Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Выступление министра занятости, труда и миграции области Н.Ю. Соколовой

02.08.2013

Выступление министра занятости, труда и миграции области Н.Ю. Соколовой


Уважаемый Павел Владимирович!  Уважаемые члены Комиссии!

Миграционные процессы и сопутствующие им проблемы в настоящее время являются, и конечно будут являться в долгосрочной перспективе, одними из наиболее актуальных и резонансных.

Сл2. По оценке экспертов, до последнего времени российская миграционная политика была политикой текущего времени и не была нацелена на перспективу. В России не существовало целостной системы взглядов на содержание и основные направления реализации стратегического курса страны в сфере миграции. Такое положение приводило к тому, что миграционная политика в целом и принимаемые нормативные правовые акты по ее реализации отличались крайностями: либо полная либерализация внешней миграции и взятие на себя непомерных обязательств перед мигрантами (первые редакции законов «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах»), либо излишнее ужесточение позиции государства по отношению к мигрантам.

С одной стороны, благодаря миграционному притоку была частично компенсирована естественная убыль населения, подняты многие секторы экономики, в первую очередь, строительство, услуги, торговля и сельское хозяйство. С другой стороны недостаточный контроль и погоня за дешевой рабочей силой вели к росту численности нелегальных мигрантов, что провоцировало всплески ксенофобии и национальных конфликтов.

Сегодня миграционные процессы приобрели более системный характер, но, по-прежнему, остаются сложными и противоречивыми, имеют свою зачастую кардинально различающуюся специфику на Российском пространстве.

С целью дальнейшего развития и эффективного регулирования миграционных процессов  в прошедшем году в стране появился долгосрочный стратегический документ, определяющий цели, приоритеты и целевые ориентиры государства в сфере миграции – Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года.

Сл3. Необходимость принятия подобных концептуальных документов на уровне регионов была обозначена на прошедшем в сентябре прошлого года Совете при Полномочном Представителе Президента Российской Федерации в Приволжском Федеральном округе.

Не случайно вопрос  о региональных аспектах реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года рассматривался именно Саратове.

Сл4.Это связано, прежде всего, с тем, что наша область, наряду с характерными для всей России, имеет ряд специфических особенностей, определяющих необходимость рассматривать ее, как территорию повышенного внимания к протекающим в ней миграционным процессам.

Сл5.Во-первых, Саратовская область имеет геополитическое значение – ибо граница с Казахстаном составляет 565 км. В связи с этим область является транзитной для большого количества мигрантов.

Сл6.Далее, наш регион исторически сложился как многонациональный и поликонфессиональный. В Саратовской области проживает 148  национальностей, которые представлены всеми основными религиозными конфессиями (вероисповедание).

Сл7.На протяжении ряда лет в Саратовской области наблюдаются отрицательные демографические тенденции. Из 38 муниципальных районов области лишь в трех районах (Александрово-Гайском, Озинском и Ровенском) наблюдался естественный прирост. За 2012 год естественная убыль населения составила 7,3 тыс. человек. Миграционный прирост компенсировал ее только на 25 процентов.

Сл8.При нынешнем состоянии дел Федеральная служба государственной статистики прогнозирует снижение численности населения области к 2025 году до 2,4 миллионов. (А к 2030 году она составит 2,3 млн. человек).

Сл9. Еще одной чертой демографических процессов, происходящих в Саратовской области, является и старение населения. К 2025 году доля населения старше трудоспособного возраста вырастет на 4,7 процентных пунктов и составит почти 30 (29,6) процентов от общей численности населения области. Доля лиц в трудоспособном возрасте к 2025 году наоборот - сократится на 5,4 процентных пунктов (численность снизится на 11,8 процентов или на 177,2 тысяч человек) и составит 54,5 процентов. При этом темпы снижения числа лиц в трудоспособном возрасте в 2,1 раза быстрее темпов снижения общей численности населения области.

(Всего численность по росстату к 2025  2359,7 тыс.

Старше ТСВ – 2359,7*29,6% = 698,5 следовательно доля вырастет на 4,7 п.п. (29,6%-24,9%), а численность сама на 11,7% (с 625,356 до 698,5)

ТСВ = 1501,6+177,2=1324,4 доля – 56,1% не сходится правда с  54,5%

«что в 3,8 раза быстрее темпов снижения общей численности населения области.» относится не к 54,5% а к 11,8%

2359,7/2503,3*100%= снизится на 5,7%

11,8%/5,7%= 2,1 раза).

Таким образом, миграционные процессы отражаются на всех сферах жизни населения, и поэтому мы попытались привлечь к разработке проекта Концепции максимальное количество экспертов, представляющих различные направления. И тех, кто тем или иным образом будет участвовать в реализации документа, и тех, кто непосредственно на себе почувствует его влияние.

Сл10.В рабочую группу по разработке Концепции вошли представители 16 федеральных и областных ведомств области. В настоящее время проект согласован со всеми заинтересованными органами власти, он прошел обсуждение на многих общественных площадках. Получили отзывы на Концепцию от 5 общественных организаций.

На суд населения мы выносили наш проект и через средства массовой информации, в том числе он был размещен на сайте нашего министерства и обсуждался его посетителями.

Разрабатываемый документ построен на научных разработках саратовских ученых в сфере миграции и с использованием современных научных методик исследований.

Центр социологических исследований СГТУ под руководством Инны Вячеславовны Бабаян специально провел несколько фокус-групп по обсуждению существующих миграционных проблем, итоги которых были использованы при разработке структуры и содержательной части концептуального проекта.

Проект Концепции был направлен также для экспертной оценки в Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Фонд ООН по народонаселению в России. С помощью Евразийского сетевого исследовательского центра при Поволжском институте управления им. П.А.Столыпина мы получили отзывы на проект от коллег из стран СНГ. Всего на проект получено около 30 отзывов.

Сл11.Предварительно документ согласован с 4 федеральными и 5 областными стратегическими документами. Вы можете увидеть их на слайде. В процессе разработки были изучены аналогичные документы стран Ближнего Зарубежья и других регионов РФ.

Кроме того, были проанализированы и учтены возможные последствия интеграционных процессов на территориях государств-участников Содружества Независимых Государств, Таможенного Союза и Единого экономического пространства, а также тенденции глобализации и последствия вступления России во Всемирную торговую организацию.

Сл12.Основной целью Концепции миграционной политики был определен  миграционный прирост населения, обеспечивающий стабилизацию численности населения к 2015 году на уровне 2,45 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году. Эта цель согласована с основной целью региональной Концепции демографической политики, в которой соответствующая численность населения закреплена в качестве целевого ориентира. Вместе с тем, по прогнозам министерства здравоохранения области и госстатистики за счет естественной прибыли населения эта задача выполнена не будет. Прошу обратить внимание на слайд. Для обеспечения в регионе такой численности населения миграционная прибыль должна составить в среднем ежегодно не менее 7 тысяч человек. (Целевой ориентир численности населения к 2015 году определенный концепцией демографического развития 2450 тыс. – ниже численность не должна упасть в идеале. Следовательно, так как в прогнозе росстата к 2025 году она  будет - 2359,7, то надо обеспечить восполнение не менее 90,3 тысяч (2450-2359,7) ежегодным миграционным приростом с 2015 года не менее 7 тыс. чел. (90,3/13лет (с 2013 по 2025).    

Задача это весьма амбициозная и может быть решена только при условии устойчивого экономического развития региона и создания необходимых благоприятных социальных-экономических, в том числе жилищных условий, не только для мигрантов, а в первую очередь для населения области, чтобы сократить его отток в другие территории.  

Сл13.В связи с этим в Концепции определены риски, которые могут повлиять на достижение целевых показателей. Это: отсутствие своевременных изменений федерального законодательства; недостаточность финансовых и кадровых ресурсов для реализации мероприятий, обеспечивающих достижение целевых показателей Концепции; несоблюдение социально-экономических параметров развития области, закрепленных в Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года, Программе социально-экономического развития Саратовской области до 2015 года, межотраслевых и отраслевых Стратегиях и Концепциях развития области.

Для достижения основной цели в соответствии с проектом Концепции предполагается проведение  селективной миграционной политики, основанной на половозрастных и квалификационных потребностях экономики области. При этом в число приоритетных задач входит  сохранение национально-культурного баланса населения в муниципальных образованиях Саратовской области, его максимальная защищенность и комфортность проживания.

Сл14.Интересным, на мой взгляд, отличием нашего документа от других миграционных стратегий является то, что в нем четко определен тип мигранта, который нам необходим. Им является гражданин в трудоспособном возрасте с профессиональным образованием, наличием опыта работы по полученной профессии и специальности, с уровнем знания русского языка не ниже среднего, готовый к принятию культурных, исторических ценностей народов Российской Федерации, состоящий в зарегистрированном браке и имеющий детей. В случае отсутствия зарегистрированного брака для нас предпочтителен мигрант мужского пола.

Сл15.Связано это с гендерными диспропорциями, наблюдающимися в нашей области. Число женщин превышает число мужчин, начиная с возраста 29 лет. Начиная с 30 лет, численность женщин больше численности мужчин на 30,3 процента. В современном мире возраст брачности и рождения вторых, да и первых детей, постоянно смещается в сторону увеличения, это будет дополнительной возможностью роста уровня  рождаемости в регионе.

Сл16.Учитывая, отрицательное миграционное сальдо области в межрегиональном обмене, приоритетным направлением в ближайшее время должно стать привлечение мигрантов из стран бывшего Советского Союза (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Армении, Азербайджана), миграционный потенциал которых достаточно высокий, и доля которых в миграционном составе преобладает. При этом предпочтение будет отдаваться бывшим соотечественникам.

Сл17.При разработке проекта нами была проведена типологизация районов. В зависимости от уровня демографического неблагополучия и вклада в социально-экономическое развитие региона муниципальные районы были объединены в три группы: благополучные, депрессивные (частично депрессивные) и приграничные (имеющие геополитическое значение). На основе данного анализа в Концепции выстроены приоритеты миграционной политики по выравниванию демографических характеристик районов.

Реализация положений Концепции будет осуществляться через разработку нормативной правовой базы, и в первую очередь целевых программ, направленных на повышение эффективности реализации региональной миграционной политики. Одна такая программа уже успешно работает. Вернее отработала, и в ближайшее время будет принята новая до 2015 года. Я говорю о  Программе Саратовской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Одним из необходимых механизмов, без которого Концепция не заработает в полную силу, является поддержка развития институтов гражданского общества, деятельность которых направлена на реализацию целей и задач Концепции. Совместно с общественными организациями мы планируем создавать общественные информационно-консультативные центры содействия иммигрантам в муниципальных районах Саратовской области, ибо основные проблемы миграционной сферы лежат в недостаточном проведении мероприятий  по социальной  адаптации и интеграции приезжающих.

Сл18.Реализация Концепции предполагает  три основных этапа:

первый (2013-2015 годы) включает разработку региональной и муниципальной нормативной правой базы; разработку программ и планов мероприятий; совершенствование модели системы управления миграционной политикой региона; создание инфраструктуры поддержки мигрантов на основе частно-государственного партнерства;

второй (2016-2020 годы) предполагает обобщение и анализ правоприменительной практики принятых правовых актов на первом этапе; реализацию и мониторинг программ и планов мероприятий; развитие инфраструктуры поддержки мигрантов и т.д.

третий (2021-2025 годы) включает оценку достигнутых результатов эффективности проводимой миграционной политики; уточнение основных стратегических ориентиров, приоритетов и основных направлений реализации Концепции.

Таким образом, проект документа предполагает многоступенчатую реализацию с ориентацией на федеральные приоритеты и специфику развития миграционной ситуации в области. Успешность стратегического документа будет однозначно зависеть от Плана по ее исполнению, который нам также совместно необходимо будет разработать в ближайшее время.

Уважаемые коллеги, прошу Вас представленный проект Концепции одобрить и рекомендовать его к дальнейшему согласованию и утверждению.

Спасибо за внимание.

Возврат к списку

Поиск по сайту

схема проезда

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН



Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)


Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

 
Доступная среда