Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Выступление министра занятости, труда и миграции области Н.Ю. Соколовой

02.08.2013

Выступление министра занятости, труда и миграции области Н.Ю. Соколовой

Уважаемый Валерий Васильевич!

Уважаемые участники заседания!

Миграционные процессы и сопутствующие им проблемы в настоящее время являются, и конечно, будут являться в долгосрочной перспективе, одними из наиболее актуальных и резонансных.

Сл2. По оценке экспертов, до последнего времени российская миграционная политика была политикой текущего времени и не была нацелена на перспективу. В России не существовало целостной системы взглядов на содержание и основные направления реализации стратегического курса страны в сфере миграции. Такое положение приводило к тому, что миграционная политика в целом и принимаемые нормативные правовые акты по ее реализации отличались крайностями: либо полная либерализация внешней миграции и взятие на себя непомерных обязательств перед мигрантами (вспомним первые редакции законов «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах»), либо излишнее ужесточение позиции государства по отношению к мигрантам (примером может служить Советский Союз с его железным занавесом).

С одной стороны, благодаря миграционному притоку была частично компенсирована естественная убыль населения, подняты многие секторы экономики, в первую очередь, строительство, услуги, торговля и сельское хозяйство. С другой стороны недостаточный контроль и погоня за дешевой рабочей силой вели к росту численности нелегальных мигрантов, что провоцировало всплески ксенофобии и национальных конфликтов.

Сегодня миграционные процессы приобрели более системный характер, но, по-прежнему, остаются сложными и противоречивыми, имеют свою зачастую кардинально различающуюся специфику на Российском пространстве.

Уровень экономического развития, а точнее, неравномерность экономического развития отдельных регионов, территорий, муниципалитетов, конечно же, является одной из основных причин миграции населения.

С целью дальнейшего развития и эффективного регулирования миграционных процессов в прошедшем году в стране появился долгосрочный стратегический документ, определяющий цели, приоритеты и целевые ориентиры государства в сфере миграции – Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года.

Сл3. Необходимость принятия подобных концептуальных документов на уровне регионов была обозначена на прошедшем в сентябре минувшего года Совете при Полномочном Представителе Президента Российской Федерации в Приволжском Федеральном округе.

Не случайно вопрос о региональных аспектах реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года рассматривался именно Саратове.

Сл4. Это связано, прежде всего, с тем, что наша область, наряду с характерными для всей России, имеет ряд специфических особенностей, определяющих необходимость рассматривать ее, как территорию повышенного внимания к протекающим в ней миграционным процессам.

Во-первых, Саратовская область имеет геополитическое значение – ибо граница с Казахстаном составляет 565 км. В связи с этим область является транзитной для большого количества мигрантов.

Сл5. Далее, наш регион исторически сложился как многонациональный и поликонфессиональный. В Саратовской области проживает 148 национальностей, которые представлены всеми основными конфессиями(вероисповедание).

Сл6. На протяжении ряда лет в Саратовской области наблюдаются отрицательные демографические тенденции. Из 38 муниципальных районов области лишь в трех районах наблюдался естественный прирост.

При нынешнем состоянии дел Федеральная служба государственной статистики прогнозирует снижение численности населения области к 2025 году до 2,4 миллионов.

Сл7. Еще одной чертой демографических процессов, происходящих в Саратовской области, является и старение населения.

Таким образом, миграционные процессы отражаются на всех сферах жизни населения, и поэтому мы попытались привлечь к разработке проекта Концепции максимальное количество экспертов, представляющих различные направления. И тех, кто тем или иным образом будет участвовать в реализации документа, и тех, кто непосредственно на себе в ближайшем будущем почувствует его влияние.

Сл8. В рабочую группу по разработке Концепции вошли представители 16 федеральных и областных ведомств области. В настоящее время проект согласован со всеми заинтересованными органами власти, он прошел обсуждение на многих общественных площадках. Получили отзывы на Концепцию от 5 общественных организаций.

На суд населения мы выносили наш проект и через средства массовой информации, в том числе он был размещен на сайте нашего министерства и обсуждался его посетителями.

Разрабатываемый документ построен на научных разработках саратовских ученых в сфере миграции и с использованием современных научных методик исследований.

Эксперты положительно отметили дифференцированный подход к трудовым мигрантам и само определение типа мигранта. Они также предостерегли от смешивания понятий демографическая политика и миграционная политика. В качестве сильной стороны Концепции отмечен процесс включения мигранта в миграционное поле как активного действующего субъекта.

Всего на проект получено 26 отзывов.

Сл9. Документ согласован с 4 федеральными и 5 областными стратегическими документами. Вы можете увидеть их на слайде. В процессе разработки были изучены аналогичные документы стран Ближнего Зарубежья и других регионов РФ.

Кроме того, были проанализированы и учтены возможные последствия интеграционных процессов на территориях государств-участников Содружества Независимых Государств, Таможенного Союза и Единого экономического пространства, а также тенденции глобализации и последствия вступления России во Всемирную торговую организацию.

Сл10. Основной целью Концепции миграционной политики был определен миграционный прирост населения, обеспечивающий стабилизацию численности населения к 2015 году на уровне 2,45 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году. Эта цель согласована с основной целью региональной Концепции демографической политики, в которой соответствующая численность населения закреплена в качестве целевого ориентира. Вместе с тем, по прогнозам министерства здравоохранения области и госстатистики за счет естественной прибыли населения эта задача выполнена не будет. Прошу обратить внимание на слайд. Для обеспечения в регионе такой численности населения миграционная прибыль должна составить в среднем ежегодно не менее 7 тысяч человек.(Целевой ориентир численности населения к 2015 году определенный концепцией демографического развития 2450 тыс. – ниже численность не должна упасть в идеале. Следовательно, так как в прогнозе росстата к 2025 году она  будет - 2359,7, то надо обеспечить восполнение не менее 90,3 тысяч (2450-2359,7) ежегодным миграционным приростом с 2015 года не менее7 тыс. чел. (90,3/13лет (с 2013 по 2025).

Задача это весьма не простая в исполнении и может быть решена только при условии устойчивого экономического развития региона и создания необходимых благоприятных социальных-экономических, в том числе жилищных условий, не только для мигрантов, а в первую очередь для населения области, чтобы сократить его отток в другие территории.

Сл11. В связи с этим в Концепции определены риски, которые могут повлиять на достижение целевых показателей. Это: отсутствие своевременных изменений федерального законодательства; недостаточность финансовых и кадровых ресурсов для реализации мероприятий, обеспечивающих достижение целевых показателей Концепции; несоблюдение социально-экономических параметров развития области, закрепленных в Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года, Программе социально-экономического развития Саратовской области до 2015 года, межотраслевых и отраслевых Стратегиях и Концепциях развития области.

Для достижения основной цели в соответствии с проектом Концепции предполагается проведение селективной миграционной политики, основанной на половозрастных и квалификационных потребностях экономики области. При этом в число приоритетных задач входит  сохранение национально-культурного баланса населения в муниципальных образованиях Саратовской области, его максимальная защищенность и комфортность проживания.

Сл12. Интересным, на мой взгляд, а также очень своевременным и уместным отличием нашего документа от других миграционных стратегий является то, что в нем четко определен именно тот тип мигранта, который нам необходим. Им является гражданин в трудоспособном возрасте с профессиональным образованием, наличием свежего опыта работы по полученной профессии и специальности, с уровнем знания русского языка не ниже среднего, готовый к принятию культурных, исторических ценностей народов Российской Федерации, состоящий в зарегистрированном браке и имеющий детей.

Учитывая, отрицательное миграционное сальдо области в межрегиональном обмене, приоритетным направлением в ближайшее время должно стать привлечение мигрантов из стран бывшего Советского Союза (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Армении, Азербайджана), миграционный потенциал которых достаточно высокий, и доля которых в миграционном составе преобладает. Безусловно предпочтение будет отдаваться бывшим соотечественникам.

Сл13. При разработке проекта нами была проведена типологизация районов. В зависимости от уровня демографического неблагополучия и вклада в социально-экономическое развитие региона муниципальные районы были объединены в три группы: благополучные, депрессивные (частично депрессивные) и приграничные (имеющие геополитическое значение).На основе данного анализа в Концепции выстроены приоритеты миграционной политики по выравниванию, сбалансированности демографических характеристик районов.

Реализация положений Концепции будет осуществляться через разработку нормативной правовой базы, и в первую очередь целевых программ, направленных на повышение эффективности реализации региональной миграционной политики. Одна такая программа уже успешно работает. Вернее отработала, и в ближайшее время будет принята новая до 2015 года. Я говорю о Программе Саратовской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Одним из необходимых механизмов, без которого Концепция не заработает в полную силу, является поддержка развития институтов гражданского общества, деятельность которых направлена на реализацию целей и задач Концепции. В связи с тем, что основные проблемы миграционной сферы лежат в недостаточной работе по социальной адаптации и интеграции приезжающих на местах их расселения мы планируем совместно с общественными организациями создавать общественные информационно-консультативные центры содействия иммигрантам в муниципальных районах Саратовской области.

Сл14. Реализация Концепции предполагает  три основных этапа:

первый (2013-2015 годы) включает разработку региональной и муниципальной нормативно-правой базы; разработку программ и планов мероприятий; совершенствование модели системы управления миграционной политикой региона; создание инфраструктуры поддержки мигрантов на основе частно-государственного партнерства;

второй (2016-2020 годы) предполагает обобщение и анализ правоприменительной практики принятых правовых актов на первом этапе; реализацию и мониторинг программ и планов мероприятий; развитие инфраструктуры поддержки мигрантов и т.д.

третий (2021-2025 годы) включает оценку достигнутых результатов эффективности проводимой миграционной политики; уточнение основных стратегических ориентиров, приоритетов и основных направлений реализации Концепции.

Таким образом, проект документа предполагает многоступенчатую реализацию с ориентацией на федеральные приоритеты и специфику развития миграционной ситуации в области. Результативность Концепции будет зависеть от качества документов, принятых в ее исполнение. В течение месяца будет разработан один из них – План реализации Концепции.

Сл.15. Уважаемые коллеги, прошу Вас одобрить представленный проект.

Спасибо за внимание.

Возврат к списку

Поиск по сайту

схема проезда

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН



Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)


Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

 
Доступная среда