Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Выступление министра занятости,труда и миграции области Н.Ю. Соколовой на межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве области 07.12.2012 г.

07.12.2012

Выступление министра занятости,труда и миграции области Н.Ю. Соколовой на межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве области 07.12.2012 г.

В системе управления охраной труда Саратовской области особое значение принадлежит органам местного самоуправления, которые наделены полномочиями по организации обучения и инструктажа по охране труда, аттестации рабочих мест, сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда на своих территориях.

И муниципальные власти ведут эту работу. За 9 мес. 2012 г. специалистами администраций районов организовано около 600 мероприятий по вопросам охраны труда, что почти на 17% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В них приняли участие представители 8,5 тыс. организаций области.

Но рост количественных показателей, как показывает жизнь, еще не гарантирует реального изменения к лучшему ситуации в сфере безопасности труда. Количество погибших на производстве в текущем году почти в 2 раза превышает показатель соответствующего периода 2011 г.

Не слишком хорошо согласуется с действительностью и такой показатель: в обучающих организациях области за 9 мес. 2012 г. прошло обучение по охране труда 8,8 тыс. руководителей и специалистов, это почти на четверть больше, чем за аналогичный период прошлого года. Однако среди основных причин несчастных случаев фигурирует нарушение установленного порядка обучения, инструктажа по охране труда. Можно, конечно, попытаться свалить всю вину на обучающие организации: мол, не тому и не так учат. Но гораздо логичнее предположить, что это во многом недоработка специалистов администраций районов, которые не смогли донести до работодателей и специалистов по охране труда важность изучения безопасных приемов труда, не смогли нацелить их на строгое соблюдение правил и неформальное проведение инструктажей по охране труда. Это тот случай, когда в погоне за массовостью может пострадать качество мероприятий.

Нельзя не сказать и о том, что за ростом общеобластных показателей обучения и инструктажа скрываются кое-где прямо противоположные тенденции. Взаимосвязь травматизма с незнанием правил охраны труда ярко проявилась в текущем году в Саратове, где за 9 мес. на 30% снизилось количество работников, прошедших инструктаж по охране труда, на 22% – количество обученных оказанию первой помощи пострадавшим на производстве. В то же время, в Саратове в результате 21 несчастного случая погибло 22 человека, т. е. более половины от общего числа погибших на производстве. Среди работников, получивших тяжелые травмы, более трети (15 чел.) приходится на предприятия и организации г. Саратова.

В Ивантеевском районе за 9 мес. т.г. не только обучено по охране труда лишь 5 человек, но и вдвое уменьшилось количество проведенных мероприятий по вопросам охраны труда (с 10 до 5), на 15,7% уменьшилось количество выходов на предприятия. Низкая организационная активность администрации района по исполнению переданных полномочий неадекватна сложной ситуации в сфере охраны труда: уровень производственного травматизма на предприятиях района составляет 2,8 случая на 1000 работающих, что почти в 2 раза выше среднеобластного показателя; финансирование мероприятий по охране труда в расчете на 1 работающего (2,9 тыс. руб.) в 2,9 раза меньше среднеобластного показателя.

В целом по области за 9 мес. 2012 г. прошли стажировку на рабочем месте 22,2 тыс. чел. (на 22,8% меньше, чем за 9 мес. 2011 г.). Количество обученных приемам оказания первой помощи пострадавшим на производстве за 9 мес. т.г., по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, уменьшилось на 13,8% и составило 46,9 тыс. чел. Меньше 50 работников обучено оказанию первой помощи в Питерском районе и ЗАТО Светлый.

Чтобы эффективнее влиять на положение дел на местах, необходимо активно посещать предприятия, изучать ситуацию по охране труда и оказывать консультационную помощь работодателям. К сожалению, специалистами администраций районов за 9 мес. 2012 г. проведено на 13,5% меньше выходов на предприятия и в учреждения районов, чем за соответствующий период прошлого года. Обращаюсь к заместителям глав администраций, курирующим специалистов, ответственных за исполнение полномочий в сфере охраны труда: от вашего контроля во многом зависит активность ваших подчинённых, и этот контроль ни в коем случае не должен ослабевать. Не менее важна и кадровая стабильность, которой мы, к сожалению, не видим во многих районах, где налицо чрезмерно частая сменяемость специалистов, исполняющих переданные полномочия по охране труда. Вряд ли стоит ожидать высокоэффективной работы от человека, едва приступившего к исполнению своих обязанностей. Здесь необходим и опыт, и обширные знания, а то и другое приходит только с практикой.

Особенно удручающе выглядит низкая организационная активность там, где за истекший период 2012 г. имел место смертельный травматизм на производстве. Например, в Краснокутском районе зарегистрировано 2 несчастных случая со смертельным исходом (в ОГУ «Краснокутская районная станция по борьбе с болезнями животных» и МУ «Спорт»). Финансирование мероприятий по охране труда в расчете на 1 работающего составило около 2,5 тыс. руб., что в 3,4 раза меньше среднеобластного показателя. За отчетный период, как и за 9 мес. 2011 г., количество проведенных мероприятий по вопросам охраны труда оставалось на низком уровне – 9 мероприятий, что в 1,6 раза меньше, чем в среднем по области (14 мероприятий); более чем в 2 раза уменьшилось количество выходов на предприятия.

В Марксовском районе в текущем году произошел несчастный случай на производстве со смертельным исходом (в ЗАО «Племенной завод «Мелиоратор»); 4 работника получили тяжелые производственные травмы (в 2011 г. – ни одного). Уровень производственного травматизма в расчете на 1000 работающих в районе составил 2,0 случая, что в 1,3 раза превышает среднеобластной показатель. За 9 мес. т.г. проведено лишь 10 организационных мероприятий по охране труда; на 13% уменьшилось количество обученных оказанию первой помощи пострадавшим на производстве; на 6% – прошедших инструктаж по охране труда.

В Энгельсском районе за истекший период 2012 г. на производстве погибло 5 чел., 6 чел. получили тяжелые травмы. Несмотря на то, что данные показатели снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (9 смертельных случаев и 16 тяжелых), уровень производственного травматизма в расчете на 1000 работающих сохраняется высоким – 3,2 случая. За 9 мес. 2012 г. в Энгельсском районе проведено 13 организационных мероприятий по охране труда; состоялось 57 выходов на предприятия, что на 20% меньше, чем в среднем по области.

В Краснопартизанском районе за 9 мес. т.г. проведено лишь 5 мероприятий по вопросам охраны труда, почти наполовину уменьшилось количество выходов на предприятия (с 39 до 20), на 65% – количество работников, прошедших стажировку, на 28% – количество прошедших инструктаж по охране труда. Затраты на улучшение условий и охраны труда в расчете на 1 работающего составляют лишь 346 руб., что в 24,4 раза меньше среднеобластного показателя. Крайне низкое финансирование охраны труда приводит к ухудшению условий труда. По данным Роспотребнадзора, в 2011 г. на подконтрольных предприятиях района в контакте с вредными производственными факторами трудилось 57,2% работающих, что больше, чем в среднем по области (51,8%).

Низкая организационная активность наблюдалась в Александрово-Гайском, Дергачевском, Ершовском, Лысогорском, Романовском муниципальных районах и ЗАТО Михайловский, где за 9 мес. т. г. проведено менее 10 мероприятий по вопросам охраны труда.

Не столь ощутимый, по сравнению с динамикой организационных мероприятий, однако тревожный спад наблюдается в области взаимодействия со СМИ. В рамках исполнения переданных полномочий в текущем году в районных СМИ опубликовано на 1,6% меньше статей по вопросам охраны труда, чем за соответствующий период прошлого года. Как минимум, странно видеть снижение медиа-активности на фоне роста травматизма в области.

В отдельных случаях вызывает тревогу целый ряд показателей. Так, в Перелюбском районе зарегистрирован несчастный случай со смертельным исходом (в ООО «Октябрьское»). Уровень производственного травматизма в расчете на 1000 работающих в районе составил 2,1 случая, что в 1,3 раза превышает среднеобластной показатель. Финансирование мероприятий по охране труда в расчете на 1 работающего в районе составило 1,6 тыс. руб., что в 5 с лишним раз меньше среднеобластного показателя. За отчетный период проведено всего 10 организационных мероприятий по охране труда; опубликована 1 статья по охране труда в районной газете, ни одного материала не размещено на сайте администрации; в 3 раза сократилось количество обученных оказанию первой помощи пострадавшим.

К числу важнейших причин травматизма относится и отсутствие должного контроля со стороны руководителей, неудовлетворительная организация производства работ. Все это специалисты районных администраций могли бы не только увидеть, но и повлиять на создавшееся положение, если бы почаще бывали на проблемных предприятиях. Нередко приходится слышать сетования на несговорчивость работодателей, препятствующих посещению своих производственных площадок. Выход здесь – постоянное взаимодействие с Роспотребнадзором, Ростехнадзором и другими контролирующими органами. И муниципальными властями за 9 мес. т. г. проведено 245 выходов на предприятия совместно с контрольно-надзорными органами. Но много это или мало? Судите сами: только Гострудинспекцией за 10 мес. т. г. проведено 1879 проверок. При этом в Балтайском, Калининском, Краснопартизанском, Лысогорском, Новобурасском, Перелюбском, Питерском, Пугачевском, Романовском, Советском, Татищевском районах, ЗАТО Шиханы, ЗАТО Светлый, ЗАТО Михайловский напрочь отсутствовало взаимодействие с органами государственного надзора и контроля по вопросу совместного обследования предприятий по охране труда.

К слову, хотелось бы высказать пожелание в адрес контрольно-надзорных органов. Разумеется, требования безопасности труда одинаковы для всех и должны соблюдаться всеми работодателями, независимо от формы собственности. Но все же травматизм наиболее распространен на предприятиях реального сектора, и логично направлять усилия прежде всего на эту сферу. На практике в нынешнем году объектом пристального интереса со стороны контролирующих органов нередко становились учреждения здравоохранения, образования и культуры, участвовавшие в реализации пилотного проекта, направленного на оценку профессиональных рисков. В рамках проекта проведена аттестация почти 77 тыс. рабочих мест. Наверное, не вполне целесообразно проверять такие учреждения тотчас по окончании аттестации, когда еще не было ни времени, ни ресурсов для устранения выявленных нарушений. Ведь в силу особенностей финансирования и ведомственной подчиненности планы по улучшению условий и охраны труда в бюджетных учреждениях не могут быть реализованы в короткие сроки, и это стоит учитывать, намечая контрольно-надзорные мероприятия.

В целях обеспечения контроля за исполнением переданных государственных полномочий по охране труда специалистами министерства занятости, труда и миграции области в текущем году проверена деятельность 10 муниципальных районов (Краснопартизанского, Федоровского, Новобурасского, Лысогорского, Ровенского, Пугачевского, Духовницкого, Хвалынского, Вольского, Самойловского). По результатам проверок в адрес глав администраций Краснопартизанского и Ровенского районов направлены предписания по устранению выявленных нарушений. Контроль за исполнением переданных полномочий будет продолжен.

Еще раз обращаю внимание представителей органов местного самоуправления: на исполнение полномочий по государственному управлению охраной труда вам передаются средства областного бюджета, которых в бюджете не так много, как хотелось бы. Правительство области идет на это и ожидает полной отдачи, эффективного расходования каждой бюджетной копейки, реального, ощутимого влияния на состояние условий и охраны труда в нашей области. Пока реальность не соответствует таким ожиданиям.

Органам местного самоуправления необходимо принять более действенные меры по повышению эффективности исполнения переданных государственных полномочий по охране труда. Каждое проводимое мероприятие, каждый выход в организацию должны иметь ясную цель – предупреждение производственного травматизма, профзаболеваемости, сохранения здоровья работающего населения.

Возврат к списку

Поиск по сайту

схема проезда

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН



Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)


Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

 
Доступная среда