе также были учтены утвержденные нормативы доступности предоставления гражданам государственных услуг.

Перечень традиционных программных мероприятий, прежде всего, предусматривает профессиональную подготовку и повышение квалификации (компетентности) рабочей силы в соответствии с потребностями рынка труда, стимулирование труда и усиление поведенческой активности малобильных групп населения, поддержку трудовых перемещений граждан, содействие развитию предпринимательских способностей и т.д.

Сегодня в условиях курса, взятого на развитие инновационной экономики, актуализируется поиск оптимального соотношения используемых традиционных и инновационных технологий и форм в управлении занятостью.

В качестве новации, получающей все большое распространение в регионах России выступает программа профилирования безработных. Данная технология была разработана и внедрена в работу наших центров занятости в этом году.

Новации в политике занятости связаны и с «информатизацией» функции посредничества на рынке труда, реализуемого через Интернет-ресурсы.

Так в целях повышения качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения продолжается перевод технологий оказания госуслуг в электронный вид. И в этом направлении у нас наблюдаются определенные успехи (утвержденные постановлением Правительства показатели по предоставлению услуг в электронном виде перевыполнены – утверждено по каждой из 4 услуг 5 %, по факту среднее значение по 4 услугам - 5,3 %).

Сегодня во всех центрах занятости также внедрены системы скайп; 5 центров наиболее крупных районов оснащены информационными сенсорными киосками; в 2 модельных центрах внедрена система электронной очереди; задачи, требующие оперативного регулирования, решаются через проведение совещаний путем корпоративной селекторной связи, либо в режиме видеоконференции.

Во время проведения массовых мероприятий мы также используем возможности новых Интернет-технологий, организуя предварительные собеседование работодателя с работником через систему видеоконференции. Проводятся онлайн-опросы граждан по оценке нашей деятельности, открываются на сайте Министерства актуальные Интернет-форумы.

На территории области функционируют 13 мобильных информационно-консультационных пунктов, предоставляя весь спектр государственных услуг в сфере занятости жителям районов с ограниченной транспортной доступностью.

Для анализа нашей деятельности разработаны ведомственные методики оценки работы центров занятости населения, включающие в себя анализ результативности, эффективности и интенсивности работы. Проводится подготовка создания при Министерстве общественно-научного экспертного Совета.

В этом году впервые Министерство приступило к разработке прогноза баланса трудовых ресурсов, который призван выявить тенденции и перспективы в развития рынка труда, а также скоординировать развитие отраслей экономики с учетом имеющегося трудового потенциала.

В разработке баланса примет участие широкий круг структур разных уровней. Прогноз баланса трудовых ресурсов планируется разрабатывать ежегодно на трехлетний период. Первый прогноз, рассчитанный на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов, Министерство подготовит в декабре 2012 года.

Результаты прогноза баланса трудовых ресурсов будут использоваться министерством образования области при перспективном моделировании приема в учреждения профессионального образования всех уровней в разрезе укрупненных групп специальностей. Применение теоретических и практических наработок министерств в ближайшем будущем позволит снизить дисбаланс трудовых ресурсов за счет подготовки молодых специалистов, востребованных и конкурентноспособных.

Практика работы показывает, что все вышеперечисленные меры ведут к повышению качества и оперативности оказываемых услуг, но требуется дальнейшее их развитие и совершенствование.

В этом году участниками программ в сфере занятости уже стали около 120 тыс. человек; из численности состоящих на учете каждый второй был трудоустроен на постоянное место работы, каждый шестой имел временную занятость; 73 % граждан трудоустроено после прохождения переобучения на постоянную работу. 52% обратившихся граждан было трудоустроено в 10-дневный срок, то есть еще до получения статуса безработного, что ограничило рост численности безработных, состоящих на учете в течение года, в 2 раза и способствовало ее снижению с начала года на 18,8 % - до 14,2 тыс. чел.

Соответственно произошло снижение уровня регистрируемой безработицы до рекордного 1 % от численности экономически активного населения, что ниже средне-российского показателя (1,3%) и докризисного уровня (1,2%) (по ПФО – 1 %; данный показатель наблюдался в феврале-октябре 2000 года при этом уровень общей безработицы составлял 9,9 %).

Реализация программ в сфере занятости населения, положительная динамика большинства социально-экономических показателей, снижение до 55% от запланированных объемов высвобождений работников предприятий, сокращение до 2,2 тыс. работников объемов неполной занятости, создание в области уже 14,5 тыс. новых рабочих мест, рост на 34 % с начала года числа вакансий, заявленных в службу занятости - все это повлияло на улучшение ситуации на рынке труда, на снижение с начала года показателя напряженности до 0,5 незанятых граждан на вакансию и уровня общей безработицы до 4,9 % (а это 6 место в ПФО и 26 - в РФ).

Вместе с тем, на рынке труда существует целый ряд проблем. В области, как и в России, отмечается большой разрыв между данными по общей безработице, определяемыми в соответствии с методологией МОТ (международная организация труда), и регистрируемой безработицей. Сегодня численность зарегистрированных безработных в численности безработных, определенных в соответствии с вышеназванной методологией, составляет всего 22%, то есть в центры занятости населения обращается лишь каждый пятый гражданин, ищущий работу (по России – каждый третий). Таким образом, при потенциально при определенных неблагоприятных обстоятельствах в службу занятости за государственными услугами может обратиться граждан почти в 4 раза больше, чем в настоящее время!

Остаются острыми проблемы очаговой безработицы, профессионально-квалификационных диспропорций между спросом и предложением на рынке труда. Так, в 25 районах уровень безработицы превышает средне-областной показатель (наибольшие значения) в Краснопартизанском и Федоровском районах, ЗАТО Шиханы). 93 сельских населенных пункта определены как «критические» зоны рынка труда, в 26 из них отсутствуют работодатели.

Значительна доля лиц, имеющих предрасположенность к хронической безработице. Сегодня 57% граждан, зарегистрированных в центрах занятости населения, это лица, либо без опыта работы, либо имеющие длительный перерыв в трудовой деятельности, безработные, длительно состоящие на учете, инвалиды, граждане, уволенные с военной службы, лица предпенсионного возраста и т.д. 35% граждан не имеют профессионального образования. Остается высоким средний показатель продолжительности безработицы.

Необходимо также отметить, что рынок труда развивается под воздействием особенностей современной демографической ситуации в стране и области, в их числе продолжающееся старение и сокращение численности населения, темпы которого замедлились, но тем не менее сохраняются. И даже, несмотря на то, что в области миграционный приток выше оттока граждан, а показатели рождаемости и продолжительности жизни увеличиваются, тем не менее, это не компенсирует пока естественную убыль населения.

К тому же, несмотря на наличие официально зарегистрированных безработных, область нуждается в самых разнообразных кадрах: от высококвалифицированных специалистов и управленцев до работников неквалифицированного труда.

При этом в связи с реорганизацией воинских частей, оптимизацией учреждений банковской сферы, реорганизацией налоговых органов, учреждений культуры мы ожидаем к концу года увеличение объемов высвобождений.

В следующем году в условиях вступления России в ВТО, также прогнозируется сокращение занятости в отраслях экономики, связанных с машиностроением, в легкой и пищевой промышленности, в сельском хозяйстве. Кроме того, в связи с переходом большинства учреждений на оказание государственных услуг населению в электронном виде, межведомственный электронный документооборот, оказание услуг через систему «одного окна» ожидается оптимизация численности работников данных учреждений. Поэтому с целью реализации профилактических мероприятий мы ждем от министерств и ведомств, администраций муниципальных районов и образований области прогнозную информацию о высвобождениях работников в 2013 году.

Все мы понимаем, что эффективность реализации большей части собственных и переданных полномочий зависит от нормативно-правового регулирования на федеральном уровне.

Министерство совместно с другими региональными службами занятости неоднократно выходило с предложениями по изменению федерального законодательства. Основные шаги предприняты - в настоящее время вносятся изменения в Закон Российской Федерации о занятости населения в части введения запрета на распространение работодателем информации о вакантных рабочих местах, содержащей ограничения дискриминационного характера; организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан, находящихся на пенсионном обеспечении; создания условий для совмещения незанятыми многодетными родителями, родителями, воспитывающими детей-инвалидов, обязанностей по воспитанию детей с трудовой деятельностью; а также по установлению квот работодателям для приема на работу выпускников учреждений профобразования.

Коллеги, как и в докризисный период, в настоящее время при вступлении России в ВТО идет поиск основных путей достижения эффективной занятости трудоспособного населения, под которой, прежде всего, понимается занятость на рабочем месте с достойной заработной платой при хороших условиях труда, правовой защищенности работников и максимально приближенная к мировым стандартам.

Поэтому при регулировании процессов на рынке труда межведомственное взаимодействие должно быть направлено и на совершенствование механизмов коллективно-договорного регулирования трудовой сферы, дальнейшую реализацию мер по росту реальной заработной платы, ликвидацию задолженности по оплате труда на предприятиях, охрану и безопасность труда. Проблемы здесь имеются, и они требуют постоянного внимания и оперативного решения.

Региональные технологии управления занятостью также тесно связаны с технологиями оптимизации миграционных потоков. Особую актуальность имеет вопрос о привлечении в экономику области иностранной рабочей силы, прежде всего из числа соотечественников, проживающих за рубежом, в большинстве своем воспитанных в традициях уважения к российской государственности, владеющих русским языком, не желающих терять связь с Россией и обладающих наибольшими возможностями по адаптации и скорейшему включению в систему позитивных социальных связей принимающего сообщества.

Многолетние статистические наблюдения МОТ (международной организации труда) показывают, что когда численность работающих мигрантов превышает 6 % - это уже не угроза, это социальный взрыв. В среднем по области доля трудовых мигрантов в численности занятого населения составляет лишь половину процента, то есть существует потенциал для дополнительного безопасного привлечения трудовых ресурсов, но безусловно, лишь на те вакансии, которые не востребованы нашими земляками.

Коллеги, на последнем заседании Совета безопасности Президент России Владимир Путин обратил особое внимание проведению комплексного анализа последствий присоединения России к Всемирной торговой организации для отечественного рынка труда, сохранению положительных тенденций его развития, не допущению падения уровня занятости, в том числе в моногородах, и выработке конкретных предложений по снижению и предупреждению выявленных негативных факторов.

В целях внедрения более гибких инструментов регулирования ситуации на рынке труда, включения и применения защитных, компенсационных механизмов при вступлении в ВТО Министерство расширит формат проведения всесторонних исследований проблем занятости граждан, в том числе испытывающих трудности в поиске работы, через анализ, оценку развития ситуации и с применением данных прогноза баланса трудовых ресурсов.

Далее, говоря о задачах, стоящих перед Министерством, необходимо отметить, что при ограниченном ресурсном и административном потенциале (это снижение объемов софинансирования программных мероприятий из федерального бюджета и оптимизация численности персонала службы занятости) наиболее эффективной является концентрация всех усилий на мероприятиях, направленных на профилактику безработицы отдельных категорий населения, на внедрение адресных технологий оказания услуг, на расширение практик применения современных информационных технологий, повышение информационно-аналитического потенциала службы, исключение информационных ассиметрий на рынке труда (неполная информация, ограничение доступа к информации, преобладание одной информации над другой).

Считаем необходимым для себя также максимально подключиться к решению основных межведомственных задач. Стратегии социально-экономического развития области в сфере занятости населения. Это касается, прежде всего, использования трудового потенциала работников старшего возраста, в том числе за счет участия в развитии «гибких» форм занятости и системы наставничества, совершенствования региональной нормативной правовой базы в сфере труда и занятости, направленной на решение актуальных проблем рынка труда (например, проблема квотирования рабочих мест для инвалидов).

В зоне пристального внимания службы занятости находится решение вопросов занятости граждан, проживающих в моногороде, «критических зонах» рынка труда. Это направление требует скоординированных усилий всех сторон социального партнерства, перспективной политики в области инвестиций, создания постоянных рабочих мест, подготовки кадров, социального обустройства села и закрепления на этой основе молодежи. В области имеются положительные наработки в решении данных проблем.

Таким образом, мозаичность социально-экономического пространства области предполагает многовариантные технологии регулирования занятости, комплексный подход к решению проблем на рынке труда, синхронную реализацию всех областных и муниципальных программ с учетом, как интересов отдельных районов, так и общих интересов области.

Валерий Васильевич, считаю, что основная задача, стоящая перед Министерством в 2012 году – при умеренных затратах дать максимальный результат (это беспрецедентный уровень регистрируемой безработицы 1 %) – выполнена. Все основные показатели и целевые индикаторы программ в сфере занятости населения до конца года будут безусловно выполнены в полном объеме.

Спасибо за внимание.

Возврат к списку

Поиск по сайту

схема проезда