Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Выступление министра занятости, труда и миграции области Н.Ю. Соколовой на заседании Правительства

26.09.2013 15:05:00

Выступление министра занятости, труда и миграции области Н.Ю. Соколовой на заседании Правительства

Уважаемый Валерий Васильевич!

 Уважаемые участники заседания!

Создание условий для эффективной занятости населения, социальная защита от безработицы, обеспечение сохранения здоровья работников, регулирование трудовой миграции  – все эти аспекты входят в приоритетные задачи органов исполнительной власти области, успешное решение которых зависит от эффективного взаимодействия со всеми сторонами социального партнерства и именно поэтому требует комплексного программного подхода.

Проект программы «Содействие занятости населения, совершенствование социально-трудовых отношений и регулирование трудовой миграции в Саратовской области до 2020 года», предложенный вам сегодня на  рассмотрение, направлен на достижение вышеперечисленных задач.

Период реализации Программы выбран неслучайно,  по прогнозам экспертов именно с 2014 по 2020 годы ряд новых внешних вызовов и внутренних условий окажет существенное влияние на социально-экономическое развитие как России в целом, так и отдельных регионов. Среди основных - снижение численности населения трудоспособного возраста, изменение отраслевой структуры экономики и увеличение значимости вклада человеческого капитала в экономический рост, необходимость более сбалансированного роста заработной платы и производительности труда,  изменение трудового законодательства и адаптация экономики к принятым условиям вхождения в ВТО.

В основу новой Программы заложен принцип преемственности. То, что доказало свою эффективность за годы действующих программ, сохранится и в будущем документе. Вместе с тем, в таком формате программа разработана впервые. По своей сути, это новый инструмент  программно-целевого управления, призванный обеспечить переход органов власти к формированию программного формата бюджета, что позволит повысить прозрачность и эффективность расходования бюджетных средств.

Общий объем финансирования Программы составляет более 5,5 млрд. рублей, из них 80% - это средства федерального бюджета.

Программа разработана в соответствии с Указами Президента РФ, основными стратегическими документами федерального и регионального уровней, а также с учетом достигнутых результатов действующих областных целевых программ в сфере занятости, миграции и социально-трудовых отношений.

Так, благодаря реализации областных целевых программ в сфере занятости населения в области наблюдается устойчивая тенденция снижения уровня регистрируемой безработицы и напряженности на рынке труда. Реализация областной целевой программы в сфере охраны труда  способствовала существенному снижению уровня производственного травматизма. Процесс оптимизации привлечения в область иностранной рабочей силы стал более регулируемым и прозрачным.

Вместе с тем, остаются и нерешенные проблемы. Районные рынки труда характеризуются значительной дифференциацией по показателям уровня безработицы и ее продолжительности, территориальной диспропорцией спроса и предложения рабочей силы. Наблюдается снижение качества коллективных договоров и соглашений, несоответствие уровня льгот и гарантий, предусмотренных  в них. Требуется дальнейшее повышение эффективности процессов оптимизации внешних и внутренних  миграционных потоков в соответствии с потребностями социально-экономического и демографического развития региона.

Исходя из необходимости решения вышеперечисленных проблем, нами была сформулирована цель программы - создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда.

Программа состоит из 3-х подпрограмм,  каждая из которых призвана решать свой круг приоритетных задач.

Первая подпрограмма «Содействие занятости населения и социальная поддержка безработных граждан» в целом  направлена на снижение напряженности на рынке труда области.

Наряду с традиционными мероприятиями активной политики занятости населения, финансируемыми за счет средств областного бюджета, предусмотрена реализация новых мер, направленных на повышение уровня трудоустройства отдельных категорий граждан, в том числе за счет стимулирования к этому работодателей. Вы можете их увидеть на слайде. (незанятых инвалидов на рабочие  места сверх установленной квоты, граждан, освобожденных из мест лишения свободы).

Кроме того, в подпрограмму включены мероприятия в связи с новыми полномочиями, появившимися у нашего Министерства после внесения изменений в Закон о занятости населения - это организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан пенсионного возраста, а также содействие в трудоустройстве незанятых многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов на оснащенные (оборудованные) рабочие места.

Также в подпрограмму включено дополнительное мероприятие по оснащению рабочих мест для трудоустройства инвалидов, 95% финансирования которого планируется за счет средств федерального бюджета.

Впервые в рамках региональной программы с целью реализации переданных полномочий будет осуществляться социальная поддержка безработных граждан, на которые предусмотрено 95% средств федерального бюджета, заложенных в программе.

Без внимания не останутся  развитие государственных услуг в электронном виде, разработка новых информационных ресурсов, проведение опросов целевых групп и ежегодная подготовка прогноза баланса трудовых ресурсов области на перспективу.

Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2018 года нацелены на решение ряда задач, связанных с повышением уровня конкурентоспособности инновационной экономики, который в значительной степени определяется и будет определяться  качеством профессиональных кадров. В связи с этим целью второй подпрограммы – «Совершенствование социально-трудовых отношений» является создание условий для повышения их качества.

Сегодня и в перспективе создание достойных условий труда связано с обеспечением соответствующего уровня оплаты, охраны труда и предоставлением работникам дополнительных льгот и гарантий.

Учитывая, что значительная часть социальных обязательств государства перед населением выполняется бюджетными учреждениями, необходимо постоянно повышать  заинтересованность работников этих учреждений в результатах своего труда, чему и будут способствовать программные мероприятия.

Также выполнение задач, предусмотренных Госпрограммой по совершенствованию коллективно-договорного регулирования, будут способствовать росту качественных характеристик отраслевых соглашений и коллективных договоров отрасли, увеличению количества работающих, получающих дополнительные льготы и гарантии.

К числу приоритетных направлений реализации государственной программы относится участие в  создании условий труда, способствующих сохранению трудоспособности работающего населения. Это, в первую очередь:

содействие внедрению системы управления профессиональными рисками с участием сторон социального партнерства; достоверной оценке условий труда на каждом рабочем месте; разработке и реализации мер, направленных на рост  эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда; переходу к выплате компенсаций за фактические условия труда на рабочем месте;

а также контроль за исполнением органами местного самоуправления переданных полномочий по государственному управлению охраной труда и оказание муниципальным властям консультационной и методической помощи по этим вопросам.

Третья подпрограмма – «Регулирование трудовой миграции» нацелена на содействие обеспечению потребности экономики области дополнительными трудовыми ресурсами.

Управляемая, сбалансированная трудовая миграция является одним из важных элементов российской экономики, оказывающим влияние на  рынок труда, стабилизацию социально-экономической ситуации.

Напомню, что в июле текущего года на заседании Правительства Саратовской области утверждена Концепция миграционной политики в Саратовской области на период до 2025 года. В настоящее время разрабатывается план по ее реализации. Подпрограмма «Регулирование трудовой миграции» будет являться инструментарием для решения задач, стоящих перед Министерством в этой сфере.

Основные мероприятия Подпрограммы будут направлены на: совершенствование нормативно-правового регулирования и  прогнозирования в сфере трудовой миграции, содействие развитию территориальной мобильности населения, стимулирование внутренней миграции, оптимизацию привлечения иностранных работников, вектор которой будет направлен в сторону  увеличения доли привлекаемых в область именно квалифицированных иностранных работников.

Общий вклад государственной программы в социально-экономическое развитие Саратовской области заключается в создании условий для формирования гибкого, сбалансированного и эффективно функционирующего рынка труда. Поэтому основными итогами  реализации Программы должно стать выполнение целевых показателей, таких как:

снижение уровня регистрируемой безработицы за счет вовлечения в трудовую деятельность, как безработных граждан, так и граждан, находящихся за пределами трудоспособного возраста, оснащения 2,8 тыс. рабочих мест для инвалидов, многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов;

второй показатель - снижение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более на 1 тыс. работающих до 1,2 единиц, что будет способствовать созданию благоприятных условий для развития трудового потенциала области;

и третий показатель - удовлетворение не обеспеченного внутренними ресурсами спроса экономики на рабочую силу за счёт внешней и внутренней трудовой миграции.

Принятие проекта Программы будет также способствовать комплексности решения задач экономического, социального и институционального развития области, что обеспечит «окно возможностей» по использованию имеющихся для этого ресурсов. В  связи с этим  принципиальным условием достижения поставленных в проекте целей является согласованная реализация намеченных мер по разным направлениям и их синхронизация с мероприятиями других государственных программ области.

Уверена, что этому будут способствовать проведение всесторонних мониторингов и исследований, проведение оценки качества и эффективности проводимой работы, общественная экспертиза, софинансирование мероприятий, внедрение информационных и коммуникационных технологий, работа на уровне межведомственных и трехсторонних комиссий.

Прошу Вас поддержать представленный программный проект.

 Спасибо за внимание.

Возврат к списку

Поиск по сайту

схема проезда

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН



Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)


Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

 
Доступная среда