Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Выступление министра занятости,труда и миграции области Н.Ю. Соколовой на постоянно-действующем совещании у заместителя Председателя Правительства области П.В. Большеданова 15.04.2013

15.04.2013

Выступление министра занятости,труда и миграции области Н.Ю. Соколовой на постоянно-действующем совещании у заместителя Председателя Правительства области П.В. Большеданова 15.04.2013

Уважаемый Павел Владимирович!

Уважаемые участники совещания!

 

В начале своего выступления хочу проинформировать вас о том, что в конце прошлой недели я принимала участие в коллегии Министерства труда и социальной защиты РФ, где обсуждались итоги прошедшего года и ставились задачи на 2013 год.

Среди основных вопросов, помимо отраслевых, рассматривались вопросы межотраслевой интеграции при реализации всех социально-значимых мероприятий, оценки эффективности принимаемых мер, особенный акцент ставился на реализации стратегий и программ развития субъектов РФ, на взаимодействии с федеральным центром и международном сотрудничестве.

В отношении ситуации на рынке труда необходимо отметить, что наша область идет в ногу с федеральными тенденциями и приоритетными ориентирами. А это в первую очередь рекордные показатели по снижению уровня безработицы и напряженности на рынке труда. По итогам года мы достойно выглядим на фоне многих регионов, в т.ч. входящих в ПФО.

Теперь о дне сегодняшнем. Первый квартал текущего года показал, что ситуация на рынке труда области продолжает оставаться стабильной. И если в начале года был отмечен небольшой рост численности безработных (а это было связано с сезонной безработицей и организационными мероприятиями по будущей реализации программ), то на сегодня отмечается тенденция к снижению численности безработных (на  15.04.13 г.  - 14,2 тыс. человек, что на 17,5% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года) при сохранении уровня безработицы 1,1 % (1,3 % в соответствующем периоде 2012 года).

По итогам 1 квартала мы вновь занимаем неплохие рейтинговые места, а это 7 место по ПФО и 23 место по России (по ПФО – 1,1%, впереди: Нижегородская, Ульяновская (0,7%), Чувашская Республика (0,9%), Республика Марий Эл, Пензенская, Самарская (1,0%), по РФ - 1,5%).

Говоря об  уровне трудоустройства при содействии службы занятости, то в 1 квартале показатель уже вырос по сравнению  с 2012 годом и составил 77 % (за 2012 год - 76 %), а это только начало реализации программ активной политики занятости, уверена, что возможности для дальнейшего роста у нас все имеются.

Создание в области в прошлом и текущем годах новых рабочих мест способствовало росту количества вакансий, заявленных в службу занятости населения (в 2012 году - 18 тысяч рабочих мест, в т.ч. - 2,1 тыс. высокотехнологичных рабочих мест (205 - на ЗАО «Северсталь-Сортовой завод Балаково» и 20 - на ЗАО «Балаково-Центролит» со средней зарплатой выше 30 тыс. руб.; 46 – на ОАО «Саратовский нефтеперерабатывающий завод» со средней зарплатой 23 тыс. руб.; 17 - на ЗАО «РПБ» со средней зарплатой 21 тыс. руб.).

В результате напряженность на рынке труда по-прежнему не превышает 0,5 незанятых на вакансию. По данному показателю область занимает 3 место в ПФО (0,6), (Нижегородская область (0,3), Чувашская Республика (0,4)) и 18 место в РФ (0,8). Это лучший показатель за последнее десятилетие.

Развитие экономики области способствует сокращению объемов планируемых высвобождений. В 1 квартале  2013 года с предприятий и организаций области было высвобождено 1,6 тыс. человек, что на 17% меньше, чем в 1 квартале прошлого года. Число реальных высвобождений составило 51% от запланированных объемов, т.е. первоначально заявленных работодателями. Более подробно этот вопрос освещался на ПДС у Губернатора области.

Вместе с тем определённые проблемы на рынке труда еще сохраняются. Так, в 21 районе области уровень безработицы превышает среднеобластной показатель. В ближайшие 3 месяца к высвобождению планируется 1,8 тыс. работников, из которых 68% или 1,2 тыс. человек могут обратиться в службу занятости населения, в основном это работники обрабатывающих производств и органов госуправления (администрации муниципальных образований, комитеты).

По сравнению с  аналогичным периодом прошлого года на 41%  - до 3,1 тыс. человек выросла численность работников, работающих в режиме неполной занятости (увеличение объемов неполной занятости произошло большей частью за счет предприятий промышленности. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года численность работников этих предприятий, работающих в режиме неполной занятости, увеличилась почти на 30% (с 1,9 тыс. чел. до 2,4 тыс. чел.). В режим неполной занятости наряду с прежними вступили ОАО «Волгодизельаппарат» (422 чел.), ОАО «Саратовский институт стекла» (350 чел.), ОП ФГУП «Консервный завод» ФСИН России (270 чел.), ФГУП ПЭМЗ «МОЛОТ» (216 чел.), ОАО «НЕФТЕМАШ-САПКОН» (200 чел.), ФГУП "Маслозавод" ФСИН России (175 чел.) и др.).

В 93-х «критических» зонах сельского рынка труда практически отсутствуют работодатели. В 2012 году разработано и реализовано 34 программы, которыми было охвачено 63 «критические» зоны или 67,7% от выявленных. В результате численность зарегистрированных безработных, проживающих в «критических» зонах рынка труда, сократилась на треть (до 1127 человек), что составило 1,8% от численности населения в ТСВ «критических» зон (на 01.03.2012 – 2,3%). В этом году работа по социальному картографированию рынка труда, разработке и реализации совместных программ продолжается.

Увеличивается среднее время поиска работы. По итогам прошлого года этот показатель составлял 5,1 месяца, а в 2011 году – 4,9 месяца,. Таким образом каждый пятый зарегистрированный безработный длительное время не работал (это связано с тем, что при общем снижении численности безработных выросли доли инвалидов, граждан предпенсионного возраста(снизилась доля направленных на пенсию), детей-сирот, сельских безработных; ощутимую роль сыграли высвобожденные в 2011-2012 годах работников предприятий всех ЗАТО; снизилась на 95 % численность безработных граждан, получивших субсидию на открытие собственного дела).

В связи с двукратным повышением размеров страховых взносов во внебюджетные фонды для индивидуальных предпринимателей  в текущем году наблюдается тенденция роста закрытия предприятий малого бизнеса. С начала текущего года в службу занятости населения обратилось 104 человека, прекративших предпринимательскую деятельность, что уже составляет почти половину  от обратившихся граждан данной категории в 2012 году. Всего в 2012 году по данным пенсионного фонда прекратили предпринимательскую деятельность свыше 6 тыс. граждан.

Мы провели опрос 98 граждан, прекративших предпринимательскую деятельность и обратившихся в органы службы занятости в 2013 году, который показал, что 60% из них основной причиной прекращения предпринимательской деятельности указали увеличение фиксированного размера страховых взносов. 82% ссылаются на отсутствие достаточного дохода для уплаты налогов и обязательных платежей. Почти 40% бывших предпринимателей работали в сфере торговли, 27% - в сельском хозяйстве, 44% опрошенных вели свой бизнес свыше 3-х лет.

Для решения вышеназванных проблем в области продолжает свою реализацию долгосрочная областная целевая программа «Содействие занятости населения Саратовской области» на 2012-2014 годы, объем финансирования которой в 2013 году составляет 75,1 млн. рублей из средств областного бюджета.  

С начала текущего года практически все достигнутые показатели выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, за исключением численности трудоустроенных, которая при росте уровня трудоустройства снизилась на 7,4%.   Основная причина - в уменьшении численности граждан, обращающихся в службу занятости населения области в целях поиска работы.

 Вместе с тем, наша главная задача – обеспечить в 2013 году доступность каждой государственной услуги в сфере занятости населения не ниже утвержденных на федеральном уровне нормативов. Одним из инструментов ее решения является перевод в 2012 году ряда государственных услуг в электронный вид. В прошлом году от граждан поступило около 2,3 тыс. заявок на оказание 4 государственных услуг в сфере занятости населения, предоставляемых в электронном виде (мало, потому что в проектах федеральных стандартов указано на не возможность оказания многих услуг в электронном виде в виду своей специфики).  В общем количестве государственных услуг, оказанных центрами занятости населения в 2012 году, доля электронных составила 5,8%. Задача текущего года при дополнительно внедренных 2 услугах – довести этот показатель до 10%.

2013 год мы объявили Годом содействия повышению эффективности использования трудового потенциала области. В этом году нам предстоит большая организационно-правовая работа. На уровне Минтруда России в настоящее время идет разработка федеральных стандартов оказания государственных услуг в сфере занятости населения, которые устанавливают перечень основных административных процедур, сроки их выполнения и критерии принятия решений. Один уже принят - по государственной услуге содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, по 8-ми - разработаны проекты. Наша задача – оперативно утвердить на их основе областные административные регламенты оказания услуг в сфере занятости населения.

В этом году одним из главных приоритетов в работе является содействие трудоустройству граждан с инвалидностью и женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет. Именно данным категориям граждан особое внимание в своих майских указах уделил Президент России В.В. Путин,  решение этих проблем  поставлено  на Коллегии Минтруда РФ в число приоритетных задач.

В рамках реализации вышеуказанных направлений в текущем году в области продолжается реализация Комплекса мер, направленных на создание в области условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей  с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет (на 2012-2014 годы). Программой содействия занятости населения предусмотрено профессиональное обучение ежегодно не менее 160 женщин данной категории. 

В апреле  2013 года началась реализация новой областной программы «О дополнительных мероприятиях по содействию в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места на   2013 год», финансирование которой на 95% состоит из субсидий федерального бюджета (11,0 млн. руб.). В этом году на специально оснащенные рабочие места будет трудоустроено не менее 175 незанятых  инвалидов. Это почти в 2 раза больше, чем в прошлом году.

Вместе с тем учитывая, что уровень трудоустройства граждан с инвалидностью составляет чуть более 30%, мы поставили перед собой цель по внедрению в деятельность службы занятости новых инструментов по содействию их занятости. В этом году Министерство приступило к проведению долгосрочного мониторинга по выявлению потребности незанятых инвалидов трудоспособного возраста в трудоустройстве и открытии собственного дела, участниками которого станут 1700 инвалидов. На сегодняшний момент в выборочном опросе уже принял участие 671 инвалид (из которых 13% ищут работу на специализированных предприятиях с учетом своих профессиональных возможностей и уровня заболевания, 10% - в организациях реального сектора экономики, 3% опрошенных инвалидов готовы открыть собственное дело. Около 70% респондентов в вопросе трудоустройства рассчитывают на помощь службы занятости).

В целях повышения эффективности трудоустройства граждан с инвалидностью в ряде субъектов России созданы службы сопровождения инвалидов, оказывающих целый спектр услуг, начиная от профессиональной реабилитации и заканчивая профориентацией, профессиональным обучением и трудоустройством, активными участниками которых являются социально ориентированные некоммерческие организации. В настоящее время мы изучаем этот опыт.

Еще один вопрос, требующий решения, – квотирование рабочих мест для инвалидов, который сегодня фактически представляет собой резервирование рабочих мест. В ряде субъектов Российской Федерации (Калужская, Воронежская области и Республика Татарстан) этот вопрос решен, там разработан и действует механизм стимулирования работодателей, создающих рабочие места для трудоустройства инвалидов, включая компенсацию работодателям затрат, возникающих при применении труда инвалидов. Такой опыт, безусловно, необходимо внедрить и в нашей области. В настоящее время Министерством разрабатывается проект постановления Правительства области «О возмещении затрат работодателей на заработную плату при трудоустройстве незанятых инвалидов сверх установленной квоты».

Минтрудом России установлены критерии оценки эффективности трудоустройства инвалидов, в том числе за счет средств субсидий из федерального бюджета,  разработаны методические рекомендации, в которых содержатся единые подходы к определению численности инвалидов, нуждающихся в трудоустройстве, показатели для оценки эффективности реализуемых органами исполнительной власти субъектов РФ мер по содействию их трудоустройству, а также источники получения данных и порядок их расчета.

В настоящее время в нашем Министерстве разработан проект Плана по реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и по созданию условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью (среди намечаемых мер – организация общественного мониторинга указанных мероприятий, проведение информационной компании о принимаемых мерах по обеспечению занятости инвалидов и женщин, имеющих несовершеннолетних детей, проведение оценки эффективности реализуемых мероприятий).

Привлечение общественности к выработке всех управленческих решений, касающихся интересов граждан, является сегодня очень актуальным. При Министерстве уже создан Общественный Совет, в который вошли представители общественных организации, науки и инициативных граждан. Мы поставили задачу перед директорами центров занятости создать аналогичные Советы в центрах.

Приоритетным направлением остается трудоустройство граждан на вновь созданные рабочие места.  В этом году в области планируется создать не менее 18 тыс. новых рабочих мест, что на уровне прошлого года, из них  8,9 тыс. – в организациях и 9,1 тыс. –  в сфере малого предпринимательства. Не менее 260 новых рабочих мест в сфере малого предпринимательства будет создано при финансовой поддержке службы занятости. Отраслевую структуру рабочих мест вы можете увидеть на слайде.

Задача нашего Министерства совместно с отраслевыми министерствами и администрациями муниципальных районов продолжить мониторинг создания новых рабочих мест, организовать работу по подбору и подготовке необходимых кадров под эти рабочие места (в том числе в сфере малого бизнеса) в целях снижения имеющегося дисбаланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, в том числе с учетом разработанного нами прогноза баланса трудовых ресурсов области на 2013-2015 годы (его данные будут служить ориентиром для министерства образования области при прогнозировании приема учащихся в учреждения профессионального образования).

Решению данной проблемы будет также способствовать впервые включенный в областное трехстороннее Соглашение на 2013-2015 годы раздел «Развитие системы профессионального образования и молодежной политики», который направлен на  формирование региональной системы прогнозирования потребности экономики в квалифицированных кадрах, трудоустройство выпускников профессиональных образовательных учреждений, создание региональной системы оценки качества профобразования.

В условиях вступления России в ВТО особое внимание мы будем уделять подготовке квалифицированных кадров для наиболее приоритетных отраслей экономики, а также переподготовке кадров, высвобождаемых с неэффективных производств.

Всего в 2013 году на профессиональное обучение планируется направить не менее 3,5 тыс. безработных, из них каждого пятого – по профессиям предпринимательской сферы. Акцент в обучении будет сделан на изучении менеджмента и управленческих технологий, чтобы в новых условиях предприятия малого и среднего бизнеса могли составить здоровую конкуренцию иностранным компаниям.

Важной задачей остается расширение базы данных вакансий за счет всех существующих незанятых рабочих мест, включая вакансии с достойной зарплатой для квалифицированной рабочей силы, и предполагающих гибкий график работы и новые формы занятости для трудоустройства  сельских жителей, молодежи без опыта работы, людей с ограниченными возможностями здоровья, многодетных родителей, женщин, имеющих детей, граждан предпенсионного и пенсионного возраста.

В конце прошлого года Правительством области принято распоряжение «О предоставлении в органы службы занятости населения области информации о вакантных рабочих местах», в соответствии с которым органы исполнительной власти осуществляют контроль за ежемесячным предоставлением подведомственными организациями информации о наличии вакантных рабочих мест в центры занятости. Мы будем осуществлять контроль за исполнением данного распоряжения.

Следует не забывать о возможностях в обеспечении области трудовыми ресурсами за счет привлечения на территорию области иностранных граждан, в том числе в приоритетном порядке на постоянное место жительство. В настоящее время Министерство проводит параллельно работу в двух направлениях - в рамках программы содействия добровольному переселению соотечественников из-за рубежа и в рамках привлечения временных трудовых мигрантов. С учетом федеральных задач, поставленных на коллегии Минтруда РФ, и региональных приоритетов необходимо максимально учитывать уровень профессиональной подготовки, изыскивать возможность переподготовки иностранных работников под потребности работодателей и экономики области в целом, создавать все условия для их  социальной адаптации и интеграции (в настоящее время проект Концепции проходит стадию согласования, обсуждается на «круглых столах», на Общественном совете при Министерстве, в Общественной палате и т.д.). 

Реализация поставленных задач, выполнение программных показателей и сохранение нормативов доступности оказываемых государственных услуг, эффективное и целевое освоение финансовых средств позволят сохранить стабильную ситуацию на рынке труда области. По нашим прогнозам, к концу 2013 года уровень безработицы не превысит 1,1%, напряженность на рынке труда составит 0,5 незанятых на вакансию. То есть показатели будут сохранены на уровне конца прошлого года.

Спасибо за внимание.

Возврат к списку

Поиск по сайту

схема проезда

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН



Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)


Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

 
Доступная среда