Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Выступление министра занятости, труда и миграции Н.Ю. Соколовой от 19 июля 2013 года

19.07.2013

Выступление министра занятости, труда и миграции Н.Ю. Соколовой от 19 июля 2013 года

Уважаемые члены коллегии и приглашенные!

 

Сегодня мы подводим итоги работы Министерства за полугодие и ставим задачи до конца текущего года. В целом, с поставленными задачами  на прошедший период мы справились, и это во многом определило ситуацию на рынке труда области, которая остается стабильной. На 1 июля численность безработных составила 13,3 тыс. человек, что на 5,8% меньше, чем на начало года. Уровень безработицы снизился с 1,1% до 1,0% от численности экономически активного населения, что на 0,3 процентных пункта  ниже, чем по РФ (1,3%). Реализация инвестпроектов, расширение существующих производств повлияли на рост вновь созданных рабочих мест. По сравнению с I полугодием 2012 года их количество увеличились в 1,6 раза – до 4,1 тыс. всего в этом году будет создано не менее 18 тысяч новых рабочих мест.

В результате по сравнению с I полугодием прошлого года количество вакансий выросло на 19%, напряженность на рынке труда снизилась с 0,7 до 0,5 незанятых на вакансию.  

Несмотря на положительную динамику в развитии ситуации на рынке труда, в 23 районах уровень безработицы превышает средне-областной показатель. Наибольший показатель  в Краснопартизанском районе – 3,2%.

В ближайшие 3 месяца к высвобождению планируется 2,2 тыс. работников, из них в службу занятости могут обратиться около 1,7 тыс. человек. В режиме неполной занятости на 1 июля работали 2,7 тыс. человек, сейчас этот показатель снизился до 1,6 тыс.чел. По-прежнему сложно идет трудоустройство сельских жителей, граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

Одним из важных инструментов решения выше названных проблем является  реализация областной целевой программы содействия занятости населения на 2012-2014 годы. Объем финансирования программы в этом году составляет 74,6млн. рублей из средств областного бюджета. Аналогичные программы реализуются во всех районах области.

Несмотря на определенные сложности, в том числе и финансового характера, по всем программным показателям норматив выполняется.  Напомню, что наша задача сохранить норматив доступности услуг в сфере занятости не ниже уровня 2012 года.  С начала года трудоустроено 34,6 тыс. человек (53,2% от программного показателя), 4,4 тыс. – направлено на общественные работы (61,7% от программного показателя), 2,2 тыс. – на профессиональное обучение (63,3% от программного показателя). Наиболее активно работа ведется в Саратове, Энгельсе, Балаково, Балашове, Вольске, Ершове, Новоузенске, Питерском, Саратовском районах. Более подробно информация о деятельности Министерства в I полугодии текущего года представлена в справке.

Остановлюсь на задачах, которые нам необходимо выполнить до конца 2013 года.

Для начала напомню, что в соответствии с приоритетами, обозначенными в майских Указах Президента, 2013 год провозглашен Министерством Годом содействия повышению эффективности использования трудового потенциала области. Одной из основных задач областной службы занятости населения является содействие развитию экономической активности незанятого населения, в том числе повышению уровня трудоустройства граждан, снижению средней продолжительности поиска работы.

Особое место в Указах, и соответственно в нашей работе по их реализации, уделяется мерам, способствующим повышению конкурентоспособности инвалидов и женщин, имеющих несовершеннолетних детей.

Учитывая высокую социальную значимость решения проблем этих категорий граждан,  Министерством разработан план, утверждающий комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и созданию условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью.

Вся работа по реализации Плана строится в тесном взаимодействии с нашими социальными партнерами. Проведение адресных мероприятий, расширение информационного поля, активное содействие трудоустройству до присвоения статуса безработного, увеличение объемов профессионального обучения, в том числе женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, дало свои результаты. По итогам I полугодия текущего года численность безработных женщин, имеющих детей, сократилась по    сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 7%. Задача директоров центров занятости населения – повысить эффективность проведения информационной кампании среди женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, о возможности пройти профессиональное обучение по направлению службы занятости.

С целью расширения возможностей трудоустройства инвалидов в 2013 году Министерством реализуется областная целевая программа дополнительных мероприятий, в рамках которой предусмотрено оборудование (оснащение) 175 рабочих мест для трудоустройства инвалидов, что соответствует численности рабочих мест, оснащенных за все три предшествующих года реализации программы.

В текущем году реализация Программы началась в апреле, после утверждения нормативно-правовой базы по её реализации. В I полугодии 2013 года был рассмотрен 91 пакет документов от работодателей, заключены договоры с работодателями на оснащение 88 рабочих мест, из которых 53 уже оснащены, на  41 – трудятся инвалиды (в соответствующем периоде 2012 года были заключены договоры на оснащение 44 рабочих мест, оснащены 15 мест, трудоустроены 12 инвалидов). Это способствовало тому, что по сравнению с началом года численность инвалидов, состоящих на учете в службе занятости населения, сократилась на 7,4 %.

Министерством проведен мониторинг потребности незанятых инвалидов трудоспособного возраста в трудоустройстве и открытии собственного дела, участниками которого стали 1354  инвалида. Решая вопрос трудоустройства, около 75% опрошенных инвалидов рассчитывают на помощь органов службы занятости населения. По результатам мониторинга закрепляемости  инвалидов на оборудованных (оснащенных) для них рабочих местах, в 2012-2013 годах закрепилось 86,9% (119 чел.) трудоустроенных инвалидов.  Это хороший показатель, но мы должны стремится к тому, чтобы каждый гражданин с инвалидностью, трудоустроенный при нашем содействии, закрепился на рабочем месте и вновь не пополнил ряды безработных. Поэтому специалистам центров занятости населения уже после завершения программы необходимо осуществлять сопровождение как работодателя (в виде разъяснительных бесед по вопросам законодательства), так и инвалида, мотивируя его на продолжение трудовой деятельности.  

Наряду с реализацией Указов Президента РФ, перед службой занятости поставлены новые задачи.

19 июня 2013 года Распоряжением Правительства РФ Утвержден План реализации государственной программы РФ «Содействие  занятости населения  на 2013 и плановый 2014-2015 годы», который направлен на совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы содействия занятости населения, привлечения и использования в России иностранной рабочей силы, разработки профессиональных стандартов, модернизации системы оплаты труда и улучшения его условий на рабочих местах. 

Реализация плана уже началась. Буквально в конце июня текущего года  Президентом РФ были подписаны и впоследствии приняты Госдумой и одобрены Советом Федерации ряд законов. 14 июля они вступили в силу.

Один из них федеральный закон № 162 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», запрещающий указывать в объявлениях о вакансиях дискриминационные требования (по полу, возрасту, национальности и т.д.). Предусмотрена административная ответственность лиц за нарушение данной нормы закона.  Задача директоров центров занятости населения  проводить целенаправленную работу с работодателями, в том числе на Клубах работодателей, Днях кадровика и других мероприятиях о необходимости соблюдения данной нормы закона.

Кроме того, в целях содействия занятости лиц, прошедших военную службу по призыву, законом устанавливается право безработных граждан, прошедших военную службу по призыву, в течение 3-х лет после увольнения в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение.

Также обращаю Ваше внимание на то, что Закон наделяет органы государственной власти субъектов РФ правами на:

организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан пенсионного возраста, стремящихся возобновить трудовую деятельность в случае их обращения в службу занятости населения;

разработку и реализацию мероприятий, направленных на создание условий для совмещения незанятыми многодетными родителями и родителями, воспитывающих детей-инвалидов, обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью.

Для реализации законодательных нововведений мы уже внесли предложения в проект областной целевой программы «Доступная среда» на 2014-2016 годы по информационному сопровождению процесса трудоустройства инвалидов и родителей, воспитывающих детей инвалидов.

В ближайший месяц нам необходимо в оперативном порядке внести изменения в долгосрочную областную целевую программу «Содействие занятости населения Саратовской области» на 2012-2014 годы, предусмотрев в текущем году мероприятия по организации профессионального обучения граждан пенсионного возраста, по оснащению специальных рабочих мест для многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов. После чего программные показатели по данным направлениям будут доведены до центров занятости населения.

Кроме того, со следующего года все областные целевые программы упраздняются. Министерства области переходят на реализацию государственных программ. Соответствующее Распоряжение Правительства области проходит последние согласования. До 1 октября этого года задача структурных подразделений Министерства разработать государственную программу «Содействие занятости населения, развитие социально-трудовой сферы и регулирование трудовой миграции в Саратовской области до 2020 года». Прошу активизировать работу. Времени остается не так много!

Второй Федеральный закон -  № 183 «О внесении изменения в статью 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который расширяет полномочия  органов государственной власти субъектов РФ в осуществлении квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

В соответствии с Федеральным Законом Министерством проводится работа по внесению изменений в закон Саратовской области от 28.02.2005 № 20-ЗСО «Об установлении квоты для приема на работу инвалидов», которые  позволят расширить права работодателей в части  добровольного выбора способа выполнения своих обязанностей по квотированию рабочих мест. Расширяется перечень организаций (со среднесписочной численностью работающих от 35 чел. и выше), которые обязаны квотировать рабочие места для трудоустройства инвалидов. В настоящее время проект Закона проходит согласование в Прокуратуре Саратовской области. После его утверждения Правительством области, нашей задачей будет являться осуществление контроля за его реализацией.

Кроме того, мы дополнили областную программу содействия занятости населения новыми мероприятиями. Первое - это трудоустройство  инвалидов на рабочие места, выделенные сверх установленной квоты. При этом работодателю будут возмещаться затраты  в течение 3-х месяцев в размере минимального размера оплаты труда (с учетом страховых взносов в государственные внебюджетные фонды). Проект Постановления о порядке возмещения затрат работодателю направлен на согласование в Правительство области. По предварительным расчетам это мероприятие позволит в этом году дополнительно трудоустроить около 30 инвалидов. Объем финансирования составит 610,0 тыс. руб. Прошу директоров центров занятости населения активно включиться в работу. До конца года программный показатель должен быть выполнен!

Второе мероприятие – трудоустройство граждан, освобожденных из мест лишения свободы с возмещением затрат работодателям на оплату их труда в течение 3 месяцев со дня их приема на работу. Соответствующее Постановление Правительства области об организации данного мероприятия уже утверждено. В этом году планируется трудоустроить 30 граждан данной категории. Те центры занятости населения, которые имеют программные показатели, должны реализовать их  на 50% до 1 августа текущего года.

В целом центры занятости населения до конца текущего года должны выполнить все показатели областных целевых и районных программ в сфере занятости населения, программ по снижению напряженности в  «критических» зонах рынка труда, освоить финансовые средства  в полном объеме. По нашим прогнозам, уровень регистрируемой безработицы к концу года не превысит 1,1% от численности экономически активного населения, коэффициент напряженности на рынке труда - 0,5 незанятых на вакансию.

Особое внимание мы уделяем вопросам регулирования трудовой миграции. В связи с решением Совета при Полномочном Представителе Президента Российской Федерации в Приволжском Федеральном округе от 28 сентября 2012 года у нас в регионе впервые разработан стратегический документ, определяющий базовые принципы регулирования миграционных потоков с учетом специфики региона – Концепция миграционной политики Саратовской области на период до 2025 года, которая 25 июля будет рассмотрена на заседании Правительства Саратовской области. Анализ основных тенденций миграционного движения в области показывает, что в общем миграционном обороте внутриобластная миграция составляет в среднем 60%, на регионы России приходится 30%, на международную миграцию 10%. В I квартале текущего года миграционный прирост составил всего 181 человек.

Акцент мы ставим на стимулировании внутриобластной трудовой миграции. Нашей службой реализуется государственная услуга содействия безработным гражданам в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства с предоставлением компенсационных выплат. В этом году услугу могут получить 70 человек. Уже оказано содействие в переезде в другую местность 41 безработному гражданину. Приоритетом при оказании услуги являлось содействие трудоустройству в сельскую местность  Саратовской области. Прошу директоров центров занятости активизировать работу по данному направлению. До конца года программный показатель должен быть выполнен в полном объеме.

В связи с дисбалансом на рынке труда области работодатели привлекают иностранную рабочую силу. Утвержденная квота на привлечение в область иностранных работников в этом году составляет – 6,2 тыс. человек. По результатам заседания областной межведомственной координационной комиссии по вопросам миграционной политики,  привлечения и использования иностранных работников и реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом,  были сформированы  и направлены в Минтруд России предложения об объемах квоты на 2014 год и о корректировке квоты на 2013 год. Данные показатели отражены на слайде.

В условиях законодательно закрепленного приоритетного права местных жителей перед иностранцами на трудоустройство, мы не поддержали  всех работодателей  по численности привлекаемых иностранных работников. На слайде видно, что окончательные объемы квотирования практически в трое ниже первоначально заявленных. Необходимо отметить. Что в последние  3 года Саратовская область планомерно сокращает цифры по привлечению гастарбайтеров.

Министерством разработан проект новой программы Саратовской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на   2013–2015 годы. Начало работы Программы планируется уже в конце июля.

Главам администраций районов Губернатором области В.В. Радаевым даны рекомендации по реализации Программы. Задача директорам центров занятости во взаимодействии с администрациями организовать непосредственную работу с прибывшими соотечественниками по их трудоустройству и обустройству.

В текущем году усилия Министерства, как и прежде, были сосредоточены на защите трудовых прав граждан, создании безопасных условий труда работающих.

Совместно с нашими социальными партнерами продолжалась реализация двенадцатого по счёту областного трехстороннего соглашения на 2013-2015 годы.

Целевой показатель по итогам I полугодия 2013 года по обеспечению уровня охвата работников по полному кругу предприятий коллективно-договорными отношениями выполнен и составил 71,4%.

В 33 районах области уровень охвата работников коллективно-договорными отношениями выше среднеобластного показателя.

Отмечается рост количества коллективных договоров в Перелюбском, Татищевском, Александровогайском, Екатериновском муниципальных районах.

Вместе с тем, в 9 районах охват работников коллективно-договорными отношениями ниже среднеобластного показателя. Эти районы представлены на слайде.

Важнейшим направлением в нашей с вами работе является контроль за выполнением соглашений и коллективных договоров.

Перед муниципалитетами поставлены следующие задачи:

- внести изменения в действующие трехсторонние соглашения по темпам роста заработной платы;

- в декабре текущего года в 18 муниципальных районах необходимо разработать и заключить территориальные трехсторонние соглашения на новый срок;

- совместно с Союзом товаропроизводителей и работодателей области провести работу по оформлению в установленном законодательством порядке районных объединений работодателей.

В I полугодии этого года был разработан и утвержден депутатами областной Думы новый состав Потребительской корзины области.  Сейчас завершается формирование нормативной базы для определения прожиточного минимума в соответствии с новым составом Корзины.

Одним из направлений работы по выполнению Указов Президента, является реализация федеральной Программы по совершенствованию систем оплаты труда работников бюджетной сферы.

Сформирована нормативная база по обеспечению прозрачности оплаты труда руководителей государственных учреждений.

Все мероприятия проводились  в тесном сотрудничестве с отраслевыми министерствами и профсоюзами.

В прошедшем году значительно на 66%, возросло количество погибших на производстве. Безусловно, в такой ситуации были приняты адекватные меры.

Разработан и действует план совместных действий органов исполнительной власти области, органов надзора и контроля, местного самоуправления, объединений работодателей и профсоюзов в сфере охраны труда на 2013 год. На заседаниях межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве области рассмотрена работа по предупреждению производственного травматизма на предприятиях строительства и обрабатывающих производств, где в прошлом году зафиксирован значительный рост смертельного травматизма.

В целях повышения эффективности исполнения органами местного самоуправления переданных государственных полномочий по государственному управлению охраной труда министерством были проведены проверки 7 муниципальных районов. Главам Энгельсского, Советского и Новоузенского районов направлены предписания по устранению выявленных нарушений.

В рамках реализации переданных полномочий в I полугодии 2013 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года достигнут почти 10-процентный рост количества проведенных мероприятий по вопросам охраны труда, на 11% возросло количество обученных безопасным приемам труда, осуществлено около 1800 выходов на предприятия и учреждения районов.

В целом эффективно велась работа по исполнению переданных полномочий в г. Саратове, Балаковском, Вольском, Марксовском, Красноармейском, Базарно-Карабулакском, Татищевском муниципальных районах. Вместе с тем, не на должном уровне проводилась работа в Краснопартизанском, Озинском, Перелюбском, Саратовском муниципальных районах и ЗАТО Михайловский.

Совместные усилия всех органов власти начинают приносить результаты. В I полугодии этого года, по сравнению с аналогичным периодом  2012 года, в 2 раза сократилось количество несчастных случаев на производстве со смертельным исходом и в 2,3 раза – количество работников, получивших тяжелые травмы. Вместе с тем, в сельском хозяйстве произошел рост смертельного травматизма (с 3 до 4 чел.) и количества пострадавших от тяжелых травм (с 2 до 3 чел.). Несмотря на снижение с 3 до 2 чел. количества погибших в строительстве, с 3 до 4 чел. выросло количество получивших тяжелые травмы.

Вопросы охраны труда должны оставаться в числе неизменных приоритетов органов власти всех уровней, работодателей и профсоюзных организаций. Только совместными усилиями мы сможем добиться реального повышения безопасности на производстве.

Актуальными остаются вопросы развития электронного общества и создания электронного Правительства области. В I полугодии  текущего года Министерством был осуществлен переход на оказание 7-ми государственных услуг в электронном виде на портале «Электронное правительство. Госуслуги». Из них 4 услуги оказываются на постоянной основе, три – в тестовом режиме. Всего в I полугодии было оказано 4,5 тыс. услуг в электронном виде или 7,9 %  от услуг, оказываемых в традиционном виде. Это высокий показатель, но в соответствии с поручением Губернатора области, процент оказания населению государственных услуг в электронном виде до конца 2013 года должен быть не менее 15%, то есть, увеличен практически в 2 раза.

Для выполнения данной задачи Министерством совместно с комитетом по информатизации области, НПЦ «Вариант» и ОАО «Ростелеком» проведены мероприятия по интеграции автоматизированной системы «Вариант» и единого портала государственных услуг «Электронное правительство. Госуслуги». В результате мы имеем полностью автоматизированный процесс оказания первых 4 – х государственных услуг в электронном виде. В настоящее время АС «Вариант» проходит сертификацию в региональной Системе межведомственного электронного взаимодействия, 2-3 месяца опытной эксплуатации и с октября этого года система должна быть полностью готова к обслуживанию граждан в автоматическом режиме. Это позволит сократить время обслуживания граждан с 5 суток до 6-7 часов и, соответственно, увеличить количество оказываемых услуг в электронном виде как минимум в 1,5 – 2 раза. Перевод еще 2-х государственных услуг, оказываемых в электронном виде, в автоматический режим планируется в 2013–2014 годах при наличии финансирования из бюджета области.

Вместе с тем, перед центрами занятости во II полугодии ставится задача дальнейшей популяризации портала «Электронное правительство. Госуслуги», проведение рекламных кампаний в центрах занятости, в районных средствах массовой информации и организациях – партнёрах службы занятости по увеличению количества запросов на оказание государственных услуг в электронном виде. 15%-ый показатель должен быть выполнен!

Уважаемые участники заседания! Мероприятия, предусмотренные Указами  Президента Российской Федерации, организация работы по реализации федеральных законов в сфере занятости, труда и миграции, реализации программных документов Минтруда Российской Федерации и поручений Губернатора области должны быть безусловно выполнены.
Уверена, что скоординированные совместные действия, нацеленность на конечный результат и высокая ответственность работников нашей отрасли, проверенная и подтвержденная временем, помогут достойно решить поставленные задачи.

Спасибо за внимание.

Возврат к списку

Поиск по сайту

схема проезда