Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Выступление министра занятости, труда и миграции области Н.Ю.Соколовой на ПДС у Губернатора области В.В.Радаева 26 августа 2013 года

02.09.2013 15:56:00

Выступление министра занятости, труда и миграции области Н.Ю.Соколовой на ПДС у Губернатора области В.В.Радаева 26 августа 2013 года

Уважаемый Валерий Васильевич!

Уважаемые участники совещания!

Сбалансированность рынка труда является важнейшим элементом экономического развития региона. На колебания спроса и предложения рабочей силы, которые происходят постоянно, влияет целый ряд факторов, представленных на слайде.

История вопроса баланса производительных сил и рабочих мест уходит в плановую экономику. Советский лозунг: «В СССР безработицы нет» реализовывался за счет разработки и жесткого соблюдения баланса трудовых ресурсов и планирования на его основе подготовки кадров с целью обеспечения  ими всех действующих производств. Но в начале 1990-х годов в связи с переходом экономики России на рыночные отношения, систематическая планомерная работа по сбалансированию рынка  труда страны прекратилась почти на 20 лет.

В настоящее время в условиях инновационной экономики рынок труда, не отвечающий современным требованиям, становится тормозом на пути ее развития. Поэтому руководством государства принято решение о создании системы долгосрочного прогнозирования трудовых ресурсов в масштабах всей страны.

Рынок труда Саратовской области также,  как и общероссийский рынок труда, существенно разбалансирован. Наблюдается дисбаланс спроса и предложения в половозрастном, профессионально-квалификационном и территориальном разрезах. На слайдах вы можете видеть, что на 10 вакансий для рабочих претендуют только 4 безработных гражданина, имеющих рабочие профессии, а на 10 вакансий, предназначенных для ИТР и служащих 6 безработных специалистов.  На 1 вакансию в сельской местности приходится 6 вакансий для городских жителей. В 80% муниципальных районов есть населенные пункты в которых практически отсутствуют работодатели.

В целях решения проблемы дисбаланса в настоящее время создается единая система управления формированием квалифицированных кадров на уровне региона и отрасли, которая призвана своевременно реагировать на происходящие в экономике и обществе изменения.

Основными ее участниками на региональном уровне являются министерство занятости, труда и миграции и министерство образования. Наше Министерство ведет разработку прогноза баланса трудовых ресурсов на 3-х летний период, а министерство образования области с учетом данных прогноза баланса разрабатывает прогноз потребности экономики области в квалифицированных кадрах и формирует на основе полученных данных государственное задание по структуре приема в образовательные учреждения в разрезе специальностей и всех уровней образования.

В 2012 году нашим Министерством на основе прогнозных данных отраслевых министерств и ведомств области, а также федеральных структур впервые был разработан прогноз баланса трудовых ресурсов области на 2013-2015 годы. При разработке прогноза за основу принят умеренно-оптимистичный сценарий прогноза социально-экономического развития, закрепленный в программе социально-экономического развития Саратовской области до 2015 года.

Баланс представляет собой сводную таблицу, которая включает два взаимосвязанных раздела. В первом разделе баланса прогнозируется то, что мы будем иметь в качестве трудового потенциала, включая работников трудоспособного возраста и граждан, находящихся за пределами трудоспособного возраста, а также иностранную рабочую силу.

Второй раздел показывает, сколько из потенциальных трудовых ресурсов будет занято в экономике, и как эти занятые будут распределены по отраслям.

В 2013 -2015 годах прогнозируются следующие тенденции:

Во-первых, будет происходить снижение общей численности трудовых ресурсов (примерно на 8тыс. человек ежегодно) за счет снижения численности граждан в трудоспособном возрасте. Незначительной компенсацией снижения численности трудовых ресурсов явиться рост количества пенсионеров, решивших продолжить трудовую деятельность. Ожидается, что их численность, начиная с 2014 года, будет увеличиваться более чем на 2 тыс. человек ежегодно. Этому должно способствовать внесение изменений в Закон о занятости населения, наделяющий службы занятости полномочиями по организации профессионального обучения граждан пенсионного возраста и запрет на дискриминацию по возрасту при приеме на работу.

Во-вторых, прогнозируется снижение численности занятых. В 2013 году – на 0,7 тыс. человек, начиная с 2014 года почти на 2 тыс. (1,8 тыс.) человек ежегодно (в связи со снижением численности населения и прогнозом снижения численности по отраслям, предоставленных министерствами.)

В-третьих, будет наблюдаться изменение структуры занятых. По сравнению с 2012 годом к 2015 году ожидается снижение численности занятых в сельском хозяйстве, в государственном управлении и обеспечении военной безопасности, в учреждениях здравоохранения, в образовании, в организациях по предоставлению коммунальных, социальных  и персональных услуг,

В то же время ожидается рост численности занятых в торговле, строительстве, на предприятиях транспорта и связи, организациях, осуществляющих операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, в учреждениях, осуществляющих финансовую деятельность, в организациях по производству и распределению электроэнергии,  газа и воды, в гостиницах и ресторанах.

Проведенный анализ показывает, что общее количество занятых будет соответствовать общему количеству рабочих мест, вместе с тем отраслевой дисбаланс будет наблюдаться и дальше. Будет ощущаться нехватка рабочих кадров, высококвалифицированных кадров на обрабатывающих производствах, инженерно-технических работников, врачей.

В долгосрочной перспективе решением данной проблемы станет разрабатываемый министерством образования области прогноз потребности экономики в кадрах и формирование на его основе государственного задания по структуре приема в учреждения профессионального образования в разрезе специальностей и уровней образования.

Вместе с тем, некоторые шаги по решению отраслевого дисбаланса мы уже предпринимаем. Профессиональное обучение безработных проводится под наиболее востребованные профессии, в том числе по заявкам работодателей, под вновь созданные рабочие места. Нами  согласовываются объемы и профили профобучения, представленные учреждениями профобразования. Так, в текущем году Марксовском электротехническом колледже, в Базарнокарабулакском техникуме агробизнеса,  в сельскохозяйственном техникуме им. К.А.Тимирязева был сокращен прием граждан по программе «Экономика и бухгалтерский учет», а Балаковский политехнический институт» прекратил прием граждан по программам «Экономика и бухгалтерский учет» и «Менеджмент».

Кроме того, в краткосрочной перспективе возможным решением отраслевого дисбаланса может стать частичное пополнение численности занятых в экономике за счет незанятого населения – безработных,  военнослужащих, мам, находящихся в отпуске по беременности и родам, домохозяек, граждан из мест лишения свободы, неработающих инвалидов, а также за счет привлечения иностранной рабочей силы и граждан, находящихся за пределами трудоспособного возраста.

Наряду с основными мероприятиями в сфере образования для решения отдельных проблем дисбаланса на федеральном и региональном уровнях уже работает ряд механизмов, в том числе запрещающий указывать дискриминационные требования в объявлениях о вакансиях, организация профессионального обучения мамочек, воспитывающих детей  возрасте до 3-х лет, оснащение специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов.

Для решения проблемы территориального дисбаланса в области предусмотрено финансовое стимулирование специалистов, трудоустраивающихся в сельской местности, привлечение в сельские районы квалифицированных кадров  из числа соотечественников, проживающих за рубежом, содействие безработным гражданам и членам их семей в переезде и в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости,  в том числе с предоставлением финансовой поддержки,  реализация программ совместно с администрациями муниципальных районов и (или) работодателями по стабилизации ситуации  в «критических» зонах рынка труда.

В дальнейшем наряду с этим будут разрабатываться новые меры на основе ежегодных корректировок прогноза баланса трудовых ресурсов и прогноза потребности в квалифицированных кадрах с учетом новых экономических и социальных вводных, в том числе с учетом последствий вступления России в ВТО.

Уверена, что с применением сценарных методов и усовершенствованных балансовых технологий на федеральном и региональном уровнях, с учетом работы по приведению в соответствие образовательных и профессиональных стандартов, будет  создан единый  национальный рынок труда с выстроенным «кадастром рабочих мест» и «кадастром трудовых ресурсов» для каждой конкретной территории, что в конечном итоге позволит перейти от политики помощи «уже безработным» к  политике активного управления рынком труда, который в идеале должен быть сбалансированным и эффективным.

Спасибо за внимание.

Возврат к списку

Поиск по сайту

схема проезда