Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Выступление на заседании МВК по вопросу квотирования на 2013-2014 гг

10.07.2013 17:08:00

Выступление на заседании МВК по вопросу квотирования на 2013-2014 гг

Уважаемый Павел Владимирович,

члены межведомственной комиссии, участники заседания!

Работа по определению потребности в привлечении иностранных работников и формированию квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Саратовской области проводится в соответствии с  

Сл.2 постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2006 года № 783 «О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации». Основные ее этапы продемонстрированы на слайде.

С целью разъяснения работодателям норм миграционного законодательства в части привлечения и использования иностранных работников, а также для соблюдения основного принципа  приоритетного права граждан России на занятие вакантных рабочих мест, ежегодно до 1 мая Министерством проводится значительная информационно-разъяснительная работа о процессе подачи  работодателями заявок для замещения в предстоящем году и, дополнительно, в  текущем году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками.

В этом году органами занятости населения области проведено около 800 мероприятий с участием свыше 2 тысяч работодателей.

По данному направлению  в печатных средствах массовой информации вышли тематические публикации. На сайте нашего Министерства был создан специальный раздел,  организована «горячая линия» как в Министерстве, так  и центрах занятости области.

В соответствии с законодательством до 1 июня  заявки работодателей были обобщены и направлены в заинтересованные отраслевые министерства и ведомства области, УФМС России по Саратовской области, Государственную инспекцию труда, Федерацию профсоюзных организаций и администрации муниципальных районов с целью рассмотрения, согласования и подготовки заключений о целесообразности привлечения иностранных работников.

Сл.3 В целом, с начала года работодателями  г. Саратова и области, г. Москвы и области, г. Санкт-Петербурга, Нижегородской и  Волгоградской областей, Краснодарского края были предоставлены 348 заявок на привлечение 16283 иностранных работников на 2014 год (из них: из стран, в порядке, не требующем получения визы, - 13502  иностранного работника (82,9%), из стран, в порядке, требующем получения визы, - 2781  иностранного работника (17,1%).

В эти же сроки в корректировку 2013 года, работодателями было предоставлено 246 заявок на привлечение 7538  иностранных работников (из них: из стран, в порядке, не требующем получения визы, - 6965 иностранных работников (92,4%), из стран, в порядке, требующем получения визы, - 573 иностранных работников (7,6%) (в раздаточном материале данная информация представлена в таблицах  № 1 и 2).

Сл.4 Анализ представленных  заявок показал, что наибольшая потребность в иностранной рабочей силе в 2014 году будет существовать  в сфере строительства (57%), сельского хозяйства (13%), обрабатывающих производств (10,1%) и предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (5,5%). Наибольший дефицит отрасли будут испытывать  в подсобных рабочих (28,1%), овощеводах (9%), бетонщиках (4,9%).

По заявкам на 2013 год (корректировка) наибольшая потребность в иностранной рабочей силе существует в сфере строительства (48,1%), сельского хозяйства (13,3%), обрабатывающих производств (11,8%). Сегодня отраслям экономики наиболее необходимы  подсобные рабочие (35,6%), овощеводы (7,3%), а также рабочие по благоустройству населенных пунктов (6,2%).

Сл.5 Основными странами – импортерами иностранной рабочей силы в 2013-2014 годах по-прежнему являются Узбекистан (63,7% и 55,7% соответственно);  Таджикистан (11,3% и 13,3%); Турция (1,8% и 12,5%) и по 1,6% - Туркмения в 2013 году и Румыния в 2014 году.

Сл.6 Напомню, что в соответствии с законодательством поданные работодателями заявки, могут быть уменьшены или отклонены полностью по следующим основаниям:

наличие у работодателей не устраненных нарушений миграционного и трудового законодательства;

отсутствие у работодателей возможности обеспечения иностранных работников жильем.

Сл.7 Заключения о целесообразности (либо нецелесообразности) привлечения иностранных работников готовились, принимая во внимание эти факторы, а также с учетом:

спроса на рабочую силу в области;

создания рабочих мест в рамках реализации инвестиционных проектов, отраслевых и местных программ развития;

имеющегося трудового потенциала муниципальных районов;

прогноза численности безработных граждан и ожидаемого высвобождения работников;

ожидаемого количества выпускников профессиональных образовательных учреждений по профессиям и специальностям;

оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в 2012 году;

уровня заработных плат (по видам экономической деятельности и группам специальностей в заявках работодателей);

размера выбранной квоты работодателем в предшествующем периоде;

и, конечно же, наличия вакансий, на которые планируется привлечение иностранных работников, заявленных работодателем в органы государственной службы занятости населения, с целью организации работы по их замещению  гражданами Российской Федерации.

Сл.8 Так, анализ базы вакансий службы занятости показывает, что в целом по области сегодня наиболее востребованы на рынке труда водители (11,2% от общей потребности в кадрах), строители (9,3%), слесари (5,4%), инженеры (6,4%), неквалифицированные рабочие (21,5%). В сельской местности ежегодно наблюдается дефицит  в сезонных работниках, связанных с проведением полевых работ (8,5%) и работ по благоустройству населенных пунктов (6,5%).

Ряд предприятий области, испытывающих постоянную потребность в рабочих руках - как в высококвалифицированных специалистах, так и работниках низкой квалификации, не могут в полном объеме заместить имеющиеся вакансии за счет российских граждан. Можно в качестве примера привести таких работодателей, как ООО «Альфа Инженеринг и Констракшн» (потребность в 313 специалистах, владеющих навыками и спецификой  строительства металлургического завода), ООО «Артефакт» (270 чел. - монолитчики), ООО «Монолит-Бетон» (350 чел.- монолитчики), ООО «РЭХН» (215 работников сельскохозяйственного профиля, владеющих особыми технологиями выращивания овощей).

Все эти моменты учитывались при определении объемов квотирования иностранных работников и были отражены в заключениях о целесообразности их привлечения.

Нет смысла делать полный обзор по представленным в наше Министерство, как в уполномоченный орган,  заключениям, тем более представители ряда министерств и ведомств области сегодня выскажут свои мнения и доводы, к тому же данная  информация  изложена в вашем справочном материале.

Сл.9 При этом хочу обратить внимание на анализ оценки эффективности привлечения и использования иностранных работников в 2012 году, который является неотъемлемым приложением к ежегодно направляемым предложениям субъекта по объемам привлечения иностранных работников (брошюра имеется у членов Комиссии в раздаточном материале).

Отмечу, что проведенный нами и нашими партнерами анализ показал:

низкую долю  иностранных работников в общей численности занятых (0,5 %), а это говорит о том, что приоритетный принцип занятия рабочих мест местными трудовыми ресурсами соблюдается;

наибольший удельный вес иностранных работников в численности занятых относится к в следующим видам экономической деятельности: «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» (1,95 %); «предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг» (1,63 %); «строительство» (1,26 %); «гостиницы и рестораны» (0,58 %);  «обрабатывающие производства» (0,57 %) – именно к тем отраслям, которые наиболее остро испытывают потребность в дополнительных кадрах;

вклад иностранных работников  в доходную часть бюджета в 8,1 раза больше, чем расходы бюджета Саратовской области, связанные с привлечением и использованием ИРС (вклад иностранных работников в доходную часть бюджета области составил 144,7 миллиона рублей, что превышает расходы областного бюджета – 16,4 миллиона рублей, связанных с оказанием медицинской помощи трудовым мигрантам, расходами на обучение и содержание в дошкольных учебных заведениях их детей, поддержание социнфраструктуры общежития и др.);

наибольший вклад иностранных работников в доходную часть бюджетов отмечен в сферах сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства (48745,0 тыс. руб.), строительства (29645,4 тыс. руб.), обрабатывающих производств (32604,1 тыс. руб.).

Что касается уровня заработной платы по предоставленным заявкам. Нами проведена работа со всеми работодателями, теми, кто указал размер заработной платы ниже прожиточного минимума (на сегодняшний день прожиточный минимум трудоспособного гражданина составляет 6427 руб.). В настоящее время ряд работодателей представил соответствующие подтверждения об увеличении размера оплаты труда до должного уровня.

Сл.10 Напомню, что на текущий год для нашей области был утвержден размер основной квоты  на привлечение  и использование иностранной рабочей силы в объеме 6219 разрешений.  По данным Управления Федеральной миграционной службы России по Саратовской области  на сегодня выдано 3,2 тысячи разрешений на работу иностранным гражданам (или 52% утвержденной квоты).

По размеру квоты среди регионов ПФО наша область занимает 8 место. Например, квота в Самарской области – 24,2 тыс. разрешений (почти в 3,9 раза больше),  в Республике Татарстан составляет 23,0  тыс. разрешений (что в 3,7 раза больше).

Уважаемые коллеги, хочу довести до вашего сведения, что  показатели по численности иностранных работников, привлекаемых в счет квот, входят в Программу социально-экономического развития области.

Сл.11 Данные целевые ориентиры  имеют тенденцию к небольшому снижению на 200 человек к 2015 году (2013 г. – 8,2 тыс. человек, 2014 г. – 8,1 тыс. человек, 2015 г. – 8,0 тыс. человек). Это, прежде всего, связано с процессом оптимизации  привлечения иностранных работников (согласно Программе социально-экономического развития области), но показатели  могут корректироваться как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения, в зависимости от развития экономики области и ее потребности  в кадрах.

Таким образом, обобщив все поступившие мнения членов комиссии, мы предлагаем к согласованию следующие объемы квотирования: на 2014 год -  6115 человек  и  на текущий год увеличить утвержденную квоту на  1888 человек (в этом случае общий объем составит 8107 чел.).

Спасибо за внимание.    

Возврат к списку

Поиск по сайту

схема проезда

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН



Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)


Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

 
Доступная среда