Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Выступление министра занятости,труда и миграции области Н.Ю. Соколовой на заседании коллегии министерства 19.02.2013

21.02.2013

Выступление министра занятости,труда и миграции области Н.Ю. Соколовой на заседании коллегии министерства 19.02.2013

Сегодня мы подводим итоги работы Министерства за 2012 год и определяем основные приоритетные направления на 2013 год. В целом, с поставленными задачами в прошедшем году мы справились, и это во многом определило ситуацию на рынке труда области, которая остается стабильной. По многим показателям наша область занимает достойные места, как в Приволжском федеральном округе, так и в Российской Федерации. Положительную оценку взаимодействию органов исполнительной власти области с Федеральной службой по труду и занятости дал руководитель Роструда Юрий Викторович Герций. В своем письме на имя Губернатора области В.В. Радаева он отметил, что в области эффективно действует современная, хорошо укомплектованная служба, умеющая работать в изменяющихся условиях, способная оказывать конкретную и адресную помощь людям. От себя лично благодарю наших социальных партнеров, директоров центров занятости населения, сотрудников министерства за проведенную работу.

У всех у вас имеются раздаточные материалы с подробной информацией об итогах работы в 2012 году. Кратко остановлюсь на основных цифрах и перейду к перспективам и задачам текущего года.

В прошлом году при содействии службы занятости было трудоустроено 95% граждан, обратившихся к нам в службу, причем практически каждый второй (32 тыс. человек) трудоустроен в 10-дневный срок, тем самым не пополнив ряды безработных. Наиболее активно работу по трудоустройству граждан проводили Балаковский, Энгельсский, Ал.Гайский, Базарно-Карабулакский, Лысогорский, Новоузенский, Питерский, Ровенский, Саратовский центры занятости населения, филиал ЗАТО Шиханы, которые перевыполнили программные показатели.

Во многом этому способствовал рост количества вакансий, предоставленных в службу занятости. Назову только одну цифру. В прошлом году более 7 тыс. работодателей впервые обратились к нам в службу и стали нашими новыми партнерами. Ими было заявлено около 50% вакансий постоянного характера, предоставленных в центры занятости населения. Вместе с тем, проблемой по-прежнему является то, что, несмотря на законодательно установленную работодателям обязанность предоставлять в органы занятости населения информацию о наличии вакантных рабочих мест, многие их них предпочитают осуществлять поиск квалифицированных специалистов на наиболее высокооплачиваемые вакансии в обход службы занятости.

В целях решения данной проблемы в конце прошлого года Министерство инициировало принятие Правительством области распоряжения «О предоставлении в органы службы занятости населения Саратовской области информации о вакантных рабочих местах», в котором органам исполнительной власти области поручено осуществлять контроль за ежемесячным предоставлением подведомственными организациями информации о наличии вакантных рабочих мест в центры занятости населения. Министерством будет осуществляться жесткий контроль за исполнением данного распоряжения. Прошу директоров центров занятости населения также держать этот вопрос на контроле.

2012 год в службе занятости был объявлен Годом содействия занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы. В связи с этим, вся работа Министерства и центров занятости населения была направлена на повышение качества, доступности и комфортности предоставления услуг данной категории (а это граждане с инвалидностью, предпенсионного и пенсионного возраста, освобожденные из мест лишения свободы, военнослужащие, уволенные с военной службы и другие).

Всеми центрами занятости населения области были разработаны планы мероприятий по содействию занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы. В деятельность службы занятости была внедрена инновационная технология профилирования безработных граждан, позволяющая в достаточно ранние сроки выявлять наиболее уязвимые категории безработных, на работу с которыми, преимущественно, и была направлена активная политика на рынке труда. В результате различными программами и услугами было охвачено свыше 18 тыс. граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

Министерством были разработаны и утверждены Правительством области программа дополнительных мероприятий по содействию в трудоустройстве незанятых инвалидов, многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов, нормативная база по предоставлению субсидий на содействие самозанятости и развитие предпринимательской деятельности гражданами, испытывающими трудности в поиске работы.

Это дало возможность свыше 200 гражданам с инвалидностью, многодетным родителям и родителям, воспитывающим детей-инвалидов найти работу. Наиболее активно, перевыполнив показатели по программе дополнительных мероприятий, сработали центры занятости населения Марксовского, Аркадакского, Новоузенского, Хвалынского, Пугачевского, Ал-Гайского, Питерского и Ртищевского районов.

Около 300 граждан, испытывающих трудности в поиске работы, стали предпринимателями. Особо хочу отметить центр занятости населения Питерского района, на территории которого, единственного в прошлом году, гражданами, испытывающими трудности в поиске работы, создано 2 сельскохозяйственных и 1 производственный кооперативы.

В целях обеспечения доступности оказания услуг гражданам с инвалидностью и маломобильным группам населения Министерство и центры занятости населения приняли участие в реализации мероприятий долгосрочной областной целевой программы «Доступная среда» на 2011-2013 годы. Были проведены работы по обустройству зданий, помещений и прилегающих территорий, проведена доработка сайта Министерства с целью ее адаптации для слабовидящих граждан. В результате, Министерство и 19 центров занятости населения полностью доступны для граждан с инвалидностью и маломобильных групп населения. 20 центров занятости населения доступны и обустроены для инвалидов по слуху и зрению. Это, конечно, не значит что граждане с инвалидностью с заболеваниями опорно-двигательной системы, в том числе колясочники, не будут получать услуги занятости. Для них разработаны другие формы предоставления услуг, в том числе дистанционные. Механизм оказания услуг для маломобильных групп населения закреплен в регламенте, индивидуальном для каждого центра занятости и учитывающем особенности его материально-технического оснащения. С этими документами можно ознакомиться на нашем сайте.

Вся проводимая работа дала свой положительный эффект. За год доля граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в общей численности безработных сократилась на 3%, численность граждан с инвалидностью – на 8%. С 5,4 до 5,1 месяца снизилась средняя продолжительность безработицы.

В этом году нам предстоит разработать Постановления Правительства области, определяющие порядок предоставления субсидий работодателям на возмещение расходов по оплате труда инвалидов (в случае их трудоустройства на созданные рабочие места сверх установленной квоты) и организациям, обеспечивающим создание рабочих мест для трудоустройства граждан, освобожденных из учреждений исполнения наказаний.

В 2012 году мы приступили к решению задачи по снижению дисбаланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Впервые Министерством был разработан прогноз баланса трудовых ресурсов на 2013-2015 годы, который позволяет определять структурные пропорции предложения и спроса рабочей силы на рынке труда. Центрами занятости населения организуется профессиональное обучение безработных граждан в соответствии с потребностями рынка труда. В 2012 году обучение прошел каждый 6 безработный (4,7 тыс. человек), 80% из них были трудоустроены.

В наибольших объёмах услуги по профессиональному обучению предоставлены центрами занятости населения Саратова, Энгельса, Балаково, Вольска, Балашова. Вместе с тем, в условиях вступления России в ВТО мы должны работать на опережение, быть готовыми к оказанию всего спектра услуг работникам, которые могут высвобождаться с неэффективных рабочих мест, организовывать профессиональное обучение безработных под наиболее перспективные отрасли экономики, под новые современные производства.

Важно своевременно оценить возможные негативные эффекты для рынка труда и выработать конкретные предложения по снижению и предупреждению выявленных негативных факторов. Эта задача поставлена Президентом России Владимиром Путиным в своем выступлении на Совете безопасности и должна быть нами решена.

С этого года началась реализация федеральной программы содействия занятости населения до 2020 года, в рамках которой предусмотрены мероприятия не только в сфере занятости, но и в социально-трудовой сфере и трудовой миграции. Не случайно, 2013 год мы провозгласили Годом содействия повышению эффективности использования трудового потенциала области.

В этом году нам предстоит большая организационно-правовая работа. На уровне Минтруда России в настоящее время идет разработка федеральных стандартов оказания государственных услуг в сфере занятости населения, которые устанавливают перечень основных административных процедур, сроки их выполнения и критерии принятия решений. Один уже принят - по государственной услуге содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, по 8-ми - разработаны проекты. Наша с вами задача – оперативно утвердить на их основе областные административные регламенты оказания услуг в сфере занятости населения.

На этот год у нас запланировано несколько значимых мероприятий межведомственного характера. Они представлены на слайде. Необходимо заблаговременно провести соответствующие тематике мероприятий мониторинги и исследования, проработать информационную составляющую, продумать форматы мероприятий. Все они должны носить масштабный характер и иметь социальный эффект.

В текущем году будет продолжена работа по реализации майских Указов Президента Российской Федерации. В 2012 году в рамках реализации Указов Министерством совместно с министерством социального развития области разработан и утвержден Правительством области Комплекс мер, направленных на создание в Саратовской области условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет (на 2012-2014 годы).

В областную программу содействия занятости населения на 2012-2014 годы включены мероприятия по организации профессионального обучения женщин данной категории. В 2012 году программный показатель был перевыполнен на 40% – обучение прошли 224 женщины в 25 районах области. Наиболее активно обучение проводилось в Саратове, Балаково и в Новоузенске. В этом году обучение должно быть организовано во всех районах области, где есть образовательные учреждения.

После внесения планируемых изменений в Закон о занятости населения в действующую областную программу содействия занятости населения будут внесены корректировки, предусматривающие мероприятия по содействию трудоустройству многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов на оборудованные (оснащенные) рабочие места, а также мероприятия по содействию занятости и профессиональному обучению граждан предпенсионного и пенсионного возраста. Наша задача – своевременно предусмотреть средства на реализацию данных мероприятий в областном бюджете.

Что касается незанятых инвалидов, то в этом году их трудоустройство на оборудованные рабочие места продолжится в рамках новой программы дополнительных мероприятий, софинансирование которой на 95% состоит из средств федерального бюджета.

Указами Президента поставлена задача повысить к 2018 году содержание реальной заработной платы в 1,4-1,5 раза. В этих целях в областном трехстороннем Соглашении на 2013-2015 годы предусмотрены целевые ориентиры роста заработной платы в организациях внебюджетного сектора экономики.

Повышение до средне-регионального уровня оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, будет проходить поэтапно. При этом повышение заработной платы должно быть увязано с ростом качества и эффективности оказываемых услуг.

На федеральном уровне в конце прошлого года была утверждена федеральная Программа по совершенствованию системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, которая предусматривает основные мероприятия органов власти всех уровней по внедрению в бюджетной сфере «эффективного контракта» с работниками, что позволит повысить мотивацию работников к повышению качества труда и оказываемых услуг.

Нашим Министерством в 2012 году был разработан и Правительством области утвержден План первоочередных мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда и поэтапному повышению заработной платы работников государственных учреждений области.

Внесены изменения в областной Закон «Об оплате труда работников государственных учреждений Саратовской области», согласно которым стимулирование работников и руководителей учреждений осуществляется по результатам оценки эффективности труда.

Проведен ряд совещаний с отраслевыми министерствами и ведомствами и селекторное совещание с представителями администраций муниципальных районов.

Хочу обратить внимание присутствующих здесь заместителей глав администраций муниципальных районов на необходимость разработки в ближайшее время мероприятий по реализации задач, поставленных в Указе Президента. Сегодня важно определить ответственных за проведение этой работы, и, в обязательном порядке, привлечь к этой работе профсоюзные организации.

В ближайшее время мы планируем провести селекторное совещание с участием министерств социальной сферы области и администраций муниципальных районов для обсуждения подготовки так называемых «дорожных карт», которые необходимо утвердить по аналогии с Правительством России.

Остается актуальным вопрос защиты трудовых прав граждан. В прошедшем году подписано двенадцатое областное трехстороннее соглашение на 2013-2015 годы, которое продолжает стратегию по обеспечению системной модернизации секторов реальной экономики, отраслей социальной сферы, государственного управления, направленного на повышение качества жизни населения. В январе на заседании Правительства был принят План мероприятий органов исполнительной власти области по реализации данного Соглашения.

В системе соцпартнёрства на сегодняшний день действует 219 территориальных трехсторонних и отраслевых соглашений. Областной показатель уровня охвата работников по полному кругу предприятий коллективно-договорными отношениями превышает показатель по Приволжскому федеральному округу, в том числе в 33 районах области. Вместе с тем, в 9 районах: Саратовском, Ершовском, Ртищевском и Красноармейском охват работников коллективно-договорными отношениями ниже средне-областного показателя.

738 коллективных договоров или 13% от их общей численности по области требуют перезаключения. А в Краснокутском районе эта цифра достигает 91%! Прошу замглаву администрации Краснокутского района взять этот вопрос на особый контроль. Сегодня центр тяжести по защите трудовых прав работников все больше смещается в муниципалитеты, на локальный уровень социального партнерства – коллективные договоры. В связи с этим, повышение качества социального партнерства на муниципальном уровне одна из основных задач этого года.

Ушедший год нельзя назвать благополучным в отношении безопасности труда. Несмотря на то, что общее количество погибших и получивших тяжелые травмы в результате несчастных случаев на производстве в 2012 году уменьшилось на 8%, количество погибших на производстве возросло на 66% (с 29 до 48 человек). Большинство погибших – 27 человек – работали в г. Саратове. Безусловно, в такой ситуации мы должны сделать все необходимое, чтобы люди, уходя на работу, были уверены, что вернутся домой целыми и невредимыми. Во взаимодействии с контрольно-надзорными органами, профсоюзами мы будем жестко требовать от работодателей неукоснительного соблюдения требований законодательства об охране труда!

По сравнению с 2011 годом в прошлом году почти в 3 раза - до 118 тыс. выросло количество аттестованных рабочих мест. Столь значительный рост обусловлен, прежде всего, тем, что наша область в числе 6 регионов России участвовала в пилотном проекте по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, образования и культуры за счет средств Фонда социального страхования. Доля рабочих мест, аттестованных в рамках проекта, составила 87,1% или 77 тыс. почти в 2 тыс. учреждений вышеперечисленных сфер деятельности. Почти на каждом третьем рабочем месте выявлены вредные или опасные условия труда. По итогам пилотного проекта разработаны мероприятия по улучшению условий труда, выполнение которых является одной из важнейших задач нынешнего года.

В 2012 году в рамках исполнения переданных полномочий по охране труда достигнут почти 20-процентный рост количества проведенных органами местного самоуправления мероприятий по вопросам охраны труда, на четверть возросло количество обученных безопасным приемам труда, осуществлено около 4 тыс. выходов на предприятия и учреждения районов. В целом эффективно велась работа по исполнению переданных полномочий в г. Саратове, Энгельсском, Аткарском, Базарно-Карабулакском, Балаковском, Балашовском, Балтайском, Екатериновском, Калининском, Ртищевском муниципальных районах. Вместе с тем, не на должном уровне проводилась работа в Краснокутском, Краснопартизанском, Лысогорском муниципальных районах и ЗАТО Михайловский.

Задача текущего года – повысить эффективность реализации переданных полномочий за счет усиления контроля за их выполнением и оказания методической помощи специалистам районных администраций. Приоритетными направлениями должны стать: реализация долгосрочной областной целевой программы «Улучшение условий и охраны труда в Саратовской области» на 2013 – 2015 годы; усиление межведомственного взаимодействия в вопросах безопасности труда, информационное обеспечение и распространение передового опыта по созданию здоровых и безопасных условий труда. Мы рассчитываем на заинтересованное участие сторон социального партнерства в решении проблемы снижения профессиональных рисков. Уверена, что совместными усилиями мы сможем добиться реального повышения безопасности на производстве.

Еще одно важное направление нашей работы, которому в последнее время уделяется значительное внимание на федеральном уровне – это регулирование трудовой миграции.

В прошлом году определены основные федеральные векторы миграционной политики, в том числе утверждена Концепция миграционной политики Российской Федерации до 2025 года. Этот год должен стать для нас годом определения региональных стратегий миграционного развития. До 1 апреля необходимо разработать областную Концепцию миграционной политики, в первом полугодии обеспечить согласование со всеми заинтересованными структурами, в том числе в федеральном правительстве, новой программы переселения соотечественников. Задача этого года не только не сократить, но и увеличить темпы переселения соотечественников в рамках данной программы, несмотря на трудности, связанные со сроками утверждения программы на федеральном уровне. Безусловно, эта задача не будет реализована без активного участия муниципалитетов, для которых программа переселения является хорошим инструментом решения демографических проблем и восполнения дефицита квалифицированных кадров.

В нашей работе по квотированию рабочих мест для иностранных граждан в первую очередь мы должны обеспечить безусловный приоритет жителей области перед иностранной рабочей силой.

Губернатор области В. Радаев отметил, что «сегодня есть сложности с трудоустройством в сельской местности, и в то же время находим работу гражданам Ближнего и Дальнего Зарубежья. Необходимо создать такие условия, при которых саратовцы захотели бы занимать эти вакансии, а повышение заработной платы – отличный для этого стимул».

Директорам центров занятости совместно с администрациями районов необходимо значительно усилить разъяснительную работу, в том числе индивидуальную, с работодателями, привлекающими иностранную рабочую силу, обращая их внимание на необходимость замещения рабочих мест местными ресурсами и обеспечение ими должного уровня оплаты труда, ориентированного на среднюю по отрасли. Также необходимо активнее пропагандировать труд сельских жителей, информировать о возможности обеспечения жильем в сельской местности для привлечения кадров на село.

В текущем году необходимо значительно увеличить прозрачность всего процесса квотирования, как за счет усиления его информационного сопровождения, так и за счет обеспечения доступности информации о принимаемых управленческих решениях, в том числе он-лайн трансляций заседаний комиссий по утверждению квот.

Необходимо повысить и эффективность организационной и межведомственной составляющей работы в сфере миграции. Первые шаги уже делаются – вместо нескольких межведомственных органов, решающих миграционные задачи, часто перекликающиеся, создается Координационный Совет по реализации миграционной политики в Саратовской области под руководством Губернатора.

Одной из ключевых наших задач продолжает оставаться повышение качества и доступности услуг для населения.

Я уже говорила выше о создании доступной среды в наших центрах занятости. Еще одним механизмом повышения доступности наших услуг является их оказание в электронном виде.

В прошлом году от граждан поступило около 2,3 тыс. заявок на оказание 8 государственных услуг в сфере занятости населения, предоставляемых в электронном виде. В общем количестве государственных услуг, оказанных центрами занятости населения в 2012 году, доля электронных составила 5,8%. В текущем году центрам занятости населения необходимо продолжить информационно-разъяснительную работу с населения по вопросу возможности получения услуг через портал Госуслуги и оказывать методическую помощь гражданам, обучая их работе с порталом.

В настоящее время Министерством ведутся работы по интегрированию автоматизированной системы «Вариант» с порталом «Электронное правительство. Государственные услуги», что позволит получать заявки от граждан в электронном виде непосредственно центрами занятости населения. В результате повысится как оперативность, так и качество обслуживания населения.

Наш главный приоритет – оценка нашей работы жителями Губернии. Прошу директоров центров занятости совместно с администрациями районов развернуть информационную кампанию о нашей деятельности через СМИ, теле и радиовещание, объекты соцкультбыта, общественный транспорт, на постоянной основе проводить опросы граждан.

К выработке всех управленческих решений, касающихся интересов граждан, необходимо активно привлекать общественность. При министерстве уже создан Общественный Совет, в который вошли представители общественных организации, науки и инициативных граждан. Директорам центров занятости необходимо создать аналогичные Советы в центрах.

Особый контроль необходим за пресечением любых коррупционных правонарушений. Этот вопрос находится на контроле у Президента РФ, Губернатора области. Несмотря на то, что при проведении проверок в центрах занятости населения фактов коррупции не выявлено, тем не менее, директорам необходимо держать руку на пульсе. «Нет такой таблетки от коррупции, которую принял и выздоровел, должна быть система мер» сказал Владимир Владимирович Путин. Поэтому необходима системная и постоянная работа в этом направлении. Постоянное внимание необходимо уделять комфортному оказанию услуг клиентам. Будьте готовы к проверкам и соответствующим выводам.

Реализация поставленных задач, выполнение программных показателей и сохранение нормативов доступности оказываемых государственных услуг, эффективное и целевое освоение финансовых средств позволят сохранить стабильную ситуацию на рынке труда области. По нашим прогнозам, к концу этого года уровень безработицы не превысит показатель 2012 года, напряженность на рынке труда составит 0,5 незанятых на вакансию.

Уважаемые участники заседания! Круг проблем, решаемых Министерством и подведомственными учреждениями, очень широк. Полный перечень задач до конца 2013 года представлен в решении коллегии, который у вас на руках. Ознакомившись с ним, вы сможете определить полную и подробную систему действий, скоординировать планы своей работы с задачами, которые будет решать Министерство.

Возврат к списку

Поиск по сайту

схема проезда

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН



Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)


Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

 
Доступная среда