Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Выступление министра занятости, труда и миграции области Н.Ю.Соколовой

01.08.2013 09:52:00

Выступление министра занятости, труда и миграции области Н.Ю.Соколовой

Уважаемый Павел Владимирович, участники заседания!

 

Одним из эффективных способов обеспечения общественной стабильности и конструктивного поиска компромиссов является социальное партнерство. На территории Саратовской области созданы все инструменты и механизмы социального партнерства. Сформирована нормативная правовая база: приняты Законы «О социальном партнерстве», «Об областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений», ряд нормативных актов по совершенствованию социального партнерства.

         Главной переговорной площадкой были и остаются трехсторонние комиссии, где обсуждаются актуальные вопросы социально-экономического развития региона, территорий. Совместно с нашими социальными партнерами - Федерацией профсоюзных организаций и Союзом товаропроизводителей и работодателей области - проводится кропотливая работа по заключению соглашений и коллективных договоров.

На территории области заключено 215 соглашений различного уровня.

В действующем региональном Соглашении, заключенном между Правительством области, объединениями работодателей и профсоюзов на 2013-2015 годы, определены ориентиры:

по темпам прироста заработной платы во внебюджетном секторе экономики области в 2013 году от 10,3% до 12,4%;

по финансированию охраны труда в размере 0,25% от суммы затрат на производство продукции (услуг).

Данные ориентиры рекомендованы к включению в территориальные трехсторонние, отраслевые соглашения и коллективные договоры.

В настоящее время в 13 территориальных трехсторонних и отраслевом соглашении по агропромышленному комплексу предусмотрены рекомендованные показатели по росту заработной платы.

Представителями работников на территории области являются 22 отраслевых профсоюза, из которых 21 входит в Федерацию профсоюзных организаций области. (Не входит обком профсоюза работников малого и среднего бизнеса).

Отраслевые объединения работодателей представлены: Агропромышленным Союзом, Ассоциацией сельхозкооперативов "Возрождение", Союзом коммунальных предприятий и Советом Саратовского областного союза потребительских обществ.

В настоящее время в области действуют 19 областных и 152 территориальных отраслевых соглашений, которые заключены в: строительстве, агропромышленном комплексе, жилищно-коммунальном хозяйстве, лесном хозяйстве, торговле, потребкооперации, образовании, здравоохранении, культуре и в сфере общественного обслуживания.

Социальные гарантии, установленные в областных отраслевых соглашениях по минимальному отраслевому уровню заработной платы, порядку ее выплаты, целевым показателям средней заработной платы, условиям труда и отдыха, социальной поддержке работников и членов их семей являются основными при заключении территориальных отраслевых соглашений и коллективных договоров.

На локальном уровне социального партнерства действуют коллективные договоры. Традиционно по уровню охвата работников коллективно-договорными отношениями наша область является лидером в Приволжском федеральном округе (2012г. - 70,3%). По итогам I квартала текущего года заключено 5607 коллективных договоров, их действием охвачено 71,2% от среднесписочной численности работающих и составляет около 500 тыс. человек.

В настоящее время две трети колдоговоров заключено в организациях, где имеются первичные профсоюзные организации, а третья часть (31,3%) - где стороной работников выступает совет трудового коллектива. И это соотношение меняется в пользу последних.

Отмечается тенденция к снижению уровня охвата работников коллективно-договорными отношениями (с 75,8% (535 тыс.чел.) в 2011 г. до 72% (507,3 тыс.чел.) в 2012г.). Причиной этого является изменение структуры экономики и увеличение доли занятых в малом бизнесе, где, как правило, не приветствуется  этот правовой акт.

Мониторинг качества коллективных договоров показывает, что в каждый второй коллективный договор внесены положения о минимальной заработной плате, в каждый третий - о порядке её индексации. В каждой третьей организации реального сектора экономики минимальная месячная тарифная ставка рабочего установлена в размере равном или превышающем прожиточный минимум. Каждый десятый содержит обязательства по содействию работникам в решении жилищной проблемы, предусматривает дополнительное пенсионное страхование.

Вместе с тем, пятая часть  всех действующих коллективных договоров  содержит минимум гарантий, дублирует нормы трудового законодательства. Такой подход распространен в бюджетных учреждениях и на малых предприятиях, руководители которых мотивируют это отсутствием средств на обеспечение дополнительных гарантий работникам.

Эффективность социального партнерства, выполнение обязательств соглашений и коллективных договоров регулярно рассматривается на заседаниях областной и территориальных трехсторонних комиссий. В прошедшем году проведено 132 заседания, на которых рассмотрено 412 вопросов.

В результате совместной работы сторон социального партнёрства среднемесячная заработная плата в целом по области по итогам 4-х месяцев текущего года возросла на 13,1%. В организациях строительства, оптовой и розничной торговли, в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды темп роста заработной платы выше среднеобластного показателя. За последние три года уровень производственного травматизма в области снизился на 23,5%, затраты на охрану труда в расчете на 1 работающего возросли в 1,6 раза и составили 9,7 тыс. руб. По этим показателям Саратовская область занимает второе место среди регионов Приволжского федерального округа.

Для осуществления эффективного контроля за ходом выполнения отраслевых соглашений и коллективных договоров нашим министерством осуществляется тесное взаимодействие с Государственной инспекцией труда в Саратовской области. Совместно с Гострудинспекцией, органами надзора и контроля, профсоюзами и работодателями разработан и реализуется план совместных действий по охране труда.

Вместе с тем, в развитии социального партнерства в сфере труда  следует отметить ряд проблем.

Как и прежде, основным фактором, сдерживающим развитие коллективно-договорных отношений, является отсутствие на уровне территории, отрасли, оформленных в установленном законодательством порядке объединений работодателей. Прошли официальную регистрацию  объединения работодателей только в г.Саратове, Балаковском и Базарно-Карабулакском муниципальных районах. Считаем, что Союзу товаропроизводителей и работодателей области совместно с администрациями муниципальных районов необходимо продумать пути решения этой задачи.

Что касается создания объединений работодателей на отраслевом уровне, то надеюсь, что изменения в ст.33 Трудового Кодекса, внесенные в декабре прошлого года, позволят решить эту проблему.

Также не отработан механизм присоединения работодателей к соглашению, не участвовавших в его заключении. Попытки, предпринятые нашим министерством, по внесению изменений в областное законодательство пока остались безуспешными.

Одной из проблем, тормозящих развитие социального партнерства, является социальная пассивность работников, отсутствие во многих трудовых коллективах каких-либо организованных представителей работников.

И, конечно, приоритетной задачей сторон социального партнерства продолжает оставаться необходимость повышения качества заключаемых соглашений и коллективных договоров, максимальное включение в них положений федеральных и областных отраслевых соглашений.

Эффективное функционирование социального партнерства невозможно без контроля. Без поддержки Государственной инспекции труда эту задачу не решить.

Решение этих проблем совместно с нашими социальными партнерами будет способствовать обеспечению социального мира на территории области  и повышению качества жизни населения области.

Благодарю за внимание!

 

 

 

 

- Изменения, внесенные  в ст.33 ТК РФ -позволяют выполнять функции отраслевых объединений работодателей, которые отсутствуют на соответствующем уровне социального партнерства (муниципальном или областном), общероссийскими или региональными объединениямию

 

 

- Изменения в Закон Саратовской области «О социальном партнерстве» вносились 2 раза – в феврале 2011 г. и августе 2012 г.

         Предлагалось нормы (ст.9)  областного Закона привести в соответствие со ст.48 ТК РФ, которая устанавливает механизм присоединения работодателей, не участвовавших в заключении к соглашению, т.е. если работодатель не согласен, то он направляет в орган по труду письменное уведомление, а не наоборот, как в нашем Законе. При этом учитывался опыт ряда регионов (Московской, Новосибирской, Пензенской, Тамбовской областей).

         Было получено заключение областной прокуратуры, что данные изменения нарушают принципы социального партнерства, как равноправие сторон и добровольность.

Добровольность  - если работодатель в силу каких-либо причин не услышал, не увидел, не узнал об обращении о присоединении и пропустил указанный срок, в течение которого он должен был отказаться от выполнения соглашения, то соглашение считается на него распространенным, хотя он и не сможет его выполнить.

 

 

- Государственная инспекция труда  ежегодно выпускает годовой отчет об итогах. С каждым годом он содержит все меньше информации о результатах проверок по выполнении положений колдоговоров и соглашений.

         Последняя информация за 2011 год – было выявлено 601 нарушение законодательства и коллективных договорах, которые составляют 2,1% от общего количества нарушений законодательства о труде, выявленных в 2011 году.

Возврат к списку

Поиск по сайту

схема проезда

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН



Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)


Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

 
Доступная среда