Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Выступление министра занятости,труда и миграции области Н.Ю. Соколовой на окружном совещании Минтруда России и Минобрнауки России в Уфе 26.04.2013

29.04.2013

Выступление министра занятости,труда и миграции области Н.Ю. Соколовой на окружном совещании Минтруда России и Минобрнауки России в Уфе 26.04.2013

Уважаемые коллеги, участники окружного совещания!

В настоящее время на региональном рынке труда, также как и в целом по России, существуют проблемы профессиональной реабилитации граждан с инвалидностью. Во многом это зависит от снижения количества специализированных предприятий, использующих труд инвалидов. Определенные сложности с трудоустройством также испытывают женщины, воспитывающие несовершеннолетних детей, так как далеко не все работодатели готовы предоставлять им гибкий график работы и создавать условия по совмещению воспитания детей с их трудовой деятельностью.

Учитывая высокую социальную значимость решения проблем этих категорий граждан и во исполнение Указов Президента Российской Федерации министерством занятости, труда и миграции Саратовской области разработан план, утверждающий комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и созданию условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью. (Комплекс мер предусматривает организацию общественного мониторинга исполнения Указов Президента РФ в разрезе целевых групп; обсуждение вопросов содействия занятости инвалидов на Координационном Совете по делам инвалидов; рассмотрение вопросов по содействию занятости данных категорий граждан в рамках деятельности областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и Общественном Совете при Министерстве; проведение «круглых столов» и других специализированных мероприятий; проведение масштабной информационной компании, в том числе информирование через социальную рекламу, работу «горячих линий» и наиболее посещаемые службы и общественные организации; проведение опросов целевых групп и др.).

Решение задач в сфере занятости граждан данных категорий осуществляется Министерством в рамках социального партнерства с органами местного самоуправления, социальной защиты, службы медико-социальной экспертизы, районными обществами инвалидов, образовательными учреждениями, другими организациями и работодателями. (Министерством заключены соглашения о совместной деятельности по содействию трудоустройству инвалидов с Федеральным казенным учреждением «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы по Саратовской области», Саратовской областной организацией общероссийской общественной организацией «Всероссийское общество инвалидов», с ГАОУ НПО СО «Саратовское профессиональное училище – интернат для инвалидов».).

С участием наших социальных партнеров проводятся различные мероприятия (ярмарки вакансий, «социальные гостиные», «круглые столы», «Дни МСЭ в службе занятости населения», семинары, выездные консультации в удаленные сельские районы, различные профориентационные мероприятия, ежегодно ко дню инвалидов организуется проведение месячника по содействию их занятости). Ежегодно участниками мероприятий становятся более 5 тыс.чел. и около700 работодателей. (28 мая текущего года, в рамках городского Форума по содействию занятости населения «Твой выбор», планируется проведение «круглых столов» по вопросам повышения эффективности реализации мероприятий по содействию занятости инвалидов и женщин, имеющих несовершеннолетних детей с участием безработных граждан, работодателей, представителей службы МСЭ, социальных служб, Пенсионного фонда, общественных организаций инвалидов и др.).

В рамках информационного сопровождения мероприятий по содействию трудоустройству граждан с инвалидностью и женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, в средствах массовой информации и на сайтах в Интернете размещаются публикации, пресс-релизы, информационные сообщения, проводятся телерепортажи и радиосюжеты. (На сайте Министерства созданы специальные разделы «Содействие занятости инвалидов» и «Женщинам, имеющим несовершеннолетних детей», где ежемесячно размещается информация о плане работы Министерства и ЦЗН по содействию занятости данных категорий граждан, специальных программах по трудоустройству, вакансиях, а также регулярно проводятся онлайн – опросы и открытые форумы для обсуждения актуальных проблем.).

Если говорить конкретно о категории «женщин, имеющих несовершеннолетних детей», то она является достаточно многочисленной, в среднем в год составляет 9% от численности граждан, обращающихся в областную службу занятости. С начала текущего года за содействием в поиске подходящей работы обратилось на 16% больше женщин, имеющих детей, чем в аналогичном периоде прошлого года, из них практически каждая вторая нашла работу (1кв.2012г. – 646 чел., 1кв.2013г. – 606 чел.). Однако уровень их трудоустройства составил 43%(что на 10 процентных пунктов меньше аналогичного показателя прошлого года), что говорит о существующей проблеме с поиском работы.

С целью увеличения уровня трудоустройства женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, в 1 квартале 2013 года профориентационными услугами было охвачено 76% женщин, обратившихся в службу занятости населения, что существенно больше, чем в аналогичном периоде прошлого года (на 15%), также значительно вырос показатель по предоставлению государственной услуги по социальной адаптации, который вырос на 20 %.

Проведение адресных мероприятий, расширение информационного поля, активное содействие трудоустройству до присвоения статуса безработного, увеличение до 3 раз объемов профессионального обучения – все это позволило сократить численность безработных женщин, имеющих детей, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 24% (2674 чел. до 2027 чел.).

Обучение безработных женщин данной категории проводилось по 16 образовательным программам, наиболее востребованным на рынке труда(из них наиболее популярными явились по следующим специальностям: «парикмахер» - 19,3 % от численности направленных на обучение женщин; «бухгалтерский учет» - 17,7 %; «водитель автомобиля» - 14,5%; «1С:Предприятие» - 12,9%; «маникюрша» - 4,8%; «сметчик в области строительства» - 4,8%; «повар» - 4,8%).

В течение последних трех лет показатель трудоустройства после переобучения женщин, имеющих несовершеннолетних детей, устойчиво рос и составил 69,3 %.

В целях повышения конкурентоспособности на рынке труда и обеспечения возможности совмещения материнства и профессиональной деятельности женщин-работниц в 2013 году предусмотрена профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации 160 женщин в период отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет.

С начала текущего года на обучение направлено женщин данной категории в 2 раза больше, чем в 1 квартале прошлого года. Обучение организовано по 13 специальностям. (Мероприятия по содействию занятости данной категории женщин входят в комплексный план мероприятий, заключенный между нашим Министерством и министерством социального развития области.).

Как показывает практика работы Министерства, наибольшие проблемы с трудоустройством существуют у граждан с инвалидностью, но индивидуальный подход при проведении различных мероприятий к каждому из них позволил снизить численность этой группы на 8,3% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, повысить уровень их трудоустройства на 0,9 процентных пунктов(1кв.2012г.–29,9%,1кв.2013г.–30,8%),увеличить численность направленных на профессиональное обучение на 53%(1кв.2012г.–19 чел., 1кв.2013г.–29 чел.). Государственные услуги по профориентации и психологической поддержке предоставлены каждому второму инвалиду. До конца 2013 года не менее 70 незанятых инвалидов получат субсидии на развитие самозанятости и предпринимательской деятельности(2012г.–73 чел.).

Анализ индивидуальных программ реабилитации инвалидов, состоявших на учете, показал, что 4,4% инвалидов службой медико-социальной экспертизы рекомендовано создание специальных рабочих мест, 13,2% нуждаются в создании рабочих мест на дому.

В связи с этим и с целью расширения возможностей трудоустройства инвалидов в 2013 году Министерством реализуется областная целевая программа дополнительных мероприятий, в рамках которой предусмотрено оборудование (оснащение) 175 рабочих мест для трудоустройства инвалидов, что соответствует численности рабочих мест, оснащенных за все три предшествующих года реализации программы. На сегодняшний день заключены договоры с работодателями на оснащение 19 рабочих мест.

Мы наблюдаем устойчивый интерес к этой программе у работодателей, что позволяет быть нам уверенными в успешной ее реализации до конца года.

В текущем периоде в соответствии с рекомендациями Минтруда России Министерством проводится мониторинг потребности незанятых инвалидов в трудоустройстве и открытии собственного дела, участниками которого станут 1700 чел., третья часть из них уже приняла участие в опросе. (13% ищут работу на специализированных предприятиях с учетом своих профессиональных возможностей и уровня заболевания, 10% - в организациях реального сектора экономики, 3% опрошенных инвалидов готовы открыть собственное дело. Решая вопрос трудоустройства, большинство инвалидов (около 70%) рассчитывают на помощь службы занятости населения).

Во исполнение приказов Минтруда России Министерством также проводится мониторинг закрепляемости инвалидов на оборудованных (оснащенных) рабочих местах в 2013-2015 годах, и оценка эффективности реализации мер по содействию их занятости (на рабочих местах, оснащенных в 2012 году, закрепилось 84 инвалида, что составляет 87,5%. Большинство инвалидов (78%) уволились по причине ухудшения состояния здоровья).

С целью обеспечения дополнительных гарантий занятости граждан с инвалидностью Министерство выступает координатором работы по квотированию рабочих мест для инвалидов, контролю за исполнением работодателями квоты, проведению анализа количества и качества рабочих мест.

Следует отметить, что одним из решающих факторов, препятствующих трудоустройству инвалидов, является нежелание работодателей принимать инвалидов на постоянную работу, в том числе в связи с дополнительными затратами на создание для них особых условий труда.

Должна сказать, что мы не только изучаем проблему и констатируем ее наличие, но главное, несмотря на ограниченность бюджетных средств, определяем приоритеты и принимаем действенные меры. Так с целью расширения возможностей трудоустройства инвалидов Министерством подготовлен проект постановления Правительства, предусматривающий возмещение затрат работодателей на оплату труда инвалидов, трудоустроенных на рабочие места сверх установленной квоты(в течение 3 месяцев в размере минимального размера оплаты труда с учетом страховых взносов в государственные внебюджетные фонды).

Большие надежды мы возлагаем и на новые изменения, внесенные в законодательство РФ, устанавливающие ответственность работодателей за не создание и не выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет квоты.

Вместе с тем, с целью усиления контроля считаем необходимым увеличить объем проверок предприятий, квотирующих рабочие места для инвалидов. В связи с этим предлагаем внести в законодательство РФ также изменения, позволяющие подведомственным центрам занятости населения осуществлять функцию контроля за приемом на работу инвалидов в счет установленной квоты, поскольку силами органов исполнительной власти в полном объеме это сделать крайне сложно, практически невозможно.

Также предлагаем обобщить региональную практику работы по организации квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов, думаю, что коллеги из других регионов меня в этом поддержат.

Считаем целесообразным на федеральном уровне предусмотреть софинансирование мероприятия по возмещению затрат работодателям на оплату труда инвалидов, трудоустроенных на оборудованные (оснащенные) рабочие места в рамках реализации программ дополнительных мероприятий, что позволит повысить эффективность, адресность, доступность предоставления всего спектра государственных услуг для инвалидов.

До конца текущего года первоочередными задачами Министерства в части содействия занятости инвалидов и женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, являются увеличение охвата участием данных категорий в программных мероприятиях; максимальное увеличение уровня их трудоустройства; снижение средней продолжительности поиска работы; разработка нормативно- правовой базы по реализации новых мероприятий по содействию их трудоустройству; содействие максимальному увеличению уровня закрепляемости инвалидов на оборудованных (оснащенных) рабочих местах.

Сегодня при складывающейся демографической ситуации, происходящих изменениях на рынке труда, все более возрастающей потребности работодателей в квалифицированных кадрах – бесценен вклад каждого человека в развитие экономики. Поэтому перед нами и нашими социальными партнерами стоит основная задача - мобилизовать все усилия для использования потенциала каждого гражданина, максимального раскрытия его возможностей и способностей.

Спасибо за внимание.

Возврат к списку

Поиск по сайту

схема проезда

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН



Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)


Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

 
Доступная среда